Церковь Сан-Микеле-ин-Изола (Сан-Микеле-ди-Мурано), Венеция

Церковь Сан-Микеле-ин-Изола, также известная как Сан-Микеле-ди-Мурано из-за своей близости к острову Мурано, представляет собой религиозное сооружение в Венеции, расположенное на острове Сан-Микеле.

Это была резиденция камальдольского монастыря.

 

История

Истоки монастырского комплекса восходят к 13 веку.

Церковь была первой венецианской работой ломбардского архитектора Мауро Кодусси, реставратора архитектуры лагуны. Он был построен между 1468 и 1479 годами. Джон Мак-Эндрю, один из наиболее признанных критиков венецианского Возрождения, говорит о Кодусси:

«[…] фасад Сан-Джованни-Кризостомо в Венеции, сравнение которого с фасадом Сан-Микеле совершенно необходимо, [...] является решением, которое станет образцом для многих других церквей [...] и, что любопытно, также для церкви Мадонны Чудес в Мотта-ди-Ливенца»

Фасад церкви Сан-Микеле из истрийского камня, добытого на острове Бразза, благодаря своим новаторским характеристикам, уникальным в своем роде, предшествовал фасаду церкви Сан-Джакомо в Шибенике архитектора Джорджио Орсини, который интенсивно работал сначала в Венеции, а затем между двумя берегами Адриатики, характеризуя его скульптуры и здания всегда из истрийского камня. С этих двух работ начинается венецианско-адриатический ренессанс.

 

Здания

Церковь
Фасад трехчастный, вдохновленный «Темпио Малатестиано» Альберти, с двумя наложенными друг на друга уровнями. Нижний характеризуется гладкой рустовкой, покрывающей и ионические пилястры, внутри которых находится центральный портал с треугольным тимпаном и два высоких арочных окна в соответствии с боковыми нефами. Верхний уровень, также между ионическими пилястрами, вместо этого гладкий, и есть большой окулус, вокруг которого расположены четыре полихромных мраморных диска. Этот второй уровень увенчан криволинейным фронтоном, а стороны соединены двумя крыльями с пониженной кривизной, с мелким ракушечным рельефным орнаментом; в месте их соединения с центральной частью имеется выступающий карниз, разрезающий пилястры надвое.

Новинкой является вставка сокращенной латиницы на фасаде. Первый выше:
«Мой дом (будет называться) домом молитвы»

Подробнее вниз:
«О Боже, умоляемый в этом храме, приди и с милостивой добротой прими обеты молитв»

Интерьер церкви разделен на три нефа, отмеченных круглыми арками, поддерживаемыми колоннами. Каждый неф покрыт сундуками и заканчивается полукруглой апсидой. Последние пролеты нефов разделены стенами и перекрыты глухими куполами.

Со стороны входа находится притвор, отделенный от остальной части церкви «барко», то есть хором, поддерживаемым арками. Вычитая пространство вестибюля и пресвитерия с куполами, получается идеально квадратный центральный корпус.

Колокольня этой церкви была построена между 1456 и 1460 годами. Парапет над кельей служит для облегчения вида колокольни и подготавливает переход к восьмиугольнику, называемому также фанале, увенчанному трехлепестковыми арками и поясом, поддерживающим приподнятый купол, которым заканчивается башня. И в поясах, и в арках ствола, и в венчании восьмиугольной части - обработанные кирпичи и терракоты. Эта колокольня послужила образцом для колокольни церкви Санта-Кьяра.

Часовня Эмилиани
В своем завещании от 1427 года дворянка Маргарита Виттури, умершая в 1455 году, оставила крупную сумму денег прокураторам Сан-Марко, чтобы можно было построить храм, посвященный Санта-Мария-Аннунциата и в память о ее муже. Джамбаттиста Эмилиани. Проект был завершен только через столетие (1528-1543) по проекту архитектора Гульельмо деи Гриджи. Уже вскоре после его завершения возникли структурные проблемы, и он был восстановлен Якопо Сансовино в 1560-62 гг.

Имея шестиугольный план и увенчанный белым куполом из истрийского камня, к нему также можно попасть снаружи, так как главный вход находится слева от фасада. Внутри находятся три небольших алтаря, каждый из которых украшен тремя мраморными алтарями («Благовещение», «Поклонение волхвов», «Поклонение пастухов») работы Джованни Баттиста да Карона. Он также является автором двух колоссальных истрийских каменных статуй, изображающих Санта-Маргериту и Сан-Джованни Баттиста, установленных в нишах снаружи часовни.

Над внешней дверью читаем надпись: Margaritae Aemilianae testamento — Matronae pietate insignis — Procuratores divi Marci de Citra — fide optima a fundamentis extruendum — curarunt — Anno MDXXX).

Монастырь
Клуатр этой церкви был построен в 1448-1466 годах и имеет капители с различными украшениями и листвой, подобные тем, что были вырезаны между 1462 и 1475 годами в монастыре и в церкви Санто-Стефано-ди-Беллуно.

Над дверью монастыря находится статуя Сан-Микеле.