Иезуитская церковь (Церковь Санта-Мария-Ассунта), Венеция

Церковь Санта-Мария-Ассунта, широко известная как церковь иезуитов, представляет собой религиозное сооружение в Венеции, расположенное в районе Каннареджо, в Кампо-деи-Джезуити, недалеко от Фондамента Нуове.

 

История

Согласно некоторым источникам, церковь была основана с титулом Санта-Мария-Ассунта-деи-Крокифери неким Пьетро Гуссони или, согласно дожу Андреа Дандоло, Клето Гуссони в 1148 году и наделена землей, водой и болотами. В 1154 году Клето наделил его больницей для ухода за бедными больными, как мужчинами, так и женщинами. Другой Гуссони, по имени Буонавере, родственник и наследник предыдущего, наконец наделил его виноградниками и другими владениями в округах Кьоджа и Пеллестрина.

В 1214 году он был уничтожен пожаром, но быстро восстановлен. Все товары Crociferi перешли под комменду, этот комплекс был закреплен за кардиналом Пьетро Барбо (будущим папой Павлом II), а затем за кардиналом Бессарионе. После смерти последнего Сенат безуспешно пытался установить францисканских монахинь, затем регулярных каноников Санто-Спирито (1481 г.) и, наконец, Слуг Марии (1498 г.). В 1514 году он был опустошен очередным пожаром и заново отстроен. В 1568 году он был возвращен Кроциферам после реформы ордена, проведенной Пием IV.

Марко, еще один член семьи Гуссони, принял постриг в монастыре Крочифери, чудесным образом исцелившись тогдашним блаженным, а ныне святым Луиджи Гонзагой. Рассказывают, что в 1601 году Марко, пораженный очень тяжелой болезнью, мгновенно исцелился по заклинанию святого. Однако он умер от чумы в Ферраре, когда выполнял работы по оказанию помощи больным чумой 1 августа 1631 года, и был определен как «человек высшего милосердия». Его портрет под названием «Марко Гуссони, благословляющий жертв чумы в Лазаретто в Ферраре», датированный 1664 годом, присутствует в коллекциях Ca 'Rezzonico.

Святой Игнатий Лойола впервые посетил Венецию в 1523 году, чтобы отправиться в паломничество в Иерусалим. Туда он вернулся в 1535 году с группой друзей, которые уже называли себя Обществом Иисуса, и здесь был рукоположен в священники. Двух лет хватило, чтобы хорошо посеять в лагуне и иметь большое количество последователей. Он уехал в Рим в 1537 году. Из-за разногласий между папой Павлом V и Светлейшими в 1606 году был издан интердикт (запрет на совершение религиозных обрядов в Венеции), который привел к изгнанию иезуитов, повторно принятых - в отличие от других религиозных орденов - только в 1657 году. В те годы Венеция вела изнурительную войну против турок, и папа Александр VII решил передать ей товары Крочиферов, ордена, рожденного для помощи крестоносцам и подавленного этим папой. Затем Венеция продала иезуитам весь подаренный комплекс за пятьдесят тысяч дукатов, состоящий из церкви, больницы и женского монастыря. Но для иезуитов старая церковь Крокифери была недостаточно велика. Поэтому в 1715 году они снесли его и построили свой храм благодаря финансированию семьи Фриулиан Манин, патрициев с 1651 года. Новая церковь была освящена в 1728 году.

После подавления иезуитов в 1773 году монастырь использовался как школа, а после 1807 года как казармы, в то время как церковь стала филиалом Санти Апостоли до 1844 года, когда она была возвращена воссозданному ордену иезуитов.

 

Описание

Иезуиты в Венеции назвали Доменико Росси, который также спроектировал церковь Сан-Стае, идеальным архитектором для выполнения необходимой им работы. Это была непростая задача для техника, так как он должен был следовать жестким схемам, которые для клиентов напоминали Трентский совет.

 

Фасад

Фасад, также спроектированный Росси (и не так часто упоминаемый мастером-строителем Джованни Баттиста Фатторетто), представляет собой свободную интерпретацию венецианской культуры барокко начала восемнадцатого века. Он разделен на два ордера, нижний — больший — отмечен восемью коринфскими альвеолярными колоннами, поставленными на высокие зеркальные пьедесталы, из которых четыре центральные находятся в выдвинутом положении, чтобы подчеркнуть их соответствие нефу. Движение фасада усиливается пучками полуколонн, слегка выдолбленных, которые приветствуют каждую колонну, и членением высокого архитрава. Верхний ряд из четырех простых колонн без капителей сужен до ширины нефа большими завитками и открыт в центре большим окном. Венцом является тимпан, слегка смещенный в двух вертикальных плоскостях и увенчанный динамичной мраморной группой «Успение Марии и ангелов» Джузеппе Торретто, к которой ангелы и обожающие путти образуют эффектное крыло. Карниз первого порядка поддерживает восемь статуй на зеркальных пьедесталах, соответствующих колоннам, которые вместе с четырьмя в нишах внизу представляют собой Двенадцать апостолов, работу разных скульпторов, некоторые из которых не могут быть четко идентифицированы. Статуи над карнизом представляют, начиная слева, Сан-Марко, Сан-Томмазо, Сан-Джакомо Миноре (вероятно, работы Паоло и Джузеппе Гроппелли), Сан-Джуда-Таддео, Сан-Филиппо (приписывается Филиппо Катасио), Сан-Бартоломео (приписывается Франческо Бернардони). , ученик и обвинитель Джакомо Пьяццетты), Сан-Симоне (приписывается Паоло Кальяло) и Сант-Андреа. Статуи в четырех нишах по бокам портала представляют Сан-Джакомо-Маджоре работы Франческо Кабьянки, Сан-Пьетро работы Пьетро Баратты, Сан-Паоло работы Антонио Тарсиа и Сан-Маттео Евангелиста работы Паоло и Джузеппе Гроппелли. Ангелы с кадильницей на сломанном тимпане портала работы Маттео Кальдерони. В последнее время утеряна работа Франческо Бонацца, зелено-белая мраморная драпировка, которая располагалась перед центральным окном. Естественно Манины, финансисты строительства, хотели запомниться своими гербами в овалах над нишами крыльев и в формулировке на архитраве портала: Iesu ac Deiparae Assumptae Virgini / per quos omnia Patrity Manini. Также заслуживает внимания дверь, один из очень немногих сохранившихся оригиналов, изысканная конструкция из тисненого и точеного бронзового листа.

 

Внутренний

Растение типично для иезуитских церквей, в форме латинского креста, с тремя часовнями с каждой стороны в самом длинном рукаве. Трансепт с плоским дном и пресвитерий окружены двумя другими часовнями. Шесть часовен по бокам нефа отделены друг от друга небольшими комнатами, когда-то посвященными конфессиям. Между второй и третьей капеллами примечательный амвон работы Франческо Бонацца, а по всему коридору «корретти», решетки, из которых выглядывали гости монастыря. Неф церкви сужается перед алтарем, посвященным Святой Троице, благодаря наличию четырех столпов, поддерживающих крестовый свод. С 1725 по 1731 год - украшение мрамора и полов в двух цветах, белом и зеленом. Колокольня почти полностью построена для церкви Крочифери, а единственное сооружение, относящееся к восемнадцатому веку, - это колокольня.

Потолки украшены фресками Людовико Дориньи, Ангелы-музыканты во славе, датированные 1720 годом в пресвитерии, Триумф во имя Иисуса, 1732 год, на сводчатом потолке; Франческо Фонтебассо Авраам, поклоняющийся трем ангелам, и Видение святого Иоанна Богослова на потолке нефа с 1734 года. Пресвитерий окружен статуями херувимов, маленьких ангелов, ангелов и архангелов работы Джузеппе Торретти. Ди Якопо Антонио Поццо, также известный как Джузеппе Поццо, представляет собой алтарь, который состоит из десяти колонн, увенчанных бело-зеленым куполом.

Встречный фасад
Гробница семьи Да Леззе работы Якопо Сансовино (середина 16 века). Этот памятник происходит из более ранней церкви Крочифери и был повторно собран иезуитами на первоначальном месте. Он был построен на двух порядках, соответственно, из 8 и 4 колонн, в которых находятся саркофаги, увенчанные бюстами: Приамо да Лезце (в центре, работы Алессандро Виттория), Андреа да Лезце (справа, работы Джулио дель Моро) и Джованни. Da Lezze (слева, тоже Джулио дель Моро).

Левая сторона нефа
Первая часовня - Часовня Сан-Лоренцо
Часовня известна картиной в алтаре: Мученичество Сан-Лоренцо, шедевр Тициана (1548-59). Картина изначально принадлежала древней церкви Крокифери. Алтарь использовался Schola dei Passamaneri.

Вторая часовня - Часовня Богоматери
Часовня находится в древних стенах того же места, что и Мадонна, древней церкви Крочифери. На алтаре статуя Мадонны с младенцем (до 1604 г.), единственный остаток от предыдущей часовни — работа скульптора Андреа дель Аквила.

Кафедра
Между второй и третьей часовнями находится кафедра с изысканной драпировкой из белого и зеленого камня работы Франческо Бонацца.

Третья часовня - Часовня Святого Сердца
Часовня принадлежала Schola della devozion Imacolata Concezion, о чем свидетельствует надпись на основании колонн. Штаб-квартиру схолы все еще можно увидеть в поле за пределами церкви. Картина алтаря Святого Сердца Иисуса является копией Алессандро Ревера (конец 19 века) с оригинала Помпео Батони.

Левый трансепт
Орган
Присутствуют только хоры и обрамление: работает только копия правого трансепта.

Алтарь Успения Богородицы
Построен в 1723-1724 годах Джузеппе Поццо по поручению Паоло Керини, прокурора Сан-Марко. Первоначально алтарь был посвящен иезуиту Франческо Саверио, помещенному перед алтарем основателя Игнацио в правом трансепте. Скульптуры фронтона выполнены Джузеппе Торретти и олицетворяют скромность, девственность и херувимов. Запрестольный образ Успения Богородицы - ранняя работа Тинторетто (1555 г.), первоначально заказанная Веронезе. Он происходит из разрушенной церкви Крокифери, где находился на главном алтаре. На картине герб Крокиферов виден в центре мраморной гробницы.

Ризница
Справа от алтаря Успения вы входите в ризницу, в которой хранится большой цикл произведений Пальмы иль Джоване.

Потолок
Центральное тондо представляет падение манны; справа Давид получает хлебы, приносимые во святилище, от священника Ахимелеха; оставил Илию, которого кормил ангел; монохромы вокруг центрального тондо - это четыре евангелиста, а во внешних углах - четыре доктора церкви.

Стена входной двери
Слева: Святая Елена и Святая Елена находят Истинный Крест; в центре - Мученичество святого Иоанна Крестителя между святыми Ланфранко и святым Либерием (первоначально написанное для алтаря Шола деи Варотери, замененное святым Ланфранко Беккари между святыми Иоанном Крестителем и святым Либерием). Чима да Конельяно, сейчас в Музее Фицуильяма в Кембридже), справа, император Ираклий несет Крест обратно на Голгофу.

Левая стена
Кириак Иерусалимский; Александр III подтверждает Крестоносцев и дает им правило - Пий II дает Крестоносцам серебряный крест и лазурный риз; Ланфранко Беккари.

Алтарная стена
Справа от алтаря: бронзовый змей, затем портрет папы Клета (1592-1593); слева от алтаря Папа Сан-Клето основывает Орден Распятий - Сан-Чириако, епископ Иерусалимский, подтверждает Орден (1620 1622).

Центр трансепта
Потолочная фреска Луи Дориньи «Триумф имени Иисуса» 1732 г. На колоннах по четырем углам мраморные статуи архангелов Михаила, Гавриила, Рафаэля и Силтиэля работы Джузеппе Торретти. Силтиэль — малоизвестный архангел, как Уриэль и Барахиэль, чьи статуи находятся в хоре церкви. Это архангелы гностической традиции и еврейской клики. С другой стороны, иезуиты поддерживали отношения с евреями близлежащего гетто.

Апсида
Часовня Сан-Джузеппе (часовня слева)
На алтаре находится запрестольный образ «Смерть святого Иосифа», приписываемый генуэзцу Доменико Клаварино (17 век).

Слева от двери ризницы находится могила дожа Паскуале Чиконья (1585–1595), работа Джироламо Кампанья, начатая в 1600 году. Дож был особенно близок с Крочифери, щедрым защитником их больницы, и выразил желание быть похороненным в их церкви. Надписи на памятнике напоминают о войне Кандии (Крит), чуме в Падуе, голоде в республике.

Пресвитерия
Впечатляющий алтарь, посвященный Святой Троице и также спроектированный Поццо, увенчан большим навесом с куполом, украшенным бело-зеленой чешуей и поддерживаемым десятью витыми колоннами из мрамора verde antico. Над роскошной скиниею, усыпанной лазуритом, находится мраморная группа Вечного Отца и Христа, сидящих на земном шаре с девизом sufficit sola fide (вера — это все, что нужно). Из проема под куполом купола выходят лучи Святого Духа в окружении небесных духов.

На столбах по бокам пресвитерия архангелы Варахиил и Уриил, поддерживающие светильники. Архангел Варахиил (Благословение Божие), справа, по преданию, освещает путь Израилю. Архангел Уриил (Свет Божий) стоит на страже у ворот Эдема, его пылающий меч заменен здесь массовым светильником. На своде фреска «Ангелы во славе» Луи Дориньи (1732 г.).

Часовня Сан-Франческо Саверио (часовня справа)
На алтаре, увенчанном мраморными ангелами, запрестольный образ Святого Франциска Ксавьера «Проповедь на Востоке» Пьетро Либери. Он был возведен по обету графом Джованни Паоло Джованелли.

На правой стене: гробница Орацио Фарнезе, воздвигнутая по требованию Сената в 1675 г., в память о героическом поведении капитана в битве при Дарданеллах в 1654 г.

Правый трансепт
Алтарь святого Игнатия Лойолы
Построен на средства поверенного Сан Марко Веттора Гримани. В центре запрестольный образ, статуя основателя Общества Иисуса, Святого Игнатия, изображающая Уставы Общества Иисуса, На крыльях тимпана статуи Веры и Милосердия. На фронтальной стороне барельефы, изображающие (слева) святого Игнатия, раздающего эту одежду бедняку; Игнатия в Манресе; Видение св. Игнатия в Ла Сторта.

Орган
Это единственное, что работает, копия с другой стороны имеет чисто эстетическую функцию симметрии. Как и его близнец, в нем есть хоры, инкрустированные белым и зеленым мрамором на потолке внизу, балкон освещен семью изящно перфорированными глазками с растительными мотивами. Деревянный позолоченный футляр имеет три арочных проема, увенчанных по центру сломанным тимпаном и завитками по бокам, часть рельефного декора утрачена.

Правая сторона нефа
Третья часовня - Часовня трех иезуитов
На алтаре запрестольный образ Святой Дух, Санта-Мария, Сан-Марко и святые-иезуиты Станислао Костка, Луиджи Гонзага и Франческо Борджиа работы Антонио Балестры. Короны, лежащие на земле, символизируют общий отказ трех святых от благородных почестей. Аллегории, вырезанные над алтарем, изображают Смирение, сидящее с агнцем на коленях; Милосердие, а в середине образ разумной и блаженной Души.

Часовня Санта-Барбары (вторая часовня)
На алтаре статуя Санта-Барбары работы Джованни Марии Морлайтер. Часовня принадлежала Schola dei Sartori, которая уже владела ею в старой церкви Crociferi. Ножницы, символы школы, выгравированы на перилах и наличниках.

Часовня Ангела-Хранителя (первая часовня)
Приписан к Schola dei testori dei pani Seda (или samiteri) (ткачи тяжелых и драгоценных декоративных тканей, сын шелка и золота). Алтарь «Ангел-хранитель и ангелы, несущие души» работы Пальмы иль Джоване (1619 г.).