Палаццо Корнер делла Ка’Гранда или просто Ка Корнер - это внушительный дворец эпохи Возрождения в Венеции, расположенный в районе Сан-Марко и возвышающийся над Большим каналом между Палаццо Минотто и Казина делле Роз. Это резиденция столичного города Венеции и префектуры.
Ка Корнер был спроектирован Якопо Сансовино после того, как пожар
1532 года уничтожил предыдущую резиденцию Корнеров, Палаццо Маломбра, о
существовании которого свидетельствует план шестнадцатого века,
созданный Якопо де Барбари. Хронику этого пожара сообщил Марин Санудо.
Это был один из самых первых заказов, полученных в лагуне знаменитым
архитектором.
В 1817 году, после очередного пожара, здание было
передано Андреа Корнер Австрийской империи, которая разместила там
Императорскую королевскую провинциальную делегацию, а позже также
Императорский королевский лейтенант, соответствующий префектуре.
Позже, когда город был присоединен к Королевству Италия, он сохранил то
же назначение, которое действует и сегодня.
Отличаясь монументальностью, уже подчеркнутой апеллятивом Ка’Гранда,
своей монументальностью он нарушает последовательность соседних зданий и
служит примером новаторства гения его дизайнера Якопо Сансовино. [
Расположен в престижном месте недалеко от площади Сан-Марко.
ПЛАН: Удлиненный участок не определяет центральную форму, здание
представляет собой почти прямоугольный куб с внутренним двором на север.
ФАСАД: Здание имеет хорошо отделанный фасад со стороны Гранд-канала,
разделенный на три порядка и вокруг внутреннего двора, что является
типичным отсылкой Браманте к латинскому опыту.
Архитектор оставил
нижнюю часть (1-й порядок) украшенной рустом; и перемежает верхние этажи
серией арок, которые усиливают эффект светотени здания, осуждая
классическую матрицу, в которой пустоты преобладают над твердыми телами:
- на 2-м порядке окна вставлены в арки с балюстрадой и перемежаются
парами ионических колонн (декоративных), опирающихся на основание и
поддерживающих антаблемент.
- окна 3-го порядка вставлены в арки
с балюстрадой и перемежаются парами коринфских колонн (декоративных),
опирающихся на основание и поддерживающих антаблемент с эллиптическими
окнами, вставленными во фриз.
Таким образом, все модулируется
сканированием света на двух разных уровнях, что показывает внимание к
тональной ценности поверхностей в гармонии с венецианской тональной
живописью маньеризма.
Вертикальное трехчастное деление типично
венецианского фасада можно определить только в центральном портике и на
балконе, соединяющем три окна выше.
Можно говорить о слиянии двух
архитектурных реалий: римской неодворцовой типологии и венецианской
концепции, согласно которой колонны, перемычки и арки возвращаются к
несущей функции.