Кампанила собора Святого Марка, Венеция

Колокольня Сан-Марко — один из важнейших символов Венеции. Вместе с одноименной базиликой и расположенной под ней одноименной площадью, от которой она и получила свое название, она является главным памятником Венеции и одним из символов Италии. Венецианцы ласково называют его El parón de casa (Хозяин дома).

98,6 метров в высоту, это одна из самых высоких колоколен в Италии, одиноко стоящая на углу площади Сан-Марко, напротив базилики. Простая по форме, она представляет собой прямоугольную рифленую кирпичную бочку со стороной 12 метров и высотой около 50 метров, над которой находится колокольня с арками.

Колокольня, в свою очередь, увенчана дадо, по бокам которого попеременно изображены два идущих льва и женские фигуры Венеции (Правосудия). Все завершается выступом в форме пирамиды, на вершине которого на вращающейся платформе, функционирующей как флюгер, находится золотая статуя архангела Гавриила. Основание здания украшено со стороны, обращенной к базилике, небольшой лоджией Сансовино.

Колокольня послужила источником вдохновения для нескольких зданий, включая башню Сатер в кампусе Университета Беркли, башню столичной компании по страхованию жизни в Нью-Йорке и мемориальную башню Химмельбьергет в Дании.

 

История

Здание, на котором позже была возведена колокольня, первоначально служило сторожевой башней и маяком и было начато в IX веке во время правления Пьетро Трибуно на фундаменте, согласно спорной гипотезе, римского происхождения. Здание было перестроено в XII веке архитектором Буоно, во время правления Доменико Морозини, в подражание колокольням Аквилеи и, прежде всего, Сан-Меркуриале в Форли, и снова в XIV веке, когда инженеры были вызваны из Голландия и Франция, чтобы укрепить структуру.

Башня, уже серьезно поврежденная в 1489 году молнией, разрушившей деревянный выступ, серьезно пострадала от землетрясения в марте 1511 года, что потребовало начала работ по укреплению. Эти работы, начатые архитектором Джорджио Спавенто, затем были выполнены под руководством Пьетро Бона из Бергамо, прото прокурора Сан-Марко, что придало колокольне ее окончательный вид. В частности, была перестроена колокольня из мрамора, над которой для придания большего импульса был построен аттик, на лицах которого были размещены скульптуры, изображающие льва Сан-Марко и Венеции, увенчанные тонким бронзовым выступом, чтобы сделать башню видно с моря. Работы были завершены 6 июля 1513 года установкой позолоченной деревянной статуи архангела Гавриила во время праздничной церемонии, о которой вспоминает Марин Санудо.

В 1609 году Галилео Галилей использовал эту колокольню для демонстрации своего телескопа.

На протяжении веков были предприняты многочисленные вмешательства, часто для устранения повреждений, вызванных молнией: из-за высоты конструкции и железных конструкций, которые ее укрепляли, колокольня стала естественным громоотводом. Были многочисленные атмосферные выбросы, которые обрушивались на него на протяжении веков, поджигая его, вызывая падение верха или вызывая дыры в конструкции. Наибольшие повреждения были зарегистрированы в 1388, 1489, 1548, 1562, 1565, 1582, 1653, 1745, 1761 и 1762 годах. В 1653 году реставрацией руководил Бальдассаре Лонгена. Другие были проведены после того, как 13 апреля 1745 года еще одна молния проделала дыру в каменной кладке, в результате чего, среди прочего, несколько человек погибли после падения обломков. Наконец, в 1776 году колокольню оснастили молниеотводом.

Вечером 30 сентября 1786 года Гёте с визитом в Венеции поднялся на колокольню, чтобы увидеть панораму лагуны и впервые увидел море:
«Сегодня я получил еще лучшее представление о Венеции, купив карту. Изучив его более-менее, я поднялся на колокольню Сан-Марко, откуда взору открывается неповторимое зрелище. Было около полудня, и солнце светило так ярко, что мне не понадобился телескоп, чтобы точно отличить близкое от далекого. Прилив накрыл лагуну, и когда я повернулся, чтобы посмотреть на так называемое Лидо [...], я впервые увидел море и какие-то паруса на нем».
(Гёте, Путешествие в Италию)

В 1820 году статуя ангела была заменена новой, созданной Луиджи Дзандоменеги и установленной в 1822 году. После обрушения колокольни в 1902 году статуя архангела Гавриила была повреждена, и реставрация была поручена Джоаккино Дориго. который в то время изготавливал художественные предметы из кованого железа, меди и латуни для своего магазина на улице Калле деи Фаббри.

 

Крах и реконструкция

Весной 1902 г. появились тревожные признаки в виде трещин и щели с северной стороны, которые постепенно расширялись. Согласно исследованиям архитектора Луки Бельтрами, основные причины постепенного ослабления и последующей деформации заключаются в отсутствии прочности, возрасте самого памятника и внесенных изменениях. Некоторые технические осмотры исключили наличие серьезных структурных проблем. Однако 12 июля были обнаружены поломки многочисленных «шпионских очков» (когда-то использовавшихся для проверки развития трещин в стенах, теперь замененных измерителями трещин) и обильное падение щебня. Вечером 13 июля концерт оркестра 18-го стрелкового полка, который должен был состояться на площади, был прерван незадолго до начала на фоне недовольства толпы.

Наконец, утром в понедельник, 14 июля, в 9:47 (в других источниках время обрушения указано 9:52) колокольня рухнула.

«Расщелина в боку колосса открывается устрашающе: зеркало, обращенное к базилике, изгибается, разрывается, и пока толпа испускает протяжный крик и разносится мрачный шум руин и грохота, громадная вершина колокольни раскачивается с двумя или три медленных движения справа налево и слева направо, скручивая поддерживающие его своды и ломая их: колосс рушится сам на себя и уступает, уступает, сжимает себя. Земля трясется, поднимается гигантское облако пыли, и золотой ангел тонет в нем...»

Пыль разлетается повсюду, как пепел вулканического извержения, и ослепляет перепуганных людей, которые разбегаются, разбивая окна магазинов в бешеном полете». Незадолго до этого, в 9:30, бригада техников поддержала лестницу для чеки, и ему пришлось бежать, поспешно очистив прилегающую территорию.

Пострадавших не было, за исключением кошки смотрителя (факт, который в то время отрицали некоторые журналисты), и, учитывая расположение здания, ущерб был относительно небольшим. Лоджия у основания колокольни и угол библиотеки Сансовино были полностью разрушены. «Камень запрета», приземистый ствол порфировой колонны, на которой законы были запрещены во времена республики, защитил угол базилики Сан-Марко от обломков, спасая ее от обрушения.

Вечером городской совет, собравшись в срочном порядке, решил восстановить его, выделив 500 000 лир на содействие работам. Мэр Филиппо Гримани во время речи по случаю закладки первого камня 25 апреля 1903 года неоднократно произносил знаменитую фразу, ставшую девизом этой реконструкции:
«Как это было, где это было».

Работы, основанные на проекте Луки Бельтрами, в ходе которого, среди прочего, была восстановлена ​​львов, вырезанных во время австрийского господства, продолжались до 6 марта 1912 года; обломки, образовавшиеся в результате обрушения, после того, как были извлечены многоразовые детали, были сброшены в море недалеко от Пунта-Саббиони.

 

Обнаружение затопленных останков колокольни Сан-Марко

В декабре 2004 г. во время подводной съемки морского дна перед устьем Венецианской лагуны капитан Андреа Фалькони на борту гидрографической установки M/n Milvus подводной лодки Safety-Sub s.c. Венеции, обнаружил на глубине двадцати метров несколько обнажений, состоящих в основном из кирпичных артефактов.

Из непосредственных наблюдений, проведенных подводными операторами компании ООО «Безопасность-Суб», при выполнении видео- и фотосъемок были выявлены кирпичи древнего вида, размерами примерно 25х11х5 см, блоки кирпичной кладки и другие строительные остатки. в большом количестве.

После открытия капитан Андреа Фалькони вспомнил некоторые тексты, опубликованные в публикации AA.VV. (1992) Колокольня Сан-Марко. Обрушение, реконструкция, 14 июля 1902 г. - 25 апреля 1912 г., Каталог выставки в Палаццо Дукале (14 июля - 31 декабря 1992 г.) к 90-летию падения, куратор М. Фенцо, Милан, на которой рассказывается о затоплении скрученный материал, образовавшийся в результате обрушения, в основном состоящий из дробленого кирпича.

На самом деле том показывает, что ответственный за затопление архитектор Джакомо Бони устроил настоящую церемонию: щебень погрузили на борт баржи, буксируемой пароходом, куда положили «усеченный лавр» и кирпич, обернутый лавровыми ветвями. из Аквилеи, на котором сам архитектор выгравировал дату 14 июля 1902 года.

Процессия отправилась из Сан-Марко, направляясь в трех милях от устья порта Сан-Николо, где маленькая девочка по имени Джигета бросила в воду выгравированный кирпич, начав тонуть.

Капитан Андреа Фалькони, принимая во внимание географическое положение места открытия и приведенные исторические факты, предположил, что идентифицированные материалы с большой долей вероятности могут принадлежать руинам от обрушения древней колокольни Сан-Марко.

Незамедлительно сообщить о находке Морскому Власти и Археологическому Управлению Венето, последнее после осмотра подтвердило гипотезу.

Новая колокольня
Новая колокольня была открыта 25 апреля 1912 года по случаю праздника Сан-Марко. Открытие перестроенной колокольни также было отмечено филателистическим выпуском, состоящим из двух номиналов (5 и 15 центов лиры), в виньетке которого по бокам колокольни выделяются надписи: «Приходите эра, голубиная эра» справа и даты распада и окончания работ римскими цифрами слева. Выпуск продавался исключительно в почтовых отделениях региона Венето; Это обстоятельство, подобное тому, что произошло в филателистической сфере в 1910 году с выпуском выпусков, посвященных пятидесятой годовщине Рисорджименто на Сицилии и плебисцита на юге Италии (первый памятный выпуск в истории итальянской филателии), выпуски, которые были проданы соответственно только на Сицилии и в бывших неаполитанских провинциях.

Недавняя история
В 1932 году вдоль ствола колокольни был установлен лифт, который позволяет посетителям любоваться пейзажем Венеции сверху, достигая колокольни за 30 секунд.

В ночь с 8 на 9 мая 1997 года группа венецианских сепаратистов, позже названная очень спокойной, заняла площадь и колокольню Сан-Марко. Через несколько часов вмешательство ГИС карабинеров положило конец демонстрации.

 

колокола
В 1819/20 г. основатель Доменико Канчиани Далла Венеция [13] отлил новый концерт, состоящий из 5 колоколов, с остатками старых колоколов (включая самый большой, весом более 40 центнеров); от этого концерта при обвале 1902 года уцелел только главный колокол, наследник знаменитой Марангоны. Колокола, сломанные во время обрушения колокольни, вместо этого были переделаны, повторно используя фрагменты старых 4 колоколов для переплавки новых. Эти новые колокола были подарены Папой Пием X. Новый концерт, сделанный основателями Barigozzi в Милане в 1909 году в специально построенном литейном цеху на острове Сант-Элена, состоит из пяти колоколов, названия которых связаны с событиями. в которых ранее использовались:

Марангона, или Карпентьера, или Кампанон (ранее), прим. La2, отлит Доменико Канчиани в 1819/20 г., диаметр 180 см; вес 36,25 центнера;
это главный колокол и единственный, уцелевший после обрушения предыдущей колокольни в 1902 году; его звон возвещал о начале и конце рабочего дня марангони (отсюда колокол и получил свое название), то есть плотников Арсенала (и этот традиционный звук частично сохранился и сегодня с размахом Девятого в полдень, который в дополнение к объявлению Ангелуса, напоминает нам об окончании рабочего дня, а в 14:00, со звоном 2 меньших колоколов, фактически объявляет о начале дневной работы). Марангона также выступал на заседаниях Большого Совета.
Девятая или Меццана (вторая), падающая банкнота B2, отлитая миланскими братьями Баригоцци в 1909 году, диаметр 156 см; вес 25,56 центнера;
Он всегда звонил в полдень и в полночь, и до сих пор звонит в полдень и в полночь, это было время, когда можно было отправить последние письма на Риальто.
Trottiera (третий), нота C♯3 в падении, отлитая миланскими братьями Баригоцци в 1909 г., диаметр 138,5 см; вес 18,07 ц;
Он прозвонил, чтобы дать второй сигнал дворянам, которые должны были присутствовать на заседаниях Великого Совета.
Прегади, или Прегадио, или Мецца Терца (четвертый), D3, убывающий, отлитый миланскими братьями Баригоцци в 1909 году; диаметр 129см; вес 13,66 центнера;
Он играл на заседаниях Сената, члены которого назывались Прегади; для всех религиозных функций и на рассвете.
Ренгьера или Малефисио (пятый), нота E3 убывающая, отлита миланскими братьями Баригоцци в 1909 г., диаметр 116 см; вес 10,11 центнера;
это самый маленький из колоколов, возвещающий о казнях, имевших место между колоннами Сан-Марко и Сан-Тодаро.
Пленум, т. е. звон во все колокола одновременно, имел место только для главных торжеств литургического года и для праздника Сан-Марко (25 апреля).

Эти 5 колоколов были на мгновение забиты деревянными блоками Мореллато, первоначально электрифицированными в 1953 году швейцарской компанией «Schlieren - Wagons & Ascenseurs», и в настоящее время обслуживаются Ванином из Требазелеге (PD), который переделал систему в 1996 году.

В январе 2018 года прокуратура базилики Сан-Марко приняла решение установить по 5 внешних электрозажигательных устройств на каждый из 5 колоколов. Эти «молотки» имитируют посредством беспорядочного звона традиционный звук импульса (движение колокола или, скорее, раскачивание, при котором колотушка летит и ударяет по верхней стороне бронзы). Уже в 2017 году на второй колокол «Нона» был установлен молоток для имитации полуденного простора. Эти молоты были установлены для безопасности туристов, хотя колокола обслуживаются каждый месяц и ни разу не произошло ни одного несчастного случая. Даже пленум 5-ти колоколов на торжествах уже не исполняется с звоном колоколов в часы работы колокольни.

 

"Тень"

В прошлом основание колокольни было окружено тавернами и деревянными лавками. которые были снесены по решению городского совета в 1872 году. Отсюда происходит венецианский способ сказать andemo a béver n'ombra (пойдем выпьем тень), метонимическое сокращение для andémo a béver un gòto de vin a l 'ombra del campanìl (пойдем и выпьем по бокалу вина в тени колокольни). Кроме того, во времена Венецианской республики некоторые преступления, особенно если они были совершены духовенством, наказывались suplisio dela chèba или помещением осужденного в клетку, подвешенную к колокольне.

 

Полет ангела

Во время венецианского карнавала, в Масленичный четверг, одним из аттракционов был полет ангела или турка. Это было выступление канатоходца, спускавшегося с колокольни к лодке, стоящей на якоре в бассейне Сан-Марко, идущей по канату. Позже, вероятно, из-за падений, его заменил деревянный голубь. Даже сегодня, с некоторыми вариациями на первоначальную тему, можно посмотреть представление о полете голубя в воскресенье перед Масленицей. Тем не менее, маршрут проходит от колокольни до лоджии Палаццо Дукале, где проводится древний обряд поклонения дожу со скипетром, который провозглашает начало карнавала в ликовании конфетти и воздушных шаров. Точнее, именно карнавал 2001 года ознаменовал возвращение к традиции карнавалов восемнадцатого века, заново инсценировав, спустя столетия, полет ангела, как это было во времена Светлейшего. Фактически, с того года символическое событие карнавала, полет с колокольни Сан-Марко в Палаццо Дукале, снова исполняется «ангелом» во плоти, заменившим более позднего марионеточного голубя.

 

Влияние на другие памятники

Колокольни церквей Сант-Эуфемия в Ровине, Сан-Джорджо-ин-Пирано и Треццо-суль-Адда были построены по образцу старшего венецианского брата.
Колокольня церкви Санта-Мария-Иммаколата и Сан-Джованни-Берхманс в Риме вдохновлена ​​венецианской колокольней, хотя и с некоторыми отличиями: помимо меньших габаритных размеров колокольня имеет по 3 окна с каждой стороны вместо 4, гайка расположена под самой ячейкой, а не сверху и на 2-х гранях у нее часы, сверху крест, а не ангел, на стволе 2 канавки вместо 4-х.
В Лас-Вегасе, штат Невада, одной из достопримечательностей является отель Venetian. Отель представляет собой эффектную копию площади Сан-Марко, включая копию колокольни высотой в несколько десятков метров.
Дизайнеры Башни Metropolitan Life Insurance Company в Нью-Йорке черпали вдохновение в колокольне.
Во время своего первого восхождения, состоявшегося в августе 1902 года, вершина группы Мармароле получила название только что обрушившейся колокольни.
Башня Сатер в Калифорнийском университете в Беркли (спроектированная в 1903 году и завершенная в 1915 году) широко известна как Il Campanile, потому что ее дизайн был вдохновлен колокольней Сан-Марко.
Колокольня церкви Сан-Рокко-ин-Доло (построена между 1790 и 1836 годами) очень похожа на колокольню Сан-Марко, хотя и меньше по размеру.