Церковь Санта-Мария-делла-Карита, Венеция

Бывшая церковь Санта-Мария-делла-Карита представляла собой деосвященное религиозное сооружение в городе Венеция, расположенное в районе Дорсодуро и входившее в комплекс монастыря Карита. Комплекс, для которого Андреа Палладио разработал проект примерно в 1560 году, который остался в значительной степени незавершенным, был включен в Галерею Академии.

 

История

Церковь была построена в XII веке на месте более старой деревянной вместе с монастырем регулярных каноников, которым она была доверена (с 1414 года входила в состав конгрегации Санта-Мария-ди-Фригионайя, а с 1445 года - в Латеранскую). Благодаря поддержке венецианского папы Евгения IV в середине пятнадцатого века верующие смогли перестроить его в готическом стиле, используя работы Бартоломео Бона.

В 16 веке Андреа Палладио начал важные работы в монастыре, но в последующие века комплекс постепенно утратил свое значение. В 1768 году орден Латеранских каноников был подавлен, а в 1807 году церковь и монастырь, уже находившиеся в упадке, вместе со штаб-квартирой бывшей Scuola Grande были предназначены для размещения Академии изящных искусств.

 

Архитектура

Виды Каналетто показывают важный комплекс в готическом стиле, с корпусом здания, параллельным Гранд-каналу, фасадом, обращенным к Рио-ди-Санта-Мария-делла-Карита, и апсидами, обращенными к Рио-ди-Сант-Аньезе. Оба канала были засыпаны в 19 веке. Верх фасада украшали исчезнувшие шпили, эдикулы и башенки. Церковь окружала внушительная готическая колокольня с высоким коническим шпилем над восьмиугольным барабаном, который рухнул в 1744 году.

Палладианский проект монастыря милосердия
Через три года после неудачного дебюта Сан-Пьетро-ди-Кастелло и через несколько месяцев после начала строительства трапезной Сан-Джорджо-Маджоре у Палладио появилась еще одна возможность поработать с венецианским церковным заказчиком. Фактически, в марте 1561 года ему заплатили за модель монастыря Латеранских каноников в районе Санта-Мария-делла-Карита в Дорсодуро. Для монахов Палладио составил грандиозный проект, явно вдохновленный его исследованиями дома древних римлян, с атриумом из монументальных составных колонн и двумя дворами, разделенными трапезной. Однако с 1569 года амбициозная строительная площадка отмечала время после строительства монастыря и атриума; последний уничтожен пожаром в 1630 году. Чтобы понять этот великолепный фрагмент, необходимо, хотя и с некоторой осторожностью, полагаться на иллюстрации в Quattro libri dell'architettura (опубликованной Палладио в Венеции в 1570 году).

Проект монастыря Милосердия, глубоко поразивший Джорджо Вазари во время визита в Венецию в 1566 году, опирался на палладианские размышления о банях и, прежде всего, о домах древних римлян, изученных и реконструированных для издания 1556 года. Витрувия В палладианской концепции дом древних мог быть фактически воссоздан только с точки зрения крупной организованной структуры (например, монастырского комплекса) или, в меньшей степени, частной резиденции, такой как Палаццо Порто в Виченце. : что-то на самом деле очень далеко от неорганической реальности древнеримских домов. До наших дней дошли по существу три архитектурных эпизода этого необычного проекта: пустая овальная лестница посередине, ризница церкви, выполненная в виде «таблино» древнего дома, и большая стена монастыря с тремя наложенными друг на друга ордерами.

Таблинум, несомненно, является одним из чистейших образцов палладианского классицизма: свободные колонны и окончания апсиды, вероятно, были вдохновлены остатками подобных камер, расположенных вокруг фригидария Терм Каракаллы и использованных Палладио при реконструкции других бань. Цветовой контраст между элементами ордена уникален: красный фриз вдоль стены привит к сектору антаблемента из белого камня, который, в свою очередь, поддерживается колонной из красного мрамора.

Такой же акцентированный дуотон обнаруживается в мощной стене монастыря с наложенными ордерами, во многом обязанной двору палаццо Фарнезе в Риме. Текстура стены была сделана из фасонного кирпича, который оставался открытым и защищен красной краской, а капители, основания и ключи арки были сделаны из белого камня. Эта беспрецедентная свобода выражения является одной из характеристик зрелого Палладио, когда ассимиляция древнеримской архитектуры такова, что дает ему свободу искать необычные эффекты, такие как наложение коринфского фриза с букранами и гирляндами (по образцу храм Весты в Тиволи) к дорическому ордеру первого порядка двора.