Церковь Санта-Маргерита — деосвященное религиозное сооружение в
Венеции, расположенное в районе Дорсодуро.
Он расположен на
северной стороне одноименного кампо, напротив узкой улицы
Калле-де-ла-Кьеза. В настоящее время он закрыт для богослужений, и в нем
находится Аудитория Санта-Маргерита, одна из штаб-квартир Университета
Ка'Фоскари.
Происхождение Санта-Маргериты теряется в легендах: согласно традиции,
она была основана Джениано Бузиньяко под догатом Пьетро Традонико и
освящена в 853 году епископом Кастелло Мауро. С давних времен он носил
название pieve.
Первоначально она была присоединена к церкви
Сан-Сильвестро: приходской священник имел обязанность платить ей
некоторые налоги, а также сходить в Великую Субботу для освящения
пасхальной свечи. Он также был коллегиальным с капитулом, образованным
двумя священниками, диаконом и иподиаконом; со временем он превратился в
приходского священника, иногда в окружении пономаря.
Приход был
закрыт во время правления Наполеона в Италии в 1810 году: территория
была передана вновь созданному приходу Кармини, а церковь была
деосвящена.
С тех пор у здания была непростая история: сначала
оно использовалось как табачный склад, позже (1839 г.) оно
использовалось как место хранения мрамора из других закрытых церквей. С
1861 г. здесь располагалась мастерская скульптора Луиджи Борро, а с 1882
г. - евангелистский храм. В 1910 году здесь располагалась Камера дель
Лаворо, а с 1921 по 1977 год в нем размещался кинотеатр, широко
известный как el vecio («старый»), который также был главным офисом
компании Giuseppe Magnarin Cinematograph Company.
С 1994 года в
нем размещается аудитория «Санта-Маргерита» Университета Ка Фоскари.
Первым музыкальным событием, проведенным в новом зале, стала «La
serva Padrona» Г.Б. Перголези в постановке Марко Беллусси с оркестром
Университета Ка Фоскари под управлением Винченцо Пьяни.
В древности церковь имела базиликообразную структуру с тремя нефами.
Есть новости о часовне, украшенной мозаикой, вероятно, относящейся к
византийскому периоду.
Нынешняя планировка является результатом
реконструкции семнадцатого века по проекту Джованни Баттиста Ламбранци:
хотя снаружи она казалась голой, внутренняя часть, сведенная к одному
нефу, была обогащена великолепными работами и богатыми алтарями.
После закрытия прихода и последующего изменения использования большая
часть украшений была рассеяна (кое-что до сих пор осталось в церкви
Санто-Стефано). На своде до сих пор можно полюбоваться фреской художника
Антонио Занки, на которой изображено мученичество
Санта-Маргерита-ди-Антиохия.
В настоящее время церковь
представляет собой здание, с правой стороны которого, обращенные к
площади, прислонены корпуса и колокольня; остроконечный фасад, лишенный
каких-либо украшений, выходит на улицу, которая соединяет
Кампо-Санта-Маргерита с близлежащим Сан-Панталоном.
Интерьер
церкви, измененный в соответствии с назначением и лишенный всего
священного убранства, небольшой и имеет неф. Уже в 1813 году
первоначальная мраморная мостовая была снята. Самые яркие изменения
произошли в первые десятилетия 1900-х годов, когда расконсервированный
храм был превращен в кинотеатр: неф был укорочен, чтобы освободить место
для фойе и кассы, были созданы три ордера лоджий и баркасов, а также
пресвитерия. превратился в сцену. Кроме того, фреска Занчи покрыта
тканью. В 1987 году университет Ка Фоскари купил старый кинотеатр, чтобы
превратить его в университетскую аудиторию. В ходе реставрационных работ
восстанавливаются старые декоративные элементы, а также реставрируется
фреска Занчи. Конструкция сделана безопасной и оснащена передовыми
технологическими системами.
Структура, примыкающая к фасаду, колокольня - единственный элемент церкви, выходящий на кампо. Он очень характерен, как узловой: верхняя часть, действительно, была снесена в 1808 году, потому что была ненадежной. Осталась почти половина, входной портал и две бойницы целы. На картине художника Габриэля Беллы «Вход Пиована в Санта-Маргериту», хранящейся в художественной галерее Querini Stampalia в Венеции, колокольня изображена такой, какой она должна была быть до сноса.