Больница неизлечимых, Венеция

Больница неизлечимых (Ospedale degli Incurabili) — большое здание шестнадцатого века в Венеции, расположенное в районе Дорсодуро на Фондамента делле Заттере алло Спирито Санто. Это штаб-квартира Венецианской академии изящных искусств.

 

История

Происхождение и развитие
К концу пятнадцатого века появление сифилиса уже привело к основанию в некоторых итальянских городах больниц для больных этой новой болезнью, которая тогда считалась неизлечимой.

Венецианская больница была основана в 1522 году Гаэтано Тиене по инициативе дворянок Марии Малипьера Малипьеро и Марины Гримани, которые в 1517 году создали небольшой приют для трех женщин, больных сифилисом. Религиозные обнаружили наличие большого пространства в Заттере возле церкви Спирито-Санто, которое в то время использовалось некоторыми оруженосцами. В 1531 году Джироламо Эмилиани и его Сомаски взяли на себя управление.

Вначале больничные здания были наспех построены из дерева, как и молельня, уже санкционированная апостольской тюрьмой Лоренцо Пуччи в 1523 году. Было немедленно решено расширить ее, но первые новости скудны, за исключением нескольких, которые Чиконья черпал из Санудо относительно покупки некоторых домов и земли и согласно которым это было «фато фабрикхе за 1000 дукатов». Вероятно, это были первые каменные работы по заказу Пьетро Контарини.

После этого никаких других документов на строение в первый период не поступало. Лишь в 1565 г. госпитальные начальники потребовали таможенную пошлину за перестройку каменно-кирпичной церкви. Получив от сената триста дукатов, уже в январе 1566 года рыцарь Антонио Дзантани, «депутадо сопра ла фабрикха ди ла хехия ди госпиталь ди Инкурабили», записал, что стены были «алзади фина сигнал дил корнизон ди сопра» «корте ди ле монахини». Крыша, благодаря дополнительному государственному финансированию, была возведена в 1568 году. Расположение церкви внутри двора, а не традиционно на фасаде, предполагает, что большая часть протяженной четырехугольной конструкции уже была заложена каменной кладкой и в то же время В то время было невозможно уступить место больным, которых в 1565 г. было более 350, а через два года — 450. Фактически, учитывая «большое количество бедных больных», в 1588 г. сенат выделил еще 1500 дукатов на «фабрику». что начали делать, чтобы укрупнять и расширять госпиталь».

Опять же, в 1604 году заметное завещание Лоренцо Зантани (внука Антонио) было предназначено «для завершения зданий той же больницы, и как только здания будут закончены, что больше нечего строить, потратьте на украшение Gesia из тот же госпиталь». Дело о достройке передних тыловых корпусов и расширении боковых с помещением складов и прачечной на первом этаже. Что касается церкви, то прежде всего речь шла о богатое живописное убранство потолка (1628-1636 гг.) и незадолго до этого реконструкция главного алтаря из дерева (1616 г.), впоследствии перестроенного в камне благодаря дополнительному завещанию в 1719-1722 гг.

Ресурсы
Республика ограничивалась тем, что время от времени выделяла некоторое, хотя и заметное, государственное финансирование. Следовательно, средства, необходимые для содержания больницы, поступали в основном из частных благотворительных фондов. Это были милостыни и завещания, поощряемые индульгенциями для жертвователей, предоставленными (и специально запрошенными) венецианскому учреждению с самого начала, а также подтвержденными и интегрированными различными папами в течение трех столетий жизни больницы. К индульгенциям присоединилось постановление сената, которое требовало от нотариусов напоминать завещателям о существовании и потребностях больших больниц, правило, которое уже было введено, с его суровыми наказаниями в случае бездействия, для лепрозорий.

Особым способом привлечь к церкви более широкую аудиторию и, следовательно, большее число возможных жертвователей была деятельность особенно известных проповедников большого ораторского мастерства, таких как иезуит Бенедетто Пальмио, ближе к концу 1550-х гг., или наблюдательный францисканец Джованни Баттиста Кальцо из Пезаро, около 1590 г.

Что касается фиксированного дохода, то все больницы, но в первую очередь неизлечимые, из-за обязательно немедленных расходов оказались не в состоянии инвестировать в активы, которые могли бы гарантировать им фиксированный доход. Инвестиции, которые на практике регулярно использовались Scuole Grandi, даже больницы на основании законов полностью признали их право, однако ограниченное недвижимостью за пределами Венеции, поэтому ею трудно управлять. Для неизлечимых при фиксированных расходах в 10 000 дукатов в 1583 г. фиксированные доходы составляли всего 600 дукатов и оставались очень низкими, учитывая, что в 1661 г. они составляли всего 784 дуката.

 

Организация и помощь

Больница неизлечимых была первой крупной централизованной больницей в Венеции, за исключением приюта Пьета, основанного почти двумя веками ранее, и больниц. До тех пор помощь возлагалась на множество мелких образований, результат частной благотворительности или эманации больших школ или искусства и ремесел.

Административная часть учреждения управлялась коллегией светских патрициев, определяемых как губернаторы, а духовная часть - монахами, врачами, аптекарями и медсестрами, которым вместо этого оплачивался практический уход за пациентами. Естественно, если государство и миряне интересовались общественным здоровьем, то заботой монашествующих было спасение душ. Однако, чтобы обеспечить защиту секуляризма и избежать риска того, что духовенство поддастся искушению преобразовать учреждение в церковный приход, в 1539 году Великий Совет явно поставил Неизлечимых под догальное покровительство.

Среди первых наместников, например, были, помимо уже упомянутого Пьетро ди Дзаккария Контарини дельи Скриньи (1491-1563 гг. - поздно ставший священником и вовремя поставленный епископом Пафоса для участия в Соборе Трента), Винченцо Гримани (сын тогдашнего дожа Антонио Гримани) и Себастьяно Джустиниан (1459–1543 — бывший посол республики при английской короне).

Духовную помощь впервые оказал Гаэтано Тиене, который уже организовал или основал другие крупные больницы. К нему присоединилась его группа Божественной Любви, первоначальное ядро ​​обычных театинских клириков. Следует помнить, что в 1524 году Анжела Меричи также оказывала свои услуги госпиталю. Монахиня уже была известна своими организаторскими и просветительскими способностями, и губернаторы и наместники тщетно пытались удержать ее, предлагая ей должность настоятельницы по отношению к женскому присутствию. В 1531 году губернаторы вызвали Джороламо Эмилиани, еще одного проверенного организатора благотворительных учреждений, уже работавшего в Венеции, а также в Ospedale dei Derelitti. Его компания слуг бедняков, возведенная в ранг регулярных клириков Сомаски в 1540 году, осуществляла окончательное управление. К религиозным сомаски время от времени присоединялись группы добровольцев, такие как Франческо Саверио с четырьмя другими иезуитскими монашествующими в 1536–1537 годах, к этой группе в прошлом году присоединился Игнатий Лойола.

Больница, созданная для приема сифилитиков, тут же занялась и другими тяжелыми недугами. Деятельность полностью признана настолько, что уже в феврале 1522 г. (еще 1521 г. венецианского) санитарные магистраты приказали немедленно помещать в неизлечимые каждого нищего, страдающего сифилисом или другими заразными заболеваниями. Мировые судьи также установили, что велся журнал с датами приема и выпуска, и что больные не могли покинуть больницу, пока их не выписали.

В дополнение к пациентам, первоначально находившимся в больнице, было также несколько «грешниц, обращенных к Богу» и много сирот. Женщины переехали между 1530 и 1535 годами в новую больницу Convertite della Giudecca, в то время как уход за сиротами стал дальнейшей специализацией института, особенно после прибытия Джороламо Эмилиани, который представил еще одну группу сирот, о которых он уже заботился в доме. недалеко от Сан-Рокко. Госпитализированных сразу после основания было 80, но уже в 1565 г. их число достигло 350/400, а в 1588 г. было 200 сирот и свыше 400 больных в 1588 г.

Лекарства для больных были те, которые позволяли медицинские знания того времени. Помимо мытья и содержания больных в чистоте, медсестры наносили на язвы «ртутные мази». После 1520-х годов к этому лечению добавилось использование отвара гваяковой кислоты. Это лечение на основе «древесной воды» практиковалось только сезонно, потому что оно оказалось наиболее эффективным в определенное время года, а также потому, что оно было очень дорогим из-за монополии Фуггеров. Не могло не быть и обычного кровопускания, о практике которого Неизлечимые вспоминают в паре очерков, опубликованных в 1708 и 1709 годах.

Сироты носили униформу цвета biavo, который, вероятно, соответствует тому, что мы сейчас называем светло-бирюзовым. В госпитале, согласно учению Джироламо Эмилиани, они должны были получить образование и подготовиться к возвращению в общество, заниматься ремеслом и быть в состоянии содержать себя и, возможно, свою семью. В то время как маленьких мальчиков сопровождали в процессии за пределами больницы по праздникам, девочек ревниво охраняли внутри стен. В этом отношении соответствие между социальной политикой республики в отношении бедности и методами Эмилиани своеобразно, но мы не знаем, следовал ли он действующим законам или косвенно вдохновлялся ими через влиятельных губернаторов.

Для достижения образовательной цели, помимо обучения сирот чтению, письму и арифметике, некоторым мастерам платили за обучение их ремеслу. А если говорить о профессиях, то интересен эксперимент 1533 года, в ходе которого несколько сирот были погружены и обучены на военных кораблях. Естественно, учили и христианскому учению, молиться и петь священные гимны. Господствующим нравственным учением было осуждение нищенства, допущенного только как акт христианского смирения в соответствии с правилом религиозного порядка.

Музыкальное образование было очень важно для девочек. Их особенно известные казни гарантировали определенный доход в коллекцию, и было предусмотрено, что половина доходов пойдет на формирование фонда будущего приданого в случае брака. С другой стороны, качества, интегрированные господами губернаторами. в 1581 г. ожидалось 100 дукатов, если девушка достигла необходимого старшинства, в противном случае платили только 25.

 

Музыка

Преподавание музыки, которое также имело большие традиции в других крупных венецианских больницах Дерелитти, Мендиканти и Пьета, задокументировано в Инкурабили уже в начале 1568 года. К сожалению, неизвестно, кем были учителя в первом веке деятельности. нас ни какой музыке не преподавали. Что касается метода, весьма вероятно, что он включал в себя практику чтения партитур, пения или игры на музыкальных инструментах.

Вместо этого мы знаем, что между концом семнадцатого века и первой половиной восемнадцатого века несколько известных мастеров сменили Неизлечимых. Некоторые, по крайней мере в течение определенных периодов, брали на себя роль музыкальных или хоровых мастеров, таких как Карло Паллавичино, Карло Франческо Поллароло, Никола Порпора, которые также сотрудничали с Пьета и Дерелитти, Никколо Джомелли, Франческо Бруза, Бальдассаре Галуппи, который также был часовня Сан-Марко – и Винченцо Легренцио Чампи. Другие, такие как Иоганн Адольф Хассе, Антонио Лотти, Джоаккино Кокки и снова Галуппи, когда он решил следовать только герцогской часовне, ограничились созданием композиций специально для больницы. В отличие от того, что до сих пор используется в церквях, музыкальные композиции для больниц должны были следовать оперному подходу, а не полифоническому: здесь для казней были доступны только женские голоса, а не классические детские и мужские голоса.

Больничная музыка прославлялась как достопримечательность, и уже в 1697 году Винченцо Коронелли в « Гуида де Форестьери» не преминул указать на певческие способности Сесилии, Аполлонии, Коччины и Озелетти, путевки из «Неизлечимых». Несмотря на общепризнанные способности, не похоже, чтобы кто-то из певцов смог перейти в оперный театр. Это произошло скорее для внешних «дочерей образования», отправленных учиться в госпитали, как, например, некоторые зальцбургские певицы между 1760 и 1770 годами.

 

Упадок

История больницы в последние годы республики несколько туманна. Учреждение пострадало от финансового кризиса 1755 г., за которым последовал кризис всех венецианских больниц после 1775 г. По указу сената в 1782 г. институт перешел к новому управлению, полностью зависимому от государства, и в некотором роде продолжал его деятельность настолько велика, что в 1807 году он стал де-факто, но временно, первой гражданской больницей в городе. В наполеоновских положениях Декрет об управлении больницами и другими общественными благотворительными учреждениями в Венеции от 18 июня 1807 г. устанавливал концентрацию управления всеми больницами и святыми местами в Венеции в руках нового учреждения, именуемого Конгрегацией Благотворительность. Кроме того, в течение года предусматривалось более органичное подразделение отдельных учреждений, т. е. разделение больных, сирот и других получающих помощь женщин и объединение их в разные и специально предназначенные учреждения. Указом от 7 декабря 1807 г. ему было разрешено изучать большую экономику и проводить возможные подавления. Таким образом, больница Святых Петра и Павла в Кастелло была закрыта, а пациенты переведены в Ospedale degli Incurabili вместе с пациентами Дерелитти, которая была преобразована в школу хирургической практики.

Очень скоро, в 1819 году, место было заменено на австрийский военный госпиталь, который тогда располагался в Сан-Лаззаро-деи-Мендиканти. Церковь была разобрана, и военные сначала использовали ее как склад, а затем снесли в 1831 году. В 1872 году здание было преобразовано в военный округ. Вероятно, по этому случаю произошел снос овальной винтовой лестницы, соединявшей вход в репетиционный зал хора.

В феврале 1938 года комплекс использовался как Центр перевоспитания несовершеннолетних, к которому после Второй мировой войны был добавлен суд по делам несовершеннолетних, закрытый в 1977 году. В 1978 году часть здания использовалась как временная штаб-квартира Марко Поло. Средняя школа во время работ по перестройке исторической штаб-квартиры средней школы, а позже разместила классы художественной школы.

В 1997 году было принято решение физически разделить два учреждения Галереи Академии изящных искусств и Академии изящных искусств в Венеции. Последнему была назначена Ospedale degli Incurabili в качестве новой штаб-квартиры, которую он смог окончательно занять после реставрации (1999–2003 гг.) По проекту Эудженио Вассалло и Джорджио Беллавитиса.

 

Описание

Правильная и симметричная структура больницы станет отправной точкой для проектов самых последних венецианских больничных комплексов. Однако, в отличие от других крупных больниц, эта из «Неизлечимых» не имеет фасада церкви. И здание сегодня представляет собой просто большое четырехугольное сооружение, развернутое вокруг большого двора.

Было предложено несколько гипотез конструкции всего комплекса. Вероятно, но не доказуемо, что ум Сансовино находится в фазе общего замысла; Что касается рыцаря Антонио Зантани, который не был архитектором, но имел опыт строительства в качестве делегата от заводов, то его положение логичнее рассматривать как покровителя и организатора. С другой стороны, вмешательство Антонио да Понте несомненно, скорее как прототипа, чем как дизайнера, хотя нельзя исключать его вариации во время строительства.

Только строгий и симметричный фасад в сторону канала Джудекка представляет минимальное внимание к орнаменту и, как обычно в Венеции, занимает внутреннюю перегородку. В то же время он скрывает дополнения к боковым корпусам большой белой полосой из тесаного камня, которая покрывает первый этаж и заставляет его единую горизонтальную проекцию. В центре высокий трапециевидный портал с верхней рамой, поддерживаемой спиральными модильонами, служил доступом как в больницу, так и в церковь. Это единственный элемент, безусловно спроектированный Да Понте: изначально он был спроектирован и подготовлен для восстановления Палаццо Дукале после пожара 1577 года, но затем было решено передать его больнице.

Ближе к сторонам большие спаренные окна, наложенные на два этажа, зеркально отражаются, открывая головы глубоких залов пациентов. Эти четыре переулка, два на первом этаже и два на втором этаже, развились примерно на 72 метра в длину и 10,50 в ширину - это, конечно, до перегородок в исторических и современных реставрациях - необычные размеры в этой архитектурной типологии Венеции были найдено залов такого размера.

Еще дальше к концам здания, в центре боковых пристроек, два меньших арочных портала, ныне замурованных, вели в служебные помещения: тот, что справа, с женским лицом, высеченным в замковом камне, вел в прачечные; тот, что слева, с улыбающимся лицом Бахуса, вел к кладовым.

Внутри большой монастырь в стиле позднего ренессанса, типичный для Венеции второй половины шестнадцатого века. Это портик с семью арками по сторонам, параллельными фасаду, и одиннадцатью с двух других сторон, составленный из тосканских колонн, поставленных на невысокую кирпичную стену, отделанную непрерывным бордюром из белокаменных плит. Любопытно, что арки каменные только в импосте арок над капителями, в то время как остальная часть арки продолжает ту же простую кирпичную лепку.

Госпитальная церковь: Сантиссимо Сальваторе
В окружении монастыря стояла изысканная и оригинальная почти овальным планом больничная церковь, снесенная в 1831 году. В память о нем во время реставрации 1999-2003 годов ее периметр был прочерчен росписями белокаменной Истрии, выделяющейся на серой трахитовой мостовой. двора.

Здание было относительно низким, чтобы не блокировать слишком много света от окружающих блоков. На время сноса главные из многочисленных росписей, обогативших его со временем, и часть алтарей были перенесены в другие храмы.