Палаццо Гримани — величественный дворец эпохи Возрождения в Венеции с видом на Гранд-канал в районе Сан-Марко, недалеко от моста Риальто.
Заказчик, благородный Джироламо Гримани, объявил о своем намерении
построить дворец летом 1557 года после того, как в марте 1556 года он
принял на себя участок, занятый разрушенным дворцом, братьями Бертуччо и
Марино Контарини.
В 1559 году первый этаж был завершен незадолго
до смерти Санмикели.
После смерти архитектора ситуация стала
хаотичной. Фактически, заказчик сначала вызывал различных архитекторов,
затем сам приступил к руководству строительной площадкой, пока в 1561
году не доверил руководство работами Джанджакомо де Гриджи.
Задача, возложенная на де Гриджи, состояла в том, чтобы завершить нижний
этаж, для чего были сделаны две победы: вставка в перемычки центральной
арки фасада скульптором Алессандро Виттория, а также полная переработка
первоначального проекта Санмикели. с понижением внутренней высоты
потолка первого и второго этажей.
В 1562 году за 3000 дукатов был
заключен второй контракт между де Гриджи и Гримани на создание антресоли
для верхнего этажа, а также ревизию первого и второго этажей.
В
ноябре 1566 г. между заказчиком и зодчим возник спор о работах,
произведенных непредвиденно, и о работах, которые не были произведены,
несмотря на то, что они были предусмотрены, в частности спор шел об
исполнении фасада и о сумме деньги, которые Гримани все еще должен был
заплатить де Гриджи. Спор был разрешен благодаря вмешательству трех
прославленных архитекторов Палладио, Сансовино и Пьетро Губерни, которые
установили, что еще предстоит сделать, стоимость и дату выполнения
работ, которая была назначена на 1 января 1568 года.
Однако еще
один договор был подписан Гримани и де Гриджи в октябре 1567 г. В 1570
г. Гримани с официальным заявлением сожалел об огромной сумме денег,
потраченных на строительство дворца, которое продолжалось 12 лет и до
сих пор пришлось прекратить.
Когда де Гриджи умер в 1572 году,
дворец еще не был закончен.
В 1575 году два сына Джироламо
Гримани, Марино и Альморо, унаследовав состояние своего отца, составили
список еще не выполненных работ и их стоимость, согласно тому, что
сообщили Джован Антонио Рускони и другие архитекторы.
Завершение
строительства осуществлялось только между концом шестнадцатого и
семнадцатым веками.
Дворец был домом семьи Гримани до падения
Венецианской республики, и впоследствии семья намеревалась снести его.
Именно австрийское правительство сохранило его ценность со дня его
покупки, которая состоялась в 1805 году. Здание было перестроено, и в
нем разместилась почта. С 1818 года здание перешло в государственную
собственность, а позже в нем разместился апелляционный суд, играющий
активную роль и по сей день.
В период с 1972 по 1974 год здание
было отреставрировано с особой тщательностью, и со временем на фасаде
осталась наводящая на размышления патина.
План текущего здания возвышается над планом ранее существовавшего
здания, которое было адаптировано к структуре земли, образующей косой
угол с Рио-ди-Сан-Лука.
В настоящее время здание разделено на две
части, одну переднюю и одну заднюю, первая часть неглубокая, а вторая
более мелкая, и они встречаются, образуя L-образную планировку.
Структура нынешнего здания повторяет структуру ранее существовавшего
здания с той разницей, что передняя часть была значительно ниже задней
основной конструкции.
В результате реконструкции общая высота
всего здания была значительно увеличена, к каждому из трех основных
этажей были добавлены антресоли, а также был построен свод для прикрытия
вестибюля.
Планировка верхних этажей аналогична планировке. И на
благородном этаже, и на верхнем этаже зал вытянут до фасада и смещен
влево и потому не соответствует центру. Однако внешне эта асимметрия не
проявляется, поскольку продуманный дизайн фасада включает в себя ряды
проемов одинакового размера как на основных этажах, так и на антресолях,
которые вписываются в сложную архитектурную фактуру. На самом деле
организация Палаццо Гримани практически идентична той, которую Санмикели
использовал для почти современного Палаццо Онори в Вероне, который имеет
фасад с пятью нишами с залом в идентичном положении и который также
освещен спереди комбинацией два окна на первом этаже и два на антресоли.
Колоссальный облицованный камнем фасад Палаццо Гримани состоит из
пяти чередующихся пролетов, от широких до узких, с торцевыми пролетами
всех трех этажей, обрамленными в парном порядке, что отличает его от
трех центральных и парных основных порядков во всех пяти пролетах. на
мелкий заказ.
Первый этаж сочленен рифлеными коринфскими
пилястрами в сочетании с меньшим количеством коринфских пилястр.
Центральные три пролета соответствуют вестибюлю и содержат большую арку
посередине, окруженную меньшей аркой с обеих сторон, увенчанную
антресольным проемом в утопленной панели, а крайние пролеты имеют
прямоугольные окна с антресольными проемами, расположенными внутри.
утопленные панели.
Благородный этаж, который развивается из
непрерывного балкона, характеризуется довольно полным порядком рифленых
коринфских полуколонн, соединенных с дверями по углам и в сочетании с
второстепенным порядком коринфских пилястр, в то время как верхний этаж
имеет еще более низкий ордер коринфских пилястр. полуколонны, которые в
данном случае соединены с ионическими пилястрами и поддерживают большой
венчающий антаблемент.
На этих двух этажах центральный и два
концевых пролета характеризуются арками, обрамляющими прямоугольные окна
как на основном уровне, так и на антресольном уровне, которые, однако,
скрыты заглубленными филенками и деревянными ставнями, в то время как
два более узких пролета имеют прямоугольные окна, видимые на обоих
уровнях.
Критика
«Из всех зданий Венеции, последовавших за
последними пристройками Дворца дожей, самым благородным является Каса
Гримани: он состоит из трех этажей коринфского ордера и в то же время
прост, утончен, возвышенен и такой колоссальный. пропорции, что одни и
те же здания справа и слева, тоже трехэтажные, доходят только до первого
ее ряда».
(Джон Раскин)