Палаццо Зен, Венеция

Палаццо Зен или Дзен, резиденция семьи Зено (или Дзен на венецианском диалекте) — дворец в Венеции, расположенный в районе Каннареджо, на Рио-ди-Санта-Катерина и с правым боковым фасадом, обращенным к Кампо-деи-Джезуити.

 

Описание

Дизайн здания не имеет определенной атрибуции. Решающая роль отводится благородному и культурному заказчику Пьетро Зено, который вместе со своим сыном Франческо, страстным любителем архитектуры, разработал первый проект своими руками. Вероятно, столь же важным был вклад болонского архитектора и теоретика Себастьяно Серлио, друга последнего и проживавшего с 1528 по 1541 год в лагунном городе, где он опубликовал первые тома своего трактата об архитектуре (Книга IV и Книга III). ). Обратите внимание, как Серлио во введении к Книге IV хотел похвалить архитектурную культуру Франческо Зенона, который путешествовал по Востоку, проявляя интерес к остаткам классических зданий и проявляя особый интерес к архитектуре.

Желание клиента состояло в том, чтобы преобразовать предыдущие здания, которыми владела семья, в Fondamenta Santa Caterina с единым архитектурным проектом, желая создать единое большое монументальное здание, которое более адекватно отражало бы власть семьи. Затем проект был частично изменен во время строительства, в связи со смертью обоих Зеносов (1538-39), и завершен только в 1555 году тремя наследниками: братьями Катарино младшим, Джован Баттиста и Винченцо, которые приспособили его к своим нуждам. трехсторонним владением (1553).

Фасад на Рио, который проектировщик намеревался напомнить колоннадным сооружениям раннего венецианского строительства, таким образом, характеризуется плотной серией из двадцати арочных окон, чередующихся с другими с усеченным выступом, и четырьмя глухими арками в стиле ренессанс. Последние были сделаны для размещения как можно большего количества аллегорических фигур с фресками, скрывающих вставку дымоходов. Четыре массивных балкона, украшенных богатыми ломбардскими мраморными фризами, выходят на входы, украшая фасад. Мемориальная доска, прикрепленная муниципалитетом, увековечивает память двух великих мореплавателей четырнадцатого века Николо и Антонио Дзено, которые, вероятно, жили в этом месте до того, как здание было построено.

В здании, по словам историка Карло Ридольфи (1648 г.), главный фасад был частично расписан фресками Андреа Скьявоне, а тот, что выходил на кампо (всего с пятью оконными проемами), был полностью расписан им в сотрудничестве с Якопо Тинторетто. Робусти был автором двух основных сюжетов: «Падение святого Павла» и «Победа адмирала Карло Зенона над генуэзским флотом в войне при Кьодже» (1381 г.). Эти фрески сейчас утеряны, за исключением нескольких фрагментов самого Скьявоне (изображающих другие аллегории), которые можно увидеть на фасаде, выходящем на Кампьелло-ди-Сант-Антонио, и на раме окна во внутреннем дворе. Некоторые фрагменты первоначальной штукатурки с преобладанием красноватых тонов еще недавно можно было увидеть на уровне благородного пола, возле окон со сплошными решетками с шестиугольным мотивом.

В Кампьелло Сант-Антонио также видна мраморная вотивная капитель типа шестнадцатого века, ровесница дворца. Вдоль карниза, ограничивающего крышу, ряд декоративных барельефов, заимствованных частично из классической иконографии эпохи Возрождения (гротески), а частично из восточной (пальмы и верблюды), свидетельствуют о тесных торговых и дипломатических отношениях между венецианская семья с восточным Средиземноморьем.

Интерьер, который нельзя посетить, используется как частные апартаменты, в нем сохранились большие репрезентативные комнаты, в основном восемнадцатого века, богатые фресками (Джованни Скахаро и Агостино Менгоцци Колонна), три двора, соответствующие трем древним владениям, различные колодцы для дождевой воды и, возможно, в древние времена также доступ к пологому водоносному горизонту, выступающему на острове, башне для наблюдения за кораблями, возвращающимися в порт, и красивой часовне. Ответвление лестницы соединяет здание с предыдущим зданием, принадлежавшим семье, рядом с больницей Крочифери (ныне хоспис IRE), когда-то основанной в наследство от Зеноса. Семья также использовала его для посещения религиозных мероприятий в небольшой Oratorio dei Crociferi (которую можно посетить), пристроенной к самой больнице, украшенной ценными картинами Якопо Пальма иль Джоване и Бальдассарре далле Гротеше (1583-92), с запрестольный образ фламандца Питера де Костера.

Возвышение двадцатого века на части Палаццо Зено изменяет линейный профиль здания и, утяжеляя кладку, частично вызывает проседание фундамента.

Другие красивые дома Зеносов находятся на противоположном берегу канала и сосредоточены в Сализаде Шериман. К сожалению, красивый готический двор недавно был подделан, со старинными домами, служившими фоном, для постройки современного кондоминиума, на фасаде которого вставлен герб Зенона, изначально украшавший арку доступа к ручью. .