Хал-Сафлиени

 

Описание Хал-Сафлиени

Гипогей Хал-Сафлиени (Ħal-Saflieni Hypogeum) , Paola, Triq Ic Cimiterju (автобусы 81, 82, 83, 84, 88 из Валетты до остановки Pjazza). ☎ +356 2142 4231. Открыт восемь посещений в день, раз в час с 09:00 до 16:00. €35 через Интернет, €40 в кассе.

Гипогей Хал-Сафлиени (от греческого «подземелье») — это подземное святилище. Это — древнейший подземный храм в мире, верхний (древнейший) уровень которого датируется 4000 д.н.э. Гипогей состоит из трех уровней: верхний тысячелетиями использовался как могильник, на среднем уровне находятся несколько соединенных друг с другом залов, в том числе так называемая комната оракула — звуки низкой частоты, произнесенные здесь, резонируют по всему гипогею, а остальные быстро затухают. На самом нижнем уровне, скорее всего, хранили запасы зерна.

 

Хал-Сафлиени — популярная достопримечательность Мальты, но покупка билетов сюда представляет собой отдельный квест. В день допускается только 80 посетителей, обычно билеты выкупаются через Интернет за 2-3 месяца. Однако на экскурсии в 12:00 и в 16:00 билеты продаются только офлайн и только за день до посещения — частично на месте, частично в Национальном военном музее Валетты. В целом, впечатления от гипогея не оправдывают цену билетов и вероятностный характер их получения — с доисторической архитектурой Мальты лучше знакомиться в других местах

 

История

Гипогей Хал-Сафлиени был обнаружен случайно в 1902 году, когда рабочие, нарезавшие цистерны для нового жилого дома, пробили его крышу. Сначала рабочие пытались скрыть храм, но в конце концов его нашли. Изучение структуры было впервые проведено Мануэлем Магри, который руководил раскопками от имени Комитета музеев, начиная с ноября 1903 года. Во время раскопок часть содержимого Гипогея Хал-Сафлиени, включая погребальный инвентарь и человеческие останки, была опустошена. выброшены и выброшены без должной каталогизации. Что еще больше запутывает ситуацию, Магри умер в 1907 году, проводя миссионерскую работу в Тунисе, и его отчет о Гипогее был утерян.

Раскопки продолжались под руководством сэра Фемистокла Заммита, который пытался спасти все, что мог. Заммит начал публиковать серию отчетов в 1910 году и продолжал раскопки до 1911 года, депонируя свои находки в Национальном археологическом музее в Валлетте. Впервые Гипогей Хал-Сафлиени был открыт для посетителей в 1908 году, когда еще продолжались раскопки.

Четыре дома, построенные на месте гипогея, были снесены, чтобы построить музей. Реальные попытки сохранить это место начались в 1991 году, когда он был закрыт на десять лет, чтобы организовать его для посещения. В 2011 году была запущена более интенсивная программа по мониторингу ветхости сайта.

Гипогей Хал-Сафлиени вновь открылся в мае 2017 года после закрытия на год для улучшения своей системы экологического менеджмента.

Описание
Более поздние археологические раскопки указывают на то, что когда-то на поверхности была святыня, обозначавшая вход в Гипогей Хал-Сафлиени, и ее последующее разрушение, вероятно, защищало нижнюю структуру от обнаружения на тысячи лет. Ничего не осталось от потенциального ограждения, которое обозначило бы вход в Гипогей Хал-Сафлиени. Подземное сооружение могло происходить из естественной пещеры, со временем расширенной за счет врезания непосредственно в скалу грубыми инструментами, включая рога, кремень, кремний и обсидиан. Погребальные камеры на верхнем уровне Гипогея Хал-Сафлиени относятся к ранним фазам периода мальтийского храма, а нижние камеры - к более позднему. Впервые это место могло быть использовано еще в 4000 г. до н.э. и, вероятно, использовалось примерно до 2500 г. до н.э., на основании анализа образцов керамики и изучения человеческих останков.

Структура храма использует осторожное направление света с поверхности, чтобы проникнуть в нижние помещения, с замысловатыми узорами, нарисованными на частях потолка красной охрой, следуя мотивам пятен, спиралей и сот. Одна из главных комнат, называемая «Святая святых», кажется, ориентирована таким образом, что свет от зимнего солнцестояния освещал ее фасад из первоначального отверстия наверху.

Резонансная ниша, вырезанная в средней камере, называемая комнатой Оракула, вероятно, была предназначена для проецирования пения или игры на барабанах по всей остальной части Гипогея Хал-Сафлиени.

На этом месте был обнаружен широкий спектр предметов, в том числе замысловато украшенные керамические сосуды, каменные и глиняные бусины, пуговицы из ракушек, амулеты, головы топоров и резные фигуры, изображающие людей и животных. Самым заметным открытием была Спящая леди, глиняная фигура, которая, как считается, олицетворяла богиню-мать. Фигуры варьируются от абстрактного до реалистичного по стилю, при этом основные темы, как считается, связаны с почитанием мертвых и духовным преобразованием. Также представлены сложные художественные техники, как в случае с одной большой керамической чашей, в которой использовались как натуралистические, так и стилизованные темы, с одной стороны, реалистично изображающей крупного рогатого скота, свиней и коз, а на другой стороне - вылупившихся животных, скрытых в сложных геометрических узорах.

Останки около 7000 человек были найдены в Гипогее Хал-Сафлиени, и хотя многие кости были потеряны при раскопках, большая часть черепов была депонирована в Национальном музее. Небольшой процент черепов имеет ненормальное удлинение черепа, подобное черепам священников из Древнего Египта, что порождает предположения о людях, которые занимали Гипогей Хал-Сафлиени, их обычаях и верованиях.

Дальнейшие раскопки проводились между 1990 и 1993 годами Энтони Пейсом, Натаниэлем Кутаджаром и Рубеном Гримой. В период с 1991 по 2000 год Гипогей был закрыт для посетителей на реставрационные работы; и с момента открытия Heritage Malta (государственный орган, который следит за историческими достопримечательностями) разрешает въезд только 80 людям в день, в то время как микроклимат этого места строго регулируется. Научные исследования Гипогея продолжаются, и в 2014 году международная группа ученых посетила его для изучения акустики.

 

Комплекс

Гипогей построен полностью под землей и состоит из трех наложенных друг на друга уровней, высеченных в мягком глобигериновом известняке, с его залами и комнатами, соединенными между собой лабиринтной серией ступеней, перемычек и дверных проемов. Считается, что верхний уровень был занят первым, а средний и нижний уровни были расширены и раскопаны позже. Некоторые из средних помещений, кажется, имеют общие стилистические характеристики с современными мегалитическими храмами, найденными по всей Мальте.

Верхний уровень
Первый уровень находится всего в десяти метрах от поверхности, и он очень похож на гробницы, найденные в Xemxija, недалеко от залива Святого Павла. Некоторые помещения представляют собой естественные пещеры, которые позже были искусственно расширены. Этот уровень состоит из множества камер, некоторые из которых использовались для захоронения.

Средний уровень
Второй уровень - это более позднее расширение, когда скала поднимается на поверхность с помощью циклопической оснастки. На этом уровне есть несколько отмеченных комнат:
Основная камера: Эта камера примерно круглой формы и вырезана в скале. Представлено несколько входов в трилитон, некоторые из которых слепые, а другие ведут в другую комнату. Большая часть поверхности стен была окрашена в красный цвет охры. Именно из этой комнаты была извлечена Спящая леди.
Комната Оракула: это примерно прямоугольная и одна из самых маленьких боковых комнат. Он имеет особенность создания мощного акустического резонанса от любой вокализации, сделанной внутри него. В этом номере есть тщательно расписанный потолок, состоящий из спиралей красной охры с круговыми пятнами и спиралями.
Украшенная комната: Рядом с комнатой Оракула находится еще один просторный зал, круглый, с наклонными внутрь гладкими стенами, богато украшенными геометрическим узором из спиралей. На правой боковой стене входа изображен вырезанный в скале петросоматоглиф человеческой руки (Агиус).
Святая Святых: возможно, центральное сооружение Гипогея, эта комната, кажется, ориентирована на зимнее солнцестояние, которое освещало бы ее фасад от первоначального поверхностного проема. Во время раскопок из этой комнаты не было найдено никаких костей. Фокус - иллюминатор внутри трилитона, или структуры, состоящей из двух больших вертикальных камней, которая, в свою очередь, обрамлена большим трилитоном и еще одним большим трилитоном. Угловой потолок был воспринят как намек на то, что открытые сейчас храмы Мальты могли быть покрыты аналогичной кровлей.

Нижний уровень
В нижнем ярусе не было ни костей, ни приношений, только вода. Это настоятельно предполагает хранение, вероятно, зерна.

Музей
Гипогей и его музей - популярная достопримечательность Мальты. Музей открыт в 9 утра, но очередь за билетами начинается около 8 утра. «Горящие» 20 билетов на следующий день всегда доступны в Национальном военном музее, расположенном в Валлетте. Посетителям рекомендуется бронировать за несколько месяцев до этого, так как в день допускается ограниченное количество людей.

Объект был закрыт в сентябре 2016 года на ремонт в размере 1,1 миллиона евро, частично финансируемый за счет гранта Исландии, Норвегии и Лихтенштейна. Обновленный музей был открыт министром культуры 28 апреля 2017 года и включает новую систему климат-контроля для Гипогея, а также расширенный центр для посетителей. Сайт снова открылся для посетителей 15 мая 2017 года.