Лист 60
Протокол
допроса свидетеля
9 марта 1959 г. прокурор прокуратуры г. Ивдель района Свердловской
области мл. советник юстиции Темпалов допросил в кабинете
в качестве свидетеля, с соблюдением ст.162-168 УПК РСФСР
1. Фамилия, имя и отчества Уваров Иван Евламиевич
2. Год рождения 1884
3. Место рождения пос. Богословского завода
4.Национальность: русский
5.Партийность: б/п
6. образование (какое учебное заведение окончил и когда: среднее
7. Занятие: а) в настоящее время – место работы и занимаемая
должность: директор музея г. Ивдель б) в момент, к которому
относятся показания: тоже.
8. Судимость: со слов не судим
9.Постоянное место жительства (точный адрес и № телефона): г. Ивдель
ул. Октябрьская набережная д. № 23
10. Паспорт: с собой не имеет
11. В каких отношениях состоит с обвиняемым: посторонний
Об ответственности по первой части ст. 92 УК РСФСР за отказ от дачи
показаний и по ст. 95 УК РСФСР за дачу заведомо ложных показаний
предупрежден. Подпись.
Оборот:
Свидетель показал По существу заданных вопросов поясняю. О том, что
потерялись туристы 9 человек я слышал. О том, что нашли их на горе
замерзшими также слышал. Но эту гору высоту 1079 я слышу впервые.
Я с народом манси их бытом знаком пятьдесят лет и у них в 1939
(прим. Последняя цифра исправлена) впервые открыл школу в пос.
Пауль-Томс (?). Часто я бывал на Уральском хребте но около указанной
горы я близко не был. В зимние месяца в горах Северного Урала, а
также и летом бывают сильные ветры и даже смерчи. И мне случалось
иногда быть во время этих смерчей, но спасались только в лесах в
низких местах. Во время смерчей в горах возникают различные звуки и
при том страшные и разнообразные, наподобие воя зверей, стонов людей
и т.д. И когда находишься и услышишь все это становится очень жутко
и страшно и люди, ранее не слышавшие все это могут испугаться. Эти
звуки могут получиться из-за того во время ветров, что имеются в
гораз скалы выветренные, в них находятся отверстия и поэтому
возникают такие звуки.
Мне известно, что манси имеют молебную гору и я ее знаю и был на
ней. Ее название Ялпынг-Нёр.
Лист 61
что в переводе на русский язык значит молебная гора.
Эта гора как я смотрел на карте находится южнее примерно 40 км от
горы, где погибли туристы. Молебную гору манси не охраняют и мне
точно известно на молебную гору русские допускаются манси и они не
препятствуют этому и не оказывают физического или иного какого-либо
воздействия русским, когда последние идут на молебную гору как
мужчины, а также женщины И зло какое-либо на русских у манси за это
не вызывалось. Разговоры о том, что на туристов напали манси из-за
того, что последние хотели подойти к молебной горе я считаю
неверными, это считают и говорят люди, которые не знают жизнь и быт
манси.
Мне известно, что 45 лет тому назад был такой случай с першинским
охотником с пос. Першино, что он ходил на молебный камень (гору) и
якобы забрал там часть жертвоприношений и вернулся с ними домой и
пьянствовал. А потом пошел вновь и домой больше не вернулся. Этого
охотника больше нигде не нашли, что с ним случилось никто точно не
знает, но ходили слухи, что он попал на стрелу поставленную на
зверя. Такие стрелы манси ставили на зверей. Это стрелы самострелы
Оборот:
Но как это в действительности было неизвестно и трудно узнать, так
как климат и местность нашего района суровые особенно в горах.
Я знаю, что если бы кто из народностей манси был виноват в гибели 9
туристов, то ни один бы манси не стал принимать участие в розыске
туристов. А узнал, что в розыске туристов принимали участие три
манси.
Мне известно, что на молебную гору ходили много русских мужчин и
женщин и с ними никогда ничего плохого не случалось и их
сопровождали иногда и манси. Я лично не допускаю такой мысли, чтобы
манси напали на туристов из-за их религиозных предрассудков или по
другим причинам. Как правило, манси к русским относятся очень
хорошо.
Записано верно, мною лично прочитано
Подпись
Прокурор г. Ивдель
мл. советник юстиции подпись.