Архангельское, Россия

 Архангельское

 

Описание Архангельское

Расположение: 20 км к западу от Москвы
Телефон. (495) 363 1375
Открыта: 9 утра - 6 вечера Пн - Пт
9: 00-19: 00 Сб-Вс
Выходной день: последняя Ср месяца
Метро: Тушинская затем сесть на автобус

 

Усадьба Архангельское расположен в подмосковном городе Красногорск, в 20 км к западу от Москвы. Это одна из самых великолепных резиденций, построенных в 18 веке.

 

История усадьбы

XVI-XVII век

Первое упоминание о поселении на месте усадьбы относится к 1584 году. Это была небольшая деревушка, стоявшая на высоком берегу Москвы-реки, на расстоянии примерно версты от Звенигородской дороги. Две трети деревушки были вотчиной Алексея Ивановича Уполоцкого, одна треть была имением Иосифа Матвеева сына Рязанцева. Была небольшая деревянная церковь Архангела Михаила. Имение первоначально называлось по имени владельца «Уполозы» или «Уполоци» (рус. Уполозы, Уполоцы). В дальнейшем его владельцы менялись: в 1617 году Полозы переходят к Немыру и Григорию Киреевским, в 1646 году они уже принадлежат боярину Федору Шереметьеву. В том же году деревушка впервые упомянута как рус. «Архангельское». В 1660—1667 годах властители построили там новую каменную церковь вместо деревянной, которая сохранилась до сих пор. За конструктивные особенности ее приписывают крепостному архитектору XVII века Павлу Потехину, построившему также усадебные храмы в селах Марково и Никольское-Урюпино.

В 1678 году село переходит к князю Я. М. Одоевскому, в 1681 году — к князю М. Я. Черкасскому, наконец, в 1703 году его владельцем становится князь Д. М. Голицын.

В то время в Архангельском была лишь небольшая деревянная трехсрубная усадьба-хоромы на две горницы с сенями, с баней, конюшней, поварней, сараями и амбарами. Здесь также была оранжерея, одна из первых в Подмосковье в конце XVII века, с лаврами и апельсинами.

 

Первая половина XVIII века

С 1730-х годов вид усадьбы коренным образом изменяется. Новый владелец, Д. М. Голицын, отойдя от активной политической жизни, поселился в 1730 г. в Архангельске. Старая усадьба, стоявшая среди убогих дворовых лачуг, ему не понравилась, поэтому в стороне и построил деревянный дворец на 13 комнат с печами, облицованными голландскими изразцами и с камином. Нововведением был регулярный сад, несколько напоминавший барочные сады Голландии с липами, «першпективными дорогами» и «партирами». Арест и смерть владельца прервали дальнейшее развитие имения. Усадьба пришла в упадок, дворец постепенно старел и разрушался.

 

Вторая половина XVIII века

История нынешней усадьбы «Архангельское» начинается с внука Д. Голицына – князя М. А. Голицына. Вельможа бывал за границей, жил в Париже, где заказал проект нового дворца французскому архитектору Ж. Ж. Герну.

Ж. Ж. Герн никогда не был в Российской империи. Он строил в провинциальных городах Франции (в Безансоне и др.), но хорошо знал образцы усадеб Франции XVIII века, Люксембургский дворец Соломона де Броса, дворец Мезон-Лафит архитектора Франсуа Мансара. В схожем стиле был построен и дворец в Архангельском, только его декор выполнен не в стиле французского барокко XVII в., а в стиле классицизма XVIII века.

Парк Д. Голицына был коренным образом переоборудован. Были перестроены оранжереи. По проекту архитектора Джакомо Тромбара[it] в парке соорудили две террасы итальянского типа с балюстрадами. Тогда же было построено и первое здание "Каприз" с манежем и библиотекой, первое здание "Конторского флигеля". Старый деревянный дворец был разобран, и в 1784 начали строить новый.

Строительство в усадьбе длилось около 30 лет. Князь умер в 1809 г., а в следующем году вдова продала усадьбу известному вельможе М. Юсупову.

 

Первая половина XIX века

Имущество Юсупова входило в пятерку крупнейших в империи, он являлся владельцем 20 000 крепостных. Он тоже пожил за границей, где начал коллекционировать живопись мастеров Западной Европы XVII-XVIII вв. и прикладное искусство. Приобретя в 1810 году Архангельское, он перевез туда свои богатые коллекции из своего петербургского дома. Строительство ансамбля, начатое еще при Голицыне, продолжалось до войны с Наполеоном. Перед приходом неприятеля картины отвезли в Астрахани, скульптуры зарыли в землю. Французы-завоеватели ограбили усадьбу, а крепостные окрестных сел, подняв бунт, испортили интерьеры дворца. После войны работы возобновились. В строительстве принял участие известный московский архитектор Й. Бове, а также И. Жуков, Е. Тюрин, С. Мельников – архитекторы Экспедиции кремлевского строительства, главным начальником которой был Юсупов. В 1820 году во дворце произошел пожар. Часть художественных драгоценностей удалось спасти.

Ремонт длился два года, перестройка и достройка продолжались на протяжении всех 1820-х годов. Дворец приобрел ампирный вид, его окрасили в современные цвета: желтый с белым. В конце 1820-х годов Архангельское вступило в эпоху своего расцвета. В усадьбе действовал свой фарфоровый «завод» (точнее, мастерская по расписке и обжигу фарфора), изделия которого высоко ценились в России. Архангельские сервизы расходились в основном как подарки. Существовал крепостной театр, ботанический сад, оранжереи. Среди гостей усадьбы - П. Вяземский (1830) и А. С. Пушкин, который был здесь дважды: в 1827 и 1830 годах. Свое восхищение красотами усадьбы поэт излил в своем послании «К вельможе» (К вельможе), где рядом с дифирамбами ее владельцу он вспоминает и сокровища Архангельского: «… тишине, Что ими в праздности ты дышишь благородной…»

 

Вторая половина XIX – начало XX века

После кончины М. Б. Юсупова в 1831 году Архангельское начинает приходить в упадок. Наследник усадьбы, князь Б. Н. Юсупов не проявляет к нему интереса, значительную часть живописи и скульптуры он перевозит в Петербург, а фарфоровый завод, сданный в аренду, действует до 1841 г. Но усадьба продолжает привлекать московскую публику, в частности, деятелей культуры: в 1833 году ее посещают А. И. Герцен и М. П. Огарев. Усадьба странным образом сохранилась, несмотря на разрушения и гибель других (дворец Разумовского в городе Батурин, усадьбы в Яготине, Камбурлея в селе Хотень, Завадовского в Ляличах и др.). Затем имение переходит к сыну князя, М. Б. Юсупову (младшему). Он живет в основном за границей и тоже мало обращает на него внимания. Далее род Юсуповых по мужской линии прекращается, С. Н. Юсупова, дочь М. Б. Юсупова, женится на графе Ф. Ф. Сумароков-Эльстон. Супруги Сумароковы-Эльстон стали последними владельцами усадьбы и подолгу жили в Архангельске. Они приглашали к себе, кроме царских особ, и деятелей русской культуры конца XIX - начала XX в. Так, здесь гостили композиторы И. Ф. Стравинский и К. М. Игумнов, художники О. М. Бенуа, К. Е. Маковский, К. А. Коровин, В. А. Серов (последний написал, кроме портретов хозяев, также и икону для храма. В 1906—1916 годах на бывшем хозяйственном дворе была построена храм-усыпальница с колоннадами. В 1919 году Сумароковым-Эльстоном и их сыну Ф. Ф. Юсупову приходится навсегда покинуть Россию, они находят убежище во Франции.

 

Архангельское в советское время

В 1917 году усадьба была национализирована, некоторое время здесь была резиденция Л. Д. Троцкого. В 1919 году открыт историко-художественный музей. Часть живописи была передана в московские музеи и Эрмитаж, некоторые проданы за границу. Из 4 сотен картин во Дворце осталось около 100. В основном это живопись, которая была неотъемлемой частью интерьера (в частности, полотна Робера, Тьеполо, где Куртейля). В 1933 году на территории усадьбы был создан военный клинический санаторий, из-за чего усадьба понесла некоторые потери. Так, была разрушена арка «Римские ворота», оранжереи, уничтожены памятные колонны императоров Александра II и Николая II. В 1934-37 годах на месте оранжерей и "Римских ворот" были построены санаторские корпуса. Архитектор В. П. Апишков, которому было поручено строительство, сумел не нарушить новоделом ансамбля усадьбы: два желто-белых корпуса в стиле неоклассицизма производят впечатление старинных и полностью вписываются в ее панораму. Между корпусами — смотровая площадка, с которой открывается великолепный вид на старицу Москвы-реки и Лохин остров. Ниже корпусов, на склоне речной долины, в советское время возведена величественная лестница (перестроена в 1990-х). Обсаженные стройными туями, они продолжают ось симметрии ансамбля и ведут к речной пойме. Также на территории усадьбы была устроена одна из тренировочных баз спортивного клуба Министерства Обороны СССР — ЦСКА, которая просуществовала до конца 1990-х.

 

Современность

Долгое время музей принадлежал Министерству Обороны и был одним из санаториев. В 1996 году все исторические постройки и земли под ними были отделены от санатория и управление ими переданы Министерству культуры. Число посетителей усадьбы со второй половины 1990-х резко повысилось. Для посещения открыты залы Дворца, театр, парк и садовые павильоны. Для жителей Москвы усадебный парк давно стал популярным местом отдыха. На выходные и праздники там всегда можно увидеть молодоженов – посещение усадьбы стало непременной частью свадебной программы москвичей. В усадьбе проходят джазовые фестивали под названием «Усадьба Джаз», концерты камерной музыки. В «Колоннаде» и «Конторском флигеле» открываются временные выставки.

В связи с грядущим 100-летием открытия музея (осень 2019 г.) в 2018—2019 годах проводились масштабные работы по реконструкции парка и зданий усадьбы, а также реконструкция прилегающей территории санатория. В июне 2020 года началась масштабная реконструкция экстерьера Дворца, которую планируется завершить через два года.

 

Сокровища усадьбы

Живопись

Картинная галерея М. Б. Юсупова числилась сначала XIX в. одним из лучших частных собраний в Европе. Во времена расцвета в Архангельской коллекции насчитывали около 400 картин. Значительная часть картинной галереи была вывезена из дома еще в XIX веке. Картины из архангельского собрания можно увидеть в Эрмитаже и других музеях. В музейной коллекции усадьбы к началу XXI в. хранится около 100 полотен голландской, французской, итальянской школ живописи. Русская живопись, за редкими исключениями (Ф. Я. Алексеев, А. Орловский, М. Ф. Полтев), почти не представлена.

Среди мастеров Италии – произведения Карло Маратти («Мадонна с младенцем»), Помпео Батони («Венера и Амур»), Гаэтано Гандольфи («Мария Магдалина в пустыне»), Франческо Тирони («Гранд-Канал в Венеции»), П' етро Ротари («Поселянка под деревом», также богатая коллекция «девичьих головок»), Якопо Амигони («Вакх и Ариадна»), Джованни Паннини («Интерьер собора Св. Петра в Риме»), Гаспаро Дициани («Иосиф Прекрасный» и жена Пентефрия»), Бернардо Белотто («Большой канал в Венеции» и др.). Изюминкой сборника являются два огромных полотна Дж. Б. Тьеполо «Встреча Антония и царицы Египта Клеопатры в порту» и «Пир Клеопатры в честь Антония» (тема Марка Антония и царицы Клеопатры VII была любимым мотивом творчества художника). Для размещения их была специально изменена планировка Дворца: два зала были превращены в один («Салон Тьеполо»).

Французская живопись представлена полотнами Юбера Робера (они занимают два зала Дворца, специально перестроенные под эти картины), Шарля Лебрена («Жертвоприношение Ифигении»), Ш. А. Ф. ван Лоо («Электрический опыт» и «Пневматический опыт»), Франсуа Буше («Испугенная купальница»), К. Ж. Верне («Приморский вид», «Туманный вечер в гавани»), О. Верне («Турок и казак»), Ж. Ф. Ж. Свебаха[fr] (« Привал кавалерии»), Г. Ф. Дуаэна («Андромаха защищает Астианакса», «Триумф Клавдия, победителя карфагенян»), Элизабет Виже-Лебрен («Портрет певицы А. Каталани»), учеников Давида Марии Монже («Похищение дочерей Лев» ) и А. Ш. Караффа («Присяга Горациев»). Кисти французского художника Николя де Куртейля принадлежат плафон «Зефир и Психея» (долгое время неточно называлось «Амур и Психея») в Овальном зале, портрет актрисы крепостного театра Юсупова Анны Боруновой.

Из фламандских мастеров: Ван Дейк (сохранился «Портрет неизвестной») и ученик Рубенса Абрахам ван Дипенбек («Минерва защищает плодовитость»). В архангельской коллекции когда-то были и два портрета кисти Рембрандта. С 1834 г. они находились в Петербурге, в 1919 г. вывезены за границу и проданы Ф. Ф. Юсуповым.

Из немногочисленных работ русских мастеров: "Портрет императора Павла I" С. С. Щукина, "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости" Ф. Я. Алексеева, "Всадник" (вымышленный портрет предка Юсуповых, хана Юсуфа) А. Орловского, "Й и супруга Пентефрия» и «Венера и Марс» М. Ф. Полтева.

 

Скульптура

В скульптуре Юсупов был почитателем антиков и итальянцев. В России для него работали итальянцы Кампиони, Альбачини, Трескорни. Среди скульптур Дворца следует отметить скульптурные группы «Кастор и Поллукс» и «Амур и Психея» в «Парадном вестибюле», статуи «Спящая Венера» в Салоне Тьеполо, «Надевающий доспех воин» в 1-м салоне Робера, «Сидячая Венера». » в «Парадной столовой». Кроме того, во Дворце находятся бюсты, барельефы и геммы. В «Амуровой комнате» до 1830-х годов стояла еще одна скульптурная группа «Амур и Психея» работы Антонио Кановы (сейчас в Эрмитаже). Широко представлена и парковая скульптура. На Нижней террасе парка стоят копии статуй Аполлона Бельведерского и Дианы Версальской. На южном краю «Зеленого партера» — парные мужские фигуры, каждая высотой в три метра — увеличенные копии с оригинала древнегреческой статуи «Борец Боргезе», который находится в Лувре. В парке расставлены и некоторые другие статуи, а также бюсты, гермы, фигуры львов, собак, вазоны – всего более сотни фигур. Они расположены в большинстве своем на террасах, но некоторые стоят возле «Зеленого партера» и в других местах. Фигуры лежачих львов на пьедесталах украшают боковые фасады Дворца, между львами установлены старинные морские пушки. На зиму парковую скульптуру убирают в деревянные ящики.

 

Библиотека

Богатое книжное собрание было еще у Д. М. Голицына – 6 тыс. книг (в том числе 335 рукописей). После его ареста библиотека была конфискована и вывезена из Архангельского, его сыну возвращены только остатки. До 1931 года голицынская библиотека находилась в другом имении Голицыных – усадьбе Никольское-Урюпино, впоследствии возвращена в Архангельское. У М. Б. Юсупова тоже была богатая библиотека (30–50 тыс. томов). Среди них: произведения Вольтера, Ж. Ж. Руссо, Мольера, П. Корнеля, Ф. Шиллера, Д. Мильтона и др., книги по истории, дипломатии, описания путешествий, произведения античных авторов. Среди славянских изданий следует отметить «Острожскую Библию» Ивана Федорова 1581 и «Патерик, или отечник печерский», напечатанный в Киеве в 1678 году. «Патерик» – семейная реликвия, полученная князем в наследство. Также имеются произведения русских классиков конца XVIII - начала XIX века: А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, Д. И. Фонвизина, И. И. Лажечникова. После 1920 г. около 10 тыс. книг архангельской библиотеки передали в московские публичные библиотеки. Но и сейчас в усадьбе богатое книжное собрание (16 тыс. томов). Помещения библиотеки находятся на втором этаже Дворца.

 

Архитектурно-парковый ансамбль

Планировка парка и Дворца подчинена центральной оси симметрии, которая идет с севера на юг. Она идет вдоль «Императорской аллеи», проходит через въездную арку, Парадный двор, Дворец и террасы. Ансамбль Архангельского отличается продуманностью общего плана, использованием природного рельефа местности, подчинением каждого мотива общей художественной задаче. Усадьба создавалась на протяжении полувека (1780-1830), поэтому на ней отразились изменения стиля классицизма, но весь ансамбль удивительно гармоничен. Следует учесть несоответствие стиля парка и стиля Дворца: последний, построенный в 1780-х годах в стиле классицизма, должен был быть окружен пейзажным английским парком, а парк Архангельского, устроен в 1730-х годах, является типичным французским регулярным парком. Однако этот разрыв между стилем архитектуры Дворца и планировкой зеленого окружения не отразился на художественной стоимости усадьбы.

 

Храм Архангела Михаила

Церковь Архангела Михаила является старейшим архитектурным памятником усадьбы. От арки «Святые ворота» к ней ведет липовая аллея, справа которой когда-то стояла сельская больница, построенная в 1820-х годах, а слева — строения доголицинских суток и, позже — жилища служителей культа. С севера церковный двор отделен от парка глинобитной стеной с аркой и двумя башнями. Стена построена в 1826 году, отреставрирована в 1960-х. Вокруг церкви когда-то существовало кладбище, ликвидированное в советское время. Надгробия уничтожены, сохранилось только надгробие княжны Т. М. Юсуповой — сестры княгини Зинаиды Николаевны. Надгробная скульптура «Ангел молитвы» работы М. М. Антокольского была убрана в XX в. и сейчас находится в «Чайном павильоне», а в 2016 году ее точная копия установлена на надгробии. К востоку от церкви, прямо за апсидами, стоит деревянный крест в память всех погребенных на кладбище. Сама церковь, построенная в 1660-1667 годах Павлом Потехиным, не раз перестраивалась. Издавна в ней существуют два придела: северный, в память Святителя Николая Чудотворца и южный - в память Иоанна Крестителя. Позже с запада была пристроена галерея. В 1820-х годах возле церкви построили колокольню (ныне не существует) по проекту архитекторов В. Я. Стрижакова. С. П. Мельникова, Е. Д. Тюрина. Своей архитектурой она была аналогична стенным башням: каменная основа и деревянная надстройка. В 1934 году храм был передан музею и службы там прекратились. В 1964-65 годах там произвели последнюю перестройку (с целью вернуть первоначальный вид). Начиная с 1994 года, в храме регулярно совершаются воскресные и праздничные службы. За храмом, под крутым обрывом на берегу Москва-реки — источник с ручьем, на котором оборудована церковная купальня.

 

Дворец

Дворец – центр ансамбля. Он был заложен в 1784 году по проекту архитектора Ж. Ж. Герна. Прямая дорога (так называемая «Императорская аллея») шла от арки через декоративную рощу и выходила на старую Звенигородскую дорогу (ныне выходит на Ильинское шоссе). Сама арка, в стиле ампир, совмещает два боковых флигеля. Они двухэтажные (с 1930-х по 2010-е годы были трехэтажные), имеют в плане форму буквы Г. По проекту Герна арки не предполагалось, а флигели были одноэтажными, прямоугольного плана. Левый флигель предназначался для кухни, правый сначала служил театром, затем каретней. За аркой – парадный двор-курдонер. Въезд в него закрывают ажурные ворота-решетки, удивительной работы. В центре двора обширная клумба. По бокам двор замкнут колоннады тосканского ордера, соединяющие флигели с главным корпусом. Сам главный корпус Дворца имеет два этажа и один полуэтаж-антресоли. Вход во Дворец украшен ионическим портиком с четырьмя колоннами. Первый этаж занимают в основном парадные комнаты с высокими потолками. Прямо за входом – «Парадный вестибюль», а после него, за аванзалом, находится главное помещение Дворца – «Овальный зал», в нем устраивали торжественные встречи и танцы. На потолке – живописное панно Николя де Куртейля «Зефир и Психея» (неточно «Амур и Психея»), с центра которого спускается огромная люстра. Она искусно сделана из бумажной массы на проволочном каркасе и имеет вид бронзовой. Три пары дверей выходят из зала на Нижнюю террасу парка.

Всю правую часть Дворца образует сплошная анфилада парадных комнат, которая проходит от вестибюля в «Овальный зал». Справа вестибюля расположены: «Салон Тьеполо» с его знаменитыми полотнами, 1-й и 2-й салон Юбера Робера. «Салоны Робера» в плане выглядят восьмиугольными: такую необычную форму они получили в 1816 году, для более эффектного расположения полотен художника, в них особенно чувствуется связь интерьера Дворца и картин с близлежащим парком. Между «салонами Робера» – «Антиковый зал», где рядом с французскими скульптурами выставлены и настоящие артефакты, найденные на раскопках Помпей. Далее - "Спальня герцогини Курляндской", которая представляет собой "парадную" спальню, типичную для XVIII в. Там М. Б. Юсупов разместил мебель, принадлежавшую его умершей сестре Евдокии Борисовне — жене герцога Курляндского Петера фон Бирона. За ней — «Императорский зал», который должен подчеркивать близость владельца к царской фамилии: там развешаны портреты императоров, императриц и великих князей.

Залы левой части Дворца напротив теперь уже не образуют замкнутого кольца. Слева от вестибюля расположены «Парадная столовая» (также известный как «Египетский зал» — через роспись грызайля в псевдоегипетском стиле), буфетная и «угловая» комната. Через «угловую» и буфетную в столовую приносили блюда из кухни, расположенной во флигеле (сейчас в угловой комнате располагается вход во Дворец для посетителей). Слева "Овального зала" - "Амуровая комната", "Кабинет княгини" (или "Музыкальный салон"), "салон Ротари" с коллекцией женских портретов П. Ротари (бывшая спальня) и кабинет князя. Две последние комнаты имеют низкие потолки, чтобы их было легче отапливать в холодное время года. В центре Дворца расположены служебные помещения; на второй этаж из аванзала ведет пара лестницы. Комнаты второго этажа вдвое ниже, лишенные всяких украшений: в разное время они использовались как гостевые комнаты, под картинную галерею и библиотеку. Здание венчает бельведер, расположенный над средней частью. Он имеет восемь полуциркульных окон, между которыми парные римско-коринфские колонны. Наверху бельведера — флагшток: во времена Юсуповых там поднимался флаг, традиция возвращена в 2010-е годы.

 

Театр Гонзага

Должность директора императорских театров, занимаемая М. Б. Юсуповом с 1791 г., способствовала созданию в Архангельском и собственном театре. Первоначально театр размещался в правом флигеле Дворца, но в 1818 году для театра построили отдельное помещение, к западу от регулярного парка (ныне — вне ограждения санатория, за Ильинским шоссе). За театром — бывшая «Князьборисов роща» (ныне — вековой лес). Рядом театра находится и помещение, где когда-то стояли кареты и экипажи. Проектировали театр, известный архитектор И. И. Бове и итальянский архитектор и декоратор П. Гонзага. Строительные работы осуществлялись под наблюдением крепостного архитектора В. Я. Стрижакова и с участием московских архитекторов Е. Д. Тюрина и С. П. Мельникова. Таким образом, театр – плод творчества нескольких мастеров. Впоследствии за сооружением закрепилось название – «театр Гонзага». Здание театра — деревянное, оштукатуренное и раскрашенное в два цвета, поэтому производит впечатление каменного. Архитектура типична для позднего классицизма: гладкие стены, простые окна без наличников. Из украшений — только ионический портик со стороны Дворца и крыльцо с балюстрадой и мраморными вазами. Но интерьер очень хорош. Искусно использованы закругленные линии и исключительно приятные пропорции. Партер окружает рустованный подиум, на который опираются мощные колонны, в промежутках которых — 22 зрительских ложа, расположенные в два яруса. Но главное сокровище театра – декорации, произведение самого Пьетро Гонзага. Его удивительные декорации создают иллюзию бесконечной дали, которая идет далеко за заднюю стену и визуально расширяет просторы сцены. Учитывая тогдашнее слабое освещение сцен, для современников реалистичность декораций была поразительной. Из двенадцати смен декораций в настоящее время сохранились четыре смены и занавес. Остальные известны только из посредственных ученических рисунков-копий.

 

Другие здания и сооружения

Арка «Святые ворота». Арка в стиле классицизма, построенная в 1823-1824 годах архитектором Е. Д. Тюриным. Украшенная четырьмя коринфскими колоннами, наверху ее установлен крест (в XIX веке по обе стороны креста были фигуры двух ангелов). За аркой липовая аллея ведет в храм.

«Каменная кладовая над оврагом». Двухэтажное строение в псевдоготическом стиле с аркой. Она стоит рядом «Святых ворот», за ней начинается овраг к старице Москвы-реки. Нижний каменный этаж прорезан аркой, лестница за которой ведет к асфальтированной дорожке на дне оврага, идущей вниз к речной пойме. По обе стороны арки дверь со стрельчатым обрамлением, над дверью — «старинные» фонари. Второй этаж деревянный, все строение раскрашено в желтый и белый цвета. Над амбаром раньше находилась башня (сейчас не существует).

"Конторский флигель". Он был построен еще при М. А. Голицыне, первоначально в псевдоготическом стиле, с остропилочной башней. В начале XIX ст. был перестроен архитектором Е. Д. Тюриным, придавшим ему ампирный вид. Над флигелем была поставлена башня с колокольчиками и колоколом (в дальнейшем была снята). Фасад украшен тосканским портиком с четырьмя колоннами. Флигель был одним из строений, которые стояли на Большой улице села, на противоположной стороне были конюшня, дом для приезжих (Отель), флигель больницы, различные мастерские. Большинство строений разобрано во второй половине XX в., остался только «Конторский флигель». Сейчас Конторский флигель служит местом для художественных выставок.

«Богадельня» (бывший челяднический флигель) находится рядом с «Святыми воротами». Когда-то была одноэтажная, в дальнейшем надстроен второй этаж. В разное время служил помещением для слуг, санаторским корпусом и даже жилым домом (в 1990-х годах). Сейчас там находятся офисные помещения музея.

«Храм-усыпальница». Он предназначался для семейного склепа князей Юсуповых и графов Сумароковых-Эльстон. Строительство усыпальницы по проекту известного архитектора Р. И. Клейна началось в 1908 году на месте старого хозяйственного двора, оконченного в 1916 году. Владельцам дома вскоре пришлось покинуть родину, поэтому по назначению ее никогда не использовали. По архитектуре храм-усыпальница напоминает Казанский собор в Санкт-Петербурге: с полукруглым куполом на высоком барабане и коринфским портиком. С севера и с юга к храму примыкают две полукруглые колоннады с тосканскими колоннами, поэтому обычно усыпальницу зовут просто «Колоннада».

Арка "Римские Ворота" (сейчас не существует). Возведенная в 1780-х годах, стояла рядом с восточной («лавровой») оранжереей. Арка была построена таким образом, чтобы одна сторона выглядела целой, другая — наполовину разрушенной. Известна из описаний, фотографий и рисунков. Разобрана в 1934 году при строительстве санаторского корпуса.

Каприз (Малый Дворец). Название «Каприз» когда-то имела вся западная часть парка со всеми близлежащими постройками. Именование построек «капризами» (от фр. caprice — «каприз», «прихоть») было в моде в XVIII веке: так, известны «капризы» в Царском Селе под Петербургом. Дворец расположен в западной части регулярного парка. Построенный еще при М. А. Голицыне архитектором Джованни Петонди (отцом Х. И. Петонди), был перестроен в 1819 году архитектором Е. Д. Тюриным. Сейчас он состоит из центральной двухэтажной части и двух крыльев. С востока ионический портик. Западный портик убран в первой половине XIX ст. Интерьеры имели очень интересные украшения, о чем свидетельствует эскиз плафона для «Каприза». Участок парка перед дворцом, обнесенный живой изгородью, когда-то был украшен скульптурами. Южнее «Каприза» в начале XIX в. располагался «Манеж». Манеж был обнесен легкой загородкой-трельяжем с будками по углам. Возле манежа когда-то был так называемый «грот Венеры» – боскет парка со статуей Венеры Медицейской.

"Чайный домик" ("Чайный павильон"). Небольшое строение кубической формы с круглым куполом на барабане, стоящем рядом «Каприза». В начале XIX века здесь было здание библиотеки, состоявшей из каменной центральной части в виде куба и двух деревянных пристроек. В дальнейшем деревянные крылья были разобраны, а средняя часть и стала «Чайным домом». Интерьер украшен 8 коринфскими колоннами, в центре — скульптура «Ангел молитвы» работы М. М. Антокольского, перенесенная сюда из надгробия Т. М. Юсуповой.

 

Парк

При Юсуповых парк состоял из двух разных парков: регулярного («французского») и пейзажного («английского»). Регулярный парк (сад) был создан еще Д. М. Голицыным. Правда, спланированный он был немного по-другому, расположился параллельно реке, а не шел с севера на юг, как ныне. Кроме того, в регулярной части существуют террасы, являющиеся признаком «итальянского» парка. «Верхняя» или «Малая» терраса расположена сразу к югу от Главного Дворца. Когда-то здесь стоял старый дворец Д. М. Голицына; по бокам верхней террасы растут мощные лиственницы, которым насчитывается почти триста лет. Посажены по обе стороны старого деревянного дворца, ныне они являются единственным напоминанием о старой голицынской усадьбе. На газонах террасы две скульптурные группы: «Менелай с телом Патрокла» (ранее стояла во дворе Дворца) и «Геракл и Антей». От двери «Овального зала» дорожка ведет по оси симметрии ансамбля к подпорной стенке, где расположена лестница. Стенка украшена балюстрадой с вазонами (когда-то там помещали цветы) и статуями, а площадка перед лестницей — фигурами львов и собак. Далее лестница ведет на «Нижнюю» или «Большую» террасу. Нижняя терраса по площади по крайней мере в два раза больше Верхней и имеет больше статуй. Как раз напротив лестницы расположен фонтан стиля барокко, на нем установлена скульптурная группа с тремя мальчиками и дельфином. По бокам фонтана — две мраморные «версальские» скамьи-диванчики. На газонах статуи. На балюстраде вдоль подпорной стенки Нижней террасы установлены попарно бюсты римских и древнегреческих героев. Пара лестницы с этой террасы крутым зигзагом спускается к большому партеру. Завершение лестницы украшают фигуры львов. Центральная часть подпорной стенки, где находится лестница, богато украшена статуями, а под ней расположен декоративный грот с копией статуи Венеры Медичи. Вход в него, ныне закрытый деревянной решеткой, украшают четыре герма. По обоим краям подпорной стенки — две руинные арки, возведенные из «дикого» камня (из итальянского вулканического туфа), за ними проложены дорожки, ведущие ко Дворцу в обход террас. Левая (от Дворца) дорожка лежит в железном берсо, редко обвитом желтой акацией. Партер, расположенный как раз на оси симметрии ансамбля, имеет площадь размером в два футбольных поля (240 на 70 м). Массив ровно подстриженной зеленой травы эффектно сочетается с желтым цветом построек и белым цветом украшений, статуй и ваз.

Перед партером две величественные версальские вазы, каждая в два метра высотой. Между ними, на оси симметрии – фонтан, аналогичный тому, что на террасе. В парке существует еще один фонтан, он установлен в небольшой беседочке-ротонде к востоку от Партера. Беседка имеет четыре колонны из розового мрамора и поэтому называется «Розовый фонтан» (установлена в 1850-х). Сам фонтан выглядит скульптурной группой и изображает мальчика с лебедем, из клюва которого и вырывается струя воды. По обе стороны зеленого партера сначала идут две зеленые стены из высоких лип, выстриженных в виде строгих прямоугольников (так называемые «чемоданы»), а дальше пара берсо — два тоннеля из деревянных брусьев, обильно обвитых липовыми ветвями. Внутри берсо идут тенистые дорожки, приводящие к корпусам санатория. Кроме лиственниц, «чемоданов» и берсо в регулярной части парка растут еще несколько сотен деревьев, в основном лип, большинство из них подстрижено в виде шаров или стенок, некоторые сохраняют естественный вид. Пространства между деревьями засеяны травой, которая тоже регулярно подстригается, в наиболее посещаемых местах парка обустроены цветочные клумбы и рабатки. Из берсо, обвитого желтой акацией, через скромно украшенную железную арку можно попасть в северо-восточный участок регулярной части парка. Главная достопримечательность здесь — бюст А. С. Пушкина, установленный в 1903 году в память о посещении поэтом Архангельского, его дружбы с владельцем усадьбы М. Б. Юсуповым и конечно же, его славного послания «К вельможе», отдельные строки из которого отчеканены на постаменте. Широкая дорожка, обсаженная молодыми липами, давно называется «Пушкинская Аллея», она ведет от колонны Александра I к памятнику. Недалеко от аллеи — бронзовая скульптура «Гений в скорби» («Скорбящий гений»): ее установили в память Николая Феликсовича Юсупова — старшего сына З. М. Юсуповой, погибшего на дуэли.

В парке также находятся три памятных императорских колонна: Александра I, Александра III, Николая I, все увенчанные имперскими орлами. На колонне Александра III надпись выполнена на русском языке, на других двух - на французском. Надписи на колоннах говорят: «Его Величество Император оказал честь владельцу усадьбы пообедать у него в Архангельском», указано число, месяц и год. Колонны еще двух императоров стояли по краям «Зеленого партера» на оси симметрии: колонна Александра II за фонтаном, колонна Николая II у оранжерей: в советское время они были убраны и уничтожены. Сразу за колонной Николая I, к западу от Нижней террасы, расположен «Храм-памятник Екатерине II». Это маленький павильон, похожий на храм-поиск; он был построен в 1819 г. с использованием оставшихся колонн и карниза после перестройки малого дворца «Каприз». В нем стоит статуя императрицы Екатерины II в образе Минервы работы Ж. Д. Рашетта. По статуе, на стене, надпись на итальянском языке: «Tu cui concesse il Cielo e dielti in fato Voler il giusto e poter ciò che vuoi» (строки из поэмы Торквато Тассо «Освобожден Иерусалим»). На фризе пластинка с посвящением: «D. EKATERINAE» («Божественной Екатерине»). Во времена М. Б. Юсупова перед статуей стоял треножник с курильницей, где постоянно курилось благоухание. Сейчас павильон закрыт воротцами-решетками, сквозь которые можно видеть статую и элементы надписи. За павильоном дорожка ведет в театр.

Кроме регулярного парка, в усадьбе когда-то существовал еще пейзажный или «английский» парк: территория усадьбы в другое время была окружена рощами, значительной части которых придали вид «декоративного» леса. Уже позже, в советское время этот парк стал обычным сосновым бором. Бывший «Аполлонов гай» [Ком 2] расположен к западу от Дворца, вблизи деревушки Воронки, «Князьборисов гай» (назван в честь Бориса — сына князя М. Б. Юсупова) — за театром Гонзага. Между ними к старому горятинскому пруду ведет старая липовая аллея. В 2018 году территория Аполлоновой рощи была благоустроена: проложены пешеходные дорожки, установлены фонари и беседки, устроены детские и спортивные площадки. На севере усадьбы, ближе к Звенигородской дороге были Быков и Малиновая рощи. К востоку от церкви была расположена «Архангельская роща». Часть его первой половины XIX в. прозвали «Магометовым лесом» через павильон «Мекка» в псевдотурецком стиле (это строение известно только из описаний и чертежей). В настоящее время в «Архангельской роще» находятся правительственные дачи и эта территория недоступна для посетителей.

Оранжереи
Оранжереи в Архангельском существовали издавна, с начала XVIII века. Особенно богатым было собрание редких растений М. Б. Юсупова. Вдобавок к своему собранию он приобрел богатую коллекцию растений А. К. Разумовского вместе с его имением Горенки. Южнее «Зеленого партера» стояли «лавровая» и «лимонная» оранжереи. К ним примыкали флигели для приезжих. Кроме двух больших, в усадьбе было еще несколько оранжерей, ближе к реке. Летом апельсины и лавры в бочках украшали боскеты парка, а самый высокий оранж стоял в центре клумбы на дворе Дворца. Юсупов очень гордился коллекцией. Значительная часть собрания была продана наследником, князем Б. Н. Юсуповым. После 1917 оранжереи ликвидированы, их помещения разобраны в 1934 году. В настоящее время в усадьбе оранжерей не существует.

 

Другое

Ставки
В имении Юсуповых было несколько прудов. К западу от Архангельского течет маленькая река Вороный Брид (когда-то она называлась «Горятинка»), которая сейчас впадает в старицу реки Москвы. На ней в свое время было обустроено два пруда («горятинские пруды»). На одном из них был даже маленький остров, на котором оборудовали птичник (вольер) для экзотических птиц (ныне не существует). Низший из этих прудов сохранился до сих пор, он лежит вне забора санатория, за Ильинским шоссе («Старый пруд»). На высоком берегу этого пруда архитектор-крепостной В. Я. Стрижаков построил водонапорную башню, поставлявшую воду всем постройкам усадьбы и парковым фонтанам. В настоящее время от башни уцелел только фундамент. В конце XIX - начале XX ст. у самой старицы, был устроен еще один пруд. Сейчас этот большой пруд (который называется «Новым») находится в пределах санатория. На нем расположены лодочная станция с лодками и катамаранами, а также мостики для ныряния, металлические стремянки и солярий.

Кроме «горятинских», в юсуповской усадьбе существовали еще пруды в деревушке Воронках, которая тоже считалась частью усадьбы. Они сохранились и поныне, но сильно осмелели и заросли, особенно после постройки в 1980-х годах Новорижского шоссе, которое прошло как раз рядом с деревней.

Старица Москвы-реки
В XIX веке река Москва еще протекала рядом с усадьбой. Но в начале XX века русло реки было спрямлено. Причиной тому стало строительство Рублевской водозаборной станции. Вода пошла по более короткому пути — через впадину Аксаевского озера, а бывшее москворицкое русло у усадьбы превратилось в сухое русло с узким ручьем-протоком на дне. Так еще было столетие тому назад. Но позже, после постройки Рублевской дамбы ниже по течению вода вновь появилась в старом русле и затопила впадину почти на всю длину, за исключением короткого участка у села Глухова (там еще существует мост через узкий пролив). Образовалась старица, похожая на гигантский деревенский пруд, начавший уже зарастать. Течение у старицы почти полностью отсутствует, а листья кувшинки покрывают обильно водную поверхность, добираясь почти до ее середины.

Окрестности усадьбы
Недалеко от дома находится еще один музей. Это Музей техники Вадима Задорожного. В полукилометре северо-восточнее усадьбы находится поселок Архангельское. Оно возникло как рабочее для работников санатория. От старой деревни остался только десяток домов слева от бывшей «Большой улицы» (ныне «Садовая»). В этом районе Подмосковья много дач высокопоставленных чиновников. В 2005 году прошло сообщение о создании нового поселения для миллионеров России «Рублево-Архангельское» неподалеку от старинной усадьбы. Поселение миллионеров уже назвали «Бриллиантовое Гетто».

В кинематографе
У храма Архангела Михаила в 1980 г. проходили съемки некоторых эпизодов фильма «О бедном гусаре закажите слово»
У лестницы, ведущей в пойму, произведены съемки одного из сюжетов киножурнала «Ералаш» («В мире прекрасного», выпуск 9).

 

Интересные факты

Архангельское слывет «Подмосковным Версалем».
В парке находится мост через овраг, известный под названием «Мост влюбленных». Существует своеобразная традиция, приписывающая женихам переносить невесту через этот мост на руках. На перилах моста можно увидеть замочки с именами, хотя правила поведения на территории музея-усадьбы приписывают «оставлять замочки дома».
У моста стоит деревянный домик с мезонином, который иногда зовут «Домом Герцена» (рус. «Домик Герцена»), хотя к самому А. И. Герцену он не имеет никакого отношения. Построенный после 1829 г., он использовался как служебный флигель. Герцен бывал в Архангельском, но останавливался во флигеле для приезжих у оранжерей. Название «Дом Герцена» появилось, вероятно, из-за внешнего сходства здания с московским домом Герцена в переулке Белокурцев Вражек.
Огромный партер Архангельского во время концертов «Усадьба-джаз» временно превращается в открытый концертный зал и тем самым приобретает сходство с театральным партером.
Музей-усадьба "Архангельское" - единственный музей в мире, где сохранились декорации П. Гонзага.
Игроки известного российского спортивного клуба ЦСКА получили свое прозвище («Кони») из-за бывшей усадебной конюшни, рядом которой проживали участники его первого состава. Сейчас на ее месте управа санатория и санаторский клуб. А недавно одна из баз ЦСКА была на территории санатория.
Архангельское расположено на том же меридиане, что и город Мирноград (бывший Димитров) Донецкой обл. (37°16'-17' в. д.). Болгарский государственный деятель Г. Димитров, имя которого носило город, в 1934 году жил на территории музея-усадьбы, сохранилась памятная доска.