Эски Кермен, Россия

 

Описание

Касса 9:00 – 16:00. Взрослые 100 руб, учащиеся 50 руб.

Эски-Кермен (крымско-пап. Eski Kermen) — средневековый город-крепость в юго-западной части Крымского полуострова. Ойконим переводится с крымскотатар. языки как «старая крепость». Однако сейчас уже известно и настоящее название городища - "Кут" (позже "Кут-Эли"), которое переводится как "Город готов" ("Готская крепость"). По мнению исследователей, этот ойконим свидетельствует о том, что на рубеже Античности и Средневековья в окрестностях городища обитали готские воины (союзники Византийской империи) и члены их семей.

Городище Эски-Кермен находится во Внутренней гряде Крымских гор, на вытянутом с севера на юг столообразном горном плато около 1000 м в длину и до 170 м в ширину, ограниченном обрывами 20-30 м высоты. Высота городища над уровнем моря – до 400 м. Территория города занимала площадь 8,5 га. Эски-Кермен расположен в 12 км к югу от Бахчисарая и в 5 км к северо-западу от руин средневекового города Мангуп-Кале. Маршруты к нему идут от сел Холмовка, Залесное, Терновка, Красный Мак, до которых можно добраться рейсовым автобусом из Бахчисарая. Сейчас Эски-Кермен является одним из самых посещаемых (после Чуфут-Кале) так называемых пещерных городов Крыма.

Название
С XVI ст. местность к северу от Эски-Кермена называлась Черкес-Кермен — под названием поселка, расположенного неподалеку. "Старой крепостью" городище было впервые названо в 1578 г. Польский дипломат Мартин Броневский во время пребывания на полуострове отметил в своих путевых заметках, что «ни турки, ни татары, ни даже сами греки» не знают точное название поросшего лесом разрушенного укрепления. Первоначальное название крепости известно из письма хазарского царя Иосифа Хасдаи-ибн-Шапрута в X в. - "Угол", - та была записана Ш. Монтандоном в процессе общения с местными жителями в начале XIX в. - "Кут-Эли". Дословно ойконим переводится как "Местность (город/укрепление), населенная готами", а точнее, "Готская крепость".

 

История

Поселение было построено в середине — второй половине VI в., до вторжения тюрок к владениям Византии в Крыму как укрепление для аланов и готов, обитавших в близлежащих окрестностях и являвшихся федератами (союзниками) Византийской империи, и центр торговли, ремесла и сельской местности. Назначением укрепления также могла быть защита путей к тогдашнему форпоста империи, главному политическому, экономическому, религиозному центру и крупнейшему порту юго-западного Крыма — Херсонесу Таврическому: по предположениям Е. В. Веймарна, главный суходильный путь к нему от Северного Причерноморья и степной части Крыма пролегал еще в античные времена, и поселение на плоской верхушке горы первоначально возникло как естественное убежище или как один из пунктов ночных остановок караванов. В дальнейшем он был превращен в мощное укрепление, возможно, с помощью Византии. Впрочем, некоторые строительные приемы, использованные при создании системы обороны, присущи не византийским, а характерным местным традициям, имеющимся в древних сооружениях тавров. Сочетание этих традиций с приемами византийской фортификации может свидетельствовать о общности интересов местного населения и Византии в обороне от кочевников. С самого начала история города на плато Эски-Кермен была тесно связана с Херсонесом: в частности, сюда постоянно ввозились изделия херсонесских ремесленников, например строительная керамика.

В VI-VII вв. Эски-Кермен был крепкой оборонительной крепостью, способной противостоять сопернику, имевшему всю мощь тогдашней военной техники. Также он был важным политическим, военным и административно-экономическим центром в юго-западном Крыму во времена господства готов, Хазарского каганата и Византийской империи. В 787 г. город был захвачен хазарами, разрушившими стены и башни цитадели, утратившей после этого оборонительное значение. По предположениям, Эски-Кермен был одним из очагов подавленного хазарами восстания под руководством епископа Иоанна Готского.

По идее, Эски-Кермен находился под властью хазар с конца VIII до середины IX в. и представлял собой малолюдный открытый населенный пункт на византийско-хазарском приграничье. Тогдашняя история города малоизвестна. С середины X в., После изгнания хазаров из юго-западного Крыма и его вхождения в состав фемы (военно-административного округа) Климатов с ячейкой в Херсонесе, начинается постепенное разрастание города и рост его значения. Тогдашние надписи выполнены уже не на готском, а на греческом языке. Наибольший расцвет приходился на XII и XIII вв., когда город вошел в княжество Феодоро, количество его жителей достигло 2500-3000 человек. К тому времени Эски-Кермен был полноценным средневековым городом.

На территории города находился правящий епископ местности, о чем свидетельствуют остатки кафедры в храме у центральных ворот. В XI веке. была отстроена базилика размерами 24×13 м в центральной части плато, построенная (по мнению Ф.И. Шмидта — строителями из Сирии) без устоев, прямо на скале, не ранее VIII в. рядом с торговой площадью и, вероятно, разрушена, хазарами в конце VIII в. К базилике от главных ворот вела вырубленная в скале главная улица шириной до 4,8 м; В общем, к центру сходились все улицы города. Существование базилики также приводит к предположению, что Эски-Кермен и был городом Дорос — первой столицей Крымской Готии и центром Готской епархии, которые вскоре были перенесены на Мангуп. Считается, что базилика сначала имела одну апсиду, а с конца XI ст. их стало три; в XIII-XIV вв. к северной стене была пристроена часовня, стены которой были расписаны фресками, а вокруг располагались гробницы и усыпальницы.

Эски-Кермен был крупным центром ремесла и торговли, однако основой его экономики было сельское хозяйство — виноградарство, огородничество, садоводство. В окрестностях города были найдены остатки оросительной системы, следы террасированных участков с одичавшими виноградными лозами, годами изучавшие сотрудники Крымского сельскохозяйственного института, стремясь восстановить столетние сорта винограда; некоторые из них уже используются в качестве селекционного материала для выведения новых сортов.

Окончательно город был разрушен в 1299 г. войсками монголов под предводительством золотоордынского беклярбека Ногая, после чего уже не смог до конца восстановить свое прежнее значение. По преданию, набег был местью чиновника за убитого в Крыму потомка, прибывшего на остров собирать дань. Считается, что именно тогда все исследованные усадьбы города погибли в огне, а город окончательно обезлюдел; по другой гипотезе, последние жители оставили пепелища в XV в. В 1347 г. по городу прокатилась эпидемия чумы. В конце XIV ст. монгольская армия под руководством темника Золотой Орды Эдигея уничтожила отстроенные укрепления и окончательно разорила город, который после этого уже не восстанавливался. В его окрестностях, между Кыз-Куле и северным завершением Эски-Кермена, осталось небольшое поселение Черкес-Кермен (в 1944 г. переименовано в Крепко), просуществовавшее с позднеантичного периода до 1977 г.

 

  Эски Кермен  Эски Кермен

Особенности расположения и архитектуры

Бытует заблуждение, что жители Эски-Кермена массово жили в пещерах (однако не исключено, что некоторые из них были приспособлены под жилье). В городе строились каменные двухэтажные усадьбы площадью 150—200 м² с черепичными крышами и высокими каменными заборами; первый этаж строился из камня и предназначался для хозяйственных нужд, а на втором, сооруженном из дерева, были жилища. По подсчетам, количество усадеб составляло около 600. Южная часть плато к концу XII в. была застроена прямоугольными кварталами из 1-4 усадеб, разделенными улицами около 2 м в ширину; кварталы располагались по обеим сторонам главной и параллельной улицам, между кварталами под прямым углом к главной улице шли более узкие переулки.

С пологой юго-западной стороны к главным воротам, пробитым в массиве скалы, вел каменистый колесный путь почти в 2,5 м в ширину. От дороги сохранилось три марша. На повороте к воротам в пути был устроен своеобразный контрольный пункт — выступающая прямоугольная глыба, переехать через которую можно было только специальными мостиками с разрешения караула. В древности непосредственно над воротами возвышался каменный свод. С восточной, западной и северной сторон пролегали пешеходные тропы с «калитками» — узкими щелями в скалах. Массив горы сложен нумулитовыми известняками: благодаря этой особенности и под влиянием вод древнего моря вдоль обрыва Эски-Кермена образовалось множество отдельных скал, отошедших от основного плато. Создатели искусственных пещер использовали это явление природы и вырубили по склонам этих скал боевые казематы, присущие только этой крепости; впоследствии эти пещерные комплексы использовались в хозяйственных, жилых и культовых целях. Главный ход к цитадели пролегал по пути, прорубленному в скальном массиве, с несколькими поворотами вдоль комплекса пещерных казематов. Последние представляли собой камеры-бойницы, поднимавшиеся над дорогой и обеспечивающие военный контроль над путём. У главных ворот расположен пещерный храм сводчатой формы, колонны которого обеспечивают функцию поддержания кровли.

Восточной стороной плато Эски-Кермена лежит балка Текме-Таш («Поставленный камень»). Из узкого северного ущелья по восточной балке пролегал древний путь к южной окраине города. Западнее городища расположена балка Джурла («Стремка»); над ней параллельно Эски-Кермену тянется возвышенность Тапшан. На севере плато оканчивается острым мысом Кыз-Куле-Бурун, где в XIV-XV вв. была расположена крепость, от которой после пожара сохранилась лишь вратарская башня, получившая название Кыз-Куле (Девичья башня). Впереди нее был неглубокий ручеек, который переезжали по перекидному мосту, к которому с юга вела дорога, вырубленная, как и ручья, в скале. По периметру плато в известняковом массиве были сооружены многочисленные фортификационные камеры, которые дополнялись на отдельных участках крепостными стенами. Большинство военных казематов имели входную часть, вырубленные бойницы для стрельбы и вывала камней; поддерживались массивным опорным столбом в центре камеры. Некоторые из них сочетались друг с другом сооруженными в скале подземными ходами или поверхностными лестницами. Обе стороны каждого фортификационного узла располагались зерновые ямы, так же вырубленные в горном массиве. После разрушения укреплений хазарами зерновые ямы были расширены и превращены в камеры для хозяйственных нужд.

На северной окраине плато отдельной группой стоят несколько скальных глыб, с вершин которых открывается величественный вид на весь район предгорья, подступы к городищу и огибающим его балкам. Здесь размещался один из участков обороны — северный часовой комплекс, в котором соединены подземные и поверхностные сооружения. На недоступную крутую скалу со сторожевой башней вел широкий туннель с вырубленной в известняковом массиве лестницей; вход был скрыт в поросшей кустарником расщелине между двух глыб. Лестница состояла из двух маршей и начиналась дверью, которая открывалась внутрь и закрывалась широким засовом. Справа от нижнего марша лестницы были вырублены небольшие пещеры с амбразурами и бойницами. Посредине верхнего марша – вход в просторную пещеру отдыха часовых, в полу которой устроена глубокая емкость для воды. На площадке скалы сохранились вырубки и отверстия под стояки парапетов и навесы: на этом месте дежурил городской караул.

Одной из самых интересных достопримечательностей подземного строительства является уникальный осадный колодец, расположенный на стене восточного обрыва. Он был построен в VI веке, при создании крепости, как важная часть оборонной системы. В толще скалы сооружена крутая лестница из шести маршей, каждый из которых заканчивается площадкой с окном, прорубленным в скале. Около 90 известняковых ступеней приводят к водосборнику — 10-метровой каптажной галерее, в которую с кровли просачивается вода. Вероятно, древние строители перехватили своей выработкой небольшой подземный источник и сумели точно рассчитать углы наклона, направления и длины лестничных маршей, чтобы получить оптимальный доступ к воде. Впрочем, скорее всего, бассейн-накопитель в природной пещере наполнялся карстовыми водами и конденсатом. Количество накапливавшейся воды достигало 80 кубометров (ею были залиты шестой и пятый марши лестницы). Этот колодец мог косвенно подтверждать ныне считающуюся устаревшей гипотезу относительно расположения на этом месте крепости Дорос: подобные сооружения не были присущи другим известным византийским укреплениям периода строительства защитной линии от набегов кочевников в Средней гряде Крыма. Колодец был важнейшей частью водоснабжения города; во время осад он оставался практически единственным источником питьевой воды, поэтому тщательно охранялся — комната для охранников вырублена слева от первого марша лестницы. Колодец был уничтожен одновременно с крепостью, но им пользовались до конца жизни на этом месте. Обнаруженный 2-километровый керамический водопровод, пролегавший с севера на юг от источников соседнего холма Бильдерана, вряд ли мог снабжать водой Эски-Кермен.

Общее количество подземных камер Эски-Кермена — около 400 (около 350 вырублены в скалах в самом городе и около 50 — за его пределами). Большинство из них появилось в XII-XIII вв. как хозяйственные помещения (кошари для скота, склады, зерновые ямы, цистерны для воды, погреба, подвалы, производственные помещения). Небольшая часть пещер (15%) выполняла оборонные (боевые казематы) или сакральные (усыпальницы, храмы, небольшие часовни, являвшиеся приходскими храмами и сооружавшиеся усилиями городской общины) функции.

 

Сакральные сооружения

Город имел несколько больших пещерных храмов, вырубленных в скалах в XII-XIII вв.; для поддержания производимого пространства также применялись подпорные колонны-целики. В начале последнего марша подъемного пути находится оригинальный пещерный храм, высеченный в форме трилистника. Храм расположен на втором ярусе, под ним вырублена большая пещера с тремя входными отверстиями (вероятно, хозяйственное помещение). В комплекс храма входили высеченные в пути гробницы, находки из которых датированы X-XII вв. Храм у городских ворот состоит из двух помещений – собственно храма и комнатки пономаря с маленьким окошком. На входе в храм у порога вырезана неглубокая ванна с рисунком листа, от которой на улицу ведет сточный канал: здесь омывали ноги перед входом в святое место.

Самый пещерный храм Эски-Кермена — епархиальный комплекс «Судилище», состоящий из четырех условных полукругов, отделенных друг от друга вырубленными в массиве скалы колоннами (от некоторых уцелели только фундаменты). В центре расположен алтарь, рядом — куполь для крещения, треснувший от смещения горных пород. В южной части вдоль стены высечена полукругом ступенчатая скамья (сопрестолье) с епископским креслом посередине. В северной части сгруппированы гробницы-усыпальницы, в которых покоились останки знатных горожан. Вдоль обрыва вырублены два придела, один из которых является крошечным храмом с правильно высеченной апсидой и престолом, граничащей с северной стеной. У входа в малый храм во внешней стене пробито большое отверстие до самого пола, за которым обрыв около 10 м. Раньше здесь была крепкая деревянная лестница, позволявшая входить в эту часть храма с восточной стороны; это позволяло править одновременно на обоих алтарях. Общая площадь храма составляет около 140 кв. м. В полу вырублены десять гробниц и две зерновые ямы.

Одним из наиболее часто посещаемых является маленький военный Храм Трех Всадников (XII — начало XIII вв.), вырубленный в двух известняковых глыбах на юго-восточном склоне рядом с пешеходной тропой. В большей глыбе был сооружен алтарь и сделаны две двери, в меньшей глыбе была ризница. В плане храм имеет форму трилистника. Название он получил через расположенную на северной стене единственную фреску, с изображением трех всадников в развевающихся плащах; средний всадник (очевидно, Георгий Свитяжец) поражает копьем змея-дракона, двое других держат копья остриями вверх; за спиной одного из всадников, на крупе коня видна фигура мальчика. Внизу надпись: «Вычеркнуты и написаны святые мученики Христовы для спасения души и отпущения грехов, 12…». Вероятно, фреска была написана в память о серьезном сражении; со временем она получила сильные повреждения из-за вандализма. В храме воины города получали благословения перед битвами и походами. В полу вырублены могилы взрослого и ребенка, которые, очевидно, были объектами поклонения.

Выше в скале вырублена небольшая пещера Успенской церкви (граница XIII-XIV вв.), ранее имела хозяйственное назначение: в ней остались зерновая яма, давильня винограда, углубление под пифосы и перегородки. Позже в восточном углу был устроен алтарь. В пещере фрагментарно сохранились фресковые росписи, основной мотив которых – сцена Успения Богородицы; храм получил название благодаря им. В верховьях Черкес-Керменской балки расположен пещерный Храм Донаторов, фрески которого датируются концом XII – XIV вв. Свое название он получил из-за того, что на росписи, кроме христианских мучеников, апостолов, сюжетов литургического значения, изображены и светские особы (мужчина и женщина) в богатых одеждах. Исследователи видят в них донаторов — жертвователей, за счет которых храм был вырублен и расписан. Эти люди могли быть и хозяевами расположенной неподалеку крепости Кыз-Куле. В целом храмы Эски-Кермена изобиловали фресками, которые с течением времени значительно повредили вандалы.

По результатам исследований, в районе подъездного пути и городских ворот существовало как минимум 9 храмов; этот факт может свидетельствовать о том, что Эски-Кермэн на определенном этапе своего существования был также крупным религиозным центром юго-западного Крыма.

 

Исследование

Первым, кто смог провести на Эски-Кермене существенные раскопки, стал заведующий научной частью Центрального музея Тавриды М. Л. Эрнст, с 1921 г. первоначально работавший за собственные средства. Летом 1925 и 1926 г. он руководил экспедициями учащихся областной опытно-образцовой школы (Симферополь). Первым принял меры по охране городища, обратившись за помощью к местному Биюк-Каралезскому сельсовету. Постепенно Эрнст был отстранен от труда, а в 1938 г. осужден за «шпионаж в пользу Германии и германофильскую пропаганду в крымоведении»: такие подозрения были выдвинуты из-за контактов с немецкими коллегами, интересовавшимися историей крымских готов. Практически все его материалы исчезли; только оказавшись на свободе, он снова был арестован, после чего отправлен на спецпоселение в Кемеровскую область, где умер в 1956 г. от инфаркта. Еще в конце 1920-х — начале 1930-х гг. перед исследователями встала задача: доказать, что крымские готы не имели никакой связи с немецкими и балтийскими племенами. В 1950-60-х гг. официальная советская историография фактически наложила запрет на исследование «готского вопроса» в Крыму, которое в академическом виде возобновилось только в 1970-80-е гг.

Вместе с Эрнстом, в 1924-1927 гг. археологические исследования Эски-Кермена проводили сотрудники Севастопольского музея краеведения; материалы не были изданы целиком и погибли во время Второй мировой войны, частично сохранились в виде копий в архиве Бахчисарайского историко-культурного заповедника. В 1927 г. в археологических исследованиях Эски-Кермена приняли участие Центральные государственные реставрационные мастерские (Москва).

Пик исследований Эски-Кермена пришелся на период политических репрессий в СССР и становления и расцвета новейшей парадигмы «истории материальной культуры», для которой «не существовало» памятников сакральной архитектуры. К тому времени ученые старой академической традиции под разными предлогами вытеснялись из научного сообщества; некоторые из них были заключены в тюрьму или физически уничтожены. В 1928—1934, 1936—1937 и 1939 гг. на Эски-Кермене были проведены широкомасштабные археологические раскопки и разведки экспедиции Главнаяуки под руководством М. И. Репникова и советско-американской экспедиции Москва) и Музея Пенсильванского университета (Филадельфия) под руководством Ф. И. Шмидта. Тогда был открыт подъемный путь, ставший визитной карточкой городища, тарапаны (чавильные вина) на восточной окраине, «57 комплекс» с могилами и коскотеками на западной окраине, исследованные фрески в храмах Трех Всадников и Успения, был очищен источник в балке Бильдеран и , который, по предположениям, питал город, найдены захоронения VIII—IX вв. на южном склоне города. В конце 1930-х гг. экспедиция была свернута, а многие ее участники арестованы — в том числе и Шмидт, который был объявлен «врагом народа» и погиб в ГУЛАГе. После разгрома экспедиции погибли все открытия 1930-х гг. В 1940 г. умер Репников, так и не опубликовав большинства результатов своих трудов. В разные периоды к экспедициям присоединялись Центральные государственные реставрационные мастерские (Москва), Музей антропологии и этнографии АН СССР (Ленинград), Севастопольское музейное объединение.

В 1938 г. территория Эски-Кермена была объявлена заповедником и передана в состав Бахчисарайского заповедника.

В 1978-1982 гг. экспедиция Института Археологии АН УССР и Крымского областного краеведческого музея продолжила изучение некрополя (О. И. Айбабин, 1978-1982 гг.) и городища (О. А. Паршина, 1979-1989) Также во время археологических раскопок 1928-1934, 1936-1937 и 1978-1982 гг. предметом исследования были палеоантропологические материалы.

В 2003-2004 гг. исследования проводились Крымским отделением Института востоковедения НАН Украины под руководством А. И. Айбабина.

В 2003-2012 гг. Крымское отделение Института востоковедения (КВИС) им. А. Ю. Крымского НАНУ и Центральный Римско-Немецкий центральный музей (г. Майнц, Германия) под руководством директоров учреждений, профессоров А. И. Айбабина и Ф. Дайма выполняли проект «Готы в Крыму»: украинские и немецкие исследователи проводили междисциплинарные исследования на плато Эски-Кермен и Мангуп, а также в некрополе села Лучистое. Кроме раскопок выполнялись высокоэффективные дистанционные и геофизические исследования.

 

Нормативные акты

Согласно постановлению Кабинета Министров Украины № 1761 от 27.12.2001 г., городище и могильник Эски-Кермен были зачислены в Государственный реестр недвижимых памятников Украины как памятники археологии раннего и развитого средневековья.

В 2012 г. Эски-Кермен был включен в предварительный список всемирного наследия ЮНЕСКО; памятник является кандидатом в номинации «Культурный ландшафт „пещерных городов“ Крымской Готии»

25 июня 2020 г. Кабинет Министров Украины постановлением № 518 внес башню Кыз-Куле и руины города Эски-Кермен (охранные №/№ 010088 и 010089 соответственно) в Государственный реестр недвижимых памятников Украины как объекты культурного наследия национального значения. Этим документом указанные памятники были исключены из списка находящихся под охраной государства памятников архитектуры РСФСР, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 24 августа 1963 г. № 970 «Об упорядочении дела учета и охраны памятников архитектуры на территории Украинской ССР» (ЗП УССР, 1963 г., № 8, ст. 76; 1979 г., № 10, ст. 71).

 

Транспорт

Как добраться: в 14 км на юг от города Бахчисарай и в 5 км на северо-запад от руин средневекового города Мангуп-Кале; Маршруты к Эски-Кермен идут от сел Холмовка, Залесное, Терновка, Красный Мак, куда можно добраться на рейсовом автобусе из Бахчисарая.