Кашира, Россия

Кашира - это небольшой город в Московской области, Россия, расположенный на реке Ока, к юго-востоку от Москвы. Город известен своими историческими и культурными достопримечательностями, такими как древние церкви и памятники архитектуры. Кашира также славится своими природными красотами, включая живописные леса и реки, что делает его привлекательным для прогулок и отдыха на природе. Город обладает развитой инфраструктурой, включая магазины, рестораны и образовательные учреждения.

 

Достопримечательности

Большинство исторических построек Каширы относятся к периоду расцвета города конца 18 – начала 20 веков. Среди них:
Церковь Марии Темпельганг (1802–1817 гг.)

Церковь Николая Чудотворца (1815 г.) Вдоль Советской улицы, во дворе дома, построенного на месте ее колокольни, стоит обшарпанная Никольская церковь, украшенная низкой массивной ротондой с изящным куполом. Она была построена в 1688 году из дерева и первоначально называлась Троицкой. Через несколько лет после ее постройки был установлен алтарь в честь Святого Николая, но нынешнее название церкви дано не в честь этого алтаря. У местных историков есть интересная история об иконе Святого Николая, которую Петр I подарил простому солдату из Каширы, когда тот взял в плен шведского офицера во время Полтавской битвы. Солдат подарил икону церкви Святой Троицы, которая с тех пор известна как Никольская церковь. В 1779 году деревянная церковь была снесена, а на ее месте построена новая каменная церковь. В начале 19 века благотворителями этой церкви была купеческая семья Иудановых. Николай Жданов построил рядом с церковью колокольню, которая была снесена в 1930-х годах, отремонтировал боковой неф Святого Николая и финансировал строительство бокового нефа в честь Благовещения Божией Матери. После его смерти жена Николая Жданова, Мавра, продолжала поддерживать церковь материально, и в 1815 году на средства этой благочестивой женщины храм был обновлен. В 30-х годах прошлого века Никольская церковь была закрыта, а настоятель изгнан и впоследствии расстрелян. От внутреннего убранства церкви ничего не осталось. До Великой Отечественной войны здесь находился музей. В 1991 году храм был возвращен православной церкви. Десять лет спустя началась реконструкция.

Вознесенская церковь (1826–1849 гг.) Церковь Вознесения в Кашире была построена в первой половине 19 века. До этого на этом месте стояла деревянная Никольская церковь. Известно, что она была построена в царствование Петра Великого. Известно также, что церковь была построена в царствование Петра I, а затем перенесена на другое место. В документах XIX века есть сведения о том, что деревянная церковь была снесена, так как обветшала и перестала быть пригодной для богослужения, а материал использовали для обжига кирпича при строительстве новой церкви. На месте деревянной церкви был установлен столб, на который поместили три иконы (соответствующие трем приделам в снесенной церкви). Эти столбы упоминаются в документах конца XIX века. Новая церковь была построена на пожертвования. Строительные работы начались в середине 20-х годов 19 века. Сначала была построена трапезная с односторонним алтарем (Никольский). Туда был перенесен иконостас из старой церкви. В начале 40-х годов было завершено строительство основного здания. Через три года был построен второй боковой неф (Казанский), а в конце 40-х годов 19 века - колокольня. Церковь была построена в стиле классицизма. В советский период двери храма были закрыты для прихожан. Колокольня была снесена, остался только первый уровень. Тогда же были уничтожены и внутренние украшения храма; в начале 1990-х годов здание было возвращено прихожанам. Возобновились обычные церковные службы, и церковь была полностью восстановлена.

Успенский собор. Строительство собора Успения Пресвятой Богородицы началось в 1920-х годах. Храм был построен на месте полуразрушенной каменной церкви. Ранее известно, что на этой территории находилась крепость. Строительство собора проходило в несколько шагов. Первоначально к старому храму была пристроена столовая с двумя боковыми приделами. Один из них, Покровский, был освящен в конце 19 века, а второй, Михайловский, - в начале 30-х годов. Позже обветшавшее здание было снесено, а на его месте построена новая церковь. Архитектурный стиль - ампир. Собор украшен боковыми нефами из белого камня. Здание венчает огромный световой барабан. Примыкающая к церкви колокольня имеет три уровня. Средства на строительство пожертвовали окружной комиссар Иван Митрофанов, советник Семен Лепешкин и другие благотворители. Позже здание было немного перестроено на средства С. Репешкина; в 1860-х годах собор был окружен каменной оградой. В годы советской власти храм пришел в запустение, в нем больше не проводились богослужения. Здание использовалось как склад, машиностроительный завод и организация, принимавшая у жителей стеклотару. В конце 1980-х годов здание было передано общине верующих, и вскоре после этого в церкви начались ремонтно-восстановительные работы. В настоящее время старостой церкви является Виталий Козенко. К церкви пристроена часовня преподобного Сергия Раднежского.

Здания бывшего Никитского монастыря. На сегодняшний день сохранились только две церкви бывшего Никитского монастыря в Кашире. Правительство планирует восстановить монастырь, который был основан в 1884 году. Интересно, что первое здание, которое впоследствии стало женским монастырем, было построено между 1823 и 1855 годами. Это был Никитский храм, построенный на месте старого собора. Средства на его строительство пожертвовал богач Федор Руднев, а в 1843 году к храму был пристроен приют, в котором поселились монахини. Первоначально монастырь назывался общиной, и только в конце XIX века его стали называть женским монастырем. В 1845 году рядом с церковью были построены колокольня и трапезная. Еще одна церковь, Преображенский собор, была построена между 1889 и 1894 годами. В настоящее время этот собор является действующим. Судьба Никитского храма была более драматичной. После перестройки он перешел в частные руки, а в 2007 году был выставлен на продажу. Предлагалось купить не храм, не памятник культуры, а просто склад. Было начато судебное разбирательство, которое через два года закончилось победой церковных властей. В монастыре также действовала школа для детей и художников и больница. Монахини также способствовали созданию еще одной школы, где могли учиться дети из нескольких окрестных деревень. Спустя некоторое время рядом с этой школой была построена церковь и еще один скит. В советское время монастырь был закрыт, а его территория отдана под завод "Мериллас". В это же время была снесена колокольня.

Несколько неоклассических домов 19 века

Каширский краеведческий музей. Каширский краеведческий музей является культурным центром Каширы. Сотрудники учреждения организуют экскурсии не только по музею, но и по всей Кашире и даже в пригороды, где расположены памятники истории и архитектуры. В музее организуются художественные выставки, музыкальные и литературные гостиные. Еще одна особенность учреждения - "музей в музее", интерактивная выставка "Серебристые облака", посвященная Николаю Гришину. Инженер по образованию и исследователь по призванию, он посвятил последние 20 лет своей жизни служению Богу. Прежде чем стать священником, Николай Гришин занимался изучением космических и атмосферных явлений - серебристых облаков. В музее Гришина проводятся мастер-классы, экскурсии и встречи с учеными и космонавтами, а также фестиваль "Ночь серебристых облаков" в июне. В Каширском краеведческом музее собрано около 25 000 экспонатов, рассказывающих об истории Каширы (первое упоминание о Кашире относится к середине XIV века, но самые древние археологические находки относятся к железному веку). В музее представлены многочисленные археологические экспонаты. Здесь также представлены военные укрепления Каширы (15-17 век) и город как купеческий город. Музей расположен в здании начала прошлого века, которое является памятником архитектуры. Здание стоит в центре площади Володарского, ранее известной как Соборная площадь. Рядом находится собор Успения Пресвятой Богородицы, который был основан в 18 веке и приобрел свой нынешний вид в начале 19 века.

Казанская церковь в Растовцах. Село Растовцы, ныне находящееся в Каширском районе, впервые появляется в писцовых записях в конце XVI века. В то время в деревне была церковь в честь чудотворца Николая. Если верить деревенской легенде, деревня когда-то была городом под названием Растов, но это утверждение до сих пор не подтверждено фактами. Через сто лет в селе была построена новая церковь в честь иконы Казанской Богоматери. Строительство финансировала помещица Ксения Натальина. Здание и колокольня рядом с ним были сложены из кирпича; в середине XIX века в приход церкви, помимо жителей Ластовцов, пришли люди из нескольких других деревень; в 1853 году по их решению собор был полностью отремонтирован, перестроена колокольня и пристроена Никольская часовня. К храму также была пристроена небольшая домовая церковь в честь Сергия Радонежского, находившаяся в усадьбе Василия Коптева, помещика из деревни Острога. Еще через 20 лет в церкви была открыта церковно-приходская школа. В советский период церковь была закрыта, а здание использовалось как склад. Тем не менее, ее экстерьер сохранил черты провинциального классицизма, а интерьер - элементы прежнего убранства, такие как иконостас и плиточный пол. С момента возвращения в 1991 году в Казанском соборе ведутся реставрационные работы.

Введенская церковь в Кашире. Строительство нынешнего здания Введенской церкви в Кашире началось в самом начале XIX века; первый камень в ее основание был заложен в 1801 году по благословению Мефодия, первого епископа Тульского. Введенская церковь известна с середины 18 века. Среди прочего, документально подтверждено, что она была построена из камня, находилась в Стрелецкой слободе, была приходской и располагалась за линией городских укреплений. В городе было три храма внутри стен и четыре церкви вне стен, в том числе и Введенский. Первое здание Введенской церкви было снесено из-за ветхости, и на его месте был построен жилой дом. Во второй половине XVIII века Кашира утратила свое значение как крепость и стала развиваться как торговый город. В результате жители Стрельской слободы стали заниматься сельским хозяйством. В Слободе проводился сезонный рынок, который позже был переименован в Хлебную площадь (современная площадь Урицкого). Строительство Введенской церкви на Хлебной площади продолжалось более 15 лет, до 1817 года. Возле церкви были устроены два придела - Крестовоздвиженский и Космодамиановский. Здание церкви было построено из кирпича и имело пятиярусную колокольню, шестой ярус был пристроен в конце XIX века. Верхнюю часть колокольни также украшали часы со шпилем, строительство которых велось на пожертвование купца Александра Перцева. Храм был украшен фресками, выполненными в технике "гризайль" в два цвета. Благодаря этому интерьер храма имитировал лепной декор. Части здания также были украшены фресками в стиле классической живописи.В первом десятилетии 19 века рядом с недостроенной церковью была построена богадельня, которую содержали местные купцы.В 1812 году из-за Отечественной войны строительство церкви было приостановлено и возобновлено после войны. В XX веке церковь была закрыта в 30-е годы; использовалась как склад в 60-е годы; восстановлена в 70-е годы; возвращена РПЦ в начале 90-х годов; в 80-е годы церковь была переименована в Введенский храм. Сегодня ансамбль Введенского храма признан одной из самых ярких и интересных туристических достопримечательностей южного Кашира.

Богоявленская церковь в Кокино. В деревне Кокино, расположенной в Каширском районе, проживает около 1 000 человек. Она входит в состав Базаровского сельского поселения. Кокино известно со второй половины XVI века, есть записи о том, что в 1578 году в деревне была деревянная церковь во имя чудотворца Николая. В первой половине следующего столетия церковь также была перестроена из дерева, но освящена в память святой мученицы Параскевы и названа Пятницкой. В конце XVIII века на месте кирпичной Богоявленской церкви была построена часовня в память о более ранней церкви Параскевы Пятницы. В то время деревней владел визирь по имени Яков Маслов. В облике построенной им церкви прослеживались черты классицизма и барокко. Кирпичные стены были оштукатурены, а для отделки церкви использовался белый камень. Рядом была построена трехъярусная колокольня, соединенная с церковью крытым клуатром. Стены внутри храма были покрыты росписью, а царские врата и иконостас украшены скульптурами и сусальным золотом. В 19 веке несколько соседних деревень стали приходами церкви. К этой церкви была приписана церковь Преображения Господня в селе Дудилово. Когда к власти пришел советский режим, церковь была закрыта, лишена утвари и интерьера и превращена в руины; в начале 1990-х годов церковь была передана прихожанам и восстановлена к началу нынешнего века.

Преображенская церковь в Стародубе. Первая церковь в Стародубе была построена в 16 веке. Это была деревянная Никольская церковь. Впоследствии ее много раз перестраивали, она еще существовала в начале 19 века, когда в селе началось строительство каменной Преображенской церкви. Владелицей села в то время была Александра Нефедьева. Она построила каменную церковь в имперском стиле, а само здание находилось рядом с рукотворной цистерной. Стоит также отметить, что Нефедьева расширила усадьбу, построенную прежними владельцами усадьбы (до Нефедьевой - семьей Арадьиных и княгиней Борятинской). Аллеи парка и здание церкви сохранились до наших дней. История церкви - это часть истории села, а значит и его владельцев, но упомянуть о некоторых из них необходимо. Следующим владельцем был Николай Тургенев, декабулист в пушкинском "Евгении Онегине". Он освободил крестьян и отдал им большую часть своей земли. Он также финансировал строительство больницы, богадельни и школы, которая и сегодня стоит рядом с церковью. При советской власти церковь была не только закрыта, но и разграблена. Церковь использовалась в качестве склада соседними колхозами и совхозами. Здание было сильно повреждено, иконостас и фрески были уничтожены. Во время войны гитлеровские снаряды попали в колокольню. Апсида была разрушена ударом молнии. В 1990-х годах здание было передано православной церкви, которая начала восстанавливать храм. Она до сих пор используется, хотя реставрационные работы продолжаются.

Богоявленская церковь в Баскачах. Баскачи - это небольшая деревня в Каширском уезде, входящая в состав сельского поселения Знаменское. Она расположена в нескольких километрах от Каширы. Главной достопримечательностью деревни является полуразрушенное здание Богоявленской церкви. Баскаки, как следует из названия, скорее всего, старая деревня". Перевод "Баскак" означал должность человека, который собирал ежегодную дань. Поэтому вполне возможно, что Баскачи существовали во времена татаро-монгольского ига. Однако впервые о нем упоминается лишь в конце XVI века. Богоявленская церковь была построена в середине 18 века, когда село принадлежало князю Мешешки. Она была построена в стиле барокко из красного кирпича и в период своего расцвета была отделана белым камнем, о чем свидетельствуют остатки строения. К церкви была пристроена столовая, а рядом была возведена трехъярусная колокольня. Имя автора проекта не сохранилось. Известно также, что в часовне храма был похоронен князь Андрей Афанасьевич, один из Мечерских; в середине XIX века на средства хозяйки Грушковой церковь была отремонтирована, а два боковых нефа освящены во имя Николая Чудотворца и Никиты Великомученика. Также были выделены средства на обновление иконостаса и установку каменной ограды вокруг храма. Церковь была закрыта в 1929 году во время советской власти, а к концу XX века здание пришло в упадок.

Преображенская церковь в Бесово. Первое упоминание о Преображенской церкви в Бесово относится к XVI веку. Она была построена священником Иоанном Васильевым в Погосте, Спас-Детчин. По преданию, до постройки церкви на этом месте находилось здание монастыря. Каменная церковь, сохранившаяся до наших дней, была построена в конце XIX века на месте обветшавшей деревянной церкви. Расходы на строительство взяли на себя помещица А. Лызловой и отставной майор А. Гаврилов. Также упоминаются пожертвования других прихожан, имена которых не упоминаются в истории. В архитектурном плане здание представляет собой пример сочетания классицизма и псевдорусского стиля. Орнамент здания выдержан в духе последнего. То, как построена архитектура храма, относится к классицизму. Стоит также отметить, что здание прекрасно вписано в окружающий ландшафт (оно расположено в долине Оки). Храм был построен по проекту архитектора А. Бочарниковым. Колокольня состоит из четырех ярусов и покрыта деревянным шатром. Квадратная столовая имеет две боковые церкви. Главное здание не имеет углублений и увенчано огромным барабаном. Церковь украшена луковичной часовней. Церковь оставалась открытой и при советской власти. Деревянные иконы в церкви были изготовлены в этот период, в середине 20 века. В это же время были расписаны стены и свод церкви. Ранний интерьер церкви был уничтожен пожаром и не сохранился до наших дней. Следует отметить, что в первом десятилетии 20 века рядом с церковью было построено здание церковно-приходской школы, финансируемое прихожанами.

Церковь Флора и Лавра в Ямской Слободе. Первая каменная церковь Флоро-Лавры в Ямской слободе была построена в 70-х годах 18 века. В состав церкви входил придел Крестовоздвиженской церкви. Основную часть средств на строительство церкви пожертвовал купец Иван Калинин. Ранее здесь стояла деревянная церковь, но со временем она обветшала. В 40-х годах 19 века была перестроена каменная церковная трапезная и пристроена Петропавловская часовня. В те же 50-е годы обветшавшую каменную церковь снесли и на ее месте построили новую. Одной из причин замены старой церкви на новую было то, что старая церковь была слишком тесной для всех прихожан; в 60-х годах 19 века была построена трехъярусная колокольня, над которой был установлен шпиль. В церкви сохранились фрагменты иконостаса конца 19 века и настенные росписи того же периода. Следует отметить, что кирпичное здание не покрыто лепниной. За годы советской власти его несколько раз перекрашивали в разные цвета. Например, в 1980-х годах стены церкви были выкрашены в желтый цвет. Несколько лет назад было принято решение вернуть церкви ее первоначальный цвет, что и было осуществлено. В 1930-х годах в этой церкви служил С. Знаменский, ныне причисленный к лику святых. Он был расстрелян в 1937 году на Бутовском полигоне. Церковь продолжала действовать и при советской власти. Однако в 1960-х годах было принято решение о закрытии церкви. Хотя у ворот церкви уже стояла машина с зерном (здание должно было стать зернохранилищем), прихожанам удалось отстоять церковь.

Усадьба Зендиково. Полузаброшенная усадьба Барятинских в деревне Зендиково, окруженная запущенным парком, - еще один пример того, как большевики не ценили культурное наследие, доставшееся им в XX веке. Однако нынешние власти, судя по состоянию усадьбы, равнодушны к ее культурной ценности. Усадьба расположена у реки Мутенка, где соединены четыре усадебных пруда, и была построена в 16 веке. Название усадьбы происходит от татарского личного имени Зендик. Самыми известными владельцами усадьбы является семья Барятинских. Их семья владела землей около 50 лет: в 1820 году новым владельцем стал ученый И. Двигубский, который сделал блестящую карьеру и стал ректором Московского университета; в 1839 году земля в Зендиково перешла в собственность помещика Горохова. Накануне революции она перешла в руки его сестры. Дом, построенный на холме, всегда был центром усадьбы. Он был виден со многих дорожек парка. От дома к серии из четырех прудов вела дорожка из липы. Имя архитектора особняка, к сожалению, утеряно. Особняк был построен в стиле классицизма и имел несколько крытых галерей и мезонин. Фасад был украшен портиками и балконами; в 19 веке были добавлены крылья. Сегодня здание нуждается в восстановлении, а также окружающий парк, который постепенно превращается в болото. Благонамеренные граждане превратили часть парка в дома отдыха.

Часовня-усыпальница семьи Бер. Возле Никитского монастыря в Кашире есть одноименное кладбище, но оно уже давно не действует. Последние захоронения были произведены в 1960-х годах. Точно неизвестно, когда был создан этот монастырский некрополь. Местные историки считают, что захоронения верующих прихожан возле святыни относятся к началу 19 века; надгробные плиты конца 19 века существуют и по сей день. Все эти надгробия нуждаются в восстановлении, иначе со временем они могут исчезнуть. Помимо захоронений, на Никитском кладбище есть еще несколько сооружений. Одно из них - полуразрушенная церковь Святых, а другое - часовня, недавно восстановленная усыпальница семьи Бер. Часовня была восстановлена в 1990-х годах Н. и С. В 1990-х годах Бартеневы занимались реставрацией часовни. Они обратились к реставратору В. Тунгулину. Благодаря его профессионализму мы до сих пор можем любоваться невысокой кирпичной кладкой часовни с почти плоской крышей и луковичным куполом. Считается, что фамильная усыпальница Беулахов была построена после смерти Ивана Степановича Беулаха, последнего представителя рода Бера. Он умер в 1880 году в возрасте 90 лет. Рядом с ним похоронены Евфимия Бер, умершая в 1811 году, и молодой поручик Иван Бер, который умер или покончил с собой в 1855 году. Большая чугунная доска, вмонтированная в одну из стен часовни, посвящена каждому из похороненных здесь людей. Некоторые историки предполагают, что гробница была построена примерно во время смерти Евфимия Бер, то есть в 1811 году. Другие считают, что она была построена позже, в 1880 году, так как после строительства часовни место захоронения Евфимии и Ивана Баер было перенесено в тень часовни. Поэтому возможно, что плиты на фасаде часовни являются надгробиями и намного старше самого здания.

Церковь Михаила Архангела в Злобино. Известно, что церковь Михаила Архангела существовала в Злобино в 16 веке. До наших дней это здание не сохранилось. Каменная церковь, которая сегодня является достопримечательностью села, была построена в начале 18 века. Средства на ее строительство были пожертвованы Иовом Ивановичем Писаревым. Интересно, что она была построена в то время, когда каменные здания были запрещены указом Петра I. В церкви три алтаря, два из которых находятся в трапезной. Историки точно не знают, в каком году были построены алтари боковых приделов, но в документальных источниках остались имена тех, кто пожертвовал на их строительство. Например, известно, что правый придел был построен по заказу Якова Ивановича Басаргина. Пол в церкви был сделан из чугуна. Как убедились те, кто пытался разрушить церковь в советское время, здание было огромным, а каменная кладка - исключительной прочности, что и произошло в середине XX века, когда были предприняты попытки снести ее, чтобы получить материалы для строительства коровника для колхоза. Сначала была снесена западная стена. Однако эта попытка не увенчалась успехом, хотя внешний вид церкви был поврежден. После этого никто не пытался разрушить здание. Долгое время церковь использовалась как зернохранилище. Настоятель этой церкви, Николай Лаврентьевич Меркулов, был выслан в 1940-х годах и умер там же. Вся его семья также была выслана властями. В 1990-х годах здание было возвращено прихожанам, и начались реставрационные работы.

 

Герб города

Геральдическое описание герба Каширы, утвержденного в 1778, причитает: «Щит, разрезанный пополам горизонтальной линией: в верхней части щита в лазоревом поле золотой крест, а в нижней части в серебряном поле черный с червлеными крыльями и увенчанный золотым венком дракон , в напоминание, что этот град при Великом Князе Василии Ивановиче был дан Абдилу Летифу, царю Казанскому; а верхняя часть щита показывает, что он и тогда не выходил из-под Российского государства».

 

История

Старая Кашира (к началу XVII века)
Своим названием Кашира обязана реке Каширке, у устья которой в Оке на левом, пологом берегу Оки первоначально располагался город. Кашира впервые упоминается в 1356 году в духовной грамоте сына Ивана Калиты московского князя Ивана II Красного как деревня, завещанная им своему сыну Дмитрию. А в 1355 году епископ Коломенский Афанасий титуловался также «Каширским». В 1480 году Кашира уже была городом, который Иван III приказал сжечь, не надеясь защитить его от ожидаемого набега татарского хана Ахмата. В 1483 году по договору между рязанским и московским князьями Кашира окончательно переходит под власть Москвы. В 1498 году западнее Каширы был основан Троицкий Белописецкий монастырь. В 1497—1526 годах Каширой владели бывшие казанские татарские цари, поддерживавшие московского князя. В 1517 году на город был совершен первый набег крымских татар, после чего к концу века Кашира пережила более 20 набегов. В 1531 году в Кашире построена крепость: земляной вал с деревянными укреплениями. Наиболее разрушительный набег крымских татар произошел в 1571 году. После набегов, эпидемии чумы и военных действий 1607—1611 гг. Кашира запустела и больше на своем месте не восстанавливалась. Сегодня на этом месте села Городище и Старая Кашира.

XVII-XVIII век
В 1619 году Кашира отстроена снова — уже на правом берегу Оки, где к 1629 году возведен земляной вал с деревянной крепостью, служивший одним из опорных пунктов Большой Засечной линии. Во второй половине XVII века оборонительная роль Каширы уступает место торговле. В 1708–1777 входила в состав Московской губернии, с 1777 – уездный город Тульского наместничества, с 1796 – Тульской губернии. В 1779 году Кашира получает регулярный план с прямоугольной сеткой кварталов, при этом главная улица ориентируется на ансамбль Белописского монастыря, расположенного за Окой. На крутых склонах регулярное планирование осуществить не удалось.

XIX век
В первой половине XIX ст. Кашир был важным торговым центром. В городе развернулась каменная и деревянная стройка, строятся церкви и жилые дома в стиле классицизм. Жители занимаются садоводством и огородничеством, а также мелкокустарным производством. С проведением в 1860-х гг. в стороне от Каширы Курской и Рязанской железных дорог торговля в городе очень сократилась. В 1884 году в городе основан Александровский-Никитский женский монастырь. Развитие города восстанавливается только в 1900 году, когда в непосредственной близости строятся Павелецкая железная дорога и станция Кашира.

Начало XX века
Осенью 1918 г. в окрестностях Каширы происходили восстания крестьян, недовольных насильственным изъятием хлеба. В 1919—1922 в 5 км от города построена Каширская ГРЭС. В мае 1923 года Кашира передана в Московскую губернию, а в 1929 году стала районным центром Московской области.

1941 год
Во время Второй Мировой войны в ноябре 1941 г. после обхода немецкими войсками Тулы Кашира оказалась в зоне военных действий. В результате прорыва немцев 24 ноября, к концу следующего дня передовые части 2-й танковой армии группы армий «Центр» появились в 3 км от города у совхоза Зендиково. Город подвергается налетам германской авиации. Но закрепиться им там не удалось, и 27-29 ноября под контрударами 1-го кавалерийского корпуса генерала П. А. Белова и 173-й стрелковой дивизии они были вынуждены отступить к поселку Мордвес. В начале декабря 1941 г. в результате Тульской наступательной операции немецкие войска были отброшены от Каширы.

Вторая половина XX века
В 1963 году в состав Каширы вошел город Новокаширск. В результате развития города в 1950—1970-х гг. выделились 4 обособленных района: Старая Кашира (Кашира-1), станция Кашира, Кашира-2 и «микрорайон» он же «дедов бугор» (Кашира-3)

 

 Транспорт

Городской транспорт представлен автобусами большой вместимости и маршрутными такси. Работает 3 городских маршрута:
1 – ул. Вахрушева — старая Кашира (кольцевая, через старую Каширу)
3 – ул. Вахрушева - старая Кашира (кольцевой, через микрорайон)
4 – ул. Вахрушева - Центролит

 

Административный и муниципальный статус

В административном отношении Кашира является административным центром Каширского района. В административном отношении входит вместе с пятью сельскими населенными пунктами в состав Каширского района как город Кашира. Как муниципальное образование город Кашира входит в состав Каширского муниципального района как городское поселение Кашира.

 

Экономика

Помимо ТЭЦ, промышленные предприятия города включают судоверфь, чугунолитейный завод, машиностроительный завод для сельскохозяйственной техники, кирпичный завод, мебельную, текстильную и пищевую фабрики.

Кашира расположена на российской трассе М4 Москва-Новороссийск, от которой здесь ответвляется М6 на Астрахань. С 1900 года в Кашире также есть железнодорожная ветка на магистраль, ведущую от Московского Павелецкого вокзала на юг России и Украину. Есть также прямое пригородное железнодорожное сообщение с Москвой.