Новосибирский государственный художественный музей

Красный проспект, 5 (пешком Ю от площади Ленина).
Вт-Пт 10:00-18:00, Сб Вс 12:00-20:00, выходной понедельник

 

Новосибирская государственная художественная галерея была создана в Новосибирске Постановлением Кабинета Министров Российской Федерации от 16 января 1957 года "Об организации областных художественных музеев в г. Новосибирске", в том же году началось формирование музейного собрания. Музей был открыт для посетителей 27 декабря 1958 г.; в 2004 г. Новосибирская картинная галерея стала художественным музеем.

 

История

Первоначально музей располагалась на первом этаже пятиэтажного жилого дома на улице Свердлова, с 1982 г. - в здании бывшего Сибревкома, часть которого, построенная в 1926 г. архитектором А.Д. Крячковым, является важным зданием республиканского периода, была расширена в 1948 г. и использовалась как галерея для местных и городских комитетов КПСС. До того как в этом здании разместилась Картинная галерея, здесь располагались областной и городской комитеты КПСС.

Помимо Новосибирского художественного музея, в городе работают Музей восковых фигур, Новосибирский музей игрушки и Художественный театр кукол.

Коллекция музея была приобретена в конце 1950-х - начале 1960-х годов Министерством культуры РФ и СССР, Третьяковской галереей, Государственным Русским музеем (13 работ), Павловским дворцом-музеем (22 работы), Пермской картинной галереей (16 работ), Государственной картинной галереей имени А.С. Пушкина, Государственным Эрмитажем. На основе экспонатов, переданных Музеем изобразительных искусств и другими российскими музеями. Первыми индивидуальными дарителями музея были П.Е. Корнилов (Ленинград) и В.М. Пивкин (Новосибирск).

С 1960-х по 1980-е годы музей проводил самостоятельную политику в области комплектования фондов; с 1962 по 1982 год директором была Мария Качарская.

 

Экспозиция

Иконы

Представлены иконы XVI-XX веков. Московская школа, Строгановская школа, Поволжье, украинские, уральские и сибирские иконы.

Особый раздел составляют народные иконы, собранные в экспедициях по Новосибирской области (Сузунский и Колыванский районы). Коллекция насчитывает более 500 предметов. Коллекция формируется из икон, переданных в дар галерее Министерством культуры Российской Федерации, а также из частных приобретений.

 

Русское искусство XVIII—XIX веков

Жанр портрета XVIII века представлен, в частности, аллегорической картиной Д.Г. Левицкого "Екатерина II - адвокат в храме богини правосудия". Картина Левицкого "Екатерина II - законница в храме богини правосудия" является повторением художником известной картины, представленной в экспозиции Русского музея.

Картина другого выдающегося художника второй половины XVIII века В.Л. Боровиковского "Портрет князя А.Б. Куракина" является сокращенным вариантом знаменитого парадного портрета, хранящегося в Государственной Третьяковской галерее. Примером формирования исторического жанра в Академии художеств является картина В.Я. Родчева "Аполлон, повелевающий сатирам привязать Марсия к дереву"; среди работ художников первой половины XIX века - "Князь А.С. Долгоруков" В.А. Тропинина и "Портрет неизвестного" В.В. Портрет неизвестной" и "Портрет неизвестной" (1852) К. Брюлова, написанные для лютеранской церкви Святого Петра в Санкт-Петербурге; салонную линию портретной живописи середины XIX века иллюстрируют полотна С.К. Зарянко и И.И. Зарянко, написанные К. Зарянко и И.К. Макарова; морская тема присуща картине И.К. Айвазовского "Корабли на Феодосийской якорной стоянке" (1897), а в картинах М.Н. Воловьева и Л.Ф. Лагорио отражены итальянские мотивы, характерные для пейзажной живописи этого периода.

Академические тенденции прослеживаются в творчестве таких художников, как А.И. Иванов, А.Г. Вальнек, К.П. Буруров. В этом разделе также представлены работы редких мастеров (Ю.Ф. Яненко, М.Т. Дурнов).


Творчество передвижников представлено работами И. М. Прянишникова («Погорелые» (1871)), В. М. Васнецова, И. И. Шишкина, А. К. Саврасова, Ф. А. Васильева, А. И. Куинджи, И. Е. Репина («Портрет графа Д. М. Сольского»), В. И. Сурикова, В. Е. Маковского, И. И. Левитана, В. Д. Поленова, Г. Г. Мясоедова.

 

Русское искусство начала XX вв

Представлены картины мастеров "Союза русских художников". Кончаловский ("Овощи" (1916), "Портрет художницы Ангелины Осиповны Степановой" (1933)); Р.Р. Фальк ("Торговец старой одеждой" (1910), "Бутылка и груша" (1912)); объединение "Мир искусства" (К.А. Коровин, А.Я. Горовин, А.Н. Бенова и Э.Э. Фальк); Е. Лансере (совместная работа "Императрица Елизавета Петровна, приезжающая рано утром с глухариного тока в Царское Село"); выделяется коллекция работ З.Е. Серебряковой ("На террасе Харькова" (1919), "Балерина в умывальне" (1923)). ных произведений в истории русского искусства. Экспрессионизм в русском искусстве иллюстрируют работы Б.Д. Григорьева; Д. Григорьева.

Шестьдесят работ Н.К. Рериха были созданы в последнее десятилетие жизни мастера. Они были переданы в дар картинной галерее в 1957 году согласно завещанию художника. Особый интерес представляют пейзажи из серии "Гималаи".

 

Искусство советского периода и русское искусство конца XX — начала XXI веков

Советский период русской живописи включает работы И. И. Машкова, К. С. Петрова-Водкина («Портрет жены», 1943, «Колхозница на озере Ильмень», 1936), К. Н. Редько («Портрет Адриена Лежена», 1940), А. В. Шевченко, К. Ф. Юона, А. В. Куприна, П. Д. Корина («Портрет маршала бронетанковых войск П. С. Рыбалко», 1947), Б. Я. Ряузова, В. И. Иванова, В. Ф. Стожарова, В. Е. Попкова, Н. И. Нестеровой, Т. Г. Назаренко, И. Л. Лубенникова, А. Г. Поздеева, Н. А. Надольской, В. М. Мизерова.

Конец XX — начало XXI веков представлены художниками московской и петербургской школ, художниками Сибири и конкретно Новосибирска: Е. Дыбский, М. Кантор, Николай Рыбаков, З. Аршакуни, И. Затуловская, А. Слепышев, Константин Сутягин и др.

 

Зарубежное искусство

Жизнь музея

Раз в два года в Новосибирске проходит Международная биеннале современной графики (ныне Триеннале). Цель биеннале - обогатить культурную жизнь сибирского региона и продемонстрировать развитие современного искусства в области графики.

Музей регулярно проводит экскурсии, лекции и конкурсы. Ведется активная научная деятельность, организуются конференции, семинары и круглые столы. Издательская деятельность включает публикации по коллекции музея, сборники статей, конференции, публикации по произведениям отдельных художников, хранящимся в фонде музея, книги и альбомы по истории создания и развития НГХМ.

 

Хищения

В сентябре 2002 года из музея была похищена картина И.К. Айвазовского "Лодка на мелководье" 1872 года. Воры проникли в музей с балкона второго этажа. К моменту срабатывания сигнализации и прибытия милиции преступники уже скрылись с места преступления. Преступники находились в помещении менее минуты. По мнению полиции, кража была совершена по заказу.