Старая Ладога, Россия

 Старая Ладога

Описание Старой Ладоги

Расположение: 8 км к северу от Волхова, Ленинградская область
Построено: 753
Альтернативные названия: норвежский - Aldeigjuborg, финский - Vanha Laatokka

 

Старая Ладога расположена в 8 км к северу от Волхова в Ленинградской области в России. Замок был основан в 753 году. Это многоэтническое поселение было крупным торговым пунктом между Северной Европой и Черными и Каспийскими морями. Этот маршрут был известен как дорога от варягов к грекам. Неудивительно, что в Старой Ладоге было найдены монеты из разных регионов, включая старые арабские, византийские и европейские монеты.

 

Старая Ладога

История Старой Ладоги

Неолитические стоянки на территории поселения датируются III тысячелетием до н.э.

Раскопки поселения Земляное показали наличие маломощных торфяных и радожских переходных отложений под культурным слоем толщиной 4 м. Около 2000 лет назад уровень воды в реке Волхов упал ниже абсолютной отметки в 10 м. Территория поздней Старой Ладоги стала пригодной для заселения раньше середины I тысячелетия, после дальнейшего падения уровня воды.

Ниже Земляного городища поверхностное земледелие появилось позже или чуть раньше VI в. в раскопе № 4 и в конце VII - начале VIII в. в раскопе № 3. Найдены зерна пшеницы, ржи, ячменя, проса и конопли, что подтверждает наличие первого радовского земледелия; герб Меровингов, найденный на Старой Радге в 2013 году, датируется VII веком; герб Меровингов, найденный на Земляном городище в 2013 году, датируется VII веком. Городище Земляное могло быть местом раннеславянского поселения около 700 г. или даже раньше. Лепная керамика "ладожского типа" имеет отчетливые трещины, часто с ребрами в верхней трети сосуда. В начале 750-х годов в низовьях Волхова, в 2 км к югу от Любшанской крепости, возникло скандинавское (готское, по Е.А. Рябинину) поселение, построенное представителями западнославянской культуры центральноевропейского происхождения. Три жилища так называемого "большого дома" - скелетно-столбовой конструкции с центральным очагом - аналогичны североевропейским. Древнейшая дендродата датируется 753 годом (первый слой).

В 760-е годы (второй слой) жизнь скандинавских колоний прерывается. На поселении появились представители раннеславянских культур, аналогичных пражской, пенковской и колотинской, пришедшие из более южных районов Восточной Европы (левобережье Днепра, Поднестровье, Подунавье, верховья Днепра, Западная Двина и Волга). Преемственности между первыми и последующими жителями Ладоги не было, а славянские поселения были срубными. В Ладоге, как и в других местах северо-западной Руси (Изборск, Камно, Рыуге, Псков), известняковые формы получили широкое распространение в VIII-IX вв. в результате возрождения моды на подобные украшения, сложившейся в раннеславянской пражской культуре на рубеже VI-VII вв. Первое раннегородское поселение располагалось вокруг гавани, образованной несколькими притоками реки Ладожки-Елена (ныне исчезнувшей), и с середины VIII до середины IX вв. не имело никаких укреплений. Характер материала нижней части Земляного городища показывает, что в первые десятилетия своего существования Ладога не была и не могла быть крупным специализированным торгово-ремесленным центром. Площадь Староладожского поселения в это время не превышала 2-4 га. Судя по данным, полученным при раскопках поселения Земляное (слои 1 и 2), возникновение традиции изготовления украшений из оловянных сплавов связано с расселением славян в северной части лесной зоны Восточной Европы с середины VIII в. до третьей четверти. Раскопки выявили целые производственные комплексы в пластах VIII века. В это время поселение уже вело торговлю с местными племенами, на 80% используя двузернянку (полбу) и на 20% - мягкую пшеницу. Полба никогда не возделывалась в Скандинавии, более того, радожская полба сильно отличается от европейской, но морфологически сходна с волжской.

С 780-х годов в Ладоге варили бисер по арабской низкотемпературной технологии. Глазки", или глазные бусы. Викинги скупали меха и вывозили их в Багдад по Волжскому тракту, где продавали за серебряные дирхемы. Самый древний клад дирхемов, найденный в Ладоге, датируется 786 годом, а отдельные монеты чеканились в 738-739 годах; арабские путешественники X века утверждали, что могли покупать рабов и рабынь с помощью одного стеклянного "глазка"; в конце VIII - начале IX веков население Радги составляло от нескольких десятков до сотни человек; в VIII-IX веках население Ладоги составляло от нескольких десятков до сотни человек; в VIII-IX вв. население небольших построек с печным камнем на П-образной опечке в углу связывали с носителями смоленско-полоцкой культуры длинных могил; стеклоделательная мастерская, действовавшая с 780-х до конца 830-х гг. связанная с "маленькой" бревенчатой избушкой.

Ладога была связана с другими торговыми и ремесленными центрами скандинавского и балтийского побережья, такими как Хедебю и Рибе на Ютландском полуострове, Каупин в Южной Норвегии, Павикен на Готланде, Бирка в Швеции, Ларсвик на Рюгене (Германия) и Волин в Польше.

Археологические данные свидетельствуют о том, что большинство радовцев занимались не торговлей, а сельским хозяйством и ремеслами.

 

Нижняя часть слоя XI датируется слоем Е3/1 (ок. 810-840 гг.) по хронологической сводной таблице С.Л. Кузьмина. В Ладоге около 810-840 гг. найдена круглая пластинчатая подвеска со штампованным декором, подобные предметы известны из могильников смоленской долгопрудненской культуры в Еленово, Верхнем и Среднем Поднепровье, на поселении Пастила и из меровингского могильника в Штраубинге (Бавария) Поселение просуществовало до конца 830-х годов и было занято викингами.

Из периода Е2 (ок. 840-865 гг.) известен слепок двурогой подвески в виде мехового кулона (840-855 гг.). Подобные украшения раскопаны в Великой Моравии, а также найдены в Чернигове, на Княжьей горе под Киевом, в Галиче, Словакии и Болгарии; из слоя Е2 (2-я четверть IX в.) найдено лунообразное височное кольцо арефинского типа. В Старой Ладоге обнаружены случайные находки (№ КП 7834/А-5989) форм для отливки украшений из свинцового олова и ранних трапециевидных негативов (№ КП 7834/А-5989) с широкими основаниями, розетками, круглыми выпуклыми щитками, круглыми полыми эмалированными украшениями, происходящими от подвеска, щиток со штрихами по краю - найдена розетка. В горизонте Е2 (№ Л-1843) найден слепок из строительного слоя V (ок. 840-860-х гг.) с трехрогой луникой, напоминающей по обоим концам пучок зерна.

Около 840 г. поселение пережило катастрофу, вызванную вражеским нашествием, и было уничтожено пожаром; между 840 и 865 гг. большая часть поселения превратилась в пустырь. Другая часть была отстроена в соответствии со скандинавскими традициями Северного халле. Норманны принесли свои традиции (например, молот Тора). Стеклоделие не было восстановлено. В северной части раскопок В.И. Равдоникаса обнаружен "большой" дом со скелетно-столбовой конструкцией с очагом по центральной оси и палкой с руническими письменами. Также были построены два больших дома, в архитектуре и интерьере которых нашли отражение скандинавские и восточноевропейские традиции. С этими домами связан небольшой бревенчатый дом с местом для приготовления пищи в углу. Найденные артефакты мужской субкультуры характерны для пятого слоя строительства. Это инструменты для рисования, фрагменты обшивки игровых досок, предметы культа и большое количество деревянных игрушечных мечей. После полного сожжения, зафиксированного на стыке горизонтов Е2-Е1 в Ладоге, которое произошло около 860 г., поставки серебра на Готланд и в Швецию были прерваны примерно на 10 лет; слои VII-X С.Л. Кузьмин относит к горизонту Е1 (ок. 865-920-х гг.); между 863 и 871 гг. ок. 865 г.) поселение было полностью разрушено. Находки этого периода (865-890 гг.) относятся к североевропейскому кругу древних эпохи викингов и восточноевропейскому кругу древних лесного региона. В этот период Ладогу населяли различные этнокультурные группы, среди которых четко выделялись скандинавы.

По предположению А.Н. Кирпичникова, первая деревянная крепость была построена около 870-х годов на месте впадения реки Ладжики в Волхов; в последней четверти слоев IX века были обнаружены остатки бронзолитейной мастерской. По дендрохронологическим данным, так называемый "большой дом" (купеческая гостиница) был построен в 881 году. Этот дом (как и многие другие подобные) не является "большим домом" в скандинавском или нордическом смысле, это просто усадьба, превосходящая по размерам все остальные, и одна из первых подобных построек, характерных для всей древней Новгородской земли. С начала 870-х годов поток серебра из Восточной Европы в Скандинавию был стабильным и равномерным, а сведений о нападениях скандинавов на Ладогу до конца X в. нет.

Плотность застройки Земляного Городища на уровнях VI-3 (ок. 865-890 гг.) и VII-3 (ок. 890-920 гг.) значительно ниже, чем в более ранние десятилетия.

Литые поясные пластины, височные кольца и трапециевидные подвески, вырезанные из тонкого листового металла, встречаются в слоях поселения Земляное с начала 870-х до конца 890-х годов, что свидетельствует о длительном присутствии в Ладоге в конце I тыс. славян из лесов и лесостепей Восточной Европы. Около 894 г. на месте обширной усадьбы Е.А. Рябинина возникло крупное славянское поселение; А. Рябинин возвел большое, вероятно, двухэтажное строение; на месте "дома 894 г." появился хоровой комплекс, расположенный под углом к регулярной застройке и состоящий из трех или 4 "малых" жилищ и двух-трех разнокалиберных келий, объединенных в "гнездо".

 

Культурные слои городища, расположенного на западной оконечности поселения, напротив крепости Земляное городище, относятся к концу IX - началу X вв.

В IX-XIX вв., когда прекратила свое существование Любшанская крепость, на месте деревянной крепости Ладога была построена каменная крепость. Стены крепости были построены без известкового раствора. Вход в крепость находился со стороны реки у Раскатной башни; в первой половине X в. по краю мыса была построена известняковая оборонительная стена с вертикальными деревянными столбами. В XII веке вход в крепость находился со стороны реки; общая площадь древнерусского поселения в X веке составляла не более 6-8 га.

Обозначения викингов

В некоторых списках "старых сказаний" (в частности, в Ипатьевском XV века) местом призвания Рюрика Варяжского в 862 году названа Ладога, а не Новгород.

Однако другие теории утверждают, что Рюрик княжил в Новгороде. Таким образом, возникла версия о том, что Ладога была первой столицей Руси (точнее, местом, где Рюрик княжил с 862 по 864 год). Археологические исследования, проведенные в старом городе Ладога (А.Н. (Кирпичников) доказал, что ирменские словене, финно-угры и норманны (урмане) находились в тесном контакте в этом регионе в IX-XIX вв.

На Варяжской улице в слое первой четверти X в. были найдены черепки блестящей расписной керамики.

В слое X в. найден берестяной свиток с изображением ладьи.

Во второй четверти X в. в Ладоге найдена глиняная посуда; в 920-е гг. вся территория Земляного городища (слой 8) бурно застраивается, уплотняется застройка Варяжской улицы, появляется и быстро распространяется гончарная керамика, изготовленная на круге. Переломный этап в формировании древнерусской культуры в Ладоге отражен в материалах слоев VIII-XI (горизонт Д) Земляного городища и синхронного слоя (920-990 гг.) Варяжской улицы; около 950 г. в Ладоге произошел пожар, уничтоживший постройки слоя VIII. В результате пожара были уничтожены городище Земляное и часть Варяжской улицы. Предположительно, пожар был связан с предвыборной кампанией княгини Ольги. После пожара существенных изменений в зданиях не произошло.

Согласно Новгородской летописи, могила пророка Олега находится в Ладоге (по киевской версии - на горе Щекавица в Киеве). В 997 году Ладога подверглась нападению будущего норвежского правителя Эйрика; первая каменная крепость Ладоги, просуществовавшая более 100 лет, была разрушена.

Радга была важным пунктом на так называемом варяжском пути в Грецию.

В сагах рассказывается о браке принцессы Ингигерды, дочери шведского короля Олафа Шотконунга, с князем Новгородского королевства Ярославом Мудрым в 1019 г., который получил в приданое город Ардейгборг (бывшая Радога) и прилегающие земли (Вена), графство Вестерьетланд ( Родственник графа Ингегерды по материнской линии Регнвальд Ульвесон был назначен правителем (графом) Ладоги (Сага об Эймунде). Сыновьями Рёгнвальда были Улеб и Эйлив. Согласно скандинавским источникам, Эйлив после смерти отца стал ярлом (правителем) Радоги, а Улеб упоминается как воевода Новгорода в летописях под 1032 годом.

 

Старая Ладога

Культура и искусство

Староладожские курганы, памятники архитектуры и романтические виды на реку Волхов всегда привлекали внимание русских живописцев. В 19 веке были художники Иван Айвазовский, Орест Кипренский, Александр Орловский, Иван Иванов, Алексей Венецианов и многие другие. Здесь родился и похоронен будущий член Императорской Академии художеств и группы передвижников Василий Максимов. Он изображал сцены из повседневной жизни крестьян.

Летом 1899 года здесь писал свои этюды Николай Рерих. Он назвал этот пейзаж лучшим из русских. Там же работали Валентин Серов, Константин Коровин, Борис Кустодиев. Александр Самохвалов неоднократно бывал в Старой Ладоге в 1924-1926 годах. Принимал участие в восстановлении Георгиевской церкви. Этот опыт многое дал художнику, писал он. Это помогло ему понять эффект соединения монументальной живописи с архитектурными формами. В результате пребывания в этом месте художник создал свои «Старая Ладога» (1924) и «Семья рыбака» (1926, ГРМ).

В феврале 1945 года бывшая усадьба князя Шаховского была передана ленинградским художникам как база для отдыха и творчества. Восстановительные работы продолжались 15 лет с 1946 года. Но с 1940-х годов в Старую Ладогу стали приезжать ленинградские художники. Он на долгие годы стал источником вдохновения для Сергея Осипова, Глеба Савинова, Николая Тимкова, Арсения Семёнова и многих других.

Дом творчества «Старая Ладога» начал постоянно работать в начале 1960-х годов после окончания реставрации. В течение 30 лет он был важным центром художественной жизни России. Такие художники, как Евсей Моисеенко, Александр Самохвалов, Вечеслав Загонек, Дмитрий Беляев, Владимир Овчинников, Борис Угаров, Борис Шаманов, Всеволод Баженов, Петр Бучкин, Злата Бизова, Таисия Афонина, Марина Козловская, Дмитрий Маевский, Александр Семенов, Арсений Семенов, Ирина Добрекова. Здесь работали Владимир Саксон, Глеб Савинов, Елена Жукова, Сергей Захаров, Иван Варичев, Вениамин Борисов, Валерий Ватенин, Иван Годлевский, Владимир Кранц, Лазарь Язгур, Ирина Добрекова, Петр Фомин и многие другие художники и графики Ленинграда и других регионов.

В 1970-1980 годах Дом творчества расширялся, строились новые корпуса. Они использовали его целый год. Жилье там в течение 1–2 месяцев было для них безвозмездным. Все обязательства по жилью, питанию и проезду взял на себя Художественный Фонд РСФСР. Созданные там картины экспонировались на крупнейших художественных выставках. Он пополнил коллекции главных музеев Советского Союза и многочисленных частных коллекций России и зарубежья. Также он стал базой обширного фонда живописи, графики и скульптуры музея «Старая Ладога».

Финансирование Дома творчества прекратилось в начале 1990-х годов в связи с распадом СССР и ликвидацией Художественного фонда. Он перестал принимать артистов и был закрыт.