Суджа - город и административный центр Суджанского района Курской области, Россия, расположенный на реках Суджа и Олешня в 105 км к юго-западу от Курска, административного центра области Население: 6 036 человек (перепись 2010 года). В рамках административного деления Суджа является административным центром Суджанского района. Как административное деление он включен в состав Суджанского района как город районного значения Суджа. Как муниципальное образование, город районного значения Суджа включен в состав Суджанского муниципального района как Суджское городское поселение.
О происхождении гидронима Суджа высказывались различные мнения, но надёжной этимологии не существует. Наиболее вероятная гипотеза: слово «су» — по-татарски значит «вода»; «джа» — место, то есть — «водяное место». Хотя в первой половине XX века А. И. Дмитрюков (суджанский историк и краевед) указывал, что слово «Суджа» чаще упоминается в другой форме — «Суржа»; последнее в великорусском языке обозначает хлебную смесь (ржаного и пшеничного помола). Отсюда можно предположить, что «Суджа» означает «смесь людей, пришедших с разных мест».
Сохранились архитектурные памятники XVIII—XIX вв.: Троицкая
церковь (Вознесенская, 1812); Рождественская церковь (1799—1828);
церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1799—1828); близ Суджи, в с.
Замостье и Заолешенка, — 5-главые церкви XIX в. в псевдорусском
стиле; дворец князя Долгорукова (развалины, архитектор В. А. Щуко);
памятник русскому актёру М. С. Щепкину (1895) и др.
В
Суджанском районе сохранились памятники природы: Клюквенное озеро,
урочище Великое, урочище Крейдянка, парк князя Долгорукова в селе
Гуево, 300-летняя сосна, памятник природы регионального значения
«Урочище „Горналь“» и др. В районе большое количество живописных
озёр, хвойных и смешанных лесных массивов, меловые горы (самая
известная из них Фагор).
Горнальский Свято-Николаевский
Белогорский мужской монастырь (основан в 1671, закрыт в 1788, в 1863
вновь открыт и заново отстроен в русско-византийском стиле). Издавна
отсюда проводится крестный ход на Украину с одной из святынь Курской
земли чудотворной иконой Богородицы «Пряжевская».
ул. К. Либкнехта, 7
Телефон:
(471-43) 2-26-54
Настоятель:
протоиерей Евгений Шестопалов
Расписание
богослужений: Богослужения совершаются в праздничные и воскресные
дни седмицы. Начало: утром в 9.00 - Божественная литургия. Вечером в
17.00 – вечерня в соединении с утреней.
Доп. информация: При
храме действует воскресная школа
История Троицкого прихода
уходит корнями в древность. Тем не менее, известно, что во время
основания г. Суджи (1664 г.) Троицкой церкви не существовало. Как
узнаем мы из описи г. Суджи, составленной стольником и воеводою
Герасимом Семеновичем Рагозиным, в местности, занимаемой ныне
приходом Троице-Вознесенской церкви, находилась только одна
Вознесенская церковь, выстроенная за стенами города на посаде или в
слободе. В эту церковь жалована была царем Алексеем Михайловичем на
содержание причта подцерковная земля, находившаяся в общем владении
с причтом Архангело-Михайловской церкви и причтом Преображенской
церкви; первоначально этой земли жалуемо было 60 четвертей и сенных
покосов на 500 копен; а затем, в царствование Федора Иоанновича, это
количество земли в 1679 году было увеличено еще на 200 четвертей. В
этот счет входила только удобная земля. К концу XIX века благодаря
захвату посторонних лиц жалованной земли для Троицкой церкви имелось
с остальными тремя церквами 1147 десятин 1862 сажени.
Первым
священником в Вознесенской церкви был Иван Захарьев, он же
Терлецкий, один из трех сыновей Захария Григорьевича Терлецкого,
пришедшего в Суджу из польского местечка Омбишева.
Вознесенская церковь была деревянная, небольшая, с узкими окнами,
колокольня стояла отдельно и тожебыла деревянная. По своему
устройству Вознесенская церковь походила на церкви того времени, в
ней, в её западной части, возле паперти, находился «бабинец» -
отделение, занимаемое женщинами-старухами, в бабинце около стены
были лавочки, на которых сидели во время долгих богослужений. В
самой церкви стены были расписаны изображениями из истории Ветхого
Завета. Иконостас был трехъярусный, грубой резной работы. Живопись
также была груба. Клиросы обставлены иконами в киотах. Что же
касается, собственно говоря, Троицкой церкви, то она по времени
своего основания гораздо позже Вознесенской: тем не менее, она уже
является существующею в 1701 году, как это видно из одной старинной
описи г. Суджи. Но нужно думать, что она основана несколько ранее
этого времени.
По обветшалости церкви и по бедности прихожан,
не могущих ее поддерживать, решено было, по указанию епархиальной
власти, присоединить Троицкую церковь к Вознесенской, из двух
церквей, таким образом, составилась одна под общим именем
Троице-Вознесенская.
В прежнее время церкви утверждались на
деревянных столбах и имели деревянную крышу; через эти два
обстоятельства церкви не могли долго существовать в прежнем виде, по
причине ветхости должны были или ремонтироваться или же вновь
перестраиваться. Этому закону времени надлежала неминуемо и
Троице-Вознесенская церковь - в 1804 году она настолько была ветха,
что прихожане порешили вместо нее выстроить новую каменную, при этом
им пришлось склонить на свою сторону прихожан Архангело-Михайловской
церкви соединиться в один приход и общими средствами выстроить одну
большую каменную церковь, в которой в числе других престолов был бы
устроен престол во имя Архангела Михаила; на такое предложение
прихожане Архангело-Михайловской церкви по причине начавшегося
разрушения своей церкви должны были согласиться.
Епархиальное
начальство вполне удовлетворило просьбу прихожан обеих церквей и
таким образом была заложена одна большая каменная церковь с главным
приделом во имя Живоначальныя Троицы и боковыми приделами: южным
правым во имя Вознесения Господа нашего Иисуса Христа и северным
левым - во имя Архангела Михаила. Постройка этой церкви окончилась в
1812 году, и в этом году она была освящена; колокольня по обычаю
того времени выстроена была отдельно.
Но по соединении
Архангельской церкви с Троице-Вознесенскою и земля подцерковная
Архангельской церкви соединена была с землею Вознесенской церкви.
Таким образом, при Троице-Вознесенской церкви образовался
многолюдный приход, причем духовенство пользовалось, по сравнению с
другими приходами, большими земельными угодьями. При Успенской же
церкви и приход был небольшой, а земельных угодий совсем не было,
приход жил бедно. По этим причинам духовенство Успенской церкви
совместно с прихожанами стало ходатайствовать пред епархиальным
начальством о причислении земли Архангельского прихода к Успенской
церкви. Ходатайство это имело положительный результат, и в 1831 году
земля Архангельской церкви была присоединена к Успенской.
Вскоре после этого прихожане задумали расширить свой храм
устройством еще двух приделов, в правой стороне - во имя Святителя
Митрофана, а в левой - во имя Сретения Господня.
Из донесения курского губернского архитектора Воронова курскому
губернатору Н.П. Бибикову об окончании строительства в 1857 году
ряда церковных и гражданских зданий указано, что «...окончена
пристройка к Троице-Вознесенской церкви в г. Судже на средства
прихожан двух теплых приделов. 25 сентября 1857 года архиепископом
Курским и Белгородским Сергием освящены антиминсы, бывшие на
престолах этих приделов.» (основание: Госуд. Архив Курской обл.,
фонд 483, оп.1, дело 4, №5)
Таким образом, Троицкая церковь
стала пятипрестольной и оставалась таковой вплоть до 1919 г. В
клировых ведомостях за вышеуказанный год (фонд 217, №1, дело 4185,
арх.№5) указаны следующие приделы: Троицкий, Вознесенский,
Тихвинский, Сретенский, Митрофановский. Здесь же содержатся сведения
о том, что по штату при ней были положены два священника, дьякон и
два псаломщика. Домов и других принадлежащих зданий в начале
советского периода уже не было. В том году была отобрана и церковная
земля.
Один из священников, служивших в храме во время
революции, протоиерей Михаил Иванович Малеванный похоронен в 1922
году у южной стороны церкви. Имя еще одного священника Троицкого
храма известно из «Книги памяти жертв политических репрессий» (изд.
Курск, 1996г. с. 226). Это Сергеев Дмитрий Васильевич, родившийся в
1857г. в с.Стаканово Щигровского района. Арестован 27 августа,
расстрелян 3 ноября 1937 г. Реабилитирован 13 июня 1989 года.
Во время страданий за веру и разорения Домов Божьих Троицкий
храм эта участь постигла 8 мая 1940 года. В Курском государственном
архиве хранится дело №202 о закрытии, основанном на решении
исполкома «в связи с распадом церковного совета и не совершениями
богослужений». Но в конце дела приложено прошение церковного
старосты Ефросинии Андриановны Найденко с подписью членов
приходского совета о нарушениях со стороны «Заготзерно» договора о
совместном использовании здания церкви и незаконном занятии левого
придела храма, где совершалось богослужение, зерном. Таким образом,
постоянные обращения верующих в прокуратуру говорили об обратном.
Возобновление церковной жизни произошло с началом Великой
Отечественной войны. 7 декабря 1941 года состоялось собрание, где
отец Иоанн Переверзев, бывший клириком здесь до закрытия, сообщил,
что Горуправление разрешило открыть храм и начать
ремонтно-восстановительные работы.
В протоколе общего
собрания прихожан Троицкой церкви г. Суджи, состоявшегося 9 августа
1942 года, содержится письменное свидетельство о пребывании в этом
храме чудотворной иконы: «собрание обсудило вопрос о чтимой иконе
Божией Матери «Пряжевская», в прежнее время имевшей местопребывание
в Белогорской пустыни, а в начале революции перенесенной в г. Суджу,
сохраненной до сего времени и находящейся в нашем храме, и
постановило просить Преосвященнейшего епископа Курского и
Белгородского дать благословение остаться иконе в нашем храме и
городе».
Так, чаяниями и заботой прихожан в Судже на
протяжении многих лет пребывала чудотворная святыня.
Удивительным образом она сохранилась здесь и во время оккупации,
хотя храм, в котором она находилась, пережил трагические события: в
феврале 1943 г. через г. Суджу началось движение отступающих
немецких войск. Отцу Иоанну Переверзеву - настоятелю храма ‐ было
приказано очистить место для размещения раненых. Позже в докладной
записке архиепископу Питириму он сообщал: «Через час времени храм
был заполнен массой раненых мадьяр. На полах была постлана солома,
около стен поставлено несколько печей. Несколько раз я с членами
приходского Совета просил солдат быть осторожными и предупреждал об
опасности возникновения пожара. Однако случившееся несчастье не
оказалось возможным предотвратить. В одну ночь храм загорелся. Пожар
быстро распространялся, тушить было некому и нечем. Огнем уничтожены
ценный иконостас, престол, жертвенник, сосуды, книги, священнические
одежды и прочее. Утварь мною была вынесена еще до пожара.
2
марта при отступлении последних частей немцы подожгли крышу храма и
колокольню. Во время пожара слышны были многочисленные взрывы
снарядов. Таким образом, прежде величественный храм, отрада и
утешение верующих православных людей, стоит теперь в жалком и
неприглядном виде без крыши, окон, остались только стены».
В
своем письме священник умолчал о человеческих жертвах этого
пожарища. Между тем, пожилые жители хорошо помнят, как раненых
венгров заперли и подожгли в нашем храме. Горевших заживо мадьяр,
пытавшихся вырваться из огненного ада, хладнокровно расстреливали.
Старики вспоминают, что едкий дым тянулся из окон три дня, а на
церковном полу плотно лежали обугленные кости. И на месте бывшего
алтаря они лежали, и около храма тоже...
После войны об этой
истории старались не вспоминать - не свои ведь погибли, а враги,
которых прикопали тут же, по всему церковному двору. Не раз
впоследствии на венгерские останки наталкивались при проведении
хозяйственных земляных работ, да так и оставляли.
Вернулись к кровавым суджанским событиям 43-го года спустя
десятки лет. По благословению архиепископа Курского и Рыльского
Иувеналия в 1999-2000 г.г. под руководством областного
патриотического клуба «Поиск» и финансовой поддержке международной
ассоциации «Военные мемориалы» курскими, курчатовскими,
черемисиновскими подростками-поисковиками были подняты на территории
храма более 350 останков. Среди больших костей были обнаружены и
маленькие. Что за дети погребены у церковных стен, еще предстоит
исторически установить.
Перезахоронение состоялось 7 июня
2000 года. Отпевание по православному чину совершил Владыка
Иувеналий. Детские останки захоронены отдельно слева у алтаря.
Мадьярская могила находится за церковной оградой с западной стороны.
Памятный знак установлен на средства Венгрии. Ухаживает за
мемориалом Троицкий приход.
Дата похорон совпала с днем
крестного хода с чудотворной Пряжевской иконой, которая, милостью
Божьей, уцелела в страшном пожаре. Находившаяся ранее в
Николо-Белогорском монастыре, носимая каждый год крестным ходом в
Мирополье, Суджу и окрестные села, она славилась чудесами и
исцелениями. В советское время традиция крестных ходов, естественно,
прекратилась. На долгое время святыня оказалась в забытьи у
народного почитания. И только 26 октября 1996 года с благословения и
с участием Архиепископа Иувеналия состоялся Крестный ход с иконой в
бывший Белогорский Горнальский монастырь — прежнее место ее
пребывания.
Несомненно, по молитвам у иконы Божией Матери, с
которой верующие стали совершать Крестный ход в день ее празднества
(3 день праздника Троицы) из г. Суджи в Горналь, а с 2001 г. и в
украинское Мирополье, возобновилась монастырская жизнь в Белогорской
Пустыни. Ныне икона постоянно находится в ней, а в Свято-Троицкий
храм возвращается на третий день Троицы.
Послевоенная история
храма - это непрерывное, трудоемкое восстановление здания церкви.
Убытки от пожара оказались невосполнимыми. Лишь через три года была
возведена новая кровля. 11 июня 1946 г. Архиепископом Курским и
Белгородским Питиримом храм был освящен (кроме Сретенского и
Митрофановского приделов) и признан соборным. В 1956 г. Троицкую
церковь посетил Архиепископ Иннокентий. Все время течение ремонтных
работ осуществлялось под чутким руководством правящих Архиереев.
Настоятель протоиерей Иоанн Андрианович Переверзев прослужил в
Троицком храме около 30 лет. Дьякон Алексей Михайлович Толмачев
рукоположен в возрасте 51 года и прослужил здесь с 1918г. и до
кончины почти 30 лет.
Последующими священнослужителями были:
протоиерей Федор Басов (1958 г. -1979 г.)
протоиерей Павел
Черкасов (1979 г.)
протоиерей Николай Ришко (1980 г. - 1989 г.)
протоиерей Василий Кадар (1989 г.-1992 г.)
ныне протоиерей
Евгений Шестопалов (с 1993 г.)
и протоиерей Алексей
Калиновский (с 2000 г.) - один из старейших священников епархии. В
2003г. к 60-летию служения в сане награжден Патриаршей наградой -
орденом Святителя Иннокентия III степени.
11 октября 2007
года протоиерей Алексей Калиновский, соборовавшись и, причастившись
Святых Таинств, отошел ко Господу. Похоронен, согласно завещанию,
близ Почаевской Лавры.
В настоящее время ведутся
дорогостоящие реставрационные работы: устанавливаются пластиковые
окна, производится замена полов в центральном алтаре,
восстанавливаются откосы и наличники, заканчивается внешний ремонт,
роспись храма, укладка плитки, реставрация центральной арки,
сооружаются ворота, возводится иконостас.
XII веке район Суджи входил в состав Рыльского удельного
княжества. Располагалось поселение людей на месте города и до 1664
года, но после большого пожара в 1662 году было отправлено
посольство горожан к царю Алексею Михайловичу с просьбой
восстановить поселение. Государь принял решение построить здесь
город-крепость, ведь это было время самого разгара русско-польской
войны (1654—1667) и драматических событий на Украине (1657—1687).
Был построен город, обнесенный деревянной стеной с 14 башнями, 4 из
которых были проезжими. В самом городе стояла казачья сотня Сумского
казачьего полка. По описанию воеводы и стольника Г. С. Рагозина в
Судже вместе со слободами было 782 двора и насчитывалось 1387
жителей, было две рубленые церкви. Город был построен на татарских
«сакмах», то есть на перепутье кочевых татарских троп. Городок стоял
в окружении рек Суджа, Золешинка, Псел, обширных болот и лесов.
Суджа включался в систему укреплений Путивль — Рыльск — Хотмыжск —
Курск, прикрывавших Москву с юга — юго-запада. В разгар войны с
Польшей Суджа была центром её событий. Сюда прибывали войска воеводы
Ромодановского из Москвы, сюда приезжали гетманы Украины для
переговоров и так далее.
После заключения мира с Польшей и
вступление Украины в состав России город теряет военное значение, но
становится одним из торговых городов, где процветало местное
купечество. В XVII — начале XVIII веков управлялась русскими
воеводами, позже Суджа стала сотенным городом Сумского казачьего
полка. С 1708 года Суджа была приписана к Киевской губернии, с 1719
года — в составе Белгородской провинции этой губернии, (с 20 октября
(ст. ст.) 1721 года по 1 сентября (ст. ст.) 1917 года в составе
Российской империи) с 1779 — уездный город Курского наместничества
(затем — губернии). В XVIII веке Суджа сохраняется как небольшой
торговый город юга России. Указом императрицы Екатерины II в 1785
году город впервые стал уездным центром.
В конце XIX века
Суджа — это небольшой промышленный и культурный центр. В городе
имелось 8 церквей. В городе работали мужская и женская гимназии,
реальное училище, земская публичная библиотека, земская больница,
учительская семинария, два приходских училища. Здесь работали
заводы: водочный, селитровый, паровые — крупорушный и маслобойный,
кожевенный. В 1897 году в городе жили 7 433 человека, в том числе
украинцы — 4546, русские — 2765, евреи — 87.
В это время
Суджа превращается в ремесленно-купеческий центр с хорошо развитым
гончарным промыслом, изделия которого ценятся далеко за пределами
Курской области. Наибольшего расцвета гончарное производство
достигло в середине XIX столетия. На Парижской выставке, в конце XIX
века гончаровским мастерам за керамику была присуждена медаль.
В первую мировую войну здесь появляются германские войска. С 1
сентября (ст. ст.) по 25 октября (ст. ст.) 1917 года в составе
Российской республики. Во время гражданской войны город переходил из
рук в руки, захватывался то красными, то армиями Деникина, Петлюры и
даже батьки Махно. Последний лично посетил Суджу. C декабря 1918 по
январь 1919 года в Судже некоторое время находилось правительство
Советской Украины. C декабря 1922 года в составе Российской
Советской Федеративной Социалистической Республики Союза Советских
Социалистических Республик. В 1920-х гг. в Судже были построен
театр. 30 июля 1928 года был образован Суджанский район и город
становится его административным центром.
В годы Советской
власти в Судже была открыта школа ткачества, а затем артель
«Ткачиха». В 1938 году ковры Суджанской артели демонстрировались на
выставке в Нью-Йорке, а также на выставках в Брюсселе и Монреале
Во время Великой Отечественной войны 18 октября 1941 года Суджа
была оккупирована немецко-фашистскими войсками. 16 месяцев
оккупации, Ивницкая трагедия. Из 12 тысяч ушедших на фронт суджан, 7
тысяч не вернулись. Более 6 тысяч награждены орденами и медалями. Во
время войны город был сильно разрушен. Освобождена 3 марта 1943 года
от гитлеровских германских войск советскими войсками Воронежского
фронта в ходе Харьковской наступательной операции (см. также
Харьковской наступательной операции 2.02.-3.03.1943 года)
38-й армии в составе: 237-й сд (генерал-майор Дьяконов, Пётр
Александрович); 180-й тбр (подполковник Киселёв, Михаил Захарович).
После войны в городе создаются предприятия перерабатывающей и
строительной промышленности: маслодельный комбинат, элеватор,
мясоптицекомбинат, консервный завод, винный цех, пивзавод,
хлебозавод, межколхозная строительная организация (МСО),
строительные предприятия и др.