Дом-музей Чайковского был загородным домом в Клину, в 85 километрах к северо-западу от Москвы, где Петр Ильич Чайковский жил с мая 1892 года до своей смерти в 1893 году. Здесь было написано его последнее крупное произведение — Шестая симфония. Сейчас в доме музей.
В 1885 году Чайковский писал
своему другу и покровителю: «В эти дни я мечтаю поселиться в деревне
недалеко от Москвы. дома." В начале того же года он снял небольшой
дом в деревне Майданово (Майданово) в двух километрах от городка
Клина. Позже, между 1888 и 1891 годами, он снял дом в соседнем селе
Фроловское. (И дом Майданово, и более поздний дом Фроловского были
позже снесены.) Чайковский жил в доме Майданово с февраля 1885 года
по март 1888 года. Дом находился на берегу реки Сестры, и имел
только заросший парк с прудами и старой липой. деревья. Это было
недалеко от железнодорожного вокзала и до Москвы, и до
Санкт-Петербурга, но достаточно далеко от города, чтобы отпугнуть
незваных гостей и не беспокоить его. В Майдановском доме Чайковский
переписал старую оперу, сочиненную им в 1874 году, «Вакула-кузнец»,
превратив ее в новую оперу «Черевички». Он также написал симфонию
«Манфред» и оперу «Чародейка». По вечерам Чайковский читал журналы и
книги, играл на рояле, беседовал с гостями, гулял в лесу, собирал
грибы, занимался садоводством и купался.
К несчастью для
Чайковского, на Майданово приезжало все больше отдыхающих, а вместе
с ними и желающих его увидеть. После трехмесячного концертного тура
по Европе он решил переехать в другой дом в районе, в селе
Фроловское. В мае 1892 года Чайковский писал своему брату Анатолию:
«Я снял дом в Клину, чтобы жить там. Наверное, вы его видели — дом
Сахаровых, большой, уютный, загородный, у шоссе на Москву... Я
нуждаюсь — и я это чувствую — иметь дом в деревне или, что почти то
же самое, в Клину, чтобы быть уверенным, что я могу получить, когда
захочу, спокойное, тихое место для работы. , к Клину я уже привыкла.
Вид изнутри дома действительно замечательный, и есть довольно
большой сад. Думаю купить этот дом в будущем."
Во время
пребывания в доме в Клину Чайковский закончил корректуру партитур
«Иоланты» и «Щелкунчика», написал 18 Морсо для фортепиано, соч. 72,
вокальный квартет «Ночь», 6 романсов, соч. 73 и Симфония № 6 си
минор (соч. 74, Патетическая).
3 октября 1893 г. он закончил
Концерт для фортепиано с оркестром № 3. 7 октября он уехал из Клина
в Москву, а затем в Петербург, где дирижировал премьерой своей 6-й
симфонии. Умер в Петербурге 25 октября (6 ноября по новому стилю) в
возрасте 53 лет.
Распорядок
дня Чайковского в Клину описал его брат и биограф Модест Чайковский:
«Петр Ильич вставал между 7 и 8 часами утра. После чая и чтения он
отправлялся на прогулку, которая обычно длилась около часа. Беседа
за завтраком, а также прогулка в чьей-то компании означали, что
Чайковский не собирается в этот день сочинять, а будет занят
инструментами, исправлениями или написанием писем.
После
ужина он снова отправился гулять в любую погоду. Уединение во время
прогулок было для него так же необходимо, как и во время работы. В
эти моменты он продумывал основные музыкальные темы и формировал
идеи будущих композиций».
Дом
построен в 1870-х годах В.С. Сахарова, на земле, подаренной семье
императором Николаем I. Она редко использовалась семьей Сахаровых,
которые арендовали, а затем продали ее Чайковскому. Чайковский жил
на втором этаже, а семья его слуги Алексея Софронова жила на первом
этаже. Кухня и столовая также находились на первом этаже.
Приемная и кабинет на втором этаже, где находится его пианино, —
самая большая комната дома. Фортепиано - Беккер, подаренное ему
петербургской фирмой в 1885 году, когда он впервые приехал в
Майданово. Чайковский никогда не играл на фортепиано в концертном
зале для публики, но он играл дома для своих гостей и любил играть
на фортепиано дуэтом с приезжими музыкантами. Его вечерние
развлечения также обычно включали устное чтение литературы.
Его письменный стол, за которым он каждое утро после завтрака писал
письма, находится в конце комнаты. Над письменным столом на почетном
месте портрет Антона Рубинштейна, основателя Санкт-Петербургской
консерватории и его первого учителя инструментовки и композиторства.
Чуть ниже картины Рубинштейна находится картина Бетховена. На других
стенах много фотографий его семьи, в частности отца Ильи Петровича
Чайковского и матери Александры Андреевны. Рядом два книжных шкафа с
его музыкальной библиотекой и его библиотекой русской и зарубежной
литературы, а также переплетенные комплекты журналов, на которые он
выписывался. Остальные шкафы в комнате заполнены подарками
Чайковскому, в том числе чернильницей в виде Статуи Свободы,
подаренной ему во время его визита в Соединенные Штаты.
Спальня композитора примыкает к гостиной через дверной проем,
прикрытый портьерой. Он сочинял музыку в этой комнате на простом
некрашеном столе с видом на сад. Стол был сделан из карельской
березы сельскими рабочими в Майданово, когда он впервые поселился на
Клинщине. Это был стол, на котором Чайковский сочинил свою Шестую
симфонию, Патетическую, последнее крупное произведение перед
смертью.
В последние годы жизни
Чайковского сильно привлекала природа, деревенская жизнь и его сад.
Он писал Надежде фон Мекк: «Чем ближе я приближаюсь к старости, тем
прекраснее мне удовольствие быть рядом с природой. Никогда прежде я
не упивался так красотой весны, пробуждающейся растительностью,
птицами, возвращающимися домой — словом, все, что приносит русская
весна, на самом деле самая красивая и веселая весна на земле».
Он также писал: «Нельзя предложить лучшего и более подходящего
образа жизни, чем в деревне. После каждой новой поездки в Москву я
все больше и больше сознаю, как губит меня городская жизнь. Каждый
раз, когда я возвращаюсь сюда, я совершенно болен, но тотчас
выздоравливаю в своем тихом уголке».
Его сад не был опрятным
и упорядоченным, а напоминал идеализированный лес с извилистой
тропинкой и беседкой в дальнем от дома конце. Чайковский обожал
цветы, особенно полевые цветы полей и лесов, которые он видел во
время ежедневных прогулок. Особенно он любил ландыш, которому даже
написал стихотворение. После его смерти его брат Модест посадил
вокруг сада островки ландышей, а также фиалки, незабудки и
колокольчики, которыми восхищался Чайковский. В саду много других
сортов цветов, которые были во времена Чайковского: розы, бегонии,
левкои, флоксы и душистый табак.
После смерти Чайковского его младший брат Модест
Чайковский, драматург и переводчик, решил создать музей, первый
подобный музыкально-мемориальный музей в России. К проекту
присоединился племянник композитора Владимир Давыдов, которому
принадлежали права на произведения Чайковского. Они построили на
территории отдельный дом, чтобы главный дом мог остаться прежним, и
сделали архив партитур, рукописей и библиотеки Чайковского. Модест
Чайковский написал первую биографию Чайковского. Когда Модест
Чайковский умер в 1916 году, он завещал дом Московскому отделению
Русского музыкального общества с требованием строго следовать
правилам Музея Моцарта в Зальцбурге и Музея Бетховена в Бонне.
В 1917 году, после большевистской революции, анархист по имени
Дорошенко поселился со своей семьей в музее и, как сообщалось,
стрелял в портрет папы Иннокентия, висевший в одной из спален.
Окончательно он был арестован в апреле 1918 года. В 1918 году
Наркомпрос присвоил музею статус охраняемой территории, а в 1921
году он был объявлен государственной собственностью.
После
вторжения нацистов в Россию в июне 1941 года музейная коллекция
памятных вещей и библиотека были переведены в небольшой город
Воткинск, на родину Чайковского, в Удмуртии. Дом был занят немцами
во время битвы за Москву в 1941–42 гг. Они использовали первый этаж
как гараж для мотоциклов, а верхний этаж — как казармы. В конце 1944
года экспонаты были возвращены, и музей вновь открылся 6 мая 1945
года, накануне дня рождения Чайковского.
В 1920-х годах для
музыкантов стало традицией собираться и выступать в доме 7 мая
каждого года, чтобы отметить день рождения Чайковского. Известные
пианисты, в том числе Владимир Горовиц, получили привилегию играть
на рояле Чайковского в его салоне. Начиная с 1958 года, в Клин стали
приглашать победителей ежегодного Международного конкурса
Чайковского, в том числе Вана Клиберна (1958), Михаила Плетнева
(1978) и Бориса Березовского (1990), чтобы играть на его фортепиано.
Музыканты конкурса положили начало традиции посадки дубов в саду.
В 1964 году рядом с домом были открыты концертный зал,
выставочная площадка и центр для посетителей.