Путеводитель Ермак Трэвел 

 

 

Белая Церковь


Белая Церковь

 

 

 

 

 

 

Транспорт
Где поесть
Отели, хостелы и прочие
Культурные (и не очень) мероприятия
Интересная и полезная информация

 

 

Описание Белой Церкви

Белая Церковь - город в центральной Украине, крупнейший город Киевской области. Белая Церковь расположена на реке Роз примерно в 80 км к югу от Киева. Площадь составляет 34 км2 (13 кв. Миль). Его население составляет приблизительно 207 745 человек (2017 год). Административно, Белая Церковь включена как город областного значения. Он также служит административным центром района Белая Церковь (район), хотя административно он не принадлежит к району.

 

Город основан Ярославом Мудрым — как крепость для защиты от кочевников — и назван Юрьев (христианское имя Ярослава Мудрого — Юрий, или Георгий). По народному преданию, на месте разрушенного татаро-монголами Юрьева построили небольшую церковь из белой неотёсанной березы. Впоследствии чумаки назвали её Белой Церковью.

 

 

 

Достопримечательности Белой Церкви

Ориентация
Основные архитектурные достопримечательности и административные здания Белой Церкви расположены в историческом центре города. К востоку от него располагается крупнейший жилой массив Леваневского (здесь проживает около двух третей горожан).

Далее на восток простирается промзона – заводы «Росава», механический, резинотехнических и асбестотехнических изделий, ТЭЦ.

На северо-западе находится дендропарк «Александрия», а на юге, за рекой Рось, самые новые микрорайоны – Песчаный и Таращанский.

1  Парк Александрия (Державний дендрологічний парк «Олександрія»)  (главный вход с Александрийского бульвара). Александрия — один из крупнейших ландшафтных парков Европы, основанный в 1793 году. Его общая площадь около 300 гектар, длина дорожек — более 20 км. Чтобы осмотреть парк полностью, потребуется целый день. Особенно привлекательна Александрия весной, в период цветения тюльпанов.

 

Автором генерального плана застройки парка стал французский архитектор Мюффо. Позже в парке работали архитекторы и садоводы Ботани, Станге, Бартецкий, Витт, Йенс, которые воплотили в жизнь проект генплана и заложили основу парковых композиций, используя существующий лесостепной ландшафт и природные дубраве насаждения. Одновременно с созданием парковых насаждений началось строительство резиденции и других архитектурных устроили. Первые работы начались 1793.

Многие растения для парка завозили из Польши, других стран Европы и мира. Параллельно началась работа по строительству летней резиденции графов Браницких. «Аустерия» сначала была только летней резиденцией, а позже стала и зимней. Рядом с ней был расположен комплекс павильонов, в частности числе Монарший павильон, бальный зал и другие. С северной, восточной и западной сторон главный дворец окружали административно-хозяйственные здания, замыкались внутренним площадкой (дидинцем) размерами 92 × 74 м. При бурных событий XX века эти здания были уничтожены и до наших дней не сохранились.

Остальная территория была предназначена для художественной части паркового обустройства. К ним относятся Малая и Большая поляны с прилегающими архитектурными сооружениями: Колоннада «Эхо», «Китайский мостик», «Руины», «Арочный мостик», «Остров Марии», «Остров Роз», различные виды фонтанов, водопадов и другие малые архитектурные формы. Вместе с лужайками и дубравой, прудами и речкой Рось они образовали единый парковый ансамбль. Аллеи парка украшали бронзовые и мраморные скульптуры, вазы.

На расстоянии около 500 метров от «Аустерии» расположен экономический двор (с 1946 года администрация парка) - правление эконома, руководившего парковым хозяйством. Там содержались жилья постоянных работников, мастерские, оранжерея и цветочное хозяйство, фруктовый сад, рядом - рыбные пруды. Большой штат обслуги обеспечивал быт Браницких и их гостей. В теплицах для их нужд выращивали экзотические растения: кактусы, орхидеи, ананасы, инжир, цитрусовые, итальянский виноград, китайские розы, которые достигали невиданных размеров.

Наряду с дворцовым комплексом с западной стороны расположен сад «Мур» (его огорожено каменной кирпичной стеной для защиты теплолюбивых плодовых деревьев от холодных ветров); с восточной стороны - «Клин», сад Екатерины II, Сад Потемкина, Российский сад, огороды.

Западная часть парка - треть всей парковой территории, отделена дорогой от экономического двора к Сквирского пути, была отведена под охотничьи угодья (зверинец) и служила как лесопарк. Сейчас она расширена еще на 96 га.

В восточной части парка был сад, который назывался «Дружеский». На железных декоративных воротах было выгравировано на французском языке: «Перед тем как войти, посоветуйся со своим сердцем: умеешь ли ты ценить дружбу». В глубине сада была построена Ротонда в виде раковины, где стоял бюст князя Григория Потемкина.

1815 О.Браницька привезла в Белую церковь из Берлина молодого садовника Августа Енца, в течение следующих 54 лет работал в парке, создавая все новые и новые композиции. Творением его рук являются ландшафтные композиции, которые сохранились и до наших дней на Большой и Малой полянах. В благодарность за его многолетний труд и в честь 50-летия его службы, хозяева установили в парке памятную металлическую колонну.

На территории парка стоит осмотреть:
2  Сад Стена (Сад Мур). Коллекция исторических и современных сортов плодовых и ягодных культур.
3  Розарий. В коллекции 13 видов (96 соротв) роз.
4  Кониферетум. 42 вида (168 культиваров) хвойных растений

Большая поляна
Сад Лиан. 36 видов вьющихся растений.
5  Большая поляна. 9 гектар, 83 вида деревьев, в том числе семейное дерево Браницких (четырёхствольная сосна обыкновенная), 97 видов трав.
6  Малая поляна. 4 гектара.
Зоопарк. 70 видов животных
7  Музей парка. Рассказывает об истории сооружения парка. В коллекции 16 прекрасных скульптур итальянских мастеров.
8  Канатный парк.
9  Коллонада Луна. Полукруглая стена радиусом 16 метров с 14 колоннами.
10  Руины летнего дворца Аустерия.
11  Китайский мостик. Мостик и беседка в китайском стиле.
12  Памятник Войску Семёна Палия (на Палиевой горе). Урочище с остатками земляных укреплений украинских казаков. На месте стоянки отряда Семёна Палия установлен памятник.
13  Ротонда. Полукруглый павильон с аркой, высота 10,5 метров.
14  Руины. Искусственное сооружение, напоминающее полуразрушенный замок.
15  Турецкий домик (Турецький будиночок). В стены вмурованы мраморные плиты, вывезенные из Варны после взятия её войском Румянцева. На плитах надписи на старотурецком языке, в которых прославляется Шах Махмуд Хан, построивший крепость Варны.

 

 

Архитектура
16  Зимний дворец Браницких. Построен в конце 18 века. В настоящее время здесь расположена Белоцерковская школа искусств.
17  БрУМ (Браницких Универсальный Магазин). Комплекс торговых рядов площадью 5 тыс. кв. м постройки начала 19 века. Используется по прямому назначению – здесь размещаются магазины и кафе.
18  Спасо-Преображенский кафедральный собор, ул. Гагарина, 10. Главный действующий православный храм города. Сооружён в в 1833-39 годах.
19  Церковь Св. Марии Магдалины, ул. Школьная, 11/16 (Заречье). Построена в 1843 г. на деньги графини А. Браницкой.
20  Бывшая Хоральная синагога, ул. Ярослава Мудрого, 25/2. Построена в 19 веке. В настоящее время здание принадлежит технолого-экономическому колледжу Белоцерковского национального аграрного университета.


Музеи
1  Краеведческий музей, пл. Соборна, 4. 10:00 – 17:00 кроме Ср. 20 грн. Большой по меркам райцентра краеведческий музей содержит подробную историческую экспозицию, а также отдел искусств, где представлены картины, скульптуры и иконы из коллекции Браницких. Обратите внимание на стенды, посвящённые ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС — здесь, в полутора сотнях километров от эпицентра трагедии эти события представлены не в сухом репортажном, а в живом и очень личном ключе.
2  Областной музей связи, Александрийский бульвар, 23/1 (В помещении Белоцерковского отделения связи №4). Более 300 экспонатов по истории почты и связи.

Театры
3  Киевский академический областной музыкально-драматический театр им. Панаса Саксаганского, пер.Клубный, д.1.
4  Дом органной и камерной музыки (здание костела Иоанна Крестителя). Орган чехословацкой фирмой «Rieger Kloss» на 2734 труб был установлен в 1990 году.

 

 

Окрестности
Храм Покрова Пресвятой Богородицы (село Пархомовка, к югу от Белой Церкви). В этой церкви имеется мозаики Н. К. Рериха.

 

 

История Белой Церкви

XI-XVI века
Город основан 1032 киевским князем Ярославом Мудрым. На время основания называлось Юрьев (Юрьев, Гюргев) согласно христианскому имени Ярослава Мудрого - Юрий (Георгий).

Начало XI века сказался бесконечными набегами печенегов на южные окраины Киевской державы. В результате границы Руси были отодвинуты на север - к берегам Стугна. В 1017 году Ярослав Мудрый нанес поражение печенегам и оттеснил их на юг. Для укрепления южных рубежей государства вдоль Роси в 1032 году было начато строительство оборонительной линии - системы сторожевых крепостей, соединенных между собой огромными насыпями и рвами.

Именно в 1032 году появились Корсунь, Богуслав, Стеблев, Володарка (летописный Володарев) и другие населенные пункты Поросья. И именно в этом году на скалистом левом берегу Роси появился военно-феодальный замок, получивший название Юрьев (в честь христианского имени Ярослава Мудрого - Юрий). Замок впоследствии «оброс» городком, который в конце ХИ века стал кафедральным центром Поросской епархии.

Сердцем города была гора с размещенным на ней детинцем (замком). Также на горе стоял белокаменный собор - обязательный атрибут епархиального центра.

Юрьев жил в постоянном напряжении. Набеги печенегов изменились натиском половцев, а затем - монголо-татар. Город был кочевникам «как кость в горле», постоянно мешая их походам на север. Не раз его разрушали до основания. Последний раз Юрьев лежал в руинах в XIII столетии. Пал для того, чтобы возродиться с новым названием - Белая Церковь.

Сожжен кочевниками Юрьев оставил после себя только высокий полуразрушенный епископский собор. Это сооружение, построенное из белого камня, долгое время служила переселенцам ориентиром среди густых и диких лесов, покрывавших в то время долину Роси. Именно поэтому место, где стоял собор, а затем и город, восстал из руин княжеского Юрьева на скалистом берегу, получило название Белая Церковь.

Собор, которому город обязан своим названием исчез в урагане исторических событий, сейчас никто, кажется, не скажет, кем и когда он был разрушен. Во время археологических раскопок, проведенных уже в ХХ веке, на Замковой горе были найдены остатки этого сооружения.

В 1362 году Белая Церковь вместе с Киевским княжеством была присоединена к Литве, а после Люблинской унии (1569 год) вошла в состав Речи Посполитой. Городок стал центром староства (административная единица в Польше) и приобрело значение важнейшего стратегического пункта на юге страны. В 1589 году польский король Сигизмунд ИИИ Ваза утвердил привилегии города на сейме в Варшаве, предоставив Белой Церкви и его жителям Магдебургское право.

Белоцерковский замок
В середине XVI века для защиты государства от татар в Белой Церкви был построен замок, в котором находился постоянный польский гарнизон, насчитывавший до 2 тысяч солдат и офицеров. Гора, на которой когда-то был расположен замок называется Замковой горой. Первый замок в Белые Церкви был построен в 1550 воеводой князем Семеном (Фридерика) Пронским, так как город находился на Черном пути, по которому шли татары и его нужно было защищать. Сам город был также укреплен частоколом. В 1570 замок был почти уничтожен. Князь Острожский укрепил и перестроил замок.

Конец XVI века впервые сделал Белую Церковь известным городом на всю Речь Посполитую. Этому поспособствовало Белоцерковское восстание горожан, разгневанных отменой старостой Янушем Острожским, Магдебургского права в городе. В 1589 году они захватили замок с оружием и боеприпасами и почти год удерживали город в своих руках.

Вскоре, в 1591 году именно захватом белоцерковского замка началось крестьянско-казацкое восстание, которое начало период постоянных войн между Украиной и Польшей. Во главе восстания стал Христофор (Христофор) Косинский, который на некоторое время выбрал город за свою резиденцию. В 1616 в городе было 300 дворов горожан и 300 дворов казачьих.

XVII-XVIII века
Во времена Освободительной войны 1648-1657 годов Белая Церковь, которая была в то время довольно значительным городом - центром староства и полка и имела более 1000 дворов, стала одним из важнейших опорных пунктов казацкого войска. Долгое время Богдан Хмельницкий с основными своими силами находился в Белоцерковском замке, рассылая отсюда по всей Украине призывы к борьбе. 18 (28) сентября 1651 здесь было заключено соглашение между польской шляхтой правительством и гетманом Богданом Хмельницким, названная Белоцерковский договор.

В 1663 году во время битвы между польским войском и отрядами Ивана Сирко замок в Белой Церкви почти разрушили. Но уже в следующем году его отстроили снова, укрепив по самым современным правилам фортификационной техники - он стал практически неприступным. Его не смогли взять ни войска Ивана Брюховецкого в 1665 году, ни Петра Дорошенко в 1667, 1669 и 1672 годах.

 

С 1660 Белая Церковь попеременно принадлежала то Московскому царству, то Речи Посполитой, некоторое время Поросья даже было нейтральной территорией. В 1667 году комендант Ян Стахурский построил в Белой Церкви костел и монастырь св. Георгия.

Начало XVIII века в Украине сказался крупным восстанием казаков под руководством белоцерковского и фастовского полковника Семена Палия против Польши. Палий в 1702 году с десятитысячной отрядом взял в осаду Белую Церковь. После нескольких неудачных штурмов полковник прибегнул к хитрости - взяв в плен коменданта, он заставил замок капитулировать. Город стал центром восстания, к нему потянулись обездоленные крестьяне отовсюду. Населения Белой Церкви в то время достигло 70000, замок постоянно укреплялся. В 1703 году полякам удалось подавить восстание, и в том же году Правобережье оккупировали российские войска. Поджигателя были арестованы и высланы в Сибирь (далеко не последнюю роль в этом сыграл гетман Мазепа).

Иван Мазепа родился рядом с Белой Церковью в родовом поместье - селе Мазепинцы - и считал этот край своей родиной. В 1703 году он поселился в замке и решил сделать город своей собственностью. В Белоцерковском замке гетман чувствовал себя в полной безопасности. Именно здесь прошла значительная часть его жизни - здесь он нажил львиную долю своих капиталов и стал одним из самых богатых феодалов в Европе, здесь казнил Кочубея и Искру. По некоторым источникам в Белоцерковском замке было найдено казну гетмана.

Иван Мазепа направлял значительную часть доходов от своих 20 000 имений на строительство культовых сооружений. По всей Украине поднял целый ряд пышных великолепных церквей в стиле украинского барокко (казацкое). В 1706 году строительство большой каменной церкви начал Мазепа на родине - в Белой Церкви. Кровавые события 1708 года и последующая передача города Польше так и оставили это сооружение недостроенным. До наших дней дожила только часть той церкви, называется Никольская.

В марте 1711 началась осада Белой Церкви армией гетмана Пилипа Орлика, во время его похода на Правобережье против российской власти. Город был хорошо укреплен, в нем находился русский гарнизон. Крепость была хорошо обеспечена всем необходимым для содержания осады, поэтому армии Орлика не удалось ее занять. Эта неудача и, как следствие, измена татар, привела к краху всей военной операции гетмана.

В 1711-1712 гг. По приказу российских властей большую часть казаков и гражданских жителей города было силой переселены на территорию между Ирпенем и Днепром во время сгона населения Правобережной Украины на Левобережную.

1743 староста Станислав Яблоновский построил в Белой Церкви костел и монастырь иезуитов.

В течение XVIII в. Белая Церковь часто была свидетелем народных восстаний, венцом которых стала Колиивщина. Во время восстания город, в котором находился гарнизон московской регулярной армии, штурмовали казаки Никиты Швеи, Андрея Журбы и Ивана Бондаренко. За подавление Колиивщины великий коронный гетман Ксаверий Браницкий в 1774 году получил одну из самых богатых в Речи Посполитой королевщин - Белоцерковское староство. В конце 1778 он вступил во владение этими имениями, которые с тех пор назывались Белоцерковским графством, и построил здесь впоследствии дворец.

1793 году город присоединили к России. На долгие времена (до XX века) Белоцерковщина стала вотчиной семьи Браницких.

Белая Церковь и «Александрия» были настоящим герцогством с двором, с огромным количеством людей, которые питались вокруг двора, с большими конюшнями породистых лошадей, с охотой, на которые съезжалась вся аристократия Юго-Западного края "- вот что писал о временах Браницких в Белой Церкви Николай Бердяев в своем «Самопознании».

Браницкие имели неоднозначное влияние на свою главную резиденцию. Они сделали Белую Церковь городом, потерявшее любое административное значение для государства. По приказу Екатерины II в и не без «указки» Браницких замок был разрушен, Белоцерковское староство ликвидировали, уездный центр перенесли в Васильков, город с казенной собственности перешло в личную.

XIX-XX века
В 1806 году Браницкие заключили договор с еврейской общиной, которой дали разрешение на поселение и строительство в городе. Евреи принесли в Белую Церковь большую торговлю и ремесло. В 1809-1814 годах Браницкий в центре города свел торговые ряды на 85 магазинов - одна из редких в Украине строений в стиле ампир, чем стимулировал дальнейшее расселение евреев в Белой Церкви и обусловил коренное изменение этнического состава городского населения.

Во время франко-российской войны здесь было сформировано 2-й казачий полк.

 

В начале ХХ века Белая Церковь, имея статус волостного города (крупнейшего города Российской империи), значительно опережает уездный Васильков как по численности населения, так и по общему развитию. К примеру, в 1900 году в Василькове проживает лишь 18 582 человека, а в Белой Церкви 47771 человек, а в 1913 году - 17 228 и 54 270 человек соответственно. Населения Белой Церкви превышало не только почти все уездные города, но и ряд губернских городов Российской империи! Неоднократно возникает вопрос о переносе центра уезда в Белой Церкви и потому, образование Белоцерковского уезда. В конце концов, в 1919 году центр уезда был перенесен в Белой Церкви.

Значительное оживление в экономическое развитие города внесла Фастовский-Знаменская железная дорога, построенная 1876. А уже в начале XX в. Белая Церковь стала одним из самых промышленных центров Киевской губернии. Здесь действовало 5 кирпичных заводов, 6 шкиромануфактур, свечной завод, 2 конфетные фабрики, 4 мыловаренные, 2 медоваренные, мельницы, крупорушки, завод сельскохозяйственных машин и др. Ежегодно проходило 11 крупных ярмарок. А по объемам торговли хлебом город занимал первое место после Киева.

В 1918 году Белая Церковь снова в полный голос заявила о себе. В этом городе сплотилась большая сила, которая впоследствии всколыхнула всю Украину. «Еще в сентябре никто в Городе (Киеве) не представлял себе, что может быть построено три человека, которые имеют талант появиться вовремя, даже в таком ничтожном месте, как Белая Церковь» - эти оскорбительные для Белой Церкви слова из «Белой гвардии» Михаила Булгакова касаются Торопце, Петлюры и Винниченко и лишний раз подтверждают тот факт, что именно этот город сыграл ведущую роль в создании Директории Украинской Народной Республики.

Усилиями Евгения Коновальца в августе-сентябре 1918 года в Белой Церкви была основана Отдельный Отряд Сечевых Стрельцов.

В ноябре 1918 года в Белой Церкви началось вооруженное восстание под руководством Симона Петлюры и Владимира Винниченко. Здесь происходило формирование основных сил Директории. Здесь впервые было напечатано сообщение о восстановлении власти независимой УНР.

Больше месяца город над Роси было штабом сил повстанцев - фактически второй столицей Украины. Отсюда отправилось шестидесятитысячных войско, которое 14 декабря 1918 приняло Киев, который находился под контролем войск гетмана Скоропадского (преимущественно этнических русских).

В августе 1921 года в городе была создана Казачья Рада Правобережной Украины.

В голодные 1932-1933 годы Белоцерковский район оказался в ужасном положении: улицы города, по воспоминаниям очевидцев, были усеяны трупами умерших от голода.

Во время Второй мировой войны в районе Белой Церкви держал оборону 6-й стрелковый корпус, к 10 июля 1941 выведен из боев для отдыха, доукомплектование и формирования в район Белой Церкви. Уже 16 июля 1941, не закончив укомплектования, занимая позиции по реке Рось западнее Белой Церкви вновь вступил в бои, нанося контрудар на северо-запад в район пепловые - однако, под контрударом немецкой 9-й танковой дивизии части корпуса не только не продвинулись, но и начали отходить на восток. 17 июля 1941 ведет бои на подступах к Белой Церкви, вынужден был оставить город, в этот же день вновь был отбит, но к вечеру корпус выбит из Белой Церкви. Несколько раз делал безуспешные контратаки, в то же самое время части корпуса трудом отражали танковые атаки между Белой Церковью и Фастовом. 24 июля 1941 переходит в наступление на Белую Церковь, 25 июля 1941 под контратакой немецкой 11-й танковой дивизии был вынужден отойти к Днепру на 30 километров от занимаемых ранее позиций. А 20 августа 1941 года в Белой Церкви произошел первый зарегистрированный в истории массового расстрел детей.

В ноябре-декабре 1943 происходили ожесточенные бои, в которых войска Первого Украинского фронта разгромили немецкие военные части и создали условия для окружения и уничтожения немецкой группировки в Корсунь-Шевченковской операции 1944

Долгое время Белая Церковь была обычным провинциальным городком, пока в 1972 году здесь построили промышленный гигант «Белоцерковшина». Именно тогда в городе начали расти промышленные предприятия - оно превратилось в значительный индустриальный центр, один из самых мощных узлов химической промышленности Украины.

В 1970-х годах бурно начало расти население города - за два десятилетия оно увеличилось почти на сто тысяч. После аварии на ЧАЭС город принял более 1700 переселенцев из зоны отчуждения. Территория была отнесена к 4-й зоны радиационного загрязнения. Но эту зону отменили 28 декабря 2014 из-за смены Верховной Радой Украины ст. 2 Закона Украины «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы»). Зону отменили по всей стране. А с ней и почти все льготы.

Голодомор 1932-33 годов в Белой Церкви

Много трагедий видела за свой долгий век Белая Церковь, но голодоморные годы прошлого века по своему трагизму превосходят самые страшные лихолетья. В конце 20-х - начале 30-х годов собственно город Белая Церковь занимало небольшую территорию в пределах нынешнего его центра. Здесь размещались немногочисленные тогда промышленные предприятия, различные кустарные артели и мастерские, известные далеко в округе торговые центры, построенные еще в счет графини Браницкой, медицинские, учебные, образовательные, культурно-массовые заведения и властные структуры округа и района. Значительную часть составляло еврейское население, жили также рядом с Украинской поляки, русские, немногочисленные группы других национальностей. С трех сторон это собственно город окружали практически полностью украинские села Заречье, Роток и Александрия (ныне это микрорайоны Белой Церкви). Короткие расстояния, родственные связи жителей города и близлежащих сел делали совместными и радости, и боли того времени.

Свертывание политики НЭПа привело к сокращению в городе всех видов частного предпринимательства. Заготовительная кризис 1928 повлекла за собой новое «завинчивания гаек». В первую очередь были реквизированы частные мельницы, чем государство взяло под свой полный контроль хлибомольний процесс как первый этап хлебопечения. С тех пор каждый мешок смолотой зерна был под пристальным вниманием многочисленных государственных структур, через несколько лет сыграло свою трагическую роль в создании предпосылок спланированного голода. В 1930 году в ходе нового административно-территориального деления республики была ликвидирована Белоцерковская округа, которая составляла почти треть нынешней Киевщины, а значительно урезаны территории вошли в Белоцерковский район с центром в Белой Церкви. В 1932 году район вошел во вновь Киевскую область. Быстрыми темпами шла в Белой Церкви индустриализация. В короткий срок в строй новые цеха завода «Сельмаш», вторая электростанция, обувная и деревообрабатывающая фабрики, завод «Химпрома», второй по мощности в СССР кирпичный завод, завод комбикормов и консервный, колбасная фабрика, предприятие «Трудткач», карьеры торфа и каменоломни.

 

В селах же разворачивалась коллективизация. Главным лозунгом VИИ окружного съезда КНС (комбедов) было: «Сделаем Белоцерковщину гигантом-колхозом к весне 1930 года». А поскольку в колхозы охотно шли только бедняки, не имевшие на чем, а часто и не хотели добросовестно работать, дела в колхозах шли плохо. Быстро нашли причину: виноват кулак, который всячески вредит становлению колхозов, и средство борьбы с ним: уничтожение как класса. Только в Заречье в колхозе «Новое строительство» в течение февраля-марта 1930 было раскулачена 6 семей ( «История крестьянства Украинской ССР» .К., 1967 - с. 151). Массовая коллективизация в прилегающих к Белой Церкви селах проходила под жестким прессом: или ты в колхозе, или кулак или подкулачник. Поэтому если в октябре 1930 в колхозах объединялось около 25% крестьянских хозяйств, то весной 1932 эта цифра составляла уже более 60%. Но неорганизованность, неумение и часто нежелание работать на один котел привели к тому, что удалось засеять лишь 30% посевных площадей, да и те не все были обработаны. Именно о таком состоянии на Белоцерковщине докладывал в апреле 1932 года секретарь ЦК КП (б) У С. В. Косиор Сталину (Из письма секретаря ЦК КП (б) У С. В. Косиора секретарю ЦК ВКП (б) И. В. Сталину об экономическом и политическом положении в южной части степных районов Украины и продовольственные трудности. 26 апреля 1932 // Под знаменем ленинизма - 1990. - № 8. - С. 66). Вместо того, чтобы искать экономические пути улучшения положения в сельском хозяйстве, власть прибегла к самому простому и примитивному - вычитание хлеба силой. Для осуществления хлебопоставок в близлежащие села из Белой Церкви были отправлены 256 коммунистов (57% состава городской организации), и 60% комсомольцев города. Именно они организовывали сельский люмпен из комитетов бедноты на выгребания с крестьянских дворов всех съестных припасов, готовя Голодомор. В ход пошло все: запугивание, новые раскулачивания даже середняков с ярлыком «подкулачник», наган, показательные судебные процессы, гезетне слово. Вот несколько примеров. Статья газеты «Советская нива» от 27.01.1932 г.. «Долой взрывателей из рядов рабочих»: «... Пять человек уполномоченных течение юга копали в Сикоры Василия в квартире на Заречье на глубину до 2-х метров - а таки отобрали 15 пудов хлеба », - о таком пишет газета« Советская нива »от 27 января 1932 о том, что хозяин скрыл его от государственных грабителей для своей семьи, чтобы та не вымерла от голода, газета, конечно же, не писала. «В селе Александрия нашли скрытый немолочений урожай в Марчука М., Ферта Семена» (газета «Советская нива» от 1 февраля 1932 № 14), на Ротко - у Бойко Демка, Мельниченко Терешко и др. ( «Советская нива» от 14 февраля 1932 № 23). Все деревни, ныне Белой Церковью, по пассивное сопротивление дикой коллективизации и выкачиванию из крестьян хлеба заносились на «черную доску», что означало жесткие санкции против жителей, до предопределения значительной части жителей на голодную смерть с. Заречье - подтверждается публикациями в Белоцерковской газете «Советская нива» от 08.09.1932 г.. И от 14 февраля 1932 г. .; с. Роток - «Советская нива» от 22.09.1932 г.. И 14.02.1932 г .; с. Александрия - «Советская нива» от 27.08.1932 г.., 31.08.1932 г.. И 14.02.1932 г.. Ограбленное, морально раздавлено село медленно сползало в пропасть голода.

 

Голоса одиночек, которые решались публично заявлять о смертельной опасности, нависшей над украинским селом, слышали разве что спецслужбы ГПУ-НКВД, чтобы вовремя нейтрализовать такого «антисоветского элемента» и «вредителя». Николай Витренко в 18 лет принимал Перекоп. Получив землю, благодаря трудолюбию прочно встал на ноги, вместе с женой построил новый дом. Комбедовцы за отказ вступать в колхоз назвали его подкулачники и отобрали все нажитое тяжелым трудом. в выбивании из крестьян хлеба была очень эффективным средством. Одним из таких правдоискателей был наш земляк член ЛКСМУ Г. И. Ткаченко, написавший письмо секретарю ЦК КП (б) У С. В. Косиору: «На Белоцерковщине в колхозах, в которых было лошадей 100-150, сейчас только 40-50 , и те такие, что падают. Люди страшно голодают. Я просто не понимаю. И если бы мне кто-нибудь авторитетно доказывал хотя бы где-то в 1927-28 pp., Что при Советской власти могут умирать на работе с голода, я не поверил бы, высмеял бы, а то и вовсе прогнал бы его, считал идиотом, контрреволюционером и как угодно. Ну, а что мы имеем сейчас? Десятки и сотни случаев, когда колхозники выходят в поле и исчезают, а через несколько дней находят его до протхнутим и так его без сожаления, что это обычное дело, зарывают в яму и все. А на второй день этого же, который зарывал предыдущего, находят труп, - мрут от голода »(письмо члена ЛКСМУ Г. И. Ткаченко секретарю ЦК КП (б) У С. В. Косиора. 18 июня 1932 // Под знаменем ленинизма . - 1990. -№ 8. - С. 66).

 

Особый размах голод и смертность от него набирают в 1933 году. Не имея, кроме газеты «Советская нива», ни архивного документа, исследователями Голодомора, центрами сбора информации установлены факты вымирания целых семей, а данные переписи населения с. Роток (теперь - часть города Белая Церковь) 1926 статья из газеты "Советская нива» от 08.03.1934 г.. № 51 о численности трудоспособных в колхозе «Победа» на Ротко (перепись - 7731 чел., Статья - 884 чел.) красноречиво свидетельствуют о «успешность» коллективизации и «достижения» в уничтожении украинского народа.

Поскольку нам неизвестны и маловероятно, что станут известными (ведь архивных материалов тех лет, сознательно уничтожались по распоряжению ГПУ, а уцелевшие остатки сгорели в 1941-м, восстановить невозможно) точные статистические материалы, которые осветили динамику роста населения в Белой Церкви за 20 -30-е годы, это были проработаны материалы опосредованного характера, показывающие тенденции по рождаемости в городе за первые четыре десятилетия XX в. Были обработаны подворные описания пригородов Белой Церкви - Заречье, Александрии, Ротко и Железнодорожного поселка 1941-1942 гг., Списки мобилизованных, которые были представлены на розыск в Красный Крест (1941 г.), И реестры погибших на фронтах 2 Мировой войны. Частично были использованы материалы учетной картотеки паспортного стола Белой Церкви 1941-1943 гг. Первый спад рождаемости приходится на 1913-1920 годы, что связано с мобилизациями первой мировой и гражданской войн. Наибольшие падения приходятся на 1917 (209 родившихся) и, чуть меньше, на 1919 (253 рожденные) года. Резкий подъем рождаемости в 1918 году. Объясняется демобилизацией и относительно мирной жизнью. Затем снова спад - гражданская война. С 1920 г.. Начинается подъем рождаемости, обрывается спадом 1930-1935 гг., Низшая точка которого приходится на 1933 (134 родившихся). Если же учесть, что динамика рождаемости зафиксирована по состоянию на 1941-1943 гг. И поэтому не учитывает умерших за исследуемый период, то бросается в глаза то обстоятельство, что даже минимум первого спада (1917 г..) Почти на треть больше минимума 1933 г..

Отсутствуют данные по довоенному населению центральной части Белой Церкви, заселенной евреями. Одна часть из них покинула город накануне оккупации, а те, что остались, попали под фашистские репрессии и были либо расстреляны, либо оказались в концлагерях. В Пелагеи Витренко во время Голодомора умерли дед, бабка, меньше брат Алеша и сестра Оля. Выжили кроме нее отец, мать и младший брат Николай. По показаниям П.Витренко, которая в 1942 году была схвачена гестаповцами за участие в антигитлеровском подполье, в концлагере под немецким городом Ливеркузен ей снова пришлось пережить те страшные муки голода, которыми извела половину ее семьи «рабоче-крестьянская» кремлевская власть.

Если учесть рождаемость за 1936-1940 годы, которая в среднем составила 532 младенцев, то на период 1931-1935 годов этот показатель составляет 227 новорожденных, то есть 42,7%, а показатель 1933 составляет 25,2%. Таким образом, в период Голодомора шанс на жизнь мало одно из четырех белоцерковских младенцев. Как уже упоминалось выше, перепись 17 декабря 1926 зафиксировал, что в Белой Церкви проживало 42124 жителей, из них 20183, то есть примерно 47,8% - в близлежащих сельских районах. Еще один перепись в городе сделала в годы оккупации города немецко-фашистскими захватчиками новая городская власть в ходе паспортизации местного населения и реестра жителей. На третий квартал 1942 по городу было зарегистрировано 15500 жителей. Кроме того, в пригородах Заречье - 5660, Роток - 4165, Александрия - 4670 жителей, всего 29995 жителей. Если учесть, что количество мобилизованных на фронт и эвакуированных в тыл белоцерковчан составляла примерно количество прироста населения Белой Церкви за период с 1926 года по июнь 1941 года, то косвенно выходим на «черную дыру» в приросте населения Белой Церкви, равной примерно 4,8 тысячи человек. Из истории города известно, что его центр, населенный в основном еврейством, рабочим классом, кустарями, торговцами и служащими, в 30-х годах прошлого столяття даже при ежовских-бериевских чистках таких ощутимых потерь не испытывало. Эту большую цифру людских потерь можно объяснить только одним: устрашающими голодоморного жатвой 1933 года на крестьянских окрестностях Белой Церкви.

 

Следовательно, при отсутствии прямых доказательств путем выше приведенных расчетов можно с большой вероятностью предположить, что во время голода Белая Церковь в ее нынешних границах потеряла около 4,7-5 тысяч человек или 23,7% своего населения за счет распятых на «черных досках »большевистского Голодомора, массово вымирающих сел Заречье, Ротко и Александрии. К сожалению, отсутствие каких-либо документальных свидетельств той поры и миграционные процессы не дают никаких шансов на подтверждение этой очень правдоподобной цифры потерь Белой Церкви от голода.

Память невинно убиенных голодом отмечено крестом на кладбище «Заричанского», который установили жители Заречья, и мемориалом на месте массовых захоронений при выезде на киевскую дорогу, открытым 16.09. 1993г. (Скульптор Мосендз Г. М., архитектор Стукалов А. К.). Опрос свидетелей Голодомора 1932-1933 годов, которые пережили его в Белой Церкви, позволило установить фамилии 108 человек, умерших лютой голодной смертью. Мартиролог жителей г.. Белая Церковь - жертв Голодомора 1932-1933 годов составлен по свидетельствам очевидцев Дорошкова П. Б., 1926 г.р .; Дупляк М. Т., 1920 г.р .; Ригас-Голяк Ф. С., 1918 г.р., Шутенко Г. П., 1925 г.р .; Рябушея В. П., 1928 г.р .; Полищука Н. Ф., 1928 г.р .; Кузнецовой М., 1925 г.р .; Бойко Г. М., 1924 г.р .; Кирилловой Н. Д., 1923 г.р .; Лепетинськои Т. И., 1927 г.р.; Коломиец В. П., 1925 г.р .; Швидун К. М., 1921 г.р .; Швидун М. М., 1913 г.р., и других, записанными в течение 1991-2008 годов: писателем Владимиром Иванцива - помещенные в книге «Голокист» (К., «Украинский писатель», 1992); работниками библиотек города, в частности Никоненко Т. Д .: Чаюн-Пархомчук Н. В. - работником Красного Креста; работниками образования - Щербань Л. А. и др.,; студентами высших учебных заведений и учащимися школ города.

новейшее время
Белая Церковь - город с более двухсоттысячном населением, значительный экономический, культурный и образовательный центр Киевской области, который раскинулся в долине Роси, по обе ее стороны. С правого борта долины открывается панорама города (выезд из Белой Церкви в таращанскому направлении): передний план охватывает комплекс дач. Далее простирается один из новых микрорайонов многоэтажной застройки - Таращанский массив. Самая низкая часть долины Роси занята районом частной застройки. Частный сектор Белой Церкви совсем не похож на сельский - здесь нет значительных «огородных» пространств. Средние по размерам, преимущественно кирпичные, домики прижимаются близко друг к другу и окружены тесными, уютными двориками. Дальний план панорамы занимает сплошная многоэтажная застройка, над которой кое вистромлюються трубы многочисленных предприятий.

На востоке города раскинулся крупный промышленный узел. Кроме ЗАО «Росава» здесь расположены заводы резинотехнических и асбестотехнических изделий, механический, Белоцерковская ТЭЦ и другие предприятия. Большая часть трудоспособного населения Белой Церкви работает именно здесь.

В 2012 году белоцерковцы праздновали 980-летие со дня основания города.

Декоммунизация
Согласно закону Украины «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрет пропаганды их символики» № 317-восьмого, который был принят Верховной Радой Украины 9 апреля 2015, изменении названий подлежат топонимы (географические названия и названия улиц и предприятий населенных пунктов Украины), имеющих коммунистическое происхождения. Решением Белоцерковского городского совета от от 18 февраля 2016 № 81-07-VII переименован 66 объектов. С тех пор в городе улудшилась атмосфера, солнце стало ярче, а девушки красивее. Хотя нет. Чего это я? Та же ж*па, но без истории.

 

 

 

 

 

 


 

Транспорт

Через город проходят автодороги европейского значения: Чернигов - Бровары - Киев - Боярка - Глеваха - Белая Церковь - Ставище - Жашков - Умань - Благовещенское - Любашевка - Октябрь - Одесса (E95) также международного Киев - Васильков - Белая Церковь - Ставище - Умань - Благовещенское - октябрь - Одесса (М05) железнодорожная линия Фастов-1 - Мироновка.

В городе функционируют железнодорожный вокзал, который был открыт в 1876 году, автостанция пригородного сообщения и военный аэродром. Также в городе работает касса предварительной продажи авиабилетов - агентство воздушных сообщений «Kiyavia».

В городе работают большое количество транспортных предприятий, обеспечивающих перевозки жителей. Среди них - КП СМР «Троллейбусное управление», ОАО «Белоцерковский автобусный парк», ООО «Валоис», ООО «К-А-Н», ООО «Дилижанс» и ЧП носитель Pp Ta «Ikarus», «Транссити», Епитранс .

Общественный транспорт представлен 6 троллейбусным маршрутам. Значительную часть городских перевозок представляет маршрутное такси, состоящий из 20 маршрутов.

Также на базе местного аэродрома функционирует КП «Бваке» (Белоцерковский грузовой авиационный комплекс).

 

Где поесть

Дёшево
1  Картопляна хата (Potato House), Александрийский бульвар, 97. Нечто среднее между фастфудом и обычным кафе. Очень вкусные блюда из картофеля.
Как и в большинстве городов Украины, в Белой Церкви присутствует сеть пиццерий Челентано:

2  Пиццерия Челентано, Александрийский бульвар, 82. ☎ (04463) 6-81-01.
3  Пиццерия Челентано, ул. Гоголя, 18. ☎ (04463) 9-10-45.
4  Пиццерия Челентано, ул. Леваневского, 53-е. ☎ (04563) 9-73-03.

Средней стоимости
5  Паб Ранчо, ул. Ярослава Мудрого, 38/12 (Рядом с торговым центром Гермес). Паб, стилизованный под Дикий Запад. Латиноамериканская кухня.
6  Ресторан Амбар Стейк Хаус, Александрийский бульвар, 47. Американский стейк, блюда на мангале.
7  Ресторан Берегиня, Александрийский бульвар, 179 (В районе входа в дендропарк). ☎ (0456) 34-54-18. Кухня: украинская, европейская и кавказская.
8  Ресторан Калипсо, ул. Ярослава Мудрого, 24. ☎ +38 (04563) 5-94-19. Европейская кухня с греческими мотивами.

Дорого
9  Ресторан Веранда, ул. Ярослава Мудрого, 1 (Возле Соборной площади и парка Шевченко). ☎ (04563) 3-33-40. Итальянская кухня. Есть большая открытая терраса на 60 мест, а также ВИП-комната на 12 персон.

Ночная жизнь
1  Cabaret (бывший клуб Zillion), Александрийский бульвар, 13 (Развлекательный комплекс "Cabaret & Belvedere"). Ночной клуб на 300 человек.
2  Сан-Марино, Александрийский бульвар, 111. Ночной клуб.

 

Отели, хостелы и прочие

Дёшево
1  Отель «Рось», бульвар 50-летия Победы (Александрийский бул.), д.130.

На окраинах
2  Гостиница «Место под солнцем», ул. Ивана Кожедуба (быв. ул. Петра Запорожца), д.361;.
3  Мотель «Дилижанс», ул. Ивана Кожедуба, д.359.
4  Гостиница «Полис», Сквирское шоссе, д.20;.

Средней стоимости
5  Отель «Киев», площадь Торговая, д.3.
6  Апартаменты «Трактир», Александрийский бульвар (быв. 50-летия Победы), д.13-а. при одноименном ресторане
7  Гостиница «Кларк», ул. Олеся Гончара, д.1/42.
8  Гостиница «Визит», ул. Ивана Мазепы (быв. Щорса), д.65.

Дорого
9  Отель «Центральный», Александрийский бульвар (быв. 50-летия Победы), д.15.
10  City Park Hotel, ул.Ярослава Мудрого, д.14. Открылся в 2012 году
11  Отель «Соборный», площадь Соборная, д.1/1.
12  Отель «Гостиный двор», улица Подвальная, д.10.

Санатории
13  Санаторий Дубрава (Санаторій Діброва), ул. Лесная, 2-Б. ☎ (04563) 6-15-24. Лечение радоновыми ваннами.

 

Культурные (и не очень) мероприятия

 

 

Интересная и полезная информация

Покупки
В дендропарке можно приобрести посадочный материал — плодовые и декоративные деревья, кустарники, цветы.

 

Меры предосторожности
В целом в городе безопасно, хотя гулять ночью по окраинам всё равно не стоит.