Короп, Украина

Короп

 

Отели, хостелы и прочие

 

Описание Коропа

Короп (до XVII в. — Храбор) — поселок городского типа в Новгород-Северском районе Черниговской области, центр Коропской поселковой общины. Население - 5,6 тыс. мешк. (2005).

Согласно распоряжению Кабинета Министров Украины № 730-р от 12 июня 2020 г. «Об определении административных центров и утверждении территорий территориальных общин Черниговской области», вошло в состав Коропской поселковой общины.

 

Достопримечательности Коропа

В Коропе было развито культовое строительство. К концу XIX в. город насчитывал девять православных храмов, синагогу, а также в селе Рыхлы был построен Рыхловский Свято-Николаевский монастырь, который сейчас возрождается.

В конце XVIII ст. в Коропе было три деревянных храма: Троицкий собор (1716 г.), Воздвиженская (1797 г.) и Покровская (1799 г.) церкви. В 1764 построена каменная Вознесенская церковь (при ней школа госпиталь), 1790 — Преображенская и 1837 — Михайловская церковь. В конце XIX ст. построены Феодосиевская и Успенская церкви.

Ильинская церковь-крепость
Первым было построено именно это культовое сооружение. Знатоки украинской архитектуры датируют ее строительство концом XVII -началом XVIII в., а некоторые предполагают, самая древняя ее часть, возможно, относится к XV - XVI вв.

Это единственная церковь такого типа на Левобережье. ее построили на западных подступах к ребенку города - крепости и она была первым его каменным сооружением крепостного типа. По всей вероятности, в те времена постоянных войн она могла сначала выполнять оборонное назначение, а в 1782 - 1818 гг. ее перестроили на церковь, после перестройки здесь действовала и колокольня. Она несколько раз подвергалась разрушениям и перестройкам, была сделана надстройка. Основой ее является небольшое башнеобразное однобанное здание с толщиной стен до двух метров и шириной зала менее пяти метров. К этой башне с южной стороны, по-видимому, позже было пристроено одноэтажное сооружение, имевшее два входа. Здесь был алтарь Преподобного Сергея Радонежского и Евфросинии Суздальской. Строение Ильинской церкви существенно отличается от других церквей Северщины, поэтому возникло предположение о ее фортификационном назначении. В 30-х гг. XX ст. верх церкви разобрали, постепенно под действием природных факторов, а также рук человеческих, она стала превращаться в руины. К сожалению, попытки ее реставрации в 80-90-е гг. прошлого века были приостановлены. Ильинская церковь в церковных записях не значится. Церковное строительство в Коропе достигло расцвета во времена гетманата, в XVII-XVIII вв. в период наибольшего расцвета города. Но сегодня здесь осталось только четыре здания православных храмов, включая Ильинскую церковь.

Троицкая церковь
Не сохранилась и Троицкая церковь — соборный храм Карпа, построенный в 1716 г. Это было очень большое и высокое деревянное пятидильное сооружение. По книге Горностаева «Дворцы и церкви юга России», в Коропе в 1633 г. стояла трехкупольная деревянная Троицкая церковь. Так что похоже, что на ее городе в 1769 году и возникла уже пятибанная казацкая церковь Троицы". Кстати, такие разночтения во время постройки коропских (и не только каропских) церквей в исторических источниках встречаются очень часто. Например, Черниговский архиепископ Филарет ( Гумилевский) вспоминает Евангелие XVII века из «древнего храма», построенного в Коропе 1657 г. Это еще раз говорит о том, что Карп — древний город и что почти все его храмы, построенные сначала из дерева, достраивались, ремонтировались, строились заново, разрушены временем и пожарами.В 1853 г. Троицкую церковь заново построили на каменном фундаменте.Имела два алтаря в честь Божией Матери и Святого Николая Чудотворца.Искусствовед С. А. Таранущенко считал Троицкую церковь в Коропе одной из лучших церквей Левобережье имела ценные: дарохранительницу, «Евангелие» 1670 г. и другое — 1735 г., две большие древние иконы, на каждой из которых изображены по три апостола, хороший иконостас. ениками Троицкого собора числятся Ян Яковлев и Ян Головачевский (отец известного художника Кирилла Головачевского). Собору также принадлежало семь скамеек. Его закрыли в 1929 г., а затем разобрали.

Вознесенская церковь
Каменный храм Вознесения Господня освящен в 1764 г. Вероятно, он возведен на месте старой деревянной церкви, поскольку Вознесенская церковь в Коропе упоминается в одном из актов под 1746 г. Построил его атаман генеральной артиллерии Петр Юркевич. В 1769 г. он соорудил также каменную церковь Рождества Богородицы в селе Рождественском. Вознесенская церковь в Коропе – это башнеобразное тетраконхового типа сооружение, которое отличается от подобных тем, что имеет восьмисторонний подбанник. Архитектором ее считается Максим Мосцепанов. В ее интерьере частично сохранилась красивая, профессионально сделанная настенная живопись конца XVIII в. Филарет Гумилевский (Черниговский архиепископ) в 1859 - 1866 гг. отмечал, что в церкви привлекали внимание: местные иконы Спасителя и Божией Матери, древние и искусно написанные; дары преосвященного Тихона Якубовского, епископа Суздальского, бывшего родом из Карпа — напрестольный крест, «Евангелие», требник, цветной триод с надписью: «данная в церкви Коропскую Вознесенскую в молитвенное воспоминание недостойного епископа Тихона 1865». К сожалению, Гумилевский, который был очень образованным человеком, не разбирался в архитектуре, а потому при описании церквей на их сооружения почти не обращал внимания, предпочитая внутреннее убранство. И сейчас в Вознесенском храме хранится немало интересных, высокохудожественных икон, среди них икона Божией Матери Скоропослушницы, в честь 900-летия Черниговской епархии, точная копия афонской. Иконостас в церкви расписывал известный в Коропском художник Анатолий Васильевич Сарапин.

По переписи 1767 г. при храме были школа и госпиталь, три скамейки и двор на базарной площади, купленный по следующей записи: «году 1746 я нижеподписавшаяся ведомо, иж продала на церкви Вознесенскую Коропскую собственный двор с хоромным строением со светлицей , стоящий между двором с единой стороны военной генеральной артиллерии канцеляриста Моргацкого за цену доброй монеты, за 20 руб.». Подписалась "попадья Анастасия Гавриловна", дочь умершего вознесенского священника Гаврила.

В 1737 г. для Вознесенской церкви был отлит звон мастером Иваном Горлякевичем. Его убранство выделялось рельефными надписями и орнаментами.

В Вознесенской церкви правили службу Божию ряд священников, имена которых дошли до наших дней. Любили и уважали жители города протоиерея Евмена Якубовского. Он был сыном каропского сапожника, но образование получил в Киевской духовной академии. По протекции своего брата Суздальского епископа Тихона был назначен наставником Ростовской семинарии в 1764 г. рукоположен во священника Вознесенской церкви в Коропе. Оставшись вдовцом с двумя детьми, он жил уединением, читал много книг, служил храму и приходу. Его жизнь была примером для людей. Чем мог помогал бедным, с любовью наставлял грешников. Уже 70-летним, больным, он каждый день отправлял службу". .

В Карпе начинал духовную карьеру Маркел Иваницкий (родственник Николая Кибальчича). Родился он в 1822 г. в селе Псаровцы (ныне Свердловка). После окончания Черниговской духовной семинарии был направлен священником в Карп, в Вознесенскую церковь. В 1857 г. его перевели в Покровскую церковь села Иванькова, а в 1865 г. - священником Успенского храма в село Конятин. В 1899 г. широко и торжественно отмечалось 50-летие служения отца Маркела в сане священника. Об этом писалось в «Прибавлении к Черниговским епархиальным известиям» за 1900 г., № 2. и священников Вознесенской церкви в записях сохранилось еще имя Тимофея Канова.

Покровская церковь
Покровская церковь построена в 1770 г. деревянная из колокольни, находилась по дороге к Плавучему мосту. Как и большинство коропских храмов, эта церковь не сохранилась. Недалеко от прошедшего места нахождения Покровской церкви находится источник. Из этого колодца ежегодно освящается вода на Крещение и Сретение Господне. В 2010 году местным меценатом была на месте колодца построена часовня, посвященная его матери.

Воздвиженская церковь
Воздвиженская церковь тоже не сохранилась до наших времен. Она стояла на холме, у Плавучего моста. А была построена в самом конце XVIII ст. – в 1797 г. Это была деревянная церковь. Имела алтарь Крещения Господня.

Феодосиевская церковь
Четвертой церковью, сооружение которой сохранилось до наших дней, Феодосиевская. ее построили в 80-х гг. XIX ст. (как отмечают некоторые источники после смертной казни Николая Кибальчича) в псевдороссийском стиле. В 30-х гг. XX ст. ее закрыли, а впоследствии сняли купола и переделали внутри под кинотеатр. Сейчас там находится региональный историко-археологический музей.

Успенская церковь
Во всей своей красоте встречает в наши дни верующих Успенская церковь, построенная в центре Карпа в 1767 г. Краевед В. Е. Куриленко, опираясь на «Черниговские еперхиальные известия», датирует ее 1716 г. Как каменный храм 9 г. Возведена она на средства каропских мещан Евдокима и Макара Столпцовых по завещанию их отца Антипа Столпцова. Имела придел Святого великомученика Георгия. Ее священником был отец Николая Кибальчича Иван Иосифович.

Преображенская (Спасская) церковь
Находилась в центре Карпа, на том месте, где сейчас возвышается мемориал памяти «Скорбящая мать», возведенная в 1764-65 гг. По другим сведениям каменная церковь здесь появилась в 1790 г., а в церковных записях 1743 г. упоминается как деревянная. С 45-метровой колокольни Спасской церкви была видна Алтыновская железнодорожная станция (!!!!26 км!!!!). Церковь имела алтарь Рождества Богородицы. Ценными там были «Евангелие» 1657 и 1745 гг., на котором была надпись: «1746 стягиваю в храм придельный Рождества Богородицы при церкви Преображенской Коропской, тщанием священников Захарии Максимовича и Иоанна Константиновича».

Другая социальная инфраструктура
В 1859 году открыта больница, двухклассное приходское училище, частная женская школа. В 1913 году в Коропе действовало 5 кирпичных, 2 крахмальных завода, мельница, крупорушка. Действовали министерское училище, земская школа, частная женская гимназия, библиотека. В настоящее время действует Коропская центральная районная больница, Коропская общеобразовательная школа I-III ступеней имени Т. Г. Шевченко, спортивный комплекс межобластного значения «Аполлон», музыкальная школа, школа искусств, дом детского творчества, кинотеатр, железнодорожная станция Короп.

 

В Коропе действуют 2 музея:
региональный историко-археологический музей - экспозиция заведения (более 7 тыс. единиц хранения) освещает многовековую историю Коропщины;
музей-усадьба Николая Кибальчича, изобретателя ракетного летательного аппарата, участвовавшего в удачном покушении на российского императора Александра II народовольца.

 

История Коропа

Легенда об основании
Сохранилась легенда, связывающая название города с рыбой карпом. Древняя легенда рассказывает, что когда-то ехал по полю запорожский казак и увидел небольшой татарский отряд, угонявший в неволю крестьян-украинцев. Вступил витязь в бой с людьми, всех их порубил и освободил пленных. После праведного поединка решил казак смыть кровь со своей сабли в ручье, протекавшем неподалеку. А когда вынул ее из воды, то на острие увидел карпа. Благодарные пленники основали поселение на месте своего освобождения и назвали его Карпом.

Другой вариант этой легенды также говорит о запорожском казаке, который прискакал на баском коне из гетманской столицы Батурина и остановился на берегу Десны. К противоположному берегу рукой подать, но там расхаживают чванные жолнеры. Река стала границей двух миров: свободолюбивого украинского казачества и напыщенной шляхты. Казак соскакивает с коня, подходит к реке и, размахнувшись изо всех сил, яростно бьет по воде саблей. Но что это?

Сабля стала гораздо тяжелее и сверкает под лучами солнца нанизанной на нее рыбой. Лучшего места для сторожевого казацкого поста не найти. А уже со сторожевого поста Карп стал немалым городом.

Герб Карпа
4 июня 1782 г. - утвержден герб Коропа. Уже в 1674—1695 г. на городской печати на щите изображен карп под короной, по обе стороны семилучевой звезды. На других печатях 1675-1771 годов похож герб без звезд.

Ранний этап исторического развития
Археологические находки убедительно свидетельствуют, что Карп – город дотатарский. В окрестностях Карпа найдены славянские поселения (II-V вв.), городище и курганный могильник периода Киевской Руси. Ученые считают, что это остатки древнерусского города Хоробор, который упоминается в Ипатьевской летописи под 1153, 1159 и 1234 гг. Он входил в Новгород-Северский, а после нашествия орд Батыя - Брянского уездного княжества. О времени основания Карпа, к сожалению, исторические источники не содержат подлинных сведений. «Энциклопедический словарь» 1895 г. (т. XVI) дает следующее: «Первое известие о нынешнем Коропе встречается в универсале гетмана Остряницы, 1638 г.». Летописный Храбор, позже вотчина именитых князей Глинских (родственников Василия III, хана Мамая, Ивана Грозного), был выдающимся городом-крепостью. О его местонахождении продолжаются дискуссии между несколькими поколениями историков. В окрестностях Карпа обнаружена стоянка и поселение «Короп-3» периода мезолита-бронзы (8-2 тыс. до н. э.), поселения неолита (5 тыс. до н. э.), бронзы (2 тыс. до н. э.) .), славянское поселение (3-5ст.), периода Киевской Руси (10-13 ст.)

XVI-XVIII век
Около 1500 г. литовский князь Александр вынужденно отдал Карп, в составе Северских волостей, оккупированных московитами Ивану III — «государю всея Руси». И уже в 1526 г. они управлялись царскими наместниками, воеводами, осадными.

За Деулинским перемирием 1618 - после освобождения вернулся под власть Речи Посполитой; с 1635 г. – центр волости Новгород-Северского уезда Черниговского воеводства.

Притеснения, терпевшие население от евреев, в чьей аренде находилось большинство имений польских господ, а нередко и православные церкви, надменность шляхта, буйство пьяных жолнеров, не раз становились причиной вооруженных восстаний, в которых активное участие принимали жители Коропщины, состав которых пополнялся выходцами из других регионов Украины. Северские земли, наиболее защищенные от внешних врагов лесами и болотами, в XVII и начале XVIII ст. привлекали переселенцев из разрушенного Среднего Приднепровья, Подолья и Волыни. Селились эти люди и в Коропе.

1655 поселок снова оказался в московской оккупации. После национально-освободительной войны (1648-1657 гг.) - Сотен городок Нежинского полка (с 1659). Коропская сотня напрямую подлежала гетману. Из исторического документа того времени: «31 октября 1660 года дана была великим государем Алексеем Михайловичем милостивая грамота всему Нежинскому полку (в который входила Коропская сотня) о прощении за прошедшую смену их и смятению. Во время смены гетмана Выговского Нежинский полк, под командой полковника Гуляницкого, сменив государю, очень ревностно служил Выговскому в его борьбе с Российскими войсками и оказал ему большую услугу, выдержав трехмесячную осаду Конотопа в 1659 г.»

О тех страшных событиях свидетельствует запись датчанина Юля, проезжавшего через Карп в 1711 г.:

В том же году город посетил датский дипломат Юст Юль, оставив следующее описание:
В прошлые времена, шестьдесят лет назад, город Короп взбунтовался против царя и подвергся татарам. За это, когда впоследствии царь взял его нападением, он был весь сожжен и разрушен, обитатели его зарублены, а крепость взорвана. Словом, город испытал ту самую судьбу, которая позже, всего несколько лет назад, постигла Батурин, когда Мазепа перешел к шведам. С тех пор Карп успел снова застроиться и снова сгореть от случайного пожара. Впрочем, состояние его довольно цветущее. Следы старых разрушенных валов еще видны.

В разгар борьбы между Московией и Польшей в 1664 г. Карп был взят поляками и татарами «которым и сдался добровольно». Тогда одна из колонн Яна Казимира, под командованием Потоцкого, двигалась на Глухов через Борзну, Карп и Кролевец. В «Летописи Очевидца» находим: «двинулся король с силами под Карп, где он поклонился, спод Карпа к Кролевцу и Кролевец поклонился, в каких огородах залоги свои король рассказал класть, а сам просто вал под. Глухов, город пограничный.» Но «вскоре явился сюда князь Ромодановский и после немалого боя с татарами, овладел этим огородом» (Кропом). Карп снова был опустошен.

После завоевания в 1663 г. польским королем Яном - Казимиром Валахии, при гетмане Юрии Хмельницком (1659-1662 гг.) в наш край переселилось много валахов (волощан), в частности в Короп. Некоторые местные жители еще и теперь имеют характерные черты лица.

Карп быстро отстраивался после разрушений. В немалой степени этому способствовал гетман Демьян Многогрешный (1669-1672 гг.), который очень благосклонно относился к родному городку. В одном из его универсалов (1669 г.), где Карпе предоставляются значительные льготы, читаем: «Видя место Коропов, мещан и волощан изныщенных и других розышлых, и хотя того, чтобы снова к первой своей перфекции прийти могло. На данный момент мы дадим этот универсал наше от всяких так поблечных, как и частных налогов, поборов, подымных, чиншов, дорочных, плачения денег подводных колвек надлежащих, а также от становиск, стаций, ночлегов попасов, военных, тем самым нашим универсалом увольняем. Касаясь универсалов месту Карпову в деревни, предоставлены на расходы меские, т.е. деревни: Райгородок, Лукнов, Жерновки, Рыботин, Сохачи… какие-бьи месту подлежал и подачи вшеякие отдавали, тут же приписываем деревни: Карыльское, Рождественное, Краснопулье, Былка, абы. помошными были.». Как видим, Карп по универсалам Многогрешного, вместе со значительными льготами, получил все окрестные села. Многогрешный планировал построить в Карпе защищенную болотами оборонную промышленность. Уже в 1669 г. здесь обустраивается артиллерийский двор.

Преемник Многогрешного Иван Самойлович (1672 — 1687 гг.) по постановлению «Конотопских» статей (каждый гетман заключал свое соглашение с царем) в 1672 г. отдал Карп вместе с Рыботином, Сохачами Райгородком и Лукновом на содержание Генеральной военной артиллерии зимней кватирой лошадьм и служителям артиллерии военной енеральной, для снаряжения кучеров и других артиллеристских припасов».

С 1718 г. в Коропе размещалась казацкая артиллерия («военная армата»).

С 1718 г. Карп принадлежал И.Скоропадскому, с 1727 г. — вновь стал артиллерийской базой.

В 1726 г. Екатерина I передает Карп и Батурин Меншикову. Но под его властью Карп оставался недолго (Меншикова в 1727 г. выслали). После Меншикова Карпом к 1728 г. владела вдова гетмана Скоропадского Анастасия Марковна. Вот что писал об этой незаурядной женщине известный историк П.Я. булаву несет“. За это время казацкая артиллерия приходит в упадок и уже в 1728 г. новый гетман Даниил Апостол (1727 - 1734) забирает Карп у вдовы Скоропадского и снова делает его главным центром материального обеспечения артиллерии (которым он остается до конца существования казацкой военной артиллерии). 1782 г.) под руководством генерального обозного. Благодаря этому мы имеем в Коропе Вознесенскую церковь, построенную в 1764 г. на средства атамана генеральной артиллерии Петра Юркевича.

Петр Мартынович Юркевич принадлежал к свите гетмана и был самым выдающимся человеком в Коропе. Он многое сделал для строительства города. А в 1769 г. на свои средства построил церковь Рождества Богородицы в Рождественном (Октябрьском). Кстати, в этом селе в середине XIX в. потомки Юркевича владели 5,400 десятинами земли.

Опять интересно обратиться к исследованию В. Е. Куриленко: «Стать богатым покровителем казацкому атаману помогла его зарплата, которая по тем временам в сто раз была больше, чем у подосунула, и в 40 раз, чем у полкового писаря. Но в 1775 г. Юркевич остался без должности, потому что казачество было ликвидировано. Бургомистром Карпа стал Мосципан (М. К. Мосцепанов — авт.) — известный архитектор, флигель-адъютант графа Румянцева… По данным архива каропского архитектора М. М. Самойловича (потомка гетмана) в 1782 г. на средства Юрка начал перестройку казацкого двора. Итак, не щадя собственных средств казацкий атаман Юркевич пытался сохранить казацкую славу Карпа.“ Со временем у крепости был построен памятник Петру Юркевичу, который был уничтожен в 1920 г.

С 1782 г. – уездный город Новгород-Северского наместничества, с 1802 г. – Черниговской губернии. Во время франко-русской войны здесь был сформирован 3-й казацкий полк.

Экономика Карпа казацких времен
Основу экономической жизни Коропской сотни составляло сельское хозяйство, особенно выращивание зерновых культур. Выращенное зерно преимущественно перерабатывалось на винокурнях. Выработанные спиртные напитки употреблялись как на местах, так и сбывались в соседние полки. Даже поступали на стол казацкой старшины и гетмана. Самым богатым владельцем мельниц и винокурень была старшинская семья Забил.

В сотенном городке в XVIII веке производилось более 75 тысяч ведер водки в год. Ее употребляли не только в своем (Нежинском) полку, но и поставляли в Прилукский, Лубенский, Переяславский, Гадячский и Миргородский. Главный промысел Коропа заключался в винокурении, в 1782 году здесь было 816 котлов, которые распределялись так: у священников — 34, у старшины — 198, у казаков — 111, у крестьян — 478». Еще раньше из суммы генеральной артиллерии ежегодно выдавалась тысяча рублей, купленная на эту сумму водка продавалась в кабаках Карпа и принадлежащих ему артиллерийских сел, с платой в кассу по 25 копеек за ведро и с возвратом выданной тысячи рублей.

Интересно, что с целью пресечь злоупотребления от чрезмерного изготовления водки 6 июля 1761 г. гетман Кирилл Разумовский издал универсал, в котором говорилось: «Малороссияне не только пренебрегают земледелием и скотоводством, от которых происходит богатство народное, но еще, вдавалось в непомерное часто покупают хлеб по торгам дорогой ценой не для приобретения каких-либо себя удобств, а для одного пьянства, истребляя лесные угодья и нуждаясь оттого в дровах, необходимых для отопления их хижин». Насколько был развит в то время винокуренный промысел, видно из того, что ведро вина продавалось по пятнадцать копеек.

Размещение в Коропе военной артиллерии дало толчок развитию ремесел, необходимых для военного дела. Здесь производился прах, а по некоторым данным – и ядра. Развивалось кузнечное, ткацкое, шапочное, портняжное ремесла (мастера объединялись в цеха). В начале XVIII в., при Мазепе, одним из крупнейших цехов в Коропе был кузнечный, возглавлявший С.Котляр.

В 1781 г. в Коропе проживало 192 ремесленника. Сапоги, скорняки, шапкари и другие. Произведенный товар отвозили для продажи на ярмарках в Глухове, Кролевце, Батурине, Воронеже. Коропские сапожники и портные работали преимущественно оседло, однако есть сведения и о странствующих мастерах".

Кроме того, в Коропе были развиты мукомольные, мыловаренные промыслы. Здесь был один из крупнейших центров кожевенного производства на Черниговщине. Жители Карпа откармливали свиней и торговали ими далеко за пределами края. В большом количестве производилась посуда: черепица и очень красивые и прочные поливные расписные изразцы, не уступавшие известные в то время голландское и гданьское. Ими облицовывали печи и печи. Изразцы сбывались не только в Украине, но и в России, Беларуси, Польше Молдавии. Традиционное для Карпа ремесло живописи поднес на высокую художественную ступень сын местного священника Кирилл Иванович Головачевский (1735—1828), занявший достопримечательность среди художников второй половины XVIII — первой четверти XIX в.

ХХ век
Во время беспорядков 1905-1907 гг. в Коропе состоялись выступления крестьян и ремесленников.

 


Отели, хостелы и прочие

Космос, ул. Почтовая, 6. ☎ 2-11-99, 2-13-52.

 

География

Географическое положение
Райцентр к востоку от областного центра Чернигова. Расположен в 3 км от пристани Мальцево на реке Десна, и в 21 км от автомагистрали Киев — Москва. Есть железнодорожное сообщение со станцией Алтыновка, юго-западной железной дороги.

Гидрология
Река Десна и ее небольшие притоки.