Музей западного и восточного искусства, Одесса

 

Софиевская, 5А. Ср-Пн 10:30-17:30

 

Музей западного и восточного искусства – муниципальный музей в Одессе, один из лучших художественных музеев современной Украины.

 

История создания и постройки

Музей основан на базе частных коллекций, собранных местным Комитетом охраны памятников искусства и старины, а также поступлений из городского музея изящных искусств и кабинета истории искусств Новороссийского университета. Коллекция музея пополнялась путем поступлений из Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Киевского музея западного и восточного искусства.

Музей разместили во дворце Абаза, построенном в 1856-1858 годах архитектором Людвигом Оттоном в стиле эклектики: черты барочного характера сосуществуют с элементами стилей ампир и рококо. Парадная лестница в вестибюле, высеченная из каррарского мрамора, возведена без несущих балок-косоуров и вместе с площадками образует эффектное висячее сооружение. Интерьеры дворца Абазы отличаются богатым лепным декором, резьбой, фурнитурой из бронзы.

 

Главные отделы

картинная галерея (16-20 вв.);
отдел графики (в том числе графика Японии и офорты работы Джованни Баттиста Пиранези);
отдел декоративно-прикладного искусства (фарфор, мебель, гобелены и т.п.).

Картинная галерея
Один из лучших отделов музея – отдел картин западноевропейских мастеров (Италия, Франция, Голландия, Фландрия, Германия, Австрия, Испания, скандинавские страны) 16-20 веков, содержащий картины следующих художников:
Франческо Граначчи (1469-1543), Италия
Микеланджело да Караваджо (1571-1610), Италия
Рулант Саверей (1576-1639), Голландия
Бернардо Строцци (1581-1644), Италия
Хосе де Рибера (1591-1652), Италия, Неаполь
Франс Галс (ок. 1580 – 1666), Голландия
Гверчино (1591-1666), Италия
Юстус Сустерманс (1597-1681), Фландрия
Хуан Кареньо де Миранда (1614—1685), Испания
Хендрик Моммерс (ок. 1623—1693), Голландия
Пьер Миньяр (1612-1695), Франция
Алессандро Маньяско (1667—1749), Италия, Генуя
Иоганн Баптист Лампи старший (1751-1830), Австрия
Томас Лоуренс (1769-1830), Англия
Мигай Мункачи (1844—1900), Венгрия
Альберт Эдельфельт (1854-1905), Финляндия
Фритц Таулов (1847-1906), Норвегия.
Габриэль фон Макс (1840-1915), Германия.
Роквелл Кент (1882-1971), США и т.д.

Сборник скульптур невелик, усилен бронзовыми и гипсовыми копиями скульптур Древней Греции (Мирон «Дискобол», Поликлет «Дорифор», скульптуры восточного фронтона храма Парфенон, Фидий). Экспозиция включает работы Антуана Куазево, Этьена Мориса Фальконе, Пьера-Жюля Мэна.

 

Отдел стран Востока

Вообще в Одессе два музея имеют небольшое количество произведений искусства Востока. Меньший по численности сборник содержит Муниципальный музей частных коллекций имени А. В. Блещунова, что не исключает как наличие чрезвычайно стоимостных образцов, так и отсутствие аналогов, не имеющих Музей западного и восточного искусства. Коллекции будто дополняют друг друга.

Второй по значению в музее – отдел стран Востока. Отдел быстро обогащается и находится в состоянии становления. Он был основан еще в 1951 году под патронатом Государственного музея искусств народов Востока. Представлены произведения искусства Индии, Ирана, Китая, Тибета. Одесса – город собрат японского города Йокогама. Во время пребывания в городе делегации Йокогамы музей получил в подарок 20 гравюр оригиналов укийо-э. В сборнике музея – лаковые изделия Китая, ювелирные изделия Индии и небольшое количество скульптур, мебель и фаянсовые изразцы Ирана, ритуальная пластика, керамика.

Китай. Среди старейших экспонатов — улыбающийся Вейтоу, хранитель храма и заоблачного буддийского рая (бронза, 16 в.), выполненный в технике утраченного воска. Эта техника достигла значительного совершенства в Китае даже в древности и оказала большое влияние на другие области искусства, среди которых изделия из камня, кости, фарфора, древесины. Влияние имело также на символику и средства декорирования и получило магическое значение. Численные образцы китайского искусства происходят из раскопок погребальных комплексов, потому что во многих княжествах Китая исповедовали культ мертвых как антипод меняющейся и ничем не защищенной жизни живых. Среди археологических экспонатов этого направления скульптуры животных и химер (еще языческие обереги и охранники могил). Часто мастера изготовления подобных вещей придерживались древней стилистики и игнорировали стили своей современности.

Среди безусловных шедевров музея большая ваза салатового цвета первой половины 20 в. Ее изготовил мастер китайского лака. Чтобы облегчить вес большой по размеру вазы (высотой 87 сантиметров) мастер прибег к использованию не металла, а ткани, пропитанной отвердителем, затем после формирования покрытого несколькими слоями цветного лака. Большие и полые поверхности вазы чередуются с традиционным растительным декором. Его лучший образец расположен на втором сверху поясе, украшенном веточками бамбука, что символизировало долголетие или его пожелание будущему обладателю вазы. От посетителей музея скрыто происхождение вазы. Ее привезли из Китая в подарок генсеку Сталину по случаю его 75-летия и ваза украшала выставку подарков Сталину в Москве. Политические изменения в СССР привели к свержению той выставки и к расформированию экспонатов, которые передавались в разные музеи. Так она попала в сборники Одессы.

Кроме уникальных экспонатов (портретная живопись на шелке) в экспозиции представлены прославленные образцы китайского фарфора. Эта часть сборника обогащается быстрее всего. Ряд образцов китайского фарфора покрыт трехцветной гаммой росписей и сетью трещинок, специфического декора фарфора с целью стилизации под старину. Среди образцов 20 века – фарфоровая скульптура Майтрея (китайского Будды будущего). Она происходит из мастерских Де Гуа, специализировавшихся на белых изделиях без росписей.

 

Мастера Италии

В музее собрана небольшая, но интересная коллекция картин мастеров Италии. Случайная комплектация сборника позволила пусть пунктирам обозначить главные этапы прославленной живописи Италии. Флорентийскую школу представляет «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем ребенком» или «Мадонна на троне», датированная 1519 годом, которую относят к произведениям Франческо Граначчи. Но не флорентийская школа председательствует в коллекции. Численно ее преобладает венецианская художественная школа.

Венецианская школа представлена ​​произведениями Франческо Гварди «Гранд Канал в Венеции» и парадным портретом неизвестной дамы кисти мастера 16 в. Среди произведений венецианских мастеров — последователь Паоло Веронезе «Добропорядочная Сусанна и сладострастные старцы». Изображение главных персонажей приближено к зрителю, но не оно, а окружение привлекает глаз. Венецианцы устали от давки в городе и камня и кирпича застроек и отсутствия зеленых насаждений в городе. Высадить дерево в городе могли позволить себе слишком богатые горожане. Правительство Венеции обратилось к богачам города с предложением покупать земли на заболоченной тераферме, именно там и возникли интересные загородные дома с регулярными садами, фонтанами, парковыми павильонами. Уголок такого загородного сада и подал последователь Паоло Веронезе как признак невиданной роскоши в картине на библейскую тему. Жизнь деревенской венецианской терафермы воспроизвели художники династии Бассано. В одесском музее, однако, присутствует картина из мастерской Бассано на мифологическую тему «Угон Европы богом Зевсом в подобии белого быка».

Произведения эпохи итальянского барокко представляют чисто декоративная работа «Аллегория лета» (худ. Франческо Русские, 17 в.), пять картин Алессандро Маньяско, среди которых «Монахи, делающие тонзуры», «Христос перед толпой — (Се человек)» (Бернардо Строцци, Генуэзская школа) и лучший в музейном сборнике пейзаж 17 в., связывающий с творчеством Джованни Гизольфи (1623-1683). Признаки же караваджизма присущи картине неизвестного венецианского мастера круга Дж. Б. Питтони «Сусанна и старцы». Признаки итальянского классицизма начали преобладать в произведениях римского мастера 18 века в Помпео Батони, о чем свидетельствует картина одесского музея «Венера с Амуром». В музее лишь единицы представляют маньеризм, как интересную и важную стилистическую систему, предшествующую барокко. К стилю маньеризма в Одессе относятся картины неизвестного итальянца «Офирование жрицы Ифигении» и лучший подобный музейный образец живописи голландца Абрагама Блумарта «Благовестие пастухам».

Лучшим образцом сборника была картина кисти Караваджо – «Взятие Христа под стражу» или «Поцелуй Иуды». Картину в начале 19 в. приобрел в Париже российский дипломат А. П. Базилевский; Антон Павлович отличался большим вкусом и не покупал второстепенных вещей. Драгоценное полотно перевезено в Россию, а во времена СССР передано в Одессу.

Широкая огласка в Украине и Европе имела кража картины из музея. Поврежденное полотно известного мастера после напряженных поисков возвращено в Украину и сейчас находится на долгосрочной реставрации.

Буржуазный портрет Италии второй половины 19 века представляет портрет кисти Доменико Морелли (1826-1901 «Молодая дама в белом», датированный 1875 годом.) Тем же годом обозначен и «Портрет девочки» (пастель работы Энрико Арчиони), ставший центральным и был вынесен на афишу выставочного мероприятия.

Во времена СССР в художественные музеи страны могли попасть только произведения художников коммунистов или левого толка. Исключения были единичными. Поступление итальянских картин было заторможено, поэтому в Одессе они единичны. Среди них работа Марии Дзаноне «Вдохновение» и керамическая скульптура Адриано Левероне.

 

Искусство земель Бельгии

Не менее интересным оказался в одесском музее пунктиром отмечен путь развития местного искусства. Ведь именно здесь вместе с итальянцами зарождалось западноевропейское возрождение. Изменения названий этой страны скрывали от широких масс, что это культура той же страны. Во время позднего средневековья это были Испанские (Южные) Нидерланды. В 15 веке эти земли станут колыбелью местной культуры, куда стекались художники со всех везде, где можно получить заказы на произведения искусства от богатых бюргеров Гента, Брюгге, Брюсселя. Среди известных мастеров этого периода – Герард Давид. Именно он создал большой алтарный образ «Оплакивание Христа». Центральную часть этого алтаря с главами скорбной Богородицы и мертвого Христа помощники мастера не раз копировали. Эти повторения мастера разошлись по миру, их хранят музеи Прадо в Мадриде, в Эрмитаже, в ряде частных собраний. Собственный список такой композиции есть и в одесском музее. К творческим находкам прославленного Рогира ван дер Вейдена относят и картину «Мадонна с младенцем на фоне с беседкой роз», неизвестного последователя Рогира 15 в. В 16 в. здесь работала целая бригада чрезвычайно искусных художников, среди которых Питер Брейгель Старший, виртуозы маньеризма Мартен де Вос, Питер Кук ван Альст, Герри мет де Блесс, Пауль Вредеман де Врис, Тобиас Вергахт, Лодовико Поццосерхатио, автор. Одесский музей с этого периода получил виртуозно созданную картину «Праведный Лот с двумя дочками» кисти Франса Флориса (ок. 1520-1570).

В первой половине 17 в. в Антверпене заработала большая мастерская Питера Пауля Рубенса. Эффектное полотно этой мастерской «Вакханалия с пьяным Геркулесом» представляет все лучшие достижения суток фламандского барокко. Как и в предыдущий период, Фландрия была и осталась известным центром создания сюжетных мильфлеров и аррасов. Образцов аррасов или вердюр раннего периода в Одессе нет, но сюжетный ковер «Спор Ахилла с Агамемноном», созданный по картону Яна ван Орлея на ковровой мануфактуре братьев ван дер Борхтов имеет все признаки классицизма французского образца 18 века. римской истории.

В 19 в. в западноевропейском искусстве расцвела пейзажная живопись. Не стояли в стороне и художники Бельгии, именно это название получило государство, завоевавшее тогда собственную независимость. К корифеям местной живописи Бельгии относят произведения Луи Галле (1810-1887), прославленного художника эпохи романтизма, и мастера пейзажей и пейзажей франкоязычного города Анри Касьера (1858-1944). Произведений двух последних в одесском музее нет, но есть целый ряд картин художников, которые были современниками или Луи Галле, или Анри Касьера. Среди них бельгийцы Шарль Лейкерт (1818–1907) «Побережье с рыболовами», Хендрик Схефельс (1827–1904) «Галантная сцена в пару», работавший в стилистике второго рококо 19 в. Широкую панораму родного края подал в пейзаже Исидор Вергейден (1846–1905) «Пейзаж с водоемом». Сельскую жизнь Бельгии воспроизвел художник Эжен Йозеф Вербокховен (1798–1881) в картине «Овцы в овцеводстве».

В одесском музее нет картин французских импрессионистов. Но самое импрессионистическое полотно галереи тоже принадлежит кисти бельгийца Эмиля Клауса (1849-ок. 1912) «Солнечный день» с его бессюжетностью и фиксацией мгновений обыденной жизни.