Одесский театр оперы и балета, Одесса

Одесский театр оперы и балета, Одесса

 

Одесский национальный академический театр оперы и балета — старейший оперный театр Украины. Лучший театр Одессы и Украины на момент постройки.

Дом был построен в 1887 году под руководством архитекторов Фердинанда Фельнера и Германа Гельмера («Бюро Фельнер & Гельмер») в стиле венского барокко. Архитектура зрительного зала выдержана в стиле позднего французского рококо.

Уникальная акустика подковообразного зала позволяет доносить даже шепот со сцены в любой уголок зала.

 

Этапы строительства

Открытие первой постройки театра произошло в 1810 году, но в 1873 году произошел пожар, из-за которого театр сгорел. Современное здание построено в 1887 году под руководством архитекторов Фердинанда Фельнера и Германа Гельмера («Бюро Фельнера & Гельмера») в стиле венского барокко. Архитектура зрительного зала выдержана в стиле позднего французского рококо. Уникальная акустика подковообразного зала позволяет доносить даже шепот со сцены в любой уголок зала. Полную реставрацию здания театра завершили в 2007 году.

Выдающиеся персоналии
В театре дирижировали композиторы Петр Чайковский, Николай Римский-Корсаков, Сергей Рахманинов, Альфонс Цыбулка, пели великие Энрико Карузо, Федор Шаляпин, Соломия Крушельницкая, Антонина Нежданова, Леонид Собинов, танцевали Анна Павлова, Екатерина Гель.

В число самых удачных постановок труппы театра вошли: "Кармен", "Травиата", "Трубадур", "Риголетто", "Запорожец за Дунаем", "Мадам Баттерфляй" ("Чио-Чио-Сан"), "Наталка Полтавка", " Жизель», «Щелкунчик», «Спящая красавица».

К 120-летию театра Национальный банк выпустил юбилейную монету. Журнал «Forbes» включил одесский театр в список самых необычных достопримечательностей Восточной Европы.

 

История театра

Первый театр
Театральная Одесса ведет свою историю практически с момента основания города. Театр оперы и балета по праву можно назвать старейшиной среди ряда его культурных учреждений. Одесса получила право строить театр в 1804 году (став третьим городом с театром в Российской империи), а в 1809 году он был уже построен. Автором этого проекта был известный французский архитектор Жан-Франсуа Тома де Томон, автор ряда построек в Петербурге. Именно это здание посещал Александр Пушкин во время своего пребывания в Одессе в 1823–24 годах. Здание театра было первым среди оперных театров Украины. 10 февраля 1810 г. состоялось торжественное открытие. Первым спектаклем были одноактная опера Фрелиха «Новое Семейство» и водевиль «Утешенная вдова» русской труппы Порфирия Фортунатова. Затем хозяином театра стала оперно-драматическая труппа князя Александра Шаховского. Князь дал труппе свое имя, но его участникам не дали свободы — в труппе играли крепостные, как и в оркестре.

Здание разместилось чуть выше современного театра, ближе к скверу Пале-Рояль, и воспринималось как памятник молодому городу. Архитектура здания была выдержана в классическом стиле с портиком коринфского ордера и фронтоном, обращенным к зданию тогдашнего английского клуба (ныне Музей морского флота Украины). Театр вмещал 800 зрителей, по примеру старых итальянских театров 17 лож располагались на трех ярусах, в партере было всего 44 кресла. Еще 700 зрителей наблюдали за постановками, стоя в партере.

Для устранения недостатков здания театра проводились неоднократные перестройки: в 1820—1822, 1831—1833, 1836, 1857 и 1872 годах. В результате этих перестроек по оси колонн появилась каменная стена, что позволило увеличить пространство фойе. Со стороны Ришельевской улицы был пристроен одноэтажный каменный вестибюль. Работы по последней переработке здания закончились 31 декабря 1872 г., а в ночь на 2 января 1873 г. театр полностью сгорел из-за возгорания газового рожка, освещающего часы в ночное время. В театре ночевали люди, но никто из них не пострадал.

Новый театр
Создать проект нового городского театра предложили венским архитекторам Фердинанду Фельнеру и Герману Гельмеру, по проектам которых построены театры во многих городах Европы (Вене, Будапеште, Дрездене, Зальцбурге, Загребе и т.д.). Проект был готов в 1882 году. Образцом послужила возведенная четырьмя годами ранее Дрезденская Опера архитектора Готфрида Земпера, с нетрадиционной формой фойе, повторяла изгиб зрительного зала. Прошло почти одиннадцать лет с момента пожара до закладки первого камня в основание здания нового театра — это произошло 16 (28) сентября 1884 года. Работы велись подрядным способом из местных строительных материалов (в основном популярного одесского известняка — ракушечника). Кроме того, многое для открытия театра сделал тогдашний главный архитектор Одессы — Александр Бернардацци, архитекторы Юрий Дмитренко и Феликс Гонсиоровский. Торжественное открытие театра состоялось 1(13) октября 1887 года.

Одесский театр оперы и балета владеет лучшей акустикой среди подобных театров бывшего СССР.

В марте 1925 г. в результате нового пожара полностью сгорела сцена и пострадал зал. В сжатые сроки театр отстроили, и уже через год возобновились спектакли. Сцена получила новое техническое оборудование; было установлено два железобетонных занавеса, отсекающих при необходимости сцену от зрительного зала и служебных помещений. В 1926 году театру было присвоено звание «Академический».

Во время Великой Отечественной войны, как свидетельствует надпись на мемориальной табличке, именно на балконе театра 10 апреля 1944 г. подняли флаг освобождения города от гитлеровских захватчиков (немцы планировали при отступлении взорвать театр).

31 августа 2007 года по указу Президента Украины №807/2007 Одесскому академическому театру оперы и балета присвоен статус «Национального».

Весной 2022 года театр временно прекращал работу во время полномасштабного вторжения российской армии в Украину, в июне работа театра была возобновлена.

 

Архитектура театра

Одесский оперный театр известен, прежде всего, своей архитектурой, а по своей планировке и техническим данным не уступает лучшим в Европе.

В плане здание состоит из подковообразного зрительного зала, охваченного галереями, фойе и прямоугольной сценой с подсобными помещениями. За продольной осью здания – двухъярусный с высоким аттиком портал главного входа, по поперечной – трехаркадные галереи боковых входов. Планировка радиальная — из центра по радиусам в разных направлениях проложены проходы к выходу. Ступени, непосредственно ведущие к театральному выходу, также имеют ярусы. Перекрытое здание системой металлических ферм, цинковое покрытие. Покрытие зрительного зала напоминает поверхность части эллипсоида, отсеченного плоскостями по горизонтальным и вертикальным осям симметрии, оно увенчано круглым фонарем с куполом, завершенным невысоким шпилем.

Экстерьер
Здание театра выполнено в стиле венского барокко. Снаружи структурно состоит из 3 этажей. 1-й (цокольный) и 2-й, украшенные лишь колоннами тосканского ордера в лоджиях, образуют одно целое, выглядят громоздко и фундаментально, придавая строению статичности. 3-й этаж — более легкий, ажурный, с изящной отделкой деталей с арочными лоджиями, колоннами и пилястрами ионийского ордера — скрывает тяжесть нижних этажей и создает иллюзию легкости. Дополнительные эффекты вносят изящный портик и куполообразную крышу. Здание будто «парит» над землей. Над фасадом возвышается скульптурная группа, изображающая музу театральной трагедии Мельпомена в колеснице, запряженной 4 покоренными ею пантерами. Ниже расположены две мифологические скульптурные группы: слева Орфей играет на кифаре для кентавра, справа муза танца Терпсихора танцует с девочкой. На фронтоне портика римскими цифрами указано несколько дат:
первая строка - даты начала и окончания сооружения театра (1884-1887);
вторая строчка — фраза «театр горел» и год 1925; затем год 1967 и слово "реконструкция".

По обе стороны центрального входа — скульптурные группы, олицетворяющие Комедию и Трагедию: слева — фрагмент трагедии Еврипида «Иполит», справа — эпизод из комедии Аристофана «Птицы».
Вдоль фронтона в круглых нишах верхнего этажа установлены бюсты русских писателей и композиторов: Александра Пушкина, Михаила Глинки, Александра Грибоедова, Николая Гоголя (скульпторы – Ф. Нетали и Ф. Фридль, лепнина – Л. Стрикциуса под руководством Ф. Этеля).

Интерьер
Самая красивая часть здания — интерьер, прежде всего, зрительный зал, созданный в стиле позднего французского рококо и украшенный лепными позолоченными орнаментами. В основу украшающей потолок композиции положены 4 картины-медальоны работы Лефлера на сюжеты из пьес Уильяма Шекспира («Гамлет», «Сон летней ночи», «Зимняя сказка», «Как вам это понравится»). Впечатляет изяществом ажурных деталей большая люстра в центре потолка.

Привлекают внимание изящная лепнина в ярусах, боковых вестибюлях и вдоль лестниц, ведущих к ложам, оригинальные светильники, канделябры и орнаменты бронзовых инкрустаций. Впечатляет своим вкусом занавес, созданный по эскизу Александра Головина.

Площадь сцены – 500 кв. метров.

Уникальная акустика помещения позволяет доносить даже шепот со сцены в каждый угол зала.

В зрительном зале места для зрителей размещены в партере, ложах бенуара, бельэтажа, 1-го и 2-го ярусов и на галерке. Среди лож выделяется «царская» ложа – в центре бельэтажа прямо напротив сцены. В 1-м ряду она имеет 12 кресел.

Реставрации
Чтобы остановить просадку здания и образование трещин в ее опорных конструкциях, в 1955—1956 гг. выполнили работы по укреплению фундамента театра путем его силикатирования жидким стеклом (залито около 6 млн л расплавленного стекла через шурфы в фундамент).
1965-1967 - полная реставрация театра - как снаружи, так и внутри. Правительство СССР потратило 4 млн руб и 9 кг чистого сусального золота. Однако эти мероприятия помогли не надолго — театр выстроили на осадочных породах, поэтому процесс его разрушения продолжался.
К середине 1990-х гг. здание дошло до катастрофического состояния, и в 1996 году Кабинет Министров Украины выделил средства на новую капитальную реставрацию. Окончание работ сначала планировали на 1999 год, а затем неоднократно переносили из-за нехватки средств. Был укреплен фундамент путём заливки железобетонных свай. Полную реставрацию здания завершили в 2007 году.

 

Творческие события

Театру принадлежат большие награды в развитии музыкальной культуры на Юге Украины.
Здесь исполняли свои произведения Петр Чайковский, Николай Римский-Корсаков, Сергей Рахманинов, Эжен Изаи, Пабло Сарасате и другие.
Пели Энрико Карузо, Федор Шаляпин, Саломея Крушельницкая, Антонина Нежданова, Мария Гребинецкая, София Мирович, Леонид Собинов, Джузеппе Ансельми, Титта Руффо, Маттиа Баттистини, Леоне Джиральдони, Арнольд Зинакин, Арнольд Зиракдони, Арнольд.
Танцевали Анна Павлова, Исидора Дункан, Екатерина Гельцер, Наталья Верекундова, Татьяна Ващенко-Демпель.

Дирижерами спектаклей и симфонических концертов выступали: Антон Рубинштейн, Эдуард Направитель, Антон Аренский, Александр Глазунов и другие.

1926 – театру было присвоено звание «академический».

1931 - музыкальный руководитель театра Иосиф Прибик (1894-1937) стал народным артистом УССР.

1937 - главный дирижер Самуил Столерман (1927-1944) удостоен звания народного артиста УССР.

2007 - Указом Президента Виктора Ющенко предоставлен статус «национальный».

В театре проходят симфонические концерты, в частности, органные, потому что у театра лучшие в городе акустические данные.

При театре несколько десятков лет работает детская балетная школа — уникальное творческое заведение города и «кузница кадров» для балетной труппы театра.

Труппа
Генеральный директор театра (с 5 ноября 2010 года) - Надежда Бабич.

В театре большая оперная труппа, среди которой можно отметить народных артистов Украины:

Василий Навротский (бас);
Виктор Митюшкин (баритон);
Валентина Васильева (меццо-сопрано);
Лариса Зуенко (сопрано).
Балетная труппа театра состоит из 111 человек. Среди них выделяются заслуженные артисты Украины Елена Добрянская, Сергей Доценко, Ольга Рожевич и заслуженный артист Молдовы Владимир Статный.

Артисты балета гастролировали в Канаде, Японии, Вьетнаме, Шри-Ланке, Китае, Венгрии, Болгарии, Финляндии, Южной Корее, Италии, Испании, Португалии — из Мая Плисецкой, Индонезии, Швейцарии, Швеции и других странах.

Главный дирижер Одесского национального академического театра оперы и балета – Вячеслав Чернухо-Волич.

В 1958-1970 годах главным балетмейстером был заслуженный деятель искусств УССР - Николай Трегубов, 1976-1988-х Виктор Смирнов-Голованов. С июля 2017 года художественный руководитель балета народная артистка Украины Елена Барановская – единственная балерина, представлявшая Украину в последнем концерте г-на Рудольфа Нуреева в Лондоне.

Репертуар
В репертуаре:

оперы "Кармина Бурана", "Травиата", "Евгений Онегин", "Иоланта", "Аида", "Белоснежка и семь гномов", "Бал-маскарад", "Богема", "Вий", "Дон Жуан", " "Запорожец за Дунаем", "Кармен", "Екатерина", "Князь Игр", "Любовный напиток", "Лючия ди Ламмермур", "Мадам Баттерфляй", "Набукко", "Орфей и Эвридика", "Винная краля", " Паяцы», «Риголетто», «Сельская честь», «Севильский цирюльник», «Изумрудный город», «Тангойзер», «Трубадур», «Турандот», «Тоска», «Екатерина».
балеты "Айболит XXI", "Алиса в стране чудес", "Баядерка", "Вальпургиева ночь", "Судьбы", "Дон Кихот", "Жар-птица", "Весна священная", "Жизель", "Кармен-сюита" », «Крик», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Маскарад», «Рождение балерины», «Нуриев forever…», «Питер Пен», «Пахита», «Жемчужины мирового балета», «Золушка», « Ромео и Джульетта», «Русалочка», «Спящая красавица», «Тайна Венского леса», «Чиполлино», «Красная Шапочка», «Шопениана».
Среди самых известных и удачных постановок театра можно назвать такие спектакли: Кармен, Травиата, Трубадур, Риголетто, Запорожец за Дунаем, Чио-Чио-Сан (Мадам Баттерфляй), Наталка Полтавка », «Жизель», «Щелкунчик», «Спящая красавица». На этих спектаклях зал обычно полон.

Факты
2007 - НБУ выпустил юбилейные монеты из нейзильбера и серебра, номиналом 5 и 10 гривен соответственно, посвященные Одесскому государственному академическому театру оперы и балета.
Журнал Forbes 2008 года включил здание театра в 11 самых интересных достопримечательностей Восточной Европы.