Потёмкинская лестница, Одесса

 

Потемкинская лестница (до 1955 г. Бульварная лестница, ранее Ришельевская лестница, в XIX веке Гигантская лестница) — известная лестница в Одессе, объединяющая центр города с гаванью и Морским вокзалом.

На сегодняшний день лестница состоит из 192 ступенек (сначала их было ровно двести, однако при расширении порта восемь ступенек было засыпано) и десяти пролетов. Длина лестницы — 142 метра, она построена перспективно — их нижняя часть (длиной 21,7 м) значительно шире верхней части (12,5 м), благодаря чему при взгляде сверху лестницы складывается впечатление одинаковой ширины на протяжении всей длины лестницы. Парапеты лестницы кажутся параллельными и видны только площадки (кроме верхнего марша). При взгляде снизу лестница кажется длиннее и виден только сплошной каскад ступенек.

 

История Потемкинской лестницы
Одессе, находящейся на подъеме, потребовался доступ к расположенному у моря порту.

В первые годы существования Одессы море подходило почти к самому обрыву будущего Приморского бульвара. Затем море «оттеснили» Приморская улица (определенное время имела имя, связанное с основанием города Александра Суворова) и портовые сооружения.

Спускались тогда к морю здесь так, как написал Пушкин в «Путешествии Онегина»:

С крутого берега сбегая, Уж к морю отправляюсь я.

Уже после отъезда Пушкина из Одессы на склоне появилась деревянная лестница.

Гигантская лестница была спроектирована в 1825 году архитекторами Франческо Боффо, Авраамом Мельниковым и Потье, а построена в 1837—1841 инженерами Аптоном и Ю. Морозовым. Светлый князь Воронцов распорядился построить лестницу в подарок своей жене Елизавете, она стоила городу 800 тыс. рублей.

Лестница построена «на том месте, где была тропинка», как утверждал одесский старожил Михаил Дерибас.

Соответственно архитектурному совершенству конструкция лестницы, в основном разработана инженером Аптоном. Это гигантский, сложенный из местного известняка клин, покоящийся на деревянных сваях и «прорезаемый» тремя продольными и девятью поперечными сводчатыми коридорами или галереями, образующими на пересечениях массивные столбы. Столбы и поддерживают самую лестницу: наклонную плоскость с уложенной поверх нее лестницей. Через поперечные галереи образовали на боковых стенках лестницы красивые аркады.

Подробно поведал о них в письме из Одессы русский драматург А. М. Островский: «С бульвара к морю ведет единственная в своем роде лестница, она разделена на 10 уступов по 20 ступенек каждый. Кажется, 200 ступенек, а входишь легко». (Этот эффект достигался путем оптимального угла наклона лестницы и количества площадок, позволяющих пешеходу отдохнуть).

Точность репортажа описания, сделанного А. М. Островским, сегодня может вызывать сомнение лишь в количестве ступенек, которых поначалу действительно было ровно двести, и лестница спускалась чуть ли не до самого моря.

Свидетельствовал это, в частности, поэт Яков Полонский. Описывая Одессу в романе «Дешевый город», он писал: «Одесса опускала в синие волны нижние ступени своей колоссальной лестницы».

Позже, при планировании Приморской улицы, восемь ступенек засыпали, и они, как утверждают старожилы, и поныне «покоятся» в глубине проезжей части.

Впоследствии террасирование склонов «замаскировало» конструкцию лестницы, и со стороны фуникулера они кажутся уложенными пологим склоном, словно «широкое расстеленное полотнище», как отметил украинский писатель Иван Нечуй-Левицкий.

Весной 1919 г. на их площадках ставил спектакли местный Камерный театр. Всемирно известными они стали благодаря фильму «Броненосец Потемкин» (1925) Сергея Эйзенштейна, в ключевой сцене которого детская коляска катится по ступенькам лестницы.

Лестница постепенно разрушала эрозия, и в 1933 году известняк был заменен розовато-серым гранитом, а площадки были покрыты асфальтом.

На агитационных плакатах времен немецко-советской войны лестница воплощала Одессу.

В 1955 году к 50-летию восстания на броненоске лестница, которая до революции называлась Ришельевской, а затем Бульварной, была переименована в Потемкинскую.

 

1905 год и Сергей Эйзенштейн

Вечером 14 июня 1905 года мятежный латник Черноморского флота Императорской России «Князь Потемкин Таврический» под красным флагом отдал якорь на Одесском рейде.

Наутро, когда матросы перевезли на Платоновский мол тело убитого офицером одного из организаторов восстания Григория Вакуленчука, в порт по улицам, спускам, лестницам хлынули одесситы.

Был среди них молодой журналист Корней Чуковский, впоследствии известный писатель. По его словам, уже в середине дня 15 июня верхнюю площадку лестницы перекрыли царские казаки.

Вечером «лестница сплошь занята казаками и в гавань уже не пройти. Позже я узнал, что власть с идиотским усердием попыталась закупорить все входы и выходы к морю. „Народные массы“ устроили вакханалию в порту, подпали пакгаузов и пьяный дебошир …криминального элемента. Власти одновременно препятствовали рабочим прорваться в порт.

При этом, как свидетельствуют документы, "войска открыли ружейную стрельбу", но было ли это, в частности, на лестнице, не известно.» Корней Чуковский, очерк "1905 год, июнь".

Когда два десятилетия спустя Сергей Эйзенштейн снимал в Одессе свой фильм, он сконцентрировал в сценах на лестнице то, что происходило в разных частях города и создал обобщенную картину тупого насилия и безнадежного человеческого отчаяния. «Ребенок совсем маленький, лет восьми. Ее судьба на лестнице такова: она с матерью всматривалась в дальний броненосец, и вдруг пришли солдаты-каратели, — пересказывал эту сцену писатель литературовед Виктор Шкловский, — побежали люди, люди начали прятаться за камнями уступов, бежать по ступенькам».

Вскоре после выхода фильма поэт Николай Асеев в очерке "Как снимался фильм" Броненосец «Потемкин» утверждал, что «одесская лестница… не забудет зрителей». Детская тележка, пущенная по лестнице ассистентами великого режиссера, прокатилась по экранам всего мира, а ставшая широко известной лестница стала называться Потемкинской. И писавшие о них литераторы нередко уже отталкивались от событий, изображенных в фильме, подменяя историческую реальность выдумкой Эйзенштейна.

История и кинематограф навсегда связали Гигантскую лестницу с мятежным броненосцем «Потемкин».

11 июля 2015 года на Потёмкинской лестнице состоялось торжественное открытие памятного знака Европейской Киноакадемии (European Film Academy, EFA). Этот знак закрепляет за Потемкинской лестницей звание «Сокровище европейской кинокультуры» (англ. Treasure of European Film Culture). В прессрелизе Европейской Киноакадемии отмечено, что «Потемкинская лестница, несомненно, одно из самых известных исторических мест в мире кино». Такие знаки были установлены ранее в четырех местах: в Лионе (Франция) на доме, где родились братья Люмьеры; научно-методическом кабинете-музее С. Эйзенштейна в Москве; Центре Бергмана на Форе (Швеция) и Мире Тонино Гуэрра в Пеннабилле (Италия).

Фуникулер
Рядом с лестницей действует Одесский фуникулер, соединяющий Приморскую улицу с Приморским бульваром. Он был построен в 1902 году, а в 1971 году заменен эскалаторами, архитекторы Игорь Масленков, Вольдемар Богдановский, Тамара Целиковская. После ломки эскалаторов 1997 года обслуживание эскалаторов было прекращено, а городскими властями было принято решение построить новый фуникулер, открытый 2 сентября 2005 года в честь 211-летия со дня основания Одессы.

Фуникулер состоит из одного вагона, рассчитанного на 10 человек. Время в пути составляет 1 минуту 10 секунд.

Интересные факты
Ежегодно проводится забег «Вверх по Потемкинской лестнице». Рекорд соревнования составляет 24,6 секунды.
По результатам исследования, проведенного под эгидой компании Marketing e tv, Потемкинская лестница вошла под шестым номером в десятку самой красивой лестницы в Европе.
Из-за особенностей береговой линии Потемкинская лестница спускается к морю на север, а не на юг.
В ходе VI Одесского международного кинофестиваля, который проходил в 2015 году, Европейская киноакадемия присвоила Потемкинской лестнице статус «Сокровище европейской кинокультуры».