Переяслав-Хмельницкий, Украина

Переяслав-Хмельницкий

 

Описание Переяслав-Хмельницкого

Переяслав-Хмельницкий находится в Киевской области.

Переяслав-Хмельницкий - один из древнейших городов Киевской Руси, известное также как место Переславского совета, где в 1654 году было принято решение о присоединении украинских земель к России. Хотя нет с тех пор, ни, тем более, с древнерусских времен в Переяславе почти ничего не осталось, городок это интересное и просто создано для короткой однодневной поездки из Киева. В Переяславе около 30 музеев, главный из которых - музей народной архитектуры и быта Среднего Приднепровья.

 

Достопримечательности Переяслав-Хмельницкого

Вознесенский монастырь
Церковь Св. Юры

В городе стараниями первого главы восстановленного переяславского музея Михаила Сикорского создали Национальный историко-этнографический заповедник, состоящий из 25 музеев, а фондовая коллекция насчитывает 166 тысяч экспонатов:

Музей народной архитектуры и быта Среднего Приднепровья (ул. Летописная, 2); Музей собрал все лучшее, что есть в Переяславе - от половецких святилищ и реконструкции древнерусских жилищ до традиционных домов и старой сельхозтехники. Для музея под открытым небом эта смесь довольно необычная, но очень трогательная и в чем-то удобная: за пару часов вы увидите немалую часть украинской истории и этнографии. Отдельного внимания заслуживают деревянные церкви, вывезенные из зоны затопления Каневского водохранилища. Половина переяславских музеев находится внутри этнографического: например, в одни деревянные церкви можно зайти просто так, а в другие – за символическую дополнительную плату (2-3 грн), поскольку внутри представлена ​​коллекция икон или, скажем, полотенец. Ассортимент огромен: музей хлеба, музей старой почтовой станции, музей полотенца и, наконец, музей космоса – правда, некоторые из них наверняка будут закрыты: часы работы этих мини-музеев почему-то не коррелируют с часами работы основного. На посещение открытой экспозиции уйдет несколько часов. Если же смотреть все, в музее легко можно провести полдня. Полноценного кафе нет ни в музее, ни рядом с ним, но прямо на территории торгуют напитками, мороженым и даже борщом или подогретыми варениками, и только лишь полноценного кабака здесь очень не хватает.
Мемориальный музей Г. С. Сковороды (ул. Сковороды, 52);
Музей трипольской культуры (ул. Шевченко, 10); — одна из нескольких древних культур, существовавших в среднем течении Днепра задолго до киевской государственности. Памятники трипольской культуры датируются серединой I тысячелетия до н. и довольно интересные, особенно если смотрителя расскажет вам об их происхождении. Обратите внимание на горшки, созданные по изобретению гончарного круга. В том же здании находится музей казацкой культуры, который не имеет к трипольской культуре ни малейшего отношения. В двух с половиной залах показывают современные картины и деревянные скульптуры по казацкой истории.
Музей лекарственных растений (ул. Летописная, 2);
Мемориальный музей классика еврейской литературы Шолом-Алейхема (ул. Летописная, 2)
Музей Завета Тараса Григорьевича Шевченко (ул. Шевченко, 8);
Археологический музей (ул. Шевченко, 17); Музей создан вокруг фундаментов древнерусской церкви, сохранивших фрагменты оригинальной раскраски – их гордо называют фресками, хотя о полноценных фресках речь здесь, конечно, не идет. В дополнение к фундаментам показывают фрагменты полов мозаики из другого переяславского храма — Михайловского — и пару интересных реконструкций древнерусского города.
Музей-диорама «Битва за Днепр в районе Переяслава осенью 1943» (ул. Сковороды, 54);
Музей кобзарства (ул. Б. Хмельницкого, 20);
Музей украинской народной одежды Среднего Приднепровья (ул. Михаила Сикорского, 34);
Музей архитектуры Переяслава времен Киевской Руси (ул. Михаила Сикорского, 34);
Мемориальный музей архитектора В. Г. Заболотного (ул. Мазепы, 9);
Музей украинской православной церкви (ул. Летописная, 2);
Музей истории пчеловодства Среднего Приднепровья (ул. Летописная, 2);
Музей украинского рушника (ул. Летописная, 2);
Музей истории украинских народных обрядов и традиций (ул. Летописная, 2);
Музей декоративно-прикладного искусства (ул. Летописная, 2);
Музей познания мировоззрения и освоения космоса (ул. Летописная, 2);
Музей М. М. Бенардоса (ул. Летописная, 2);
Музей хлеба (ул. Летописная, 2);
Музей сухопутного транспорта (ул. Летописная, 2);
Музей-почта (ул. Летописная, 2);
Музей истории философии (ул. Летописная, 2);
Музей памяти Полесского района (ул. Летописная, 2).

Достопримечательности архитектуры
Подробнее: Церкви Переяслава
Успенская церковь. Дарохранительницу для нее исполнил украинский золотарь Антон Садовский.

Памятники
Памятник Переяславскому совету, пл. Переяславский Совет. Памятник, изображающий казацких просителей и царских посланников, установлен в 1982 году по случаю 325-летия события. В силу текущей политической ситуации памятник заброшенный, да и стоящая по соседству община недостроенного исторического музея обозначает Переяславский совет как пройденный этап украинской истории.

Памятник «Навеки вместе», пл. Богдана Хмельницкого. Еще один памятник Переяславскому совету (1961 год, к 300-летию события) установлен перед зданием городской администрации. Две женщины смутной профессии символизируют сестер Россию и Украину. Выглядят они довольно аполитично, но, к своей беде, держат в руках конституцию СССР и сопровождаются подписью «Навеки с русским народом». Как ни странно, памятник уцелел, но для баланса обеих сестер обмотали полотенцами и флагами. В художественном плане памятник интересен тем, что это редкий в украинской провинции (и вообще в провинции) образец кондового античного стиля с барельефами и огромным постаментом.

 

Чем заняться

Музей народной архитектуры и быта Среднего Приднепровья. Музей собрал все лучшее, что есть в Переяславе - от половецких святилищ и реконструкции древнерусских жилищ до традиционных домов и старой сельхозтехники. Для музея под открытым небом эта смесь довольно необычная, но очень трогательная и в чем-то удобная: за пару часов вы увидите немалую часть украинской истории и этнографии. Отдельного внимания заслуживают деревянные церкви, вывезенные из зоны затопления Каневского водохранилища. Половина переяславских музеев находится внутри этнографического: например, в одни деревянные церкви можно зайти просто так, а в другие – за символическую дополнительную плату (2-3 грн), поскольку внутри представлена ​​коллекция икон или, скажем, полотенец. Ассортимент огромен: музей хлеба, музей старой почтовой станции, музей полотенца и, наконец, музей космоса – правда, некоторые из них наверняка будут закрыты: часы работы этих мини-музеев почему-то не коррелируют с часами работы основного. На посещение открытой экспозиции уйдет несколько часов. Если же смотреть все, в музее легко можно провести полдня. Полноценного кафе нет ни в музее, ни рядом с ним, но прямо на территории торгуют напитками, мороженым и даже борщом или подогретыми варениками, и только лишь полноценного кабака здесь очень не хватает.

Музей Трипольской культуры, ул. Шевченко. Трипольская — одна из нескольких древних культур, существовавших в среднем течении Днепра задолго до киевской государственности. Памятники трипольской культуры датируются серединой I тысячелетия до н. и довольно интересные, особенно если смотрителя расскажет вам об их происхождении. Обратите внимание на горшки, созданные по изобретению гончарного круга. В том же здании находится музей казацкой культуры, который не имеет к трипольской культуре ни малейшего отношения. В двух с половиной залах показывают современные картины и деревянные статуи на тему казацкой истории.

Археологический музей, ул. Шевченко, 17. Музей создан вокруг фундаментов древнерусской церкви, сохранивших фрагменты оригинальной раскраски – их гордо называют фресками, хотя о полноценных фресках речь здесь, конечно, не идет. В дополнение к фундаментам показывают фрагменты полов мозаики из другого переяславского храма — Михайловского — и пару интересных реконструкций древнерусского города.

 

Название

Древнее название города Переяслав в Киевской области связано с государством Славия. Переяслав имеет дословный содержательный перевод — перед этим я Славия. По другой версии название произошло от события: воин князя Владимира победил печенежского богатыря и «перенял у них славу». За другой - от мужского имени Преслав. Название употреблялось как Переяславль, то есть указывало на то, что город принадлежал Переяславу или им основан.

Славия
Одним из государств в Киевской Руси на территории современного Переяславского края было царство Славия. Оно существовало с VI по IX век и охватывало восточные области современной Украины… Подобную гипотезу высказал и академик Б. Рыбаков, что городом Славией может быть Переяслав-Южный, расположенный недалеко от Киева.

Переяслав-Русский
В 1152 году Юрий Долгорукий основал на северо-востоке Киевской Руси город Переяслав (рус. Переславль-Залесский), основным его населением были выходцы из южного Переяслава (о чем свидетельствует и то, что местную реку назвали Трубеж). Чтоб различать два городка южный Переяслав в XII—XIII веках время от времени называли Переяслав-Русский, либо Переяслав-Южный (Южный) также это заглавие употребляется в историографии.

Переяслав-Хмельницкий
Всю свою историю город назывался Переяслав. Приставку Хмельницкий городу добавили 12 октября 1943 г., после отступления нацистских оккупантов и восстановления советской оккупации. Смену объяснили целью «чествование памяти великого сына украинского народа, государственного деятеля и полководца Украины Богдана Хмельницкого».

В 2000 году местные власти попытались инициировать возвращение городу названия Переяслав. Планировалось провести местный референдум вместе со всеукраинским, но его заблокировали коммунисты.

26 октября 2017 в сессионном зале Переяслав-Хмельницкого городского совета состоялось первое пленарное заседание 44-й очередной сессии 7-го созыва. Депутаты городского совета результативно проголосовали за возвращение исторического названия городу Переяслав. Это изменение названия формально не подпадает под законы о «декоммунизации», однако является важным шагом к общей дерусификации Украины.

14 декабря 2017 Киевский областной совет поддержал переименование. Также рассматривается демонтаж памятника в честь 300-летия Переяславского совета.

19 апреля 2018 в Верховную Раду Украины внесен проект постановления № 8307. В пояснительной записке в документ говорится, что изменение названия города инициировали его жители, которые таким образом намерены вернуть историческое название населенному пункту. Несмотря на это, проект критиковали многочисленные народные депутаты, в частности Александр Вилкул и Сергей Лещенко.

18 сентября 2019 на заседании Комитета Верховной Рады по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства депутаты единогласно поддержали решение о переименовании Переяслава-Хмельницкого в Переяслав. Проект постановления 20 раз попадал в повестку дня, но ни разу депутаты так и не дошли до рассмотрения проекта по существу. В Верховную Раду IX созыва снова внесли проект постановления о переименовании.

30 октября 2019 года Верховная Рада Украины переименовала город Переяслав-Хмельницкий в Переяслав.

 

История Переяслав-Хмельницкого

Первое летописное упоминание о древнем Переяславле в договоре Олега с греками достигает еще в 907 году, однако сейчас историки исключают возможность существования города в те времена из-за отсутствия археологических и грамотных доказательств. Вероятнее всего город основали в конце X в. Относительно основания города и происхождения названия «Повесть временных лет» подает легенду о Кожемяке (Кирилл, Никита, Яна).

«В ГОД 6501[993]. Ушел Владимир на Хорватов. А когда он вернулся с войны хорватской, то здесь печенеги пришли по ту сторону от Сулы. Владимир тогда пошел против них и встретил их на Трубеже у брода, где ныне Переяславль. И стал Владимир на этой стороне, а печенеги на той. И не решались эти на ту сторону, а те на эту сторону. И приехал князь печенежский к реке, и вызвал Владимира, и сказал ему: ты выпусти мужа твоего, а я своего. Пусть оба сражаются. И если твой муж ударит моим, то не будем воевать три года; если же наш муж ударит вашим, то будем воевать три года“. Владимир же, вернувшись в лагерь, послал по лагерю бирича, говоря: нет ли такого мужа, который бы взялся с печенижином бороться? И не нашелся такой нигде.

[…] Налетели как-то на поселение враги. Среди кочевников был один непобедимый витязь. Стал этот витязь вызвать себе врага из русинов, но никто из княжеской дружины не решался принять вызов. Соскучился ясный князь — стало ему стыдно и досадно. Тут вышел юноша из простолюдинов, который и согласился стать на герц с язычником. Жестоок был поединок. И одолел парень печенижина, чем и "перея славу" себе. В честь этой победы город стали называть Переяславлем.

Из-за удобного расположения город стремительно развивался. В конце 1080-х гг. по инициативе епископа (митрополита) Ефрема город приобрел свой каменный фасад в епископской части ребенка. В это время здесь достроили один из величайших храмов Киевской Руси — Михайловский собор. С стремительным развитием город быстро вышел за пределы детинца, и в дополнение к нему Переяславль обзавелся окольным городом и предгородьем, которые вместе составляли 123-125 га. Его численность населения достигла 11—11,5 тыс. чел. Однако уже в 30-40-е гг. XII в. начинается упадок Переяславля. Хотя именно в это время построили укрепление окольного града, площадь города значительно уменьшается и составляет всего 20-25 га.

В марте 1239 г. город опустошили и разрушили войска хана Батыя. В отличие от Киева и Чернигова, здесь разместился татарский залог, который делал невозможным полноценное возрождение города. Бывшее удельное переяславское княжество перестало существовать, а его земли вместе со столицей включили в новую административную единицу – Сарайскую тьму. Приблизительно тогда же кафедру переяславской епархии перенесли в ставку хана в Сарай-Берке. Ее главой стал назначенный митрополитом Кириллом епископ Феогност. С тех пор город, хоть и частично заселен, полностью приходит в упадок.

Речь Посполитая
Возрождение Переяслава формально началось 6 марта 1585 г., когда король Стефан Баторий предоставил князю и воеводе киевскому Константину Острожскому привилегию «на осажнование города Переяславля». По этой грамоте князь имел право «вь томъ то Переяславлю замокъ построить». Восстановленный город получил магдебургское право и собственный герб, подтвержденный затем грамотой Сигизмунда III в 1620 г. Однако согласно последним исследованиям возрождение могло начаться раньше. Так, согласно переписке османского султана Сулеймана II Пышного и короля Сигизмунда I Старого, первым жалуется, что осенью 1545 г. пришли казаки из Переяслава (Яцко и Мануйло), Черкасс, Брацлава, Киева и других замков под Очаков и нанесли большой вред. Другим письмом под 1570 г., тот же Сулейман II требовал от короля Сигизмунда II Августа наказания для казаков, которые вредят татарам, а в украинских городах, среди которых упоминается и Переяслав, есть более тысячи татарских пленников.

Среди других выдающихся моментов речпосполитской части истории города был фонд старостой Лукашем Жолкевским (умер 1636 г.) коллегиума иезуитов в Переяславе, для которой он передал свое имение — городок Бубнов с принадлежащими окрестностями.

Войско Запорожское
После подписания Куруковского соглашения 27 октября 1625 было создано пять казацких полков, а Переяслав стал одним из полковых центров. С введением Богданом Хмельницким летом 1648 полкового устройства, Переяславский полк полноценно оформился как одноименная военно-административная единица. Он был одним из крупнейших в Войске Запорожском и насчитывал 18 сотен, а сам город был важным центром поставки оружия и продовольствия для войск. В настоящее время оно играет роль дипломатического центра государства. Сюда приезжали вещь посполитские, московские, венгерские, татарские, османские послы.

Война с Речью Посполитой обещала быть долгой и кровопролитной, татары и османы не были надежными союзниками, поэтому гетман неоднократно обращался в московское правительство с предложением о военном союзе Украины с Московским царством. В октябре 1653 г. Земский собор в Москве наконец-то принял решение об альянсе. В Переяслав 31 декабря 1653 года прибыло посольство от московского царя Алексея Михайловича во главе с боярином Василием Бутурлиным.

7 января гетман встретился с царскими послами для уточнения условий союза и процедуры принесения присяги. Согласия добились после бурной дискуссии и взаимных компромиссов. Основным содержанием соглашения, оформленного в виде челобитного по имени царя, было то, что Украина приняла протекторат московского самодержца, сохраняя полную (как во внутренних, так и во внешних делах) автономию, свой республиканский строй и особое казацкое устройство. Украина имела право поддерживать дипломатические отношения с другими государствами, за исключением Речи Посполитой и Османской империи.

Утром 8 января старшинский совет принял уточнение условий соглашения. Во второй половине дня созвали общий совет на центральной площади. Собралась почти вся казацкая старшина, руководители полков, по 5—7 казаков из каждого полка, духовенство, мещане. Переяславский полк был в полном составе.

По окончании совета гетман, полковники и старшина отправились в Успенскую церковь, где в присутствии послов и московских священников приняли присягу московскому царю.

Ко всем городам и полкам Украины отправились московские посланники для принесения присяги на местах, но не везде их радушно встречали. Например, киевское духовенство не приняло присяги и вообще неприязненно восприняло это единение. Также не приняли присяги полковники Иван Богун и Мартын Пушкарь.

В результате этого соглашения земли Войска Запорожского вошли в состав Московского царства.

После смерти Богдана Хмельницкого между представителями старшины начались склоки и борьба за власть. Значительную территорию Украины охватили народные восстания. В июле 1666 г. восстание вспыхнуло в Переяславском полку.

Однако город развивался. В Переяславе функционировали 2 школы – при Успенской и Покровской церквях. Большой размах приобрело строительство, в основном деревянное. Отстроили Михайловскую церковь, разрушенную татарами. Ценой гетмана Ивана Мазепы возвели главный собор Вознесенского монастыря.

Последующая история
После ликвидации на Левобережной Украине полкового устройства 1782 Переяслав стал уездным городом Киевского наместничества, а с начала XIX в. - Полтавской губернии (Переяславский уезд занимал 16 волостей).

Город рос. Так, в 1816 году численность населения составила 6720 жителей, в 1865 году – уже 10 835 человек.

В помещичьих хозяйствах Переяславщины развивались сахароварение, винокурение, производство зерновых. В самом Переяславе промышленность была мало развита. Кроме земледелия, люди занимались кустарными промыслами: ткачеством, кожевничеством, сапожником.

Жизнь города оживляли ежегодные ярмарки.

В конце XIX ст. в городе действовали 14 церквей, 1 монастырь, духовное училище, городское училище, женская прогимназия, общественная библиотека, два книжных магазина и церковно-приходская школа.

Значительная часть культурных памятников Переяслава была уничтожена во время атеистической борьбы 1930-х гг. и в годы Второй мировой войны: Покровский собор, Вознесенский монастырь и другие. Во время Голодомора 1932-1933 в городе и районе погибли 26 878 человек. Еще 8800 жизней переяславцев унесла война.

Несмотря на тысячелетнюю историю, 12 октября 1943 года, сразу после возвращения советской власти, указом Президиума Верховного Совета СССР город был переименован в Переяслав-Хмельницкий. Ученые долгое время дискутировали о целесообразности возвращения исторического названия. Наконец, 26 октября 2017 года депутаты городского совета поддержали решение о возвращении городу исторического названия. За Переяслав проголосовали 22 депутата (из 35), 2 – были против, 2 – воздержались, 2 не голосовали, 7 отсутствовали. Эту идею городские власти намеревались реализовать путем референдума еще в 2000 году, однако тогда проект заблокировали представители коммунистов.

С 1975 года Переяслав-Хмельницкий – город областного значения. По тогдашнему обычаю, «за успехи в социально-экономическом и культурном развитии» 1979 правительство СССР наградило город орденом Дружбы народов.

1999 - Переяслав-Хмельницкий третьим в Украине зарегистрировал устав территориального общества. В этом году возродили древний герб Переяслава и утвердили его флаг.

Созданный в 1986 году – сначала как Переяслав-Хмельницкий филиал Киевского государственного педагогического института – ПХДПУ продолжил древние переяславские образовательные традиции. Постановлением Кабинета Министров Украины №949 от 24 ноября 1993 года на базе Переяслав-Хмельницкого филиала Украинского государственного педагогического университета им. М. П. Драгоманова был создан Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический институт, которому в 1994 году присвоено имя Г. С. Сковороды и в 2000 году решением ГАК признано аккредитованным по III уровню аккредитации.

Распоряжением Кабинета Министров Украины в 2002 году на базе института создан Университет Григория Сковороды в Переяславе.

8 декабря 2018 года Святейший Патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет освятил новый храм в Переяславе.

 

 


Как добраться

Автомобилем
Переяслав стоит на трассе Киев – Днепропетровск в 90 км от Киева и 110 км от Черкасс. Дорога двухполосная, относительно хорошего качества. Она достаточно загружена, но проходит в стороне от населенных пунктов и не имеет чрезмерных скоростных ограничений, поэтому вслед за маршрутками от границы Киева до Переяслава вполне реально доехать за час.

Автобусом
В Переяслав ходят маршрутки из Киева от станций метро зеленой ветки - Харьковской, Бориспольской и Позняков. Маршрутки принадлежат по крайней мере трем разным компаниям, которые делят между собой эти станции метро, ​​а в самом Переяславе отправляются с разных мест в радиусе 100 м от автостанции. Время в пути – около часа, отправка по наполнению. По дороге маршрутки проходят через город Борисполь (рядом с одноименным киевским аэропортом) и останавливаются там по требованию, хотя если вы садитесь на маршрутку в Борисполе, то до самого Переяслава будете, скорее всего, стоять.

Через Переяслав проходят автобусы черкасского направления, а вот за Днепр, в сторону Канева, прямого транспорта нет.

Автостанция ул. Богдана Хмельницкого. Маленький дом с буфетом.

Кораблем
Раньше, еще в советское время, до города можно было добраться по Днепру, однако с 90-х годов регулярное сообщение отсутствует.

Транспорт
Несколько городских автобусных маршрутов начинаются с автостанции, городские автобусы ходят с интервалом примерно раз в час. Каждый из этих автобусов подвезет вас в центр города. В этнографический музей автобусы не ходят, но прямо там же, на площади перед автостанцией, можно взять такси.