Троицкая надвратная церковь — церковь над Святыми воротами Киево-Печерской лавры в Киеве, построенная в 1106—1108 годах. Единственное среди наземных сооружений Лавры, сохранившееся невредимым со времен Киевской Руси, одно из достопримечательностей архитектуры, культуры и истории украинского народа. Церковь расположена над главными монастырскими воротами в уступе крепостных стен.
Троицкая надвратная церковь была построена в 1106—1108 годах на
средства черниговского князя Святослава Давидовича, принявшего постриг в
Киево-Печерском монастыре под именем Николая Святоши.
Троицкая
церковь не была разрушена ни во время землетрясения 1230 г., ни во время
нашествия орды хана Батыя в 1240 г., когда было разрушено большинство
церквей Киева.
В конце XVII века и на протяжении XVIII церковь
была значительно реконструирована в стиле украинского барокко и
приобрела свой современный вид. Во время реконструкции появился
«укороченный» купол, изменился внутренний наряд и появились новые
росписи стен. Первоначальный аскетический вид был заменен барочной
«игривостью».
В 1725 году для церкви была сделана большая
центральная люстра — паникадило на 16 свечей. В 1730-1740-х годах
художники из Художественной Иконописной школы Монастыря расписали
церковь иконами. Темы для всех фресок были взяты из Библии. Декор,
орнаменты и цветовое решение в значительной степени повлияли традиции
украинского фольклорного искусства. Имена художников были определены
недавно благодаря исследованиям в архивах.
Церковь находится на втором этаже над воротами. В плане сооружение
является небольшим и почти квадратным (11,5х11,0 м). Четыре массивных
столба разделяют интерьер церкви на три нефа, каждый из которых имеет
апсиды сферической формы с восточной стороны, на стены и столбы
опирается свод и барабан купола. Узкие окна создают общий визуальный
эффект движения вверх, ощущение приподнятой легкости.
Архитектура
церкви типична для строительства церквей XI - XII века, которое было
распространено во времена Киевской Руси. Отличительной особенностью
церкви является то, что здесь никогда не было хоров.
Фасады
В 1730-1740-х годах восточный и западный фасады церкви
были украшены в стиле украинского барокко, которому присущи пышная
декорированность, динамичность и праздничность. Росписи на фасадах и
внутренних стенах церкви выполнены темпером и маслом мастерами лаврской
иконописной школы. Росписи экстерьера меняли довольно часто. Последние
исполнены в 1900—1902 годах.
На уступах крепостных стен слева и
справа Святых ворот в 1901—1902 годах Иваном Ежакевичем были написаны
композиции «Собор преподобных Ближних пещер» и «Собор преподобных
Дальних пещер».
Живопись
Живопись Троицкой надвратной церкви –
самый ценный памятник украинского художественного искусства начала XVIII
в. Он выделяется безупречным рисунком, выразительностью красок, высоким
композиционным мастерством и включает в себя более 100 композиций.
Сюжеты живописи взяты из истории христианской церкви и библейских
преданий. Значительную часть площади росписей занимает пейзаж, имеющий
символическое значение.
Все части церкви имеют определенное
символическое значение, отраженное в сюжетах росписей. Четыре фрески
заслуживают особого внимания:
«Поход праведников в рай» — на северной
стене при входе в церковь,
"Первый Вселенский (Никейский) собор" - на
западной стене,
«Крещение эфиопа апостолом Филиппом» — на северной
стене,
«Изгнание торговцев из храма» – над входом.
Вход в
церковь символизирует путь к Богу: на стене изображен «Поход праведников
в рай», их ведут ангелы, которых послал Бог Отец, изображенный на
потолке. Рай изображен как воображаемый ландшафт, на котором ходят
павлины, слоны, верблюды и другие экзотические животные.
Фреска в
центральном апсиде церкви посвящена Первому Вселенскому собору в Никее.
В самом центре композиции среди многих фигур можно выделить Императора
Константина, окруженного церковными иерархами. Художники изобразили их
одетыми в костюмы XVIII столетия. С левой стороны фрески изображён
Гетман Иван Скоропадский.
Фреска «Изгнание Торговцев из Храма»
над входом имеет динамичную и интересную композицию — торговцы,
изгоняемые Иисусом Христом, идут к настоящим дверям в стене.