Уайтхолл
Тел 0844 482 7777 (Великобритания) или
020 3166 6000 (за пределами Великобритании, возможные затворы)
Метро: Чаринг-Кросс, Набережная, Вестминстер
Открыт с 10:00 до
17:00 ежедневно (последний вход в 16:15)
Закрытое воскресенье,
праздничные дни, 24 декабря - 1 января
hrp.org.uk
Банкетинг-хаус (Лондон) или Банкетный дом, Уайтхолл, является самым большим и самым известным банкетным домом и единственным оставшимся частью дворца Уайтхолл. Здание имеет важное значение в истории английской архитектуры, поскольку первая структура должна быть завершена в неоклассическом стиле, который преобразовал английскую архитектуру. Начатый в 1619 году и спроектированный Иниго Джонсом в под влиянием Андреа Палладио, Банкетинг-хаус был завершен в 1622 году по цене 15 618 фунтов стерлингов. Через 27 лет после заверршения строительства король Карл I из Англии был обезглавлен на эшафоте перед зданием в январе 1649 года. Здание было облицовано Портлендским камнем в 19 веке, хотя детали первоначального фасада были точно сохранены. Сегодня Банкетинг-хаус является национальным памятником, открытым для публики и сохранившимся как здание, переименованное в I класс. О нем заботится независимая благотворительная организация «Исторические королевские дворцы», которая не получает финансирования от британского правительства или короны.
Дворец Уайтхолл был создан королем Генрихом VIII,
расширяя более ранний особняк, принадлежавший кардиналу Вулси,
известный как Йорк Плейс. Король был полон решимости, что его новый
дворец должен стать «самым большим дворцом в христианском мире»,
местом, соответствующим его недавно созданному статусу верховного
главы англиканской церкви. Все свидетельства опального Вулси были
уничтожены, и здание переименовали в Дворец Уайтхолл.
Во
время правления Генриха во дворце не было специального банкетного
зала, а король предпочитал устраивать банкеты во временном здании,
специально построенном в садах. Положение Хранителя Банкетного Дома
было улучшено королевой Марией I, обозначив его по отношению к
одноименному зданию во Дворце Нонсух, недалеко от южной окраины
Большого Лондона, которое с тех пор было снесено и вместо этого
отмечает место пешеходная развязка Лондонской петли. Этот дом
использовался для развлечения французского агента в Лондоне и посла
Антуана де Ноая и его жены в 1556 году.
Первый постоянный
банкетный зал в Уайтхолле просуществовал недолго. Он был построен
для короля Якова I, но был уничтожен пожаром в январе 1619 года,
когда рабочие, убравшись после новогодних праздников, решили сжечь
мусор внутри здания. Немедленная замена была заказана модным
архитектором Иниго Джонсом. Джонс провел время в Италии, изучая
архитектуру эпохи Возрождения и архитектуру Андреа Палладио, и
вернулся в Англию с революционными в то время идеями: заменить
эклектичный стиль якобинского английского Возрождения более чистым,
классическим. дизайн, который не пытался гармонировать с дворцом
Тюдоров, частью которого он должен был стать.
Дизайн банкетного дома выполнен в классическом стиле. Он представил
изысканный итальянский стиль эпохи Возрождения, не имеющий аналогов
в свободной и живописной якобинской архитектуре Англии, где мотивы
эпохи Возрождения все еще просачивались через гравюры фламандских
дизайнеров-маньеристов. Крыша в основном плоская, а линия крыши
ограничена балюстрадой. На фасаде улицы соединенные колонны
коринфского и ионического ордеров, первые над вторым, стоят на
высоком рустованном подвале и разделяют семь оконных проемов.
Здание трехэтажное: цокольный этаж, кладовая и кладовая, низкий;
его маленькие окна указывают на их скромный статус и использование
этажа, над которым находится банкетный зал двойной высоты, который
снаружи ложно выглядит как рояльный нобиль первого этажа с
второстепенным этажом выше. Нижние окна зала увенчаны чередующимися
треугольными и сегментными фронтонами, а верхние окна -
неукрашенными створками. Сразу под антаблементом, который выступает,
подчеркивая три центральных ниши, капители пилястр соединены
рельефными выступами, над которыми антаблемент поддерживается зубным
каретком. Под верхним фризом гирлянды и маски напоминают о пирах и
разгуле, связанных с концепцией королевского банкетного зала.
Большую часть работ над Банкетным домом курировал Николас Стоун,
каменщик из Девоншира, прошедший обучение в Голландии. Говорят, что
до этого времени английская скульптура напоминала скульптуру,
описанную герцогиней Мальфи: «вырезанная из алебастра фигура стоит
на коленях у могилы моего мужа». Как и Иниго Джонс, Стоун хорошо
знал флорентийское искусство и представил Англии более утонченную
классическую форму скульптуры, вдохновленную гробницами Микеланджело
Медичи. Это видно по его фигуркам на уличном фасаде Банкетного зала,
подобным тому, что украшает постамент его мемориала Фрэнсису Холлсу.
В 1638 году Джонс нарисовал проекты нового и массивного дворца в
Уайтхолле, в который его банкетный дом должен был быть включен как
одно крыло, охватывающее серию из семи внутренних дворов, видимых на
монументальном главном фасаде как небольшое фланговое крыло. Это
раскрыло идеи, лежащие в основе концепции палладианизма Джонса.
Однако король Карл I, заказавший эти планы, так и не накопил
ресурсов для их выполнения; вмешались его нехватка средств и
напряженность, которая в конечном итоге привела к гражданской войне,
и планы были навсегда отложены.
В январе 1698 года Тюдоровский дворец был разрушен 17-часовым пожаром. Все, что осталось, - это Банкетный зал, Ворота Уайтхолла и Ворота Гольбейна. Кристофера Рена и Николаса Хоксмура попросили спроектировать новый дворец, но ничего не вышло. Говорят, что овдовевший король Вильгельм III никогда не заботился об этом районе, но если бы его жена Мария II была жива, с ее пониманием исторического значения Уайтхолла, он настоял бы на восстановлении.
Термин «Банкетный дом» употреблялся неправильно. Зал
в доме фактически использовался не только для банкетов, но и для
королевских приемов, церемоний и представления масок. Предлагаемые
здесь развлечения были одними из лучших в Европе, поскольку в то
время Англия считалась ведущей музыкальной страной в этом районе. 5
января 1617 года Покахонтас и Томокомо предстали перед королем в
Банкетном зале на представлении маски Бена Джонсона «Видение
восторга». По словам Джона Смита, Джеймс I был настолько невзрачным,
что ни Покахонтас, ни Томокомо не понимали, кого они встречали, пока
им не объяснили позже. Позднее к таким маскам добавились французские
музыканты, которых королева Генриетта Мария, жена Карла I, привела
ко двору. Однако после смерти в 1625 году Орландо Гиббонса, который
по иронии судьбы умер во время поездки, чтобы встретиться с
новобрачной Генриеттой Марией и ее музыкантами, количество масок
начало медленно уменьшаться.
Внутри здания одноэтажное
двухэтажное двухкубое помещение. Двойной куб, в котором длина
комнаты вдвое больше его ширины и высоты, является еще одним
палладианством, в котором все пропорции математически связаны. На
верхнем уровне комнату окружает то, что иногда ошибочно называют
галереей менестрелей. Хотя музыканты, возможно, играли с этой
выгодной позиции, истинная цель игры заключалась в том, чтобы
допустить публику; во время строительства Банкетного Дома Короли все
еще жили «в великолепии и государстве» или публично. Менее
возвышенным и широкой публике будет разрешено толпиться в галерее,
чтобы посмотреть, как король обедает. Более низкий статус
находившихся в галерее подчеркивался отсутствием внутренней
лестницы, в галерею можно было попасть только по внешней лестнице.
Однако позже здание было расширено, чтобы разместить внутреннюю
лестницу.
Яков I, для которого был создан Банкетный дом, умер
в 1625 году, и ему наследовал его сын Карл I. Воцарение Карла I
ознаменовало новую эру в культурной истории Англии. Новый король был
великим покровителем искусств - он пополнил Королевскую коллекцию и
вдохновил великих художников Европы приехать в Англию. В 1623 году
он посетил Испанию, где был впечатлен Тицианом, Рубенсом и
Веласкесом. Его амбициями стало найти сопоставимого художника для
своего двора. Рубенса, когда он был дипломатом в Англии, попросили
спроектировать и покрасить потолок Банкетного зала, эскиз которого
был сделан в Лондоне, но завершен в его студии в Антверпене из-за
масштабов работы. Вероятно, он был введен в эксплуатацию в 1629–1630
годах и окончательно установлен в 1636 году, при этом потолок был
полностью переделан, чтобы обрамить различные секции. Темой,
заказанной королем, было прославление его отца, названное «Апофеоз
Иакова I», и представляло собой аллегорию его собственного рождения.
К огорчению короля Рубенс принял рыцарский титул и сбежал обратно в
Антверпен, оставив Энтони ван Дейка, соблазненного не только
рыцарским званием, но также пенсией и домом, чтобы он остался в
Англии в качестве придворного художника. Панели для потолка были
расписаны в ателье Рубенса в Антверпене и отправлены в Лондон на
корабле. Позже Иниго Джонс спроектировал еще одну комнату с двойным
кубом в Wilton House, чтобы показать портреты Ван Дейка
аристократической семьи Пембрук.
Учитывая внимание и усилия,
которые Карл I приложил к Банкетному залу, его конец не был лишен
иронии. Днем 30 января 1649 года он вышел из окна первого этажа
Банкетного зала на помост, который был возведен снаружи для его
собственной казни. Настоящее окно больше не существует, так как оно
находилось не в главном зале, а сразу за ним, в соседней части
здания, которое теперь исчезло и, если смотреть снаружи, было бы
следующим окном в северном конце, примерно выше. текущий вход
посетителей.
В отличие от архитектуры более южных европейских
стран, английская архитектура не претерпела периода эволюции до
классицизма. Через Джонса он прибыл внезапно и полностью
сформировался. До этого английская архитектура все еще была основана
на стилях средневековья, если в предыдущем столетии под влиянием
нидерландского и французского классицизма возрождения, который
привел к стилю английского возрождения в поздние елизаветинские и
якобинские периоды. Однако, как можно увидеть в таких выдающихся
домах, как Хатфилд-Хаус/ Hatfield House,
один из первых в Англии специально построенных домов эпохи
Возрождения, даже в эту эпоху английская домашняя архитектура
никогда не теряла своего «замкового воздуха».
Хотя на
английскую архитектуру в течение столетия или около того влиял, в
основном косвенно, итальянский классицизм, что привело к
использованию классических форм и мотивов в зданиях позднего
Тюдоров, елизаветинских и якобинских времен, по возвращении из
Италии Джонс привез с собой гораздо более основательные и
современное понимание основополагающих принципов позднего
ренессансного классицизма. Работая в Доме Королевы в Гринвиче и
Банкетном зале, Джонс изменил английскую архитектуру.
Свержение монарха и создание пуританского Содружества привело к
тому, что этот стиль стал рассматриваться как роялистский, что
задержало его распространение; но через несколько лет после
Реставрации почти в каждом английском графстве должны были появиться
здания в классическом стиле. Банкетный дом и его особенности стали
копироваться. Популярным мотивом было размещение фронтонов не только
над фасадом фасада, но и над его окнами. Особенно популярным было
использование чередующихся сегментных и треугольных фронтонов,
расположение которых использовал Вазари еще в 1550 году во Флоренции
Палаццо Медичи. Провинциальные архитекторы с разной степенью
компетентности начали воссоздавать мотивы Банкетного дома по всей
Англии. Примеры популярности этого стиля можно найти по всей Англии;
В одном только тогда отдаленном графстве Сомерсет есть три версии
Банкетного дома 17-го века: Бримптон д'Эверси, Хинтон-Хаус и
Эштон-Корт. После падения монархии карьера Джонса была фактически
завершена, его стиль рассматривался как роялистский. Он умер в 1652
году, так и не увидев популярности представленных им архитектурных
решений.
Яков II был последним монархом, жившим в Уайтхолле;
Вильгельм III и Мария II предпочли жить в другом месте и в конце
концов реконструировали дворец Хэмптон-Корт. После пожара,
уничтожившего дворец Уайтхолл, Банкетный зал стал ненужным для той
цели, для которой он был разработан, и он был преобразован в
часовню, чтобы заменить Королевскую часовню Уайтхолла, которая была
разрушена во время пожара и использовалась для проведения концертов.
. Он оставался часовней, пока не был передан Королевой Виктории в
1893 году Королевскому институту объединенных служб. Весьма
противоречивые планы по разделу большого особняка для обслуживания
офисов Учреждения были быстро отброшены в пользу создания музея, в
котором выставлялись экспонаты. личные вещи знаменитых полководцев и
скелет лошади Наполеона. Музей закрылся в 1962 году, а большое южное
окно, закрытое РУСИ, было восстановлено.
Сегодня банкетный
зал открыт для экскурсий и используется как место проведения
мероприятий.