Касас-Грандес (на испанском языке это значит
Великие дома, также известные как Пакиме) является доисторическим
археологическим объектом в северном мексиканском штате Чиуауа.
Строительство города связано с культурой Могольон. Касас-Грандес был
включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и входит в компетенцию
INAH. Касас-Грандес является одним из крупнейших и наиболее сложных
объектов культуры Могольон в регионе. Поселение было основано после
1130 года н.э. Более крупные здания были перестроены в многоэтажные
дома после 1350 года н.э. Сообщество было заброшено примерно в 1450
г. н.э. Касас-Грандес считается одной из самых значительных
археологических зон Могольон в северо-западной части Мексики,
связывая ее с другими объектами в Аризоне и Нью-Мексико в
Соединенных Штатах и демонстрируя пространство сферы влияния
Могольона.
Комплекс Касас-Грандес расположен в широкой
плодородной долине на Касас-Гранде на реке Сан-Мигель, в 56 км к югу
от Яноса и в 240 км к северо-западу от столицы штата Чихуахуа.
Поселение опиралось на орошение для поддержки своего сельского
хозяйства. Археологическая зона находится в пределах одноименного
современного муниципалитетаКасас-Грандес. Долина и регион населены
группами коренного населения в течение тысяч лет.
Добраться до Casas Grandes (Paquime) проще всего на машине.
Пересеките границу США и Мексики в Колумбусе, штат Нью-Мексико.
Двигайтесь по мексиканскому шоссе 2 на юг примерно 2 часа (123 мили) до
Нуэво-Касас-Грандес/Касас-Грандес.
Также можно доехать на
автобусе. Nuevo Casas Grandes обслуживается автобусами Futura из Чиуауа
(около 3-1 / 2 часов, стоимость проезда 447 песо (март 2022 г.).
Вход на археологические раскопки стоит 85 песо (март 2022 г.). Вход бесплатный по воскресеньям, а также для детей и пожилых людей (старше 60 лет). (Входной взнос включает вход в музей сайта.)
Это место археологических раскопок, поэтому вам придется много ходить. Возьмите походные ботинки и удобные носки. Шляпа поможет от солнца.
Ищите керамику Мата Ортис (или посетите пуэбло Мата Ортис поблизости). Хуан Кесада и его ученики следуют традиционной практике, оживляя цвета и узоры реликвий, найденных в руинах Пакиме. Отличительный стиль керамики Мата Ортис делает ее одной из самых коллекционных гончарных изделий в Мексике.
Легкие закуски и напитки можно приобрести в сувенирном магазине
отеля.
Более сытная еда доступна в соседнем городе
Нуэво-Касас-Грандес.
Несколько баров находятся в New Big Houses.
Queen's Bar, Av
Benito Juarez 2610, New Big Houses. С четверга по субботу с 20:00 до
2:00. Бар на открытом воздухе с крафтовым пивом и живой музыкой.
Жилье доступно в соседнем городе Нуэво-Касас-Грандес. В Пакиме нет
вариантов для кемпинга или бэккантри.
Отель Hacienda, проспект
Бенито Хуарес 2603, Нуэво-Касас-Грандес, ☏ +52 636 694 1046. Современные
номера, открытый бассейн, бар и ресторан.
Durazno Inn, авеню Бенито
Хуареса 605 (Центр New Casas Grandes), ☏ +52 636 694 0847. 35 долларов
США.
Примерно в 700 году культура Пакиме зародилась в
регионе с введением сельского хозяйства и строительством небольших
полуподземных глинобитных домов, построенных на берегах рек
Пьедрас-Вердес, Сан-Педро и Сан-Мигель, реки Касас-Грандес.
Чарльз Ди Пезо, археолог, изучавший этот район, предложил шесть этапов,
которые показывают развитие культуры.
I.- Докерамический
горизонт. Его начало неизвестно, и он закончился между 1-м и 2-м веками.
II.- Период керамики без украшения. Он был завершен примерно в 8
веке.
III.- Старый период. Он был завершен примерно в 11 веке.
Старый период подразделяется на: а) Фаза монастыря. б) Фаза пилона. в)
Фаза храбрых псов.
IV.- Средний период. Он закончился в
четырнадцатом веке. Период подразделяется на: а) Фаза добросовестности
б) Фаза Пакиме. в) Фаза Дьявола.
V.— Поздний период. С 1340 по
1660 год. Период подразделяется на: а) Фаза Роблеса. б) Фаза первых
спорадических контактов с испанцами.
VI.- Период испанцев. С 1660
по 1821 год.
В старый период были основаны первые деревни, и их
жители практиковали богарное земледелие, в дополнение к использованию
водного стока с гор.
На этапах Конвента и Пилона началось
строительство круглых домов, построенных путем выемки круга на глубину
менее одного метра, который служил основанием.Площадь таких домов
составляла примерно 10 м², а круглая дверь, в В центре села был возведен
общинный дом, больший, чем семейные дома.
На этапе Perros Bravos
размеры домов увеличились, они начали строиться рядом друг с другом, а
их основание перестало быть круглым и приняло квадратную форму. В этот
период присутствовала украшенная керамика, а также кусочки ракушек,
ожерелья, бусины из бирюзы и обработанной меди.
В средний период
изменилась социальная организация и внешний вид города. На этапе
Буэна-Фе дома одноэтажные, двери Т-образные, а крыши балочные.
Во
время фазы Пакиме население достигло своего наибольшего великолепия,
торговые отношения с другим населением увеличились, и были построены
церемониальные курганы. Население пересечено системой арыков,
обеспечивающих его водой, построена площадка для игры в мяч и начато
строительство многоэтажных домов, некоторые постройки доходили до
четырех этажей.
Во время фазы Diablo поселение было частично
заброшено и начало приходить в упадок из-за преследований со стороны
вражеских городов.К 1340 году население не выдержало вражеской осады, и
многие его жители были убиты.Это можно сделать по количеству
человеческих останков, которые были найдены в положениях гротесков.
Участок пыльный и сухой, с очень скудной растительностью (пустынная среда). Большая часть ландшафта совершенно бесплодна.
Несмотря на суровые условия, ряд видов процветает в негостеприимном климате. Распространены кактусы, агава, органная труба и опунция (известная как нопал в Мексике). Историки считают, что жители Пакиме жили за счет выращивания сельскохозяйственных культур, которые можно было прокормить с небольшим количеством воды, и за счет охоты на оленей-мулов и других животных. Вы вряд ли заметите крупных хищников, но часто встречаются броненосцы, луговые собачки и мелкие грызуны. В районе Пакиме обитает более 100 видов птиц, в том числе птицы-падальщики, такие как грифы, а также дорожные бегуны, у которых много ящериц. Археологи считают, что жители Пакиме держали ара, хотя они не являются местными жителями этого района. Известно, что змеи способны процветать в жарком и сухом климате, и известно, что вокруг Пакиме обитает более 35 видов, в том числе 6 видов гремучих змей. Хотя большинство из них ведут ночной образ жизни и будут прятаться днем, но всегда разумно следить за тем, где вы идете, и не поднимать камни и не совать руку в ямы.
Пакиме находится в пустыне Чиуауа. Ожидайте очень жарких и сухих условий летом (температура здесь достигает 48 ° C). Зимние ночи могут стать очень холодными с минусовой температурой. Прежде чем выйти на улицу, проверьте условия, оденьтесь по погоде и возьмите с собой много воды.
Это было доиспанское поселение, оказавшее влияние на северо-запад
Западной Сьерра-Мадре; большая часть западного чихуахуа и некоторые
районы штатов Сонора, Аризона, Юта, Колорадо и Мексика. По оценкам
исследователей, население, вероятно, насчитывало около 3500 жителей, но
их языковая и этническая принадлежность неизвестна.
Это место
известно своими глинобитными зданиями и Т-образными дверями. Из его
общей протяженности огорожена только часть, а меньшая часть раскопана.
Его здания имеют черты культуры Оазиса-Америка и демонстрируют
мастерство доиспанских архитекторов региона.
К западу от этого
города есть ряд построек, построенных из насыпи и камня, которые,
вероятно, были покрыты окрашенной известью; это были церемониальные
центры.
Некоторые исследователи утверждают, что Пакиме имел
автохтонное культурное развитие культуры Дульсе Оазиса-Америки. Другие
утверждают, что это было результатом вторжения элиты из мексиканского
нагорья или центральной Мексики.
Так, была создана внешнеторговая
почта, занимавшаяся производством перьев ара, обменом раковин, керамики,
меди и т. д.
Предметы, которые больше всего отличают Пакиме, -
это именно ее глиняные горшки; которые зовут Олла. Это потому, что они
больше, чем предмет простого использования, такой как кувшин, они носят
церемониальный или декоративный характер, и поэтому было бы более
уместно называть их вазами. В Мексике кувшином принято называть сосуд
для воды или другого напитка.
Жители Пакиме оставили в наследство
тысячи украшенных сосудов, на которых они запечатлели свои лица, формы
своих тел, украшения, окружающих их животных и многие другие фигуры.
Пакиме достиг своего максимального развития между 1060 и 1340
годами. В это время были построены многоэтажные дома, в которых были
канализация и отопление. Также были построены специальные места для
поклонения их богам и акведуки для подачи воды.
Около 1340 года
город Пакиме начал слабеть и был покинут его жителями. Причина, по
которой население эмигрировало в другие места, неизвестна.
После того, как Пакиме был заброшен, это место заняли коренные
кочевники. Зарождающаяся пустынная культура умерла.
В 1562 году
испанский исследователь Франсиско де Ибарра сообщил, что он посетил
неизведанные области, населенные хорошо одетыми туземцами, которые жили
в глинобитных домах, занимались земледелием, имели оросительные каналы и
имели много еды. В 1566 году он вернулся в этот регион и достиг Пакиме
или Касас-Грандес, населения, населенного в то время коренными жителями
Сума, которые не занимались сельским хозяйством и жили охотой и сбором
фруктов и кореньев.
Франсиско де Ибарра писал:
Он очень
населен домами большого размера, высоты и крепости, от шести до семи
оставшихся, с башнями или окруженными фортами в качестве фортов для
защиты и защиты от врагов (...) Он имеет большие и красивые дворики,
вымощенные красивыми, красивые и крупные камни в виде яшмы; а
остроконечные камни поддерживали большие и красивые столбы из толстого
дерева, привезенные издалека; прекрасные побеленные и раскрашенные стены
многих цветов, оттенков и красок его строения, сложенные на манер стен,
хотя сотканные и покрытые камнем и камнем более прочным и прочным, чем
доска.
От реки до деревень шли толстые и широкие каналы, по которым
они носили воду в свои дома. У них есть большие, широкие печи в нижней
части домов и построек, чтобы защитить их от холода, который там очень
холодный, потому что большую часть года идет снег, а чрезвычайно
холодный север приходит с равнин и гор, где снега больше всего. часто.
Были найдены следы металлов, которыми, должно быть, пользовались
туземцы, и шлифовальные камни (...) Мы нашли пройденные пути.
Этот большой фермерский дом и собрание домов не вместе, а разделены на
пространство в восемь лиг вниз по реке (...) Эти дома были в большинстве
своем разрушены, изношены водой и в беспорядке, потому что это показало,
что несколько лет они были оставлены, а их владельцы обезлюдели, хотя
рядом с ними были дикие, деревенские и выскочки, которые перестали жить
в домах такого величия, чтобы позаботиться о том, чтобы жить в
соломенных хижинах, как дикие звери на солнце, воздухе и холоде. Они
охотники, они едят всякую дичь, диких паразитов и желуди; они ходят
голыми; они приносят юбки из маринованной оленьей кожи и некоторых коров
(сиболо).
Начиная с 1970-х годов началось художественное движение, основанное на этих глиняных горшках, керамика Мата Ортис. Первоначально изготовленный Хуаном Кесада Селадо, мастером из города Мата Ортис (название города, соседнего с Пакиме), и открытый миру американским антропологом Спенсером Маккаллумом. Начавшись как копии сосудов или горшков Пакиме, эта керамика стала крупнейшим проявлением глиняного искусства в Мексике. Теперь эти экспонаты выставлены во многих музеях мира, начиная с Музея северных культур на территории археологических раскопок Пакиме, находящихся в ведении Национального института антропологии и истории (INAH).
Коровы, о которых упоминает Франсиско де Ибарра, — бизоны.