Национальный парк Сахама

Национальный парк Сахама

 

Транспорт
Где поесть
Отели, хостелы и прочие

 

Описание Национального парка Сахама

Провинция: Оруро

 

Национальный парк Сахама - национальный парк, расположенный в Департаменте Оруро, Боливия. Он граничит с национальным парком Лаука в Чили. В парке живут коренные народы, известные как Аймара, чья влиятельная древняя культура можно увидеть в разных аспектах по всему парку. Национальный парк Сахама содержит уникальные культурные артефакты и экологические чудеса, что делает его образцовым местом для экотуризма. Для этой области особое значение имеет множество различных местных растений и животных; поэтому его постоянное сохранение имеет большое экологическое значение. Управление парком осуществляется под совместным административным подходом, а местные жители и природоохранные парки ведут постоянный диалог по вопросам поддержания парка и политики.

 

История
Национальный парк Сахама - старейший национальный парк Боливии. Парк находится в экорегионе «Сухая пуна Центральных Анд». Он отличается впечатляющим ландшафтом Анд с высотой от 4200 до 6542 метров (13 780 до 21 463 футов). Он содержит снежный конус вулкана Саджама, самую высокую гору Боливии на высоте 6542 метра. В парк также входит вулканическая группа Паячата.

Этот район был объявлен заповедником в 1939 году из-за коренного растения Queñoa De Altura (Polylepis tarapacana), которое растет на склонах холмов этого региона. Это похожее на кустарник дерево приспособилось к высокогорью и суровому климату Анд. В то время, когда этот район был объявлен национальным парком, с этого дерева шла активная вырубка для производства древесного угля для снабжения боливийских шахт.

1 июля 2003 года он был добавлен в Предварительный список всемирного наследия ЮНЕСКО из-за его универсального культурного и природного значения.

Народ аймара
Народ аймара является коренным населением боливийского и перуанского альтиплано и составляет четверть населения Боливии. По последним оценкам, около 300 семей находятся в зоне достатка парка и около 100 - внутри парка. Большая часть населения аймара занимается разведением лам и альпак и прядением пряжи. Круглые дома, традиционные для аймара, все еще можно найти сегодня. У народа аймара также есть уникальная традиция передавать исторический текстиль из поколения в поколение в качестве унаследованного богатства. Поскольку люди аймара очень сильно полагаются на окружающую среду, они берут на себя защитную роль в отношении ее использования. Например, аймара недавно выразили протест против ралли «Дакар», гонки по бездорожью, впервые проходящей через солончаки Боливии. В качестве повода для беспокойства жители аймара назвали опасения по поводу нанесения ущерба окружающей среде из-за мусора и выбоин от транспортных средств на белом фоне.

Со времен колониализма аймара традиционно были недостаточно представленной группой. Таким образом, они сражались бок о бок с победившей либеральной партией во время Гражданской войны в Боливии 1899 года. Однако аймара по-прежнему подвергаются нападениям. Одним из текущих примеров борьбы между аймарами и правительством Боливии является использование аймара кокаинового куста. Аймара веками выращивали коку, используя листья в традиционных лекарствах и ритуалах. За последнее столетие правительство Боливии сделало все возможное, чтобы ограничить этот процесс, опасаясь производства кокаина. Хотя выращивание коки в традиционных целях является законным в Боливии, между правительством и народом аймара все еще продолжаются раздоры и конфликты из-за этого растения. Когда практика бедных, бесправных или коренных жителей демонизируется или осуждается, между двумя сторонами часто возникают серьезные споры и раздоры. Поставив цель против использования аймара кокаинового растения, правительство Боливии могло бы способствовать созданию еще более серьезной проблемы и способствовать беспорядкам. Небольшие группы населения с небольшой политической властью часто рассматриваются как «неполноценные», и их легко обвинить в целом ряде различных проблем, от политических, до социальных и экологических.

Бедственное положение народа аймара еще больше осложнилось избранием в 2006 году первого президента Боливии, коренного народа, Эво Моралеса. Моралес родился в семье аймара, занимавшейся натуральным хозяйством. В некотором смысле можно было бы сказать, что эти выборы помогли коренным народам получить чрезвычайно громкий голос в боливийской политике. В 2009 году Моралес помог принять новую конституцию. Новая конституция называет Боливию светским государством, а не католическим, как говорилось в предыдущей конституции. Он также признает наличие множества автономий на местном уровне и уровне департаментов, что, по мнению многих, дает таким людям, как аймара, больше свободы. Однако конституция вызвала некоторую негативную реакцию. Многие выступающие против него заявляют, что он «ориентирован на аймара», не применим и не подходит для всех граждан Боливии и фактически подвергает остракизму.

Достопримечательности
Национальный парк Саяма включает в себя геологические чудеса природы, такие как вулканы, разнообразные организмы и термальные источники, а также чудеса культуры, такие как древние захоронения, наскальные рисунки, а также колониальную архитектуру и искусство.

Леса Queñoa (иногда называемые keñua), которые возвышаются вдоль склона горы Sajama в парке, считаются одними из самых высоких лесов в мире. Есть многочисленные гейзеры и горячие источники (Aguas Termales), которые находятся примерно в часе ходьбы от деревни Саяма.

В этой области Боливии также есть линии Сахама, таинственные линии, покрывающие альтиплано, вырубленные в земле за тысячи лет древними предками народа аймара. По оценкам, длина линий составляет около 16 000 километров, что примерно в три раза превышает ширину Соединенных Штатов. Считается, что эти линии использовались в качестве древних маршрутов паломничества.

 

В парке также полно культурных ценностей и остатков древней культуры аймара. Чуллпа, высокие погребальные башни, посвященные знатным семьям аймара, усеивают ландшафт. Считается, что эти святыни были намеренно размещены на видимых участках, чтобы обеспечить почитание и память о мертвых. Также можно найти Пукарас, древние укрепления.

Что касается дикой природы, Саджама является домом для уникального набора организмов, характерных для альпийских регионов Анд. Растения и животные должны быть в состоянии справиться с большими высотами с меньшим количеством доступного кислорода, холодными ночными температурами и морозами до весны, небольшой тени или защиты от элементов и засушливых, сухих условиях. Одним из примеров уникальной дикой природы в парке является викунья, вид верблюдов, родственный ламам и альпакам. Этих животных ценят за их мягкий и теплый, но чрезвычайно легкий мех. Исторически сложилось так, что только императоры инков могли носить шерсть. Коренное население в этом районе все еще продолжает богатую культурную традицию мифов, легенд и ритуалов с участием викуньи. Когда-то они были почти полностью истреблены браконьерами из-за их тонкой и ценной шерсти, но теперь они защищены в этом районе, и их численность восстанавливается. В этом районе также обитают броненосцы, вискачи, медведи, андские кошки, пумы, кондоры, розовые фламинго, лысухи (черные утки), колибри, нанды и многие другие уникальные существа.

Экотуризм
Экотуризм можно определить по-разному, но в широком смысле это путешествие, цель которого - насладиться особенностями того, что считается естественной, красивой и экзотической средой. Основные темы экотуризма также включают устойчивую деятельность и поведение, которое приводит к минимальным негативным последствиям для окружающей среды. До недавнего времени туристическая активность в парке практически отсутствовала. Парк расположен вдали от городских центров, в окружении преимущественно неосвоенных земель без инфраструктуры. Тем не менее, одним из основных направлений работы комитета по совместному администрированию является создание устойчивых и ответственных методов получения дохода. Например, эко-домик Томарапи открылся в 2003 году и обеспечивает местную еду и ночлег от 2000 до 3000 посетителей в год. Лодж в настоящее время полностью управляется коренными жителями деревни аймара.

Климат Боливийского альтиплано не очень способствует продуктивному сельскому хозяйству. Район, как правило, очень засушливый, выпадает меньше половины климатической потребности. В этом засушливом регионе также бывают очень холодные ночи, когда заморозки случаются значительно дольше обычного вегетационного периода. В этой области могут расти только здоровые культуры, такие как клубни и зерна, такие как киноа, и даже в этом случае они не очень успешны. Поскольку сельское хозяйство не было бы жизнеспособным источником дохода для многих людей в этом регионе, они были вынуждены искать другие варианты дохода. Экотуризм может значительно помочь естественным местам со слабой экономикой и помочь найти экономичный способ сохранения. Однако должны быть предусмотрены определенные элементы, чтобы обеспечить прибыльный и безопасный экотуризм. Эти элементы, которые не являются исключительными или явно ограничивающими, включают культурно приемлемые возможности для местного населения, гарантии землевладения и акцент на более широкие темы, чем просто предоставленные экономические возможности. Договоренности между людьми аймара и остальной частью комитета управления парком помогли обеспечить чрезмерное планирование и местное участие в принятии решений, но, по общему признанию, планы не всегда идеальны. Даже при использовании самого оптимистичного сценария SERNAP допускает, что значительному количеству коренных жителей придется покинуть этот регион, чтобы обеспечить минимальные средства к существованию. В таких ситуациях необходимо тщательно взвесить все затраты и преимущества экотуризма.

Управление
Боливийское законодательство определяет охраняемые территории как «природные территории с вмешательством человека или без него, объявленные законом под охрану государства в целях защиты и сохранения флоры и фауны, генетических ресурсов, природных экосистем, водосборных бассейнов и ценностей науки, эстетики, истории, экономики, и общественные интересы, с целью сохранения и защиты природного и культурного наследия страны ». Поскольку все охраняемые территории Боливии населены, сохранение природы невозможно вопреки воле местного населения. Необходимо учитывать их традиционные права, существующие системы ценностей и социальную организацию.

 

Заповедником совместно управляют сотрудники парковой службы и коренное население аймара. Однако совместные усилия между Аймара и администрацией национальных парков Боливии (Servicio Nacional de Áreas Protegidas, SERNAP) начались только в 1998 году, когда была создана SERNAP. В национальном парке Сахама не было ни официальной администрации, ни смотрителей парка до 1995 года, а отношения между народом аймара и этой ранней администрацией парка практически не существовали из-за подходов и политики сверху вниз. В состав административного комитета Sajama теперь входят представители каждого из сообществ, sub-alcaldía (децентрализованный офис местной администрации в деревне Sajama), мэр Curahuara de Carangas, представитель администрации префектуры и делегаты от различных НПО, действующих в площадь.

С самого начала этот разнообразный комитет разработал довольно подробные планы, чтобы обеспечить выполнение их экономических и природоохранных целей. Первоначальные члены комитета считали, что успех парка зависит от объединения трех вещей: планирования, участия и проектов. Планирование правил и разработка «горизонта» парка были долгим и трудным процессом, но он сблизил разные группы людей. Планирование и обсуждение помогли искоренить ранее существовавшие предубеждения между народом аймара и недавно созданными смотрителями парка. Благодаря диалогу часто появляются новые идеи и методы управления и сохранения. С точки зрения планирования, муниципальные, региональные и традиционные власти, а также члены сообщества обязаны участвовать в управлении национальными парками Боливии. Это гарантирует, что голоса и мнения всех заинтересованных сторон будут четко признаны. Этот процесс также увеличивает доверие между разными жителями района, потому что они знают, что играют роль в этом процессе. Наконец, проекты нацелены на получение дохода, предлагая альтернативные средства к существованию, предполагающие более устойчивое использование ресурсов биоразнообразия.

Помимо экотуризма, были приняты меры для создания инициатив по устойчивому управлению викуньями парка. Мех викуньи чрезвычайно ценен: шарфы из их шерсти стоят более 1000 долларов. Однако он растет медленно и может занять от 2 до 3 лет, чтобы после стрижки вновь вырасти до коммерчески жизнеспособной длины [20]. Заботясь о викуньях, аймара углубляют свою связь с окружающей средой и создают постоянный источник дохода. Однако торговля мехом викуньи строго регулируется, что приводит к замедлению торговли, а иногда даже к невозможности торговли.

Хотя совместное управление на местном уровне может показаться очень полезным и эффективным средством защиты этой земли, он также имеет свои недостатки. Некоторыми проблемами для систем управления, подобных той, которая действует в этом парке, являются нечеткие роли, недоверие и плохое общение, что было замечено в Sajama.

Значимость
Ледяная шапка горы Саджама, самой высокой точки Боливии, позволила провести множество научных исследований. Извлечение ледяных кернов с вершины в 1998 г. дало уникальный взгляд на исторические климатические и атмосферные условия Южной Америки и ознаменовало собой первый раз, когда такая информация была доступна для местности с тропической широтой. Данные из этих кернов указывают на увеличение содержания многих тяжелых металлов в атмосфере, вероятно, вызванное антропогенными источниками. Присутствие этих металлов могло быть связано с производством цветных металлов. Значительно в таких странах, как Чили или Перу, выбросы в этой отрасли в последнее время снизились.

Люди аймара, которые жили в этом регионе еще до колониальных времен, имеют особую связь с окружающей средой и ландшафтом парка. Однако некоторые могут усомниться в эффективности охраняемых территорий при рассмотрении социально-экономических последствий для окружающих сообществ. Регулирование использования охраняемых земель может нанести ущерб средствам к существованию и культуре тех людей, которым они дороги. Однако недавние исследования в Боливии не показали никаких доказательств того, что создание охраняемых территорий усугубило бедность. Во всяком случае, заключают эти исследования, оценки показывают, что общины, затронутые охраняемыми территориями, испытали более высокий уровень сокращения бедности по сравнению с аналогичными незатронутыми общинами. Таким образом, присутствие национального парка Сайама и его комитета по управлению может помочь людям аймара, давая им возможность защищать окружающую среду и населяющие ее организмы.

 


Транспорт

 

Где поесть

 

Отели, хостелы и прочие