Plaza San Martín — это общественное место,
расположенное в блоке 9 проспекта Николас де Пьерола (бывший
проспект Кольмена) в историческом центре Лимы в Перу. В 1988 году
оно было объявлено объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и считается
одним из самых представительных общественных мест города Лимы.
Площадь соединена с Пласа-Майор в Лиме мостом Хирон-де-ла-Унион.
Его центральный памятник – дань уважения освободителю Хосе де
Сан-Мартину, поборнику независимости Перу.
Это пространство
настолько представительно и символично, что граждане бесчисленное
количество раз использовали его для проведения демонстраций, таких
как протесты 2020 года и скопления различных групп, таких как «Ни
одной меньше», «Нет Кейко», «Не связывайся с моими детьми». , среди
др. др. Он также приобрел актуальность как центр популистского
дискурса благодаря инициативе Римак Ллакта.
На месте площади Сан-Мартин располагались небольшие площади Микео и Зела, а также церковь и больница Сан-Хуан-де-Диос, которые между 1850 и 1860 годами были заменены железнодорожными станциями Сан-Хуан-де-Диос и Ла-Энкарнасьон. ранее занимавшие большую часть земли. Эти здания были снесены между 1911 и 1918 годами. Проект площади был одобрен муниципалитетом Лимы 6 июля 1917 года.
Площадь Сан-Мартин была открыта 27 июля 1921 года президентом
республики Аугусто Легией во время празднования столетия
независимости Перу. Планировку, украшение, мебель и ландшафтный
дизайн площади разработал для этого случая испанский градостроитель
Мануэль Пикерас Котоли. Скамейки (экседры) и балюстрады были
выполнены из мрамора, а пол из гранита, также имелись четыре
фонтана, бронзовые фонари и цветники. Пространство плазы занимает
площадь 12 300 м².
Бронзовый памятник генералу Сан-Мартину
был выбран в результате конкурса, выигранного испанским скульптором
Мариано Бенлиуре, и представляет собой Сан-Мартина, пересекающего
Анды верхом на лошади. Площадь была окончательно завершена арками
порталов в стиле необарокко, посвященными предшественникам Матео
Пумакауа и Франсиско де Зела, работами Пикераса Котоли и
модифицированными архитектором Рафаэлем Маркина-и-Буэно.
27 октября 2018 года здание Джаколетти пострадало от пожара. На первом уровне пятиэтажки находился куриный магазин «Рокки», где, предположительно, и начался пожар. Кроме того, в здании располагалось общежитие. Пожар мог начаться в дымоходе и поэтому быстро распространиться на верхние этажи.
Формирование площади застройками вокруг нее происходило постепенно.
Первыми зданиями на площади были Театр Колон и здание Джаколетти,
построенные в 1914 году.
Остальные здания позже были
построены в три этапа: первый соответствовал Гран-отелю Боливар
1924-1925 годов работы Рафаэля Маркины; Во втором были построены
здания порталов Зела (на юге) и Пумакауа (на севере), обе почти
идентичные конструкции, датированные 1926 годом, и Национальный
клуб, построенный в 1929 году Рикардо де Хакса Малаховски и Энрике
Бьянки в французский академический стиль; а на третьем и
заключительном этапе, примерно в 1930–1945 годах, фасады площади
были объединены за счет возведения зданий Cerro de Pasco Cooper
Corporation (1930 г.), Fénix (1934 г.), Cine Metro (1936 г., автор
Хосе Альварес Кальдерон), Юг. Америка (1941) и Боза (1941).
В
результате площадь сохраняет единство благодаря единообразию
фасадов, что соответствует старому типу площади в стиле барокко, что
создает целостную архитектурную структуру вокруг центрального
пространства и его памятника. Окончательный стиль большинства
зданий, окружающих это пространство, — неоиспаноязычный или
неоколониальный в рамках классической пространственной композиции
латиноамериканских и европейских корней.