Кафедральный собор Буэнос-Айреса, Аргентина

San Martin 42 (рядом с Каса Росада)

Кафедральный собор Буэнос-Айреса (исп. Catedral Metropolitana de Buenos Aires) — главная католическая церковь в Буэнос-Айресе, Аргентина. Он расположен в центре города, с видом на Пласа-де-Майо, на углу улиц Сан-Мартин и Ривадавия, в районе Сан-Николас. Это материнская церковь Архиепископии Буэнос-Айреса и Первосвятительская церковь Аргентины.

Собор Буэнос-Айреса несколько раз перестраивался с момента его скромного происхождения в 16 веке. Нынешнее здание представляет собой смесь архитектурных стилей, с нефом и куполом 18-го века и строгим неоклассическим фасадом 19-го века без башен. В интерьере сохранились драгоценные статуи и запрестольные образы 18-го века, а также богатое убранство в стиле неоренессанс и необарокко.

 

История и архитектура

Во время окончательного основания Буэнос-Айреса Хуаном де Гараем в 1580 году часть квартала, выходящего на главную площадь, была зарезервирована для главной церкви города. Здесь по-прежнему находится нынешний собор, который является последним зданием в серии предыдущих церквей, занимавших это место.

На момент основания город зависел от епархии Асунсьон (в современном Парагвае). Первая главная церковь Буэнос-Айреса представляла собой скромное здание из дерева и самана, которое было заменено новым в 1605 году губернатором Эрнандариасом. Это второе здание также оказалось под угрозой обрушения к 1616 году, и его пришлось снова перестраивать, что и было сделано примерно в 1618 году. В 1620 году Папа Павел V сделал Буэнос-Айрес резиденцией епископства. Его главная церковь теперь имела статус кафедральный собор.

После 1662 года собор был снова перестроен под руководством епископа Кристобаля де ла Манча-и-Веласко и губернатора Хосе Мартинеса де Салазара и вновь открыт в 1671 году. Теперь у собора было три нефа, покрытых деревянной крышей, и башня. Из-за плохого качества строительных материалов башня и крыша этой церкви рухнули в начале 1680-х годов. Вся церковь была снова перестроена, начиная с 1684 года, при епископе Асконе Имберто. В 1695 году здание было почти закончено, осталось достроить фланговые башни фасада и ризницу.

В начале 18 века работы шли медленно, и первая башня была закончена только около 1721 года. Вторая башня была начата в 1722 году и закончена около 1725 года. Главный фасад был переработан между 1725 и 1727 годами итальянским иезуитом Джованни Бьянки (также пишется как Бланки). Дизайн нового фасада был напрямую вдохновлен архитектурой итальянского маньеризма.

 

Окончательное здание

В ночь на 23 мая 1752 года неф собора обрушился. Единственными сохранившимися частями были фасад и башни, но остальную часть здания необходимо было полностью перестроить еще раз. Руководил проектом итальянский архитектор Антонио Маселла, и работы начались уже в 1753 году. Маселла спроектировал величественную церковь, намного большую, чем предыдущая структура, с трехнефным нефом, перекрытым цилиндрическими сводами, и боковыми часовнями. Купол должен был сидеть над переходом. Однако после завершения купола были обнаружены трещины в конструкции, и ее пришлось восстанавливать. Маселла был исключен из проекта и привлечен к ответственности властями, хотя позже оправдан.

Купол был перестроен португальским архитектором Мануэлем Альваресом де Роча после 1770 года. Фасад Бланки и башни были окончательно снесены в 1778 году, так как они были слишком малы по сравнению с масштабами нового собора. Элегантный проект нового фасада с двумя фланговыми башнями, сочетающий в себе элементы рококо и неоклассицизма, представил португальский военный инженер Хосе Кустодио де Са-э-Фариа, но финансовые трудности помешали реализации проекта. Собор был освящен в 1791 году без фасада.

Строительство фасада началось в начале 19 века под руководством испанского архитектора Томаса Торибио, но большого развития проект не получил. Только в 1821 году при губернаторе Мартине Родригесе и его министре Бернардино Ривадавии к планам завершения строительства собора отнеслись серьезно. Начиная с 1826 года французские архитекторы Проспер Катлен и Пьер Бенуа построили новый неоклассический фасад собора, вдохновленный Дворцом Бурбонов в Париже. Строительство было временно остановлено в 1827 году, а когда оно возобновилось, продвижение шло медленно до его окончательного завершения. Фасад здания состоит из высокого портика, вдохновленного классической архитектурой, с двенадцатью колоннами и треугольным фронтоном наверху. Портик придает зданию вид скорее древнего храма, чем католической церкви. Первоначальный проект не предусматривал строительства башен, и, хотя позже планировалось построить две башни, они так и не были реализованы.

Украшение фасада было закончено только между 1860 и 1863 годами, когда французский скульптор Жозеф Дюбурдье создал рельефы фронтона. Сцена представляет собой воссоединение Иосифа со своими братьями и отцом Иаковом в Египте и задумывалась как аллегория единства аргентинского народа после нескольких братоубийственных войн. Дюбурдье также завершил коринфские капители колонн портика.

 

Интерьер

Собор Буэнос-Айреса представляет собой здание в виде латинского креста с трансептом и тремя нефами с боковыми часовнями, соединенными коридорами. Первоначально интерьер украшали только запрестольные образы, но в конце 19 века стены и потолки церкви были украшены фресками с изображением библейских сцен работы итальянца Франческо Паоло Паризи. В 1907 году пол собора был покрыт мозаикой в венецианском стиле по проекту итальянца Карло Морра. Ремонтные работы на всем этаже были начаты в 2004 году и завершены в 2010 году.

В соборе сохранились некоторые элементы колониальных времен. Самым важным является главный алтарь из позолоченного дерева в стиле рококо, датируемый 1785 годом и выполненный испанским скульптором Исидро Лореа. Алтарь занимает главную часовню и имеет статую Девы Марии и изображение Святой Троицы в балдахине.

Еще одна известная колониальная скульптура - Христос Буэнос-Айреса, большое изображение распятого Христа, расположенное в алтаре боковой части трансепта. Статуя была вырезана португальским скульптором Мануэлем ду Който в 1671 году и является самой старой в соборе. По словам верующих, она чудом спасла город от наводнения в 18 веке.

Две кафедры собора в переходном стиле рококо-неоклассицизм были созданы в 1789–1790 годах испанским скульптором Хуаном Антонио Гаспаром Эрнандесом, который позже (1799 г.) руководил первой художественной школой Буэнос-Айреса.

Орган Уолкера 1871 года (опус 263) находится в хоровой части. В нем более 3500 трубок, и он был сделан в Германии из лучших материалов, доступных на тот момент. Титульным органистом является г-н Энрике Римольди, который периодически дает органные концерты бесплатно. Этот орган довольно хорошо сохранился, и его интонация была максимально приближена к оригиналу. В настоящее время он признан одним из лучших когда-либо произведенных органов Walcker.

Сам собор можно было бы рассматривать и как живописный музей. Например, для Кальварии (14 станций, всегда присутствующих в любом католическом храме) есть 14 великолепных картин, выполненных «al óleo», то есть масляной живописью и традиционным холстом, все оригиналы, размерами более 1,5 на 1 метр (4 фута 11 дюймов на 3 фута 3 дюйма) каждый.

 

Мавзолей генерала Сан-Мартина


В 1880 году останки генерала Хосе де Сан-Мартина были привезены из Франции и помещены в мавзолей, до которого можно добраться из правого прохода церкви. Мавзолей был специально спроектирован французским скульптором Альбером-Эрнестом Каррье-Бельезом из мрамора разных цветов. Черный саркофаг охраняют три женские фигуры в натуральную величину, которые представляют Аргентину, Чили и Перу, три региона, освобожденные генералом. В мавзолее также находятся останки генералов Хуана Грегорио де лас Эраса и Томаса Гвидо, а также Неизвестного солдата Независимости.