Золотой дом Рима: история и реконструкция

Золотой дом Рима: история и реконструкция

 

За пределами военных триумфов римляне были известны как своим архитектурным, так и инженерным мастерством. Domus Aurea (или Золотой Дом) удачно возвращается к этому прогрессу римских строительных навыков с точки зрения чрезмерного великолепия. Разработанный как большая ландшафтная вилла этот огромный проект (под патронажем императора Нерона) был начат в 64 году нашей эры, после того, как Великий римский пожар уничтожил многие из аристократических и гражданских зданий - особенно на склонах Палатинского холма. Altair4 Multimedia предприняла попытку реконструировать все монументальное здание с использованием некоторых интересных методов 3D-рендеринга.

 

Реконструкция
Это анимационное видео в основном рассказывает о великолепных внешних особенностях Domus Aurea. Последняя часть видео накладывает Колизей на водоем, который окружал «виллу» с одной стороны. Это потому, что огромный амфитеатр был построен на месте, которое раньше обслуживало искусственное озеро Нерона его Золотым домом.

 

Золотой Дом снаружи. Реконструкция

 

 

Второе анимационное видео дает нам быстрый обзор роскошных интерьеров Domus Aurea.

 

 

 

Золотой Дом

Величественный Золотой Дом, построенный из кирпича и бетона, был построен в период с 64 по 68 год нашей эры, а мраморные плиты украшали интерьер. Само название происходит от фасадных компонентов здания, которые были покрыты сусальным золотом, а также от дополнительных украшений редких драгоценных камней и ракушек. Однако показная внешняя красота не ограничивалась только этими внешними фасадами. Двухэтажная римская вилла также включала лепные потолки с полудрагоценными камнями и деталями из слоновой кости. Более 140 комнатами с различными тематическими элементами (и 11-метровыми потолками) были возведены в центре города. Некоторые комнаты особенно отличились. Например, так называемое «Золотое хранилище» выставляло напоказ позолоченный потолок, мраморные панели и сцену из греческой мифологии, в которой говорилось о похищении Ганимеда Зевсом.

 

Достаточно сказать, что весь комплекс Domus Aurea охватывал обширную территорию - и, предположительно, охватывал части холмов Палатин, Эсквилин и Целиан. По оценкам, этот огромный комплекс, также охватывающий искусственное озеро, имел площадь 300 метров в длину и 100 метров в ширину, что эквивалентно более чем пяти футбольным полям! Как Гай Светоний Транквилл, римский историк, который писал в начале 2-го века нашей эры, упомянул, как комплекс вилл относился к «rus in urbe» (или «сельской местности в городе») с его идиллическим включением деревьев, виноградников, искусственного озера, и даже пастбища с животными стадами.

 

Прихожая в нем была такой высоты, что в ней стояла колоссальная статуя императора высотой 36 метров; площадь его была такова, что тройной портик по сторонам был длиной более 1,5 км; внутри был пруд, подобный морю, окруженный строениями, подобными городам, а затем — поля, пестреющие пашнями, пастбищами, лесами и виноградниками, и на них — множество домашней скотины и диких зверей… в обеденных палатах потолки были штучные, с поворотными плитами, чтобы рассыпать цветы, с отверстьями, чтобы рассеивать ароматы;

 

Светоний, Жизнь двенадцати цезарей, Нерон

 

Вращающаяся комната и лепестки цветов

Золотой Дом

главная палата была круглая и днем и ночью безостановочно вращалась вслед небосводу; в банях текли соленые и серные воды. И когда такой дворец был закончен и освящен, Нерон только и сказал ему в похвалу, что теперь, наконец, он будет жить по-человечески

 

Светоний, Жизнь двенадцати цезарей, Нерон

 

Теперь, если мы опустим взгляд на последнюю часть пассажа, мы столкнемся с тем, что можно описать как своеобразный образец архитектуры Золотого дома, относящийся к комнате с вращающейся крышей. Многие историки считают, что это пространство, часто называемое восьмигранной Салой Оттагонале, вероятно, имело вращающийся деревянный пол (вместо крыши), который перемещался относительно неподвижного потолка, который был расписан астрономическими созвездиями и звездами. Этот вращающийся механизм мог быть приведен в действие с помощью воды. Теперь, с точки зрения археологии, в 2014 году исследователи действительно наткнулись на круглую комнату с опорой на колонне внутри древней виллы – и это могла быть та самая комната, о которой упоминал Светоний.

 

Комната Сфинкса и Фрески

Комната Сфинкса и Фрески

Комната Сфинкса в 2019 году

 

И даже спустя 2000 лет римский дворец продолжает раскрывать свое богатое наследие, о чем свидетельствует открытие Залы Сфинксов в 2019 году. Облицованный изображениями пантер, кентавров и сфинкса, роскошная комната была найдена довольно случайно когда исследователи восстанавливали части соседней комнаты.

К сожалению, большая часть пространства все еще погребена под слоями земли и почвы, которые были намеренно засыпаны, чтобы возвести платформу для строительства роскошных ванн наверху, построенных под патронажем императора Траяна. Но что касается различимых изображений этой «скрытой» комнаты Сфинкса, археологи отметили изображения бога Пана, человека, вооруженного мечом, колчаном и щитом, стоящего перед пантерой, и сфинкса на постаменте. Они дополняются картинами стилизованных водных существ, птиц и флоры, состоящей из деревьев, цветов, виноградных лоз и листьев. Кстати, подобные типы дизайнерских мотивов были обнаружены и в других комнатах дворцового Золотого дома.

 

Золотой Дом

"Колоссальный Нерон" одолжил свое имя Колизею

В то время как Колизей (или Амфитеатр Флавиев, как его первоначально называли), вероятно, финансировался за счет добычи, насильственно взятой из Второго еврейского храма в Иерусалиме, этот массивный амфитеатр был построен на месте вышеупомянутого искусственного озера, окружающего комплекс Domus Aurea. Это был, безусловно, символический шаг со стороны императора Веспасиана, который хотел построить здание для Римской общественности – в отличие от якобы декадентских личных проектов, предпринятых его предшественником Нероном.

Однако, в свою очередь, само название Колизей происходит от 30 метровую "колоссальной" статуи Нерона, которая была расположена рядом с первоначальными воротами в Золотой дом. По мнению большинства историков, это название было приписано амфитеатру к 10 веку нашей эры, таким образом, затмив после себя первоначальное прозвище амфитеатр Флавий. Проще говоря, первоначальная часть Золотого дома все еще сохранилась благодаря огромной скульптуре Нерона – поскольку Веспасиан только заменил голову высокой позолоченной бронзовой статуи Нерона на голову Аполлона (и его солнечную корону), вместо того чтобы полностью уничтожить внушительное произведение искусства. К сожалению, этот колоссальный монумент, возможно, был опрокинут в позднее средневековье, оставив после себя лишь пьедестал, фундамент которого все еще можно увидеть.

 

Золотой Дом