Этрусская цивилизация древней Италии в наибольшей
степени охватывала территорию примерно того, что сейчас является
Тосканой, западной Умбрией и северным Лацио, а также то, что сейчас
является долиной По, Эмилия-Романья, юго-восточная Ломбардия, южный
Венето. и западная Кампания.
Самые ранние свидетельства
существования этрусской культуры датируются примерно 900 годом до
нашей эры. Это период виллановской культуры железного века, который
считается самой ранней фазой этрусской цивилизации, которая сама
развилась из предыдущей протовиллановской культуры позднего
бронзового века в том же регионе. Этрусская цивилизация
просуществовала до тех пор, пока не была ассимилирована римским
обществом. Ассимиляция началась в конце 4 века до н.э. в результате
римско-этрусских войн; он ускорился с предоставлением римского
гражданства в 90 г. до н.э. и завершился в 27 г. до н.э., когда
территория этрусков была включена в состав недавно созданной Римской
империи.
Территориальная протяженность этрусской цивилизации
достигла своего максимума около 750 г. до н.э., в период основания
Римского королевства. Его культура процветала в трех конфедерациях
городов: в Этрурии (Тоскана, Лацио и Умбрия), в долине По с
восточными Альпами и в Кампании. Лига в северной Италии упоминается
у Ливия. Сокращение этрусской территории было постепенным, но после
500 г. до н.э. политический баланс сил на итальянском полуострове
сместился от этрусков в пользу восходящей Римской республики.
Самыми ранними известными примерами этрусской письменности
являются надписи, найденные в южной Этрурии и датируемые примерно
700 годом до нашей эры. Этруски разработали систему письма,
основанную на эвбейском алфавите, которая использовалась в Великой
Греции (прибрежные районы, расположенные в Южной Италии). Этрусский
язык остается понятым лишь частично, что делает современное
понимание их общества и культуры в значительной степени зависимым от
гораздо более поздних и в целом не одобряющих римских и греческих
источников. В этрусской политической системе власть принадлежала
отдельным небольшим городам и, вероятно, отдельным влиятельным
семьям. На пике могущества этрусков элитные этрусские семьи очень
разбогатели за счет торговли с кельтским миром на севере и греками
на юге, и они наполняли свои большие семейные гробницы привозными
предметами роскоши.
Этруски называли себя Расенна, что было сокращено до Расна или Расна
(неоэтрусские), обе этимологии неизвестны.
В аттическом греческом
языке этруски были известны как тирренцы (Τυρρηνοί, Tyrrhēnoi, ранее
Τυρσηνοί Tyrsēnoi), от которых римляне получили имена Tyrrhēnī,
Tyrrhēnia (Этрурия) и Mare Tyrrhenum (Тирренское море), что побудило
некоторых ассоциировать их с Тереш. (один из народов моря, названный
египтянами).
Древние римляне называли этрусков тусками или
этрусками (единственное число тусков). Их римское имя является
источником терминов «Тоскана», которые относятся к их центру, и
«Этрурия», которые могут относиться к их более широкому региону.
Лингвисты считают, что термин Tusci был умбрийским словом, означающим
«этрусский», основанным на надписи на древней бронзовой табличке из
соседнего региона. Надпись содержит фразу turskum ... nomen, буквально
«тосканское имя». Основываясь на знании умбрийской грамматики, лингвисты
могут сделать вывод, что основной формой слова turskum является *Tursci,
что, посредством метатезиса и эпентезиса в начале слова, вероятно,
приведет к форме E-trus-ci.
Что касается первоначального значения
корня *Turs-, широко цитируемая гипотеза состоит в том, что оно, как и
латинское слово turris, означает «башня» и происходит от греческого
слова «башня»: τύρσις. По этой гипотезе Туски называли «людьми,
строящими башни» или «строителями башен». Предлагаемая этимология тем
более правдоподобна, что этруски предпочитали строить свои города на
высоких утесах, укрепленных стенами. В качестве альтернативы Джулиано и
Лариса Бонфанте предположили, что этрусские дома могли казаться простым
латинянам башнями. Предлагаемая этимология имеет долгую историю,
Дионисий Галикарнасский заметил в первом веке до нашей эры: «Нет причин,
по которым греки не должны были называть [этрусков] этим именем, как
из-за их проживания в башнях, так и из-за имени один из их правителей».
Литературные и исторические тексты на этрусском языке не сохранились,
а сам язык лишь частично понят современными учеными. Это делает
современное понимание их общества и культуры в значительной степени
зависимым от гораздо более поздних и в целом не одобряющих римских и
греческих источников. Эти древние писатели расходились в своих теориях о
происхождении этрусков. Некоторые предполагали, что это были пеласги,
переселившиеся сюда из Греции. Другие утверждали, что они были коренными
жителями центральной Италии, а не из Греции.
Первым греческим
автором, упомянувшим об этрусках, которых древние греки называли
тирренцами, был поэт 8 века до н.э. Гесиод в своем произведении
«Теогония». Он упомянул их как проживающих в центральной Италии вместе с
латинянами. В гомеровском гимне Дионису VII века до н.э. они упоминаются
как пираты. В отличие от более поздних греческих авторов, эти авторы не
предполагали, что этруски мигрировали в Италию с востока, и не связывали
их с пеласгами.
Только в 5 веке до н.э., когда этрусская
цивилизация утвердилась на несколько столетий, греческие писатели начали
ассоциировать название «тирренцы» с «пеласгами», и даже тогда некоторые
делали это таким образом, что предполагалось, что они были означало
только общие описательные ярлыки для «негреческих» и «коренных предков
греков» соответственно.
Историки 5-го века до нашей эры Фукидид и
Геродот, а также историк 1-го века до нашей эры Страбон, похоже,
предполагали, что тирренцы изначально были пеласгами, которые
мигрировали в Италию из Лидии через греческий остров Лемнос. Все они
описывали Лемнос как заселенный пеласгами, которых Фукидид определил как
«принадлежащих тирренцам» (τὸ δὲ πλεῖστον Πελασγικόν, τῶν καὶ Λῆμνόν
ποτε καὶήηαυὶήηα). Как рассказали Страбон и Геродот, миграцию на Лемнос
возглавил Тиррен / Тирсен, сын Атиса (который был царем Лидии). Страбон
добавил, что пеласги Лемноса и Имброса затем последовали за Тирреном на
Итальянский полуостров. И, согласно логографу Гелланику с Лесбоса,
произошла миграция пеласгов из Фессалии в Греции на итальянский
полуостров, в рамках которой пеласги колонизировали область, которую он
назвал Тирренией, и затем они стали называться тирренцами.
Есть
некоторые свидетельства, указывающие на связь между островом Лемнос и
тирренцами. Лемносская стела имеет надписи на языке, очень похожем по
структуре на язык этрусков. Открытие этих надписей в наше время привело
к предположению о «тирренской языковой группе», включающей этрусский,
лемнийский и раэтический языки, на которых говорят в Альпах.
Однако историк I века до н.э. Дионисий Галикарнасский, грек, живший в
Риме, отверг многие древние теории других греческих историков и
постулировал, что этруски были коренными народами, которые всегда жили в
Этрурии и отличались как от пеласгов, так и от лидийцы. Дионисий
отметил, что историк V века Ксанф из Лидии, который был родом из Сард и
считался важным источником и авторитетом в истории Лидии, никогда не
предполагал лидийского происхождения этрусков и никогда не называл
Тиррена правителем лидийцев. .
Поэтому я убежден, что пеласги —
это другой народ, чем тирренцы. И я также не верю, что тирренцы были
колонией лидийцев; ибо они не используют тот же язык, что и последние, и
нельзя утверждать, что, хотя они больше не говорят на одном языке, они
все еще сохраняют некоторые другие признаки своей родины. Ибо они не
поклоняются тем же богам, что и лидийцы, и не пользуются подобными
законами или установлениями, но в этих самых отношениях они больше
отличаются от лидийцев, чем от пеласгов. В самом деле, ближе всего к
истине, вероятно, подошли бы те, кто утверждает, что этот народ
переселился ниоткуда, но был коренным в этой стране, так как
оказывается, что это очень древний народ и не сходный ни с каким другим
ни в своем языке, ни в своих обычаях. жизни.
Достоверность
Дионисия Галикарнасского, возможно, подкрепляется тем фактом, что он был
первым древним писателем, который сообщил об эндониме этрусков: Расенна.
Римляне, однако, дают им другие имена: по стране, которую они когда-то
населяли, называемой Этрурией, они называют их этрусками, а по знанию
церемоний, относящихся к богослужению, в чем они превосходят других, они
теперь называют их, довольно неточно, Tusci, но прежде, с той же
точностью, что и греки, они называли их Thyoscoi [более ранняя форма
Tusci]. Однако их собственное имя такое же, как у одного из их лидеров,
Расенны.
Точно так же историк I века до н.э. Ливий в своей книге Ab Urbe
Condita Libri сказал, что ретийцы были этрусками, изгнанными в горы
вторгшимися галлами; и он утверждал, что жители Рэтии были этрусского
происхождения.
Альпийские племена также, без сомнения, имеют такое же
происхождение (от этрусков), особенно раэты; которые стали настолько
дикими из-за самой природы страны, что не сохранили ничего от своего
древнего характера, кроме звука их речи, да и то испорченного.
Историк первого века Плиний Старший также поместил этрусков в контекст
ретийского народа на севере и написал в своей « Естественной истории»
(79 г. н.э.):
К ним (альпийским) нориканцам примыкают рэти и
винделичи. Все они разделены на ряд штатов. Реты считаются народом
тосканской расы, изгнанным галлами, их лидера звали Ретус.
Вопрос о происхождении этрусков уже давно является предметом интереса
и споров среди историков. В наше время все доказательства, собранные
доисторическими и протоисторическими археологами, антропологами и
этрускологами, указывают на коренное происхождение этрусков. Нет никаких
археологических или лингвистических свидетельств миграции лидийцев или
пеласгов в Этрурию. Современные этрускологи и археологи, такие как
Массимо Паллоттино (1947), показали, что предположения и утверждения
ранних историков по этому вопросу были беспочвенными. В 2000 году
этрусколог Доминик Брикель подробно объяснил, почему он считает, что
труды древнегреческих историков о происхождении этрусков не должны даже
считаться историческими документами. Он утверждает, что древняя история
о «лидийском происхождении» этрусков была преднамеренной, политически
мотивированной выдумкой, и что древние греки делали вывод о связи между
тирренцами и пеласгами исключительно на основании определенных греческих
и местных традиций и одного лишь факта. что между этрусками и греками
велась торговля. Он отметил, что, даже если эти истории включают
исторические факты, предполагающие контакты, такие контакты более
правдоподобно связаны с культурным обменом, чем с миграцией.
Несколько археологов, проанализировавших останки бронзового и железного
веков, раскопанные на территории исторической Этрурии, указали, что не
было найдено никаких свидетельств, связанных либо с материальной
культурой, либо с социальными практиками, которые могли бы поддержать
теорию миграции. Наиболее заметным и радикальным изменением,
засвидетельствованным археологически в этом районе, является принятие,
начиная примерно с 12 века до нашей эры, погребального обряда сжигания в
терракотовых урнах, который является континентальной европейской
практикой, заимствованной из культура полей урн; в нем нет ничего, что
указывало бы на этнический вклад из Малой Азии или Ближнего Востока.
Обзор археологических находок за предыдущие 30 лет, проведенный в
2012 году на основе раскопок крупных этрусских городов, показал
преемственность культуры от последней фазы бронзового века (13–11 века
до н.э.) до железного века (10–9 века до н.э). Это свидетельствует о
том, что этрусская цивилизация, возникшая около 900 г. до н.э., была
построена людьми, чьи предки населяли этот регион не менее 200 лет
назад. Основываясь на этой культурной преемственности, среди археологов
в настоящее время существует консенсус в отношении того, что
протоэтрусская культура развилась на последней фазе бронзового века из
коренной протовиллановской культуры, и что последующая виллановская
культура железного века наиболее точно описывается как Ранний этап
этрусской цивилизации. Возможно, контакты между северно-центральной
Италией и микенским миром существовали в конце бронзового века. Однако
контакты между жителями Этрурии и жителями Греции, островов Эгейского
моря, Малой Азии и Ближнего Востока засвидетельствованы лишь столетия
спустя, когда этрусская цивилизация уже достигла расцвета и этрусский
этногенез утвердился. Первые из этих засвидетельствованных контактов
относятся к греческим колониям в Южной Италии и последующему периоду
ориентализации.
Исследование мтДНК в 2004 году, основанное на образцах этрусков из Венето, Тосканы, Лацио и Кампании, показало, что у этрусков не было значительной гетерогенности и что все митохондриальные линии, наблюдаемые среди образцов этрусков, кажутся типично европейскими, но только несколько гаплотипов были общими с этрусками. современные популяции. Обмен аллелями между этрусками и современным населением является самым высоким среди немцев (семь общих гаплотипов), корнуоллцев из Юго-Западной Англии (пять общих гаплотипов), турок (четыре общих гаплотипа) и тосканцев (два общих гаплотипа). .
Несколько исследований митохондриальной ДНК, опубликованных в 2013
году в журналах PLOS One и American Journal of Physical Anthropology на
основе образцов этрусков из Тосканы и Лациума, пришли к выводу, что
этруски были коренным населением, показывая, что мтДНК этрусков,
по-видимому, очень близка к к неолитическому населению из Центральной
Европы (Германия, Австрия, Венгрия) и другим тосканским популяциям,
убедительно предполагая, что этрусская цивилизация развилась локально из
виллановской культуры, что уже подтверждается археологическими данными и
антропологическими исследованиями, и что генетические связи между
Тосканой и Западная Анатолия восходит к по крайней мере 5000 лет назад
во время неолита, и «наиболее вероятное время разделения между Тосканой
и Западной Анатолией приходится около 7600 лет назад», во время миграции
ранних европейских земледельцев (EEF) из Анатолии в Европу в раннего
неолита. Древние этрусские образцы имели гаплогруппы митохондриальной
ДНК (мтДНК) JT (субклады J и T) и U5 с меньшинством мтДНК H1b.
В
коллективном томе «Этрускология», опубликованном в 2017 году, британский
археолог Фил Перкинс представляет анализ состояния исследований ДНК и
пишет, что «ни одно из исследований ДНК на сегодняшний день не
доказывает окончательно, что этруски были навязчивым населением Италии,
которое возникло в Восточном Средиземноморье или Анатолия» и «есть
признаки того, что свидетельства ДНК могут поддерживать теорию о том,
что этруски являются автохтонами в центральной Италии».
Генетическое исследование 2019 года, опубликованное в журнале Science,
проанализировало останки одиннадцати человек железного века из
окрестностей Рима, четыре из которых были этрусскими людьми, один был
похоронен в Вейо-Гротта-Грамичча эпохи Вилланова (900-800 гг. до н.э.)
Некрополь Ла Маттонара недалеко от Чивитавеккьи периода ориентализации
(700–600 гг. До н.э.). Исследование пришло к выводу, что этруски
(900–600 до н.э.) и латиняне (900–500 до н.э.) из Latium vetus были
генетически схожими, при этом генетические различия между исследованными
этрусками и латинянами оказались незначительными. Этруски и современные
латиняне отличались от предшествующих популяций Италии наличием ок. 30%
степное происхождение. Их ДНК представляла собой смесь двух третей
предков медного века (EEF + WHG; этруски ~ 66–72%, латиняне ~ 62–75%) и
одной трети родословной, связанной со степью (этруски ~ 27–33%, латины ~
24 –37%). Единственный извлеченный образец Y-ДНК принадлежал к
гаплогруппе J-M12 (J2b-L283), обнаруженной у человека, датируемого
700–600 гг. (1631-1531 кал. до н. э.). При этом четыре извлеченных
образца мтДНК принадлежали к гаплогруппам U5a1, H, T2b32, K1a4.
Следовательно, этруски также имели родословную, связанную со степью,
несмотря на то, что говорили на неиндоевропейском языке.
Генетическое исследование 2021 года, опубликованное в журнале Science
Advances, проанализировало аутосомную ДНК 48 человек железного века из
Тосканы и Лацио, охватывающих период с 800 по 1 год до нашей эры, и
подтвердило, что у этрусков присутствовал наследственный компонент Степь
в тех же процентах. обнаружены у ранее проанализированных латинян
железного века, а в ДНК этрусков полностью отсутствовал сигнал недавнего
смешения с Анатолией или Восточным Средиземноморьем, из чего можно
сделать вывод, что этруски были автохтонными и имели генетический
профиль, сходный с их латинскими соседями. И этруски, и латиняне прочно
вошли в европейский кластер, причем основной кластер был ближе всего к
современным испанцам, к западу от современных итальянцев. Основной
этрусский кластер представляет собой смесь WHG, EEF и степного
происхождения; Было обнаружено, что 75% этрусских мужчин принадлежат к
гаплогруппе R1b, особенно R1b-P312 и ее производной R1b-L2, прямым
предком которой является R1b-U152, в то время как наиболее
распространенной гаплогруппой митохондриальной ДНК среди этрусков была
H.
В своей книге «Краткая история человечества», опубликованной в
2021 году, немецкий генетик Йоханнес Краузе, содиректор Института
эволюционной антропологии им. и минойский) «развились на континенте в
ходе неолитической революции».
Этрусская цивилизация начинается с виллановской культуры, считающейся
древнейшей фазой. Сами этруски датировали происхождение этрусской нации
датой, соответствующей XI или X веку до нашей эры. Вилланованская
культура возникает благодаря феномену регионализации культуры позднего
бронзового века, называемой «протовиллановской», частью
центральноевропейской системы культуры полей урн. В последнюю
виллановскую фазу, называемую недавней фазой (около 770–730 гг. до н.
э.), этруски установили отношения определенного постоянства с первыми
греческими иммигрантами на юге Италии (в Питекузе, а затем в Куме),
настолько, что первоначально поглотили техники и фигуративных моделей, а
вскоре и более собственно культурных моделей, с введением, например,
письменности, нового способа банкетов, героической погребальной
идеологии, т. физиогномика этрусского общества. Таким образом, благодаря
растущему числу контактов с греками этруски вступили в так называемую
фазу ориентализации. На этом этапе на Грецию, большую часть Италии и
некоторые районы Испании приходилось сильное влияние самых передовых
районов восточного Средиземноморья и древнего Ближнего Востока. Также
непосредственно финикийские, или иначе ближневосточные, ремесленники,
купцы и художники способствовали распространению в Южной Европе
ближневосточных культурных и художественных мотивов. Последние три фазы
этрусской цивилизации называются соответственно архаической,
классической и эллинистической, что примерно соответствует одноименным
фазам древнегреческой цивилизации.
Расширение
Этрусская
экспансия была сосредоточена как на севере, за Аппенинскими горами, так
и в Кампании. Некоторые небольшие города шестого века до нашей эры за
это время исчезли, якобы захваченные более крупными и могущественными
соседями. Однако несомненно, что политическая структура этрусской
культуры была похожа на южную Великую Грецию, хотя и была более
аристократической. Добыча и торговля металлами, особенно медью и
железом, привели к обогащению этрусков и расширению их влияния на
итальянском полуострове и в западной части Средиземного моря. Здесь их
интересы столкнулись с интересами греков, особенно в шестом веке до
нашей эры, когда фокейцы Италии основали колонии вдоль побережья
Сардинии, Испании и Корсики. Это привело этрусков к союзу с Карфагеном,
чьи интересы также столкнулись с греками.
Около 540 г. до н.э.
битва при Алалии привела к новому распределению власти в западном
Средиземноморье. Хотя в битве не было явного победителя, Карфагену
удалось расширить сферу своего влияния за счет греков, а Этрурия
оказалась в северной части Тирренского моря с полным владением Корсикой.
С первой половины V века до нашей эры новая политическая ситуация
означала начало упадка этрусков после потери своих южных провинций. В
480 г. до н.э. союзник Этрурии Карфаген потерпел поражение от коалиции
городов Великой Греции во главе с Сиракузами на Сицилии. Несколько лет
спустя, в 474 г. до н.э., тиран Сиракуз Гиерон победил этрусков в битве
при Кумах. Влияние Этрурии на города Лацио и Кампанию ослабло, и
территория была захвачена римлянами и самнитами.
В 4 веке до
нашей эры в Этрурии галльское вторжение положило конец ее влиянию на
долину реки По и побережье Адриатического моря. Тем временем Рим начал
аннексировать этрусские города. Это привело к потере северных этрусских
провинций. Во время римско-этрусских войн Этрурия была завоевана Римом в
3 веке до нашей эры.
Этрусская лига
Согласно легенде, был
период между 600 г. до н.э. и 500 г. до н.э., когда между двенадцатью
этрусскими поселениями был заключен союз, известный сегодня как
Этрусская лига, Этрусская федерация или Додекаполис (по-гречески
Δωδεκάπολις). Согласно легенде, Этрусский союз двенадцати городов был
основан Тархоном и его братом Тирреном. Тархон дал свое имя городу
Тархна, или Тарквинии, как его называли римляне. Тиррен дал свое имя
тирренцам, альтернативное название этрусков. Хотя единого мнения о том,
какие города входили в лигу, нет, следующий список может быть близок к
истине: Арретиум, Кайсра, Клевсин, Куртун, Перусна, Пуплуна, Вейи,
Тарчна, Ветлуна, Вольтерра, Вельцна и Велх. Некоторые современные авторы
включают Rusellae. Лига была в основном экономической и религиозной
лигой или свободной конфедерацией, подобной греческим государствам. В
более поздние имперские времена, когда Этрурия была лишь одним из многих
регионов, контролируемых Римом, количество городов в лиге увеличилось на
три. Это отмечено на многих более поздних надгробных плитах, начиная со
2 века до нашей эры. По словам Ливия, двенадцать городов-государств
встречались один раз в год в Fanum Voltumnae в Вольсинии, где выбирался
лидер, представляющий лигу.
Были еще две этрусские лиги («Lega dei popoli»): лига Кампании, главным городом которой была Капуя, и города-государства долины По в северной Италии, в которые входили Болонья, Спина и Адриа.
Те, кто придерживается латинского основания Рима, за которым
последовало вторжение этрусков, обычно говорят об этрусском «влиянии» на
римскую культуру, то есть о культурных объектах, которые были
заимствованы Римом из соседней Этрурии. Преобладает мнение, что Рим был
основан латинянами, которые позже слились с этрусками. В этой
интерпретации этрусские культурные объекты считаются влиянием, а не
частью наследия. Рим, вероятно, был небольшим поселением до прихода
этрусков, которые построили первые элементы его городской
инфраструктуры, такие как дренажная система.
Основным критерием
для принятия решения о том, возник ли объект в Риме и перешел ли он под
влиянием этрусков или перешел к римлянам от этрусков, является дата.
Многие, если не большинство, этрусских городов были старше Рима. Если
кто-то обнаружит, что данная черта существовала раньше, она не может
возникнуть в Риме. Вторым критерием является мнение древних источников.
Это указывает на то, что определенные институты и обычаи произошли
непосредственно от этрусков. Рим расположен на краю бывшей территории
этрусков. Когда этрусские поселения появились к югу от границы,
предполагалось, что этруски расселились там после основания Рима, но
теперь известно, что эти поселения предшествовали Риму.
Этрусские
поселения часто строились на холмах — чем круче, тем лучше — и
окружались толстыми стенами. Согласно римской мифологии, когда Ромул и
Рем основали Рим, они сделали это на Палатинском холме в соответствии с
этрусским ритуалом; то есть они начали с померия или священного рва.
Затем приступили к стенам. Ромул должен был убить Рема, когда последний
перепрыгнул через стену, разрушив его магическое заклинание (см. Также в
разделе «Понс Сублиций»). Название Рима засвидетельствовано на этрусском
языке в форме Ruma-χ, означающей «римлянин», форма, которая отражает
другие засвидетельствованные этнонимы в этом языке с тем же суффиксом
-χ: Velzna-χ '(кто-то) из Вольсинии' и Sveama-χ «(кто-то) из Сованы».
Однако этого самого по себе недостаточно, чтобы окончательно доказать
этрусское происхождение. Если Тиберий из θefarie, то Рума был бы помещен
на реке Thefar (Тибр). Среди ученых широко обсуждается вопрос о том, кто
был основателем Рима. В 390 г. до н.э. город Рим подвергся нападению
галлов, в результате чего, возможно, были утрачены многие, хотя и не
все, его более ранние записи.
Более поздняя история повествует,
что некоторые этруски жили в Vicus Tuscus, «этрусском квартале», и что
существовала этрусская линия королей (хотя и происходящих от грека
Демарата Коринфского), которые сменили королей латинского и сабинского
происхождения. Историки-этрускофилы утверждают, что это, вместе с
свидетельствами об учреждениях, религиозных элементах и других
культурных элементах, доказывает, что Рим был основан этрусками.
Истинная картина несколько сложнее, не в последнюю очередь потому, что
этрусские города были отдельными образованиями, которые никогда не
объединялись в единое этрусское государство. Кроме того, в римской
культуре были сильные латинские и италийские элементы, и более поздние
римляне с гордостью отмечали это множественное «мультикультурное»
влияние на город.
Говорят, что при Ромуле и Нуме Помпилии люди
были разделены на тридцать курий и три племени. Немногие этрусские слова
вошли в латынь, но названия по крайней мере двух племен — Ramnes и
Luceres — кажутся этрусскими. Последние цари, возможно, носили этрусский
титул lucumo, в то время как регалии традиционно считались этрусскими —
золотая корона, скипетр, тога-пальмата (особое одеяние), курульное седло
(курульский стул) и, прежде всего, первичные символ государственной
власти: фасции. Последний представлял собой связку кнутов, окружающих
двулезвийный топор, который несли королевские ликторы. Примером фасций
являются остатки бронзовых стержней и топора из гробницы в этрусской
Ветулонии. Это позволило археологам идентифицировать изображение фасций
на могильной стеле Авеле Фелуске, который изображен как воин, владеющий
фасциями. Наиболее яркой этрусской особенностью является слово populus,
которое появляется как этрусское божество, Фуфлунс.
Исторические этруски достигли государственной системы общества с
остатками вождества и племенных форм. Рим был в некотором смысле первым
италийским государством, но начинался он как этрусское. Считается, что
стиль правления этрусков изменился с тотальной монархии на
олигархическую республику (как Римская республика) в 6 веке до нашей
эры.
Правительство рассматривалось как центральная власть,
управляющая всеми племенными и родовыми организациями. Он сохранил
власть жизни и смерти; на самом деле горгона, древний символ этой силы,
появляется как мотив в этрусском орнаменте. Приверженцев этой
государственной власти объединяла общая религия. Политической единицей в
этрусском обществе был город-государство, которое, вероятно, было
референтом methlum, «округа». В этрусских текстах упоминается довольно
много магистратов без особого намека на их функции: камти, парнич, пурт,
тамера, макстрев и так далее. Люди были мех.
Княжеские гробницы не были частными. Свидетельства надписей
показывают, что семьи хоронили там в течение длительного времени, что
знаменовало собой рост аристократической семьи как фиксированного
института, параллельного римскому роду и, возможно, даже его модели.
Этруски могли использовать любую модель восточного Средиземноморья. То,
что рост этого класса связан с новым приобретением богатства через
торговлю, не подвергается сомнению. Самые богатые города располагались
недалеко от побережья. В центре общества была супружеская пара,
тусуртир. Этруски были моногамным обществом, в котором упор делался на
пары.
Точно так же поведение некоторых богатых женщин не является
исключительно этрусским. Явное беспорядочное веселье имеет духовное
объяснение. Пеленание и Бонфанте (среди прочего) объясняют, что
изображения объятий обнаженной натуры, или симплегмы, «имели силу
отвращать зло», как и обнаженная грудь, которая была принята западной
культурой как апотропный прием, появившийся, наконец, на носовых
фигурах. парусных кораблей в виде обнаженной женской верхней части
туловища. Также возможно, что отношение греков и римлян к этрускам было
основано на непонимании места женщин в их обществе. И в Греции, и в
самом раннем республиканском Риме респектабельные женщины были
ограничены домом, и смешанное общение не происходило. Таким образом,
свобода женщин в этрусском обществе могла быть неправильно истолкована
как подразумевающая их сексуальную доступность. Стоит отметить, что на
ряде этрусских гробниц есть надгробные надписи в форме «X сын (отца) и
(матери)», что указывает на важность материнской стороны семьи.
У этрусков, как и у современных культур Древней Греции и Древнего Рима, были значительные военные традиции. Помимо обозначения ранга и власти определенных людей, война была значительным экономическим преимуществом для этрусской цивилизации. Как и многие древние общества, этруски проводили кампании в летние месяцы, совершая набеги на соседние районы, пытаясь завоевать территорию и борясь с пиратством как средством приобретения ценных ресурсов, таких как земля, престиж, товары и рабы. Вполне вероятно, что люди, захваченные в бою, будут выкуплены их семьями и кланами за высокую цену. Заключенных также потенциально можно было принести в жертву на гробницах в честь павших лидеров этрусского общества, мало чем отличаясь от жертв, принесенных Ахиллесом Патроклу.
Ареал этрусской цивилизации отмечен ее городами. Они были полностью
ассимилированы италийскими, кельтскими или римскими этническими
группами, но имена сохранились из надписей, а их руины представляют
эстетический и исторический интерес в большинстве городов центральной
Италии. Этрусские города процветали на большей части территории Италии в
эпоху римского железного века, отмечая крайнюю степень этрусской
цивилизации. Они были постепенно ассимилированы сначала италиками на
юге, затем кельтами на севере и, наконец, в самой Этрурии растущей
Римской республикой.
То, что многие римские города прежде были
этрусскими, было хорошо известно всем римским авторам. Некоторые города
были основаны этрусками в доисторические времена и носили полностью
этрусские названия. Другие были колонизированы этрусками, которые
этрускизировали имя, обычно курсивное.
Этрусская система верований была имманентным политеизмом; то есть все
видимые явления считались проявлением божественной силы, и эта сила
подразделялась на божеств, которые постоянно действовали на мир людей и
могли быть разубеждены или убеждены в пользу человеческих дел. Как
понимать волю божеств и как себя вести, этрускам открыли два инициатора:
Тагес, детская фигура, рожденная из возделанной земли и сразу же
одаренная предвидением, и Вегоя, женская фигура. Их учения хранились в
серии священных книг. Три слоя божеств очевидны в обширных мотивах
этрусского искусства. Один кажется божеством местной природы: Катха и
Усил, солнце; Тивр, луна; Сельванс, гражданский бог; Туран, богиня
любви; Ларан, бог войны; Лейнт, богиня смерти; Марис; Тална; Турмс; и
всегда популярные Фуфлюны, чье имя каким-то образом связано с городом
Популония и, возможно, народным богом populus Romanus.
Этим
пантеоном младших божеств правили высшие, которые, кажется, отражают
индоевропейскую систему: Тин или Тиния, небо, Уни, его жена (Юнона), и
Кель, богиня земли. Кроме того, в этрусскую систему были взяты некоторые
греческие и римские боги: Аритими (Артемида), Менрва (Минерва), Пача
(Дионис). Греческие герои, взятые у Гомера, также широко появляются в
художественных мотивах.
Относительно мало известно об архитектуре древних этрусков. Они адаптировали исконные итальянские стили под влиянием внешнего вида греческой архитектуры. В свою очередь, древнеримская архитектура началась с этрусских стилей, а затем приняла дальнейшее греческое влияние. Римские храмы имеют многие из тех же отличий по форме от греческих, что и этрусские храмы, но, как и греки, используют камень, в котором они точно копируют греческие условности. Дома богатых, очевидно, часто были большими и удобными, но погребальные камеры гробниц, часто заполненные погребальным инвентарем, являются ближайшим подходом к ним, чтобы выжить. В южной этрусской области гробницы имеют большие высеченные в скале камеры под курганом в больших некрополях, и они вместе с некоторыми городскими стенами являются единственными сохранившимися этрусскими постройками. Этрусская архитектура обычно не считается частью греко-римской классической архитектуры.
Этрусское искусство было создано этрусской цивилизацией между 9 и 2
веками до нашей эры. Особенно сильными в этой традиции были фигуративная
скульптура из терракоты (особенно в натуральную величину на саркофагах
или храмах), настенная роспись и обработка металла (особенно
гравированные бронзовые зеркала). Этрусская скульптура из литой бронзы
была известна и широко экспортировалась, но сохранилось несколько
крупных экземпляров (материал был слишком ценным и позже был
переработан). В отличие от терракоты и бронзы, этрусской скульптуры из
камня, по-видимому, было мало, несмотря на то, что этруски
контролировали прекрасные источники мрамора, включая каррарский мрамор,
который, похоже, не использовался до римлян. Большая часть
сохранившегося этрусского искусства происходит из гробниц, включая все
настенные фрески, меньшая часть которых изображает сцены пиршества и
некоторые повествовательные мифологические сюжеты.
Изделия
Bucchero черного цвета были ранним и родным стилем изящной этрусской
керамики. Существовала также традиция сложной этрусской росписи ваз,
которая произошла от ее греческого эквивалента; этруски были основным
экспортным рынком для греческих ваз. Этрусские храмы были обильно
украшены красочно раскрашенными терракотовыми антефиксами и другими
приспособлениями, которые в большом количестве сохранились там, где
исчезла деревянная надстройка. Этрусское искусство было тесно связано с
религией; загробная жизнь имела большое значение в этрусском искусстве.
Этрусские музыкальные инструменты, изображенные на фресках и
барельефах, представляют собой различные типы дудочек, такие как
плагиаулос (дудки Пана или Сиринкса), алебастровые дудки и знаменитые
двойные дудки в сопровождении ударных инструментов, таких как
tintinnabulum, тимпан и crotales, а позже струнными инструментами,
такими как лира и кифара.
Этруски оставили около 13 000 надписей, которые были найдены до сих пор, лишь небольшая часть из которых имеет значительную длину. Засвидетельствованное с 700 г. до н.э. по 50 г. н.э. отношение этрусского языка к другим языкам было источником давних предположений и исследований. Считается, что этруски говорили на доиндоевропейском и палеоевропейском языках, и большинство сходятся во мнении, что этрусский родственен только другим членам так называемой тирсенской языковой семьи, которая сама по себе является обособленной семьей, т.е. не имеет прямого отношения к другим известным языковым группам. Начиная с Rix (1998), широко признано, что тирсенские семейные группы Raetic и Lemnian связаны с этрусскими.
Этрусские тексты, написанные на протяжении семи столетий, используют форму греческого алфавита из-за тесных контактов между этрусками и греческими колониями в Питекузах и Кумах в 8 веке до н.э. I век нашей эры). Примерно в это же время этрусские надписи исчезли из Кьюзи, Перуджи и Ареццо. Сохранились лишь несколько фрагментов, религиозные и особенно погребальные тексты, большинство из которых поздние (IV век до н.э.). Помимо оригинальных текстов, дошедших до наших дней, имеется большое количество цитат и аллюзий классических авторов. В I веке до нашей эры Диодор Сицилийский писал, что литературная культура была одним из великих достижений этрусков. О нем мало что известно, и даже то, что известно об их языке, связано с повторением одних и тех же нескольких слов во многих найденных надписях (посредством современных эпитафий), противопоставленных в двуязычных или трехъязычных текстах латинскому и пуническому. Из названных жанров только один такой Вольнио (Вольнюс) упоминается в классических источниках. За некоторыми исключениями, такими как Liber Linteus, единственными сохранившимися письменными записями на этрусском языке являются надписи, в основном надгробные. Язык написан этрусским алфавитом, письмом, связанным с ранним эвбейским греческим алфавитом. Известно много тысяч надписей на этрусском языке, в основном эпитафии, и сохранилось несколько очень коротких текстов, в основном религиозного характера. Об этрусской художественной литературе свидетельствуют только ссылки более поздних римских авторов, но из их изобразительного искусства видно, что греческие мифы были хорошо известны.