Буньип


Буньип

 

 

 

 

 

Буньип - существо из мифологии австралийских аборигенов, которое, как говорят, прячется в болотах, бильярдных каналах, ручьях, руслах рек и водоемах.

Буньип был частью традиционных верований и историй аборигенов по всей Австралии, а его название варьировалось в зависимости от племенной номенклатуры. В своей книге 2001 года писатель Роберт Холден выделил по крайней мере девять региональных разновидностей этого существа, известного как бунйип, по всей Австралии. Происхождение слова bunyip восходит к языку Wemba-Wemba или Wergaia аборигенов Виктории в Юго-Восточной Австралии. Европейцы записали различные письменные отчеты о буньипах в начале и середине 19 века, когда они начали селиться по всей стране.

 

 

 

 

 

Имя
Слово bunyip обычно переводится австралийскими аборигенами как «дьявол» или «злой дух». Этот современный перевод может неточно отражать роль бунйипа в мифологии аборигенов до контакта или его возможное происхождение до того, как были сделаны письменные отчеты. Некоторые современные источники ссылаются на лингвистическую связь между бунйипом и Бунджилом, «мифическим« Великим человеком », создавшим горы, реки, человека и всех животных». Слово bahnyip впервые появилось в Sydney Gazette в 1812 году. Его использовал Джеймс Айвз для описания «большого черного животного, похожего на тюленя, с ужасным голосом, который наводит ужас на черных». К 1850-м годам бунип также использовался как «синоним самозванца, самозванца, мошенника и тому подобного» в более широком австралийском сообществе. Термин «аристократия бунип» впервые был введен в употребление в 1853 году для обозначения австралийцев, стремящихся стать аристократами. В начале 1990-х премьер-министр Пол Китинг использовал этот термин для обозначения членов консервативной оппозиционной Либеральной партии Австралии. Слово bunyip все еще можно встретить в ряде австралийских контекстов, включая такие топонимы, как река Bunyip (которая впадает в залив Вестернпорт на юге Виктории) и город Bunyip, Виктория.

Характеристики
Описания буньипов сильно различаются. Джордж Френч Ангус, возможно, собрал описание буньипа в своем отчете о «водном духе» у народа моорунди с реки Мюррей до 1847 года, заявив, что он «очень боится их ... Он обитает в Мюрреях; но ... ... им трудно его описать. Его самая обычная форма ... считается, что это огромная морская звезда ". Бунъип Challicum, контурное изображение бунипа, вырезанного аборигенами на берегу Огненного ручья, недалеко от Арарата, штат Виктория, было впервые зарегистрировано австралазийской газетой в 1851 году. Согласно отчету, бунип был пронзен копьем после убийства аборигена. человек. Антиквар Рейнелл Джонс утверждал, что до середины 1850-х годов аборигены имели «привычку ежегодно посещать это место и восстанавливать очертания фигуры [бунйипа], которая составляет около 11 шагов в длину и 4 шага в ширину». Контурное изображение больше не существует. Роберт Бро Смит в своей книге «Аборигены Виктории» (1878) посвятил бунъипу десять страниц, но пришел к выводу, что «на самом деле черным мало что известно о его форме, покрытии или повадках; они, похоже, так боялись его, что не могли принять к сведению его характеристики ".

Бунипы, которых предположительно видели свидетели, согласно их описаниям, чаще всего попадают в одну из двух категорий: 60% наблюдений напоминают тюленей или плавающих собак, а 20% случаев - существ с длинной шеей и маленькими головами; остальные описания неоднозначны и не поддаются категоризации. Разновидность тюленей собаки чаще всего описывается как имеющая от 4 до 6 футов в длину с лохматой черной или коричневой шерстью. По имеющимся данным, у этих кроликов круглая голова, напоминающая бульдога, выступающие уши, отсутствие хвоста и усы, как у тюленя или выдры. У разновидностей с длинной шеей якобы от 5 до 15 футов в длину и, как говорят, черный или коричневый мех, большие уши, маленькие бивни, голова, как у лошади или эму, удлиненная гривистая шея около трех футов в длину и с множеством складки кожи и конский хвост. Местные жители описывают буньип как земноводных, ведущих ночной образ жизни и населяющих озера, реки и болота. Бунипы, согласно мифологии аборигенов, могут быстро плавать с помощью плавников или ласт, издавать громкий рев и питаться раками, хотя некоторые легенды изображают их как кровожадных хищников людей, особенно женщин и детей. Якобы бунипа откладывают в гнездах утконоса.

Бунип появляется в Нгарринджери в сновидении в виде водяного духа по имени Мулявонк, который забирает любого, кто выловил больше, чем положенная им доля рыбы из водных путей, или забирает детей, если они подойдут слишком близко к воде. Истории учили практическим способам обеспечения долгосрочного выживания Нгарринджери, воплощая заботу о стране и ее людях.

Споры о происхождении буньипа
За последние 150 лет предпринимались различные попытки понять и объяснить происхождение бунипа как физического объекта. В 1933 году Чарльз Феннер предположил, что, вероятно, «истинное происхождение мифа о бунипе кроется в том факте, что время от времени тюлени пробирались вверх по рекам Мюррей и Дарлинг». Он привел примеры тюленей, найденных так далеко от суши, как Оверленд Корнер, Локстон и Конарго, и напомнил читателям, что «гладкий мех, выпуклые« абрикосовые »глаза и ревущий крик характерны для тюленей», особенно южных морских слонов и морских леопардов.

 

Другое предположение состоит в том, что бунип может быть культурной памятью вымерших австралийских сумчатых, таких как Diprotodon, Zygomaturus, Nototherium или Palorchestes. Впервые эта связь была официально установлена ​​доктором Джорджем Беннетом из Австралийского музея в 1871 году. В начале 1990-х палеонтолог Пэт Викерс-Рич и геолог Нил Арчболд также осторожно предположили, что легенды аборигенов, «возможно, возникли из-за знакомства с доисторическими костями или даже из жизни живых существ. сами доисторические животные ... Столкнувшись с останками некоторых ныне вымерших австралийских сумчатых, аборигены часто идентифицировали их как бунип ». Они также отмечают, что «легенды о михирунге у аборигенов Западной Виктории ... могут относиться к ... вымершим гигантским птицам Dromornithidae».

В статье Australian Birdlife в 2017 году Карл Брандт предположил, что встречи аборигенов с южным казуаром вдохновили миф. Согласно первому письменному описанию бунипа от 1845 года, существо, откладывающее бледно-голубые яйца огромных размеров, обладало смертоносными когтями, мощными задними лапами, ярко окрашенной грудью и головой, похожей на эму, характерными для австралийского казуара. . Поскольку клюв существа был описан как имеющий зазубренные выступы, каждый «похожий на кость ската», этот бунип был связан с коренными народами Крайнего Севера Квинсленда, известными своими копьями с зазубринами ската и близостью к австралийскому ареалу казуаров.

Еще одна ассоциация с бунипом - застенчивая австралазийская выпь (Botaurus poiciloptilus). В период размножения мужской голос этой болотной птицы - «низкий гул»; поэтому ее иногда называют «птицей бунип».

Ранние отчеты европейских поселенцев
Во время раннего заселения Австралии европейцами стало широко распространенным мнение, что бунип - неизвестное животное, которое ждало открытия. Незнакомые с видами и звуками своеобразной фауны островного континента, ранние европейцы считали, что описанный им бунип был еще одним странным австралийским животным, и иногда приписывали ему незнакомые крики или крики животных. Ученые также предполагают, что знания о буньипе 19 века были подкреплены импортированным европейским фольклором, например, ирландским пука.

Большое количество бунипов было замечено в течение 1840-х и 1850-х годов, особенно в юго-восточных колониях Виктории, Нового Южного Уэльса и Южной Австралии, по мере того как европейские поселенцы расширяли свое присутствие. Ниже приводится неполный список учетных записей:

Находка Юма 1818 г.
Одно из самых ранних упоминаний о большом неизвестном пресноводном животном относится к 1818 году, когда Гамильтон Хьюм и Джеймс Михан нашли несколько больших костей на озере Батерст в Новом Южном Уэльсе. Они не называли животное bunyip, но описали останки, указывающие на то, что существо очень похоже на бегемота или ламантина. Философское общество Австралазии позже предложило возместить Юму любые затраты, понесенные при обнаружении экземпляра неизвестного животного, но по разным причинам Юм не вернулся на озеро. Скелеты древних дипротодонов иногда сравнивают с бегемотом; это наземные животные, но иногда их можно было найти в озере или водотоке.

Окаменелости Веллингтонских пещер, 1830 год.
Более значительным было открытие окаменелых костей «некоторых четвероногих, намного крупнее быка или буйвола» в Веллингтонских пещерах в середине 1830 года бушменом Джорджем Ранкеном, а затем Томасом Митчеллом. Преподобный Сидней Джон Данмор Лэнг объявил находку «убедительным доказательством потопа», сославшись на библейские отчеты о потопе. Но британский анатом сэр Ричард Оуэн идентифицировал окаменелости как гигантских сумчатых животных Нототериум и Дипротодон. В то же время, некоторые поселенцы отметили, что «у всех туземцев этих ... районов есть традиция (), когда в больших ручьях и реках когда-то обитало очень большое животное, и многие говорят, что такие животные сейчас существуют. . "

Первое письменное употребление слова bunyip, 1845 г.
В июле 1845 года рекламодатель Джилонга объявил об открытии окаменелостей, найденных недалеко от Джилонга, под заголовком «Замечательное открытие нового животного». Это было продолжением рассказа об «ископаемых останках» из предыдущего выпуска. Газета продолжала: «Когда кость показали умному чернокожему, он сразу же узнал в ней принадлежность бунйипа, который, как он заявил, он видел. Когда его попросили нарисовать ее, он без колебаний сделал это». В отчете упоминается история о женщине-аборигенке, убитой бунйипом, и «самое прямое свидетельство из всех» - то, что человек по имени Мумбоуран «показал несколько глубоких ран на груди, сделанных когтями животного».

 

В аккаунте есть такое описание существа:
Таким образом, Bunyip представляет собой объединение характеристик птицы и аллигатора. У него голова, напоминающая эму, с длинным клювом, на концах которого есть поперечные выступы с каждой стороны, с зубчатыми краями, как кость ската. Его тело и ноги обладают природой аллигатора. Задние лапы удивительно толстые и сильные, а передние намного длиннее, но все же обладают большой силой. Конечности снабжены длинными когтями, но черные говорят, что обычно они убивают жертву, обнимая ее до смерти. В воде он плавает, как лягушка, а на берегу ходит на задних лапах с поднятой головой; в этом положении он достигает двенадцати или тринадцати футов в высоту.

Вскоре после появления этого сообщения его повторили в других австралийских газетах. Похоже, это первое использование слова bunyip в письменной публикации.

Буньип Австралийского музея 1847 года
В январе 1846 года на берегу реки Муррамбиджи недалеко от Балранальда в Новом Южном Уэльсе поселенец взял необычный череп. Первоначальные сообщения предполагали, что это был череп чего-то неизвестного науке. Нашедший его скваттер заметил: «Все туземцы, которым он был показан, называли [его] бунйипом». К июлю 1847 года несколько экспертов, в том числе У. С. Маклей и профессор Оуэн, идентифицировали череп как деформированный череп плода жеребенка или теленка. В то же время предполагаемый череп кролика был выставлен в Австралийском музее (Сидней) в течение двух дней. Посетители стекались, чтобы увидеть это, и The Sydney Morning Herald сообщила, что многие люди говорили о своих «наблюдениях за бунипом». В сообщениях об этом открытии использовалась фраза «Kine Pratie», а также Bunyip. Исследователь Уильям Ховелл, исследовавший череп, также назвал его «катен-пай».

В марте того же года был замечен «бунип или огромный платибус» (Утконос), «загорающий на безмятежной груди Ярры, прямо напротив таможни» в Мельбурне. «Немедленно собралась толпа», и трое мужчин отправились на лодке «охранять незнакомца», который «исчез», когда они были «примерно в ярде от него».

Отчет Уильяма Бакли о буньипах, 1852 г.
Другой ранний письменный отчет приписывается беглому осужденному Уильяму Бакли в его биографии 1852 года о тридцатилетнем проживании с людьми Wathaurong. В его отчете за 1852 год говорится: «В… озере Мудеварри [ныне озеро Модеварр], а также в большинстве других внутренних районов… это… очень необычное земноводное животное, которого местные жители называют Бунип». Согласно рассказу Бакли, он видел такое существо несколько раз. Он добавляет: «Я никогда не видел ничего, кроме спины, которая, казалось, была покрыта перьями темно-серого цвета. Она была размером с взрослого теленка ... туземцы видели либо голову, либо хвост ". Бакли также утверждал, что это существо было обычным явлением в реке Барвон, и привел пример, который он слышал о женщине-аборигене, убитой одним из них. Он подчеркнул, что считается, что буньип обладает сверхъестественными способностями.

Наблюдения и рисунки Стоклера, 1857 г.
В статье под названием «Бунип» газета сообщила о рисунках, сделанных Эдвином Стокелером во время его путешествия по рекам Мюррей и Гоулберн: «Среди последних рисунков мы заметили сходство с Бунипом, или, скорее, вид шеи. и плечи животного. Г-н Стоклер сообщает нам, что Bunyip - это большой пресноводный тюлень с двумя маленькими веслами или плавниками, прикрепленными к плечам, длинной лебединой шеей, головой, похожей на собачью, и любопытной сумкой, висящей под челюстью, напоминающей мешочек пеликан. Животное покрыто шерстью, как у утконоса, и имеет глянцево-черный цвет. Мистер Стокелер видел не менее шести этих любопытных животных в разное время; его лодка находилась в тридцати футах от лодки рядом с лодкой М'Гуайра на Гоулберне, и он выстрелил в Буньип, но не смог его поймать. Самый маленький был около пяти футов в длину, а самый большой превышал пятнадцать футов. Голова самого большого была размером с голову быка, и находилась на высоте трех футов над водой. Сделав набросок животного, мистер Стокелер показал его нескольким чернокожим из племени Гоулберн, которые заявили, что это был «брат Бунйипа», что означает дубликат или подобие бунипа. Животные двигались против течения со скоростью около семи миль в час, и г-н Штоккелер заявляет, что он мог бы приблизиться к наблюдаемым им образцам, если бы его не отпугнули рассказы местных жителей о силе и ярости. о буньипе, и тем фактом, что его ружье было только с одним стволом, а его лодка была очень хрупкой ».

 

Описание варьировалось в разных газетных статьях: «Великий вопрос о Беньипе, вероятно, будет завершен, поскольку мистер Стокелер, художник и джентльмен, который приплыл на Мюррей на маленькой лодке, заявил, что видел один, и имел возможность нарисовать этот «болезненный вопрос», но не смог его поймать. Мы видели рисунок, и он напоминает о гибриде водяного крота и большого морского змея ». 'Мистер. Стоклер, художник, и его мать отправляются в экспедицию по Мюррею с целью сделать несколько точных набросков видов этого прекрасного ручья, а также обитающих в нем существ. Я видел некоторые из их произведений, и, поскольку они видны в местах, с которыми я хорошо знаком, могу сказать, что рисунки являются точными изображениями. Мать и сын спускаются по течению на каноэ. Дама рисует цветы и т. Д .; сын посвящает себя прекрасным видам на берегу реки. На одном из рисунков изображено необычное существо, которое художник не может классифицировать. Он имеет вид в миниатюре знаменитого морского змея, как его описывают мореплаватели. Мистер Стокелер с первого взгляда находился примерно в двадцати пяти ярдах от него, поскольку он спокойно лежал на воде. Будучи замеченным, незнакомец тронулся, быстро взмахнув лопастями, и быстро исчез. Капитан Каделл попытался разгадать загадку, но еще не понял, что это за животное на самом деле. Г-н Стокелер заявляет, что когда он впервые увидел его над водой, он находился на высоте около двух футов над водой, и он оценил его длину от пяти до шести футов. Достойный капитан говорит, что если это существо не является «мускусным драконом» (названным так из-за очень сильного запаха мускуса), он не может объяснить новизну ».

Стоклер оспорил газетные описания в письме; заявив, что он никогда не называл животное bunyip, у него не было лебединой шеи, и он никогда ничего не говорил о размере животного, так как никогда не видел всего тела. Он продолжил писать, что все будет показано в его диораме, поскольку будет включен «портрет зверя почти в натуральную величину». На создание диорамы у него ушло четыре года, ее длина, по слухам, составляла 1,6 км, и она состояла из 70 отдельных картин. Диорама давно исчезла и, возможно, больше не существует.

В популярной культуре и художественной литературе
Газета Bunyip - это местная еженедельная газета, издающаяся в городе Голер, Южная Австралия. Впервые опубликованное в виде брошюры Обществом мошенников Голера в 1863 году, название было выбрано потому, что «Бунип - истинный тип австралийского мошенника!»
Дом Нежного Буньипа, построенный в 1860-х годах, расположен в Клифтон-Хилл, штат Виктория. Его перепрофилировали под жилье для малообеспеченных людей.

Многочисленные сказки о бунйипе в письменной литературе появились в XIX - начале XX веков. Одна из самых ранних известных - это история из книги Эндрю Лэнга «Коричневая книга фей» (1904).
Известный австралийский писатель Колин Тиле написал иллюстрированную детскую книгу Gloop The Gloomy Bunyip, опубликованную в 1962 году.
Персонаж Александр Буньип, созданный детским автором и иллюстратором Майклом Сэлмоном, впервые появился в печати в фильме «Монстр, который съел Канберру» (1972). Сэлмон показал персонажа Буньипа во многих других книгах и адаптировал его работу в качестве телесериала Александра Буньипа «Биллабонг».
Статуя Александра Буньипа была установлена ​​перед библиотекой Гунгалина в 2011 году.
Работа Анны Росс под названием A - для Александра, B - для Bunyip, C - для Канберры, была заказана правительством ACT для городского парка Гунгалина за 3,8 миллиона долларов.
(1916) музыкальная комедия в стиле рэгтайм Bunyip (мюзикл) или длинное название Эллы Палзьер Кэмпбелл (также известная как Элла Эйрли) «Очарование волшебной принцессы плетения», в течение года гастролировала по девяти площадкам в трех штатах с театральным кругом братьев Фуллер. Музыка была предоставлена ​​рядом австралийских эстрадных деятелей, включая Винса Кортни, Герберта Де Пинна, Фреда Монумента и Джеймса Кендиса.

Бум австралийского туризма 1970-х годов возродил интерес к мифологии буньип.
(1972) Деннис Ньюэлл построил монетный бунъип на Мюррей-Бридж, Южная Австралия, в заповеднике Стёрт на набережной города.
Дженни Вагнер опубликовала детскую книжку с картинками «Буньип Беркли-Крик» (1973).
(1977) В фильме «Точка и кенгуру» есть песня «The Bunyip (Bunyip Moon)». Баньип был предметом «Дот и контрабандистов», где главная героиня, Дот, и ее друзья-животные срывают план начальника цирка по поимке кролика. Изображенный бунип оказался нежным, застенчивым существом.
(1982) Детская книжка с картинками «Баллада о голубом озере Буньип».
(1996) Австралийский детский писатель Джеки Френч написал несколько сказок о бунъипе, в том числе рассказ «Дар Бунъипа», собранный в антологии Mind's Eye.
В одном из эпизодов сериала «Серебряный Брамби» был показан дружелюбный шутник-бунъип.
Вомми, персонаж с острова Ноев, постоянно упоминает бунипов и ошибочно принимает за благородного Ноя.

(1986) Австралийский фильм «Сновидения о лягушке» посвящен поискам кролика по имени Донкегин.
(2016) Независимый австралийский фильм «Красный Биллабонг» был выпущен в 2016 году. В нем рассказывается о двух разлученных братьях, которых преследуют Бунип.

Рассказы о Буньипе публиковались и за пределами Австралии.
(1937) Бибхутибхушан Бандйопадхьяй написал бенгальский роман «Чандер Пахар» («Гора Луны»), в котором рассказывается о бунйипе. Роман был адаптирован как одноименный фильм, выпущенный в конце 2013 года. Бунип изображался как главная угроза искателям сокровищ в пустыне гор Рихтерсвельд на юге Африки. В романе буньип описывается как трехпалый обезьяноподобный гоминид.
С 1954 по 1966 год Берти Буньип был главным кукольным персонажем популярного детского сериала на канале 3 в Филадельфии, штат Пенсильвания.
(1992) Ролевая игра «Оборотень: Апокалипсис» трактует легенду о Буньипе как о том, что на самом деле это племя австралийских коренных Гару, или оборотней. Тем не менее, они не являются играбельными в игре, поскольку, согласно сюжету игры, они были истреблены европейскими оборотнями во время колонизации Австралии.

Bunyip также был показан в фильмах.
В 1978 году в эко-ужастике Ozsploitation The Long Weekend бунип изображен как существо, терроризирующее главную пару в фильме, которая разгромила мирный австралийский пляж.

В 21 веке буньип использовался в произведениях по всему миру.
(2002) Серия видеоигр Тай, тасманский тигр, изображает Bunyips как мирных мистических старейшин, населяющих мир The Dreaming, хотя и не столь свирепых, как их тезка, и напоминающих приматов. Костюмы роботов, которыми Тай может управлять в играх Ty the Tasmanian Tiger 2: Bush Rescue и Ty the Tasmanian Tiger 3: Night of the Quinkan, названы в честь Bunyips, таких как Shadow Gunyip, Battle Gunyip и Missile Gunyips.
(2009) Персонаж по имени Брюс Баньип появляется в детской книге «Неддиада» американца Дэниела Пинкуотера. Первоначально он описывается как «большой и смуглый, с крошечными глазками, хмурым взглядом и сросшимися бровями», а позже говорит, что он монстр.
(2009) Bunyips появились как криптиды фокуса в эпизоде ​​The Secret Saturday; однако они изображались не монстрами, а маленькими беспокойными существами.
(2010) Баньипы появляются в фантастическом романе Наоми Новик «Змеиные языки».
(2014) В романе «Загробные миры» один из персонажей является автором вымышленной книги под названием Bunyip.
(2014) В фантастическом романе Роберта Каргилла «Королева тьмы» фигурирует «Бунип» на протяжении всей истории.
(2019) Бунип входит в число титанов, за которыми наблюдает Монарх в фильме Годзилла: Король монстров.

 

 

 

 

 

 

blog comments powered by Disqus