Ком-эль-Дека или Ком Эль-Дикка, Александрия

Ком-эль-Дека или Ком Эль-Дикка (араб. كوم الدكة), также известный как Ком-эль-Дикка, представляет собой район и место археологических раскопок в Александрии, Египет. Раньше Ком Эль-Дикка был зажиточным жилым районом, а позже крупным общественным центром Александрии с банным комплексом (парилкой), аудиториями (лекционными залами) и театром. Сегодня Ком-эль-Дикка является крупнейшим и наиболее полным наземным археологическим памятником в Александрии. Он содержит большое количество археологических свидетельств городской жизни в римском Египте, включая ранние виллы и их мозаики, а также общественные работы позднего Рима.

 

История

Ранний римский период, датируемый 1-3 веками нашей эры, содержит самые ранние хорошо сохранившиеся постройки. В этот период Ком-эль-Дикка состояла в основном из больших вилл. В конце 3 века этот район сильно пострадал от вторжения Пальмиры, осады Аврелиана и репрессий Диоклетиана.

В позднеримско-византийский период, датируемый 4-7 веками, район сильно изменился. Общественные сооружения заменили частные дома, и на этом месте заметно преобладал большой имперский банный комплекс, а также театр и ряд аудиторий. Эти общественные работы были построены вместе и были переплетены в их строительстве. Благодаря этим зданиям Ком-эль-Дикка служил крупным общественным центром Александрии.

 

Текущие археологические исследования

Археологические исследования Ком-эль-Дикка были начаты в 1960 году профессором Казимежем Михаловским. В настоящее время работа по-прежнему проводится польско-египетской археологической и консервационной экспедицией из Польского центра средиземноморской археологии Варшавского университета (PCMA UW) и Министерства туризма и древностей Египта (бывшее Министерство древностей). Нынешним руководителем проекта является доктор Гжегож Майхерек из PCMA UW.

С 2017 года туристы могут посетить самые важные части сайта. Археологический парк на Ком-эль-Дикке был спроектирован архитектором Войцехом Колонтаем, который несколько лет руководил археологической экспедицией и реконструировал многие постройки. За эти достижения он получил Премию профессора Яна Захватовича, врученную Польским комитетом ИКОМОС.

 

Археология

Банный комплекс
Бани были построены в 4 веке, хотя точная датировка неизвестна. Они перестраивались по крайней мере дважды, сначала после землетрясения 447 года, а затем после землетрясения 535 года. Из-за их размера и симметричной конструкции они, вероятно, были построены на имперские средства. Их стиль типичен для римских бань, включая аподитерий, фригидарий, тепидарий, дестриктарий, судаторий, кальдарий, большой бассейн, печи и кладовые. Раннее строительство было кирпичным, но позже бани стали строить из блоков. Это расширение добавило к банному комплексу квартиры и магазины. Вода в банный комплекс подавалась из большой цистерны, которая была единственным надземным водоемом в городе.

 

Аудитория

Академический комплекс состоит не менее чем из двадцати аудиориев, или лекционных залов, разделенных на две группы. Они служили бы «университетом» или местом получения высшего образования и служили бы археологическим подтверждением обилия изучения риторики, философии и медицины в Александрии с 5 по 7 века нашей эры. Их строительство началось с другими общественными работами в 4 веке. Залов может быть больше, но по состоянию на 2010 год раскопано только двадцать. Две группы разделены проходом к банному комплексу, и вполне вероятно, что через улицу, но за пределами зоны раскопок, есть еще группы. Хотя большинство залов имеют одинаковую ориентацию по оси север-юг; они различаются по размеру и расположению. Во всех аудиториях есть каменные скамейки, в большинстве из них две или три скамьи вдоль стен или в виде подковы. Вместимость обычно составляла 20–30 студентов на лекционный зал, а помещения с комфортом вмещали в общей сложности 500–600 студентов.

 

Театр

Театр представляет собой небольшой римский театр, используемый для различных развлечений. Он был построен в 4 веке и работал до начала 7 века, после реконструкции около 500 лет. Его раннее использование могло быть для заседаний городского совета, а также для развлечений. Граффити на сиденьях 6-го века показывают поддержку фракций Синих и Джинов, популярных команд возничих, хотя театр был недостаточно большим для гонок. Точные формы развлечений в театре неизвестны, но есть свидетельства музыкальных представлений и борьбы. После строительства академического комплекса в театре могли также проводиться академические мероприятия, такие как публичные речи и риторические выступления. Конструкция театра представляет собой удлиненный полуцикл с наклонными зрительными сиденьями. Сиденья сделаны из мрамора, переработанного из старых построек. Стены и вестибюль выполнены из известняка. В его верхней части находится ряд непревзойденных колонн, переработанных из других структур.

 

Дома

В ранний римский период, с 1 по 3 века нашей эры, Ком-эль-Дикка был занят большими виллами, известными своими изысканными мозаичными полами. В западной части сохранились три виллы. Разрушения 3-го века и систематические кражи привели к потере большей части конструкции зданий этого периода, но мозаика пола сохранилась.

В позднеримско-византийский период с 4 по 7 века были проведены массовые перестройки. Вместо больших вилл Ком-эль-Дикка был занят более простыми, но более стандартными домами. Тенденция к созданию обычных домов контрастировала с тем фактом, что многие дома были построены на основе старых построек и использовали их. Старые стены часто использовались в качестве фундамента для новых, хотя там, где дома не определялись фундаментом, на котором они были построены, они часто имели регулярные узоры. Магазины в фасадах домов стали гораздо более распространенными, а мастерские часто появлялись в тех частях домов, которые не выходили на улицу. По мере того, как росла потребность в дополнительной жилой площади, здания начали расширяться за пределы улицы, в результате чего большие улицы превращались в узкие переулки.

 

Вилла птиц

Вилла Птиц была виллой раннего римского периода. Он известен своими хорошо сохранившимися мозаиками, которые являются единственными мозаиками, которые можно увидеть в их первоначальном окружении в Александрии. Вилла, вероятно, была построена где-то в I веке нашей эры и была уничтожена пожаром где-то в конце III века. Хотя впоследствии он был разграблен для материалов и был занят в течение длительного периода времени, мозаики сохранились в относительно хорошем состоянии. Сохранились четыре мозаики общей площадью почти 110 квадратных футов, две из которых полностью сохранились, а две частично. Один из них, α-5, изображает девять разных птиц в девяти отдельных квадратах и дает название вилле. Искусство птиц выполнено в египетском стиле, но на него также повлияли другие западные провинции и Пергам.