Исфахан

Транспорт
Где поесть

 

Описание Исфахана

Исфахан (перс. اصفهان, также известный как Исфахан) - город в центральном Иране, к югу от Тегерана и столица провинции Исфахан. Персы называют это Nesf-e Jahan, что означает «половина мира». Благодаря своей красивой расписанной вручную плитке и великолепной общественной площади, он считается одним из самых красивых городов в мире. Древний город и столица Персии с 1598 по 1722 год, он долгое время славился своими прекрасными коврами и серебряной филигранью. Сегодня текстильные и сталелитейные заводы занимают свое место. Его архитектура, усаженные деревьями бульвары и спокойный темп делают его одним из самых ярких мест Ирана.

Город находится в 430 км к югу от Тегерана в предгорьях хребта Загрос. Город имеет умеренный климат и регулярные сезоны. Исфахан расположен на основных маршрутах север-юг и восток-запад, пересекающих Иран.

Большая часть великолепия города, включая большинство его лучших памятников, восходит к эпохе Сефевидов, когда город был имперской столицей Ирана.

В городе есть армянский квартал под названием Новая Джолфа, основанный шахом Аббасом I в 1600-х годах. Район назван в честь города Джульфа, все еще существующего вдоль реки Арас, откуда армяне были насильственно переселены во время освоения Исфахана. Им были выделены земли к югу от реки Зайанде, и они построили процветающее сообщество благодаря сетям международной торговли. Сегодня в квартале до сих пор много армянских церквей и учреждений.

 

Достопримечательности

Центр города состоит из более старой части, вращающейся вокруг мечети Джаме, и расширения Сефевидов вокруг площади Накш-э-Джахан с близлежащими местами отправления культа, дворцами и базарами.

Кладбища
Кладбище Баг-и-Резван - одно из самых больших и современных в стране. Другие кладбища включают армянское кладбище в Новой Джульфе и Тахт-э Фулад.

Базары
Базар Исфахана и ворот Кейсари были построены в 17 веке. Социальными центрами были опиумные дома и кофейни, сгруппированные вокруг Чахар Баг и Чехель сотун. Самая известная традиционная кофейня - Кахва-Сана-йе Голестан. Есть также Базар Хонар.

Мосты
Мосты на реке Зайандеруд представляют собой одни из лучших архитектурных сооружений Исфахана. Самый старый мост - мост Шахрестан, фундамент которого был построен Сасанидской империей (сасанидская эпоха 3–7 веков); он был отремонтирован в сельджукский период. Дальше вверх по течению находится мост Хаджу, построенный шахом Аббасом II в 1650 году. Его длина составляет 123 метра (404 фута) с 24 арками, и он также служит шлюзовыми воротами.

Другой мост - это мост Чуби (Джоуи), который изначально был акведуком для снабжения дворцовых садов на северном берегу реки. Далее вверх по течению снова находится Си-о-Сех Поль или мост из 33 арок. Здание было построено во время правления шаха Аббаса Великого шейхом Бахаи и соединило Исфахан с армянским пригородом Новой Джульфы. Армянский пригород Новой Джульфы. Это, безусловно, самый длинный мост в Исфахане - 295 м (967,85 футов).

Еще один известный мост - это мост Марнан.

Церкви и соборы
Церкви в городе в основном находятся в районе Новой Джульфы. Некоторые из исторически важных из них: Бедхемская церковь - 1627 г., церковь Св. Георгия - 17 век, церковь Святой Марии - 17 век, Ванкский собор - 1664 г. Самой старой является церковь Св. Якоба - 1607 г.

Эмамзаде
Эмамзаде Ахмад
Эмамзаде Эсмаил, Исфахан
Эмамзаде Гарун-и-Велаят - 16 век
Эмамзаде Джафар
Эмамзаде Шах Зейд

Сады и парки
К 2018 году стоимость парка Пардис Хонар в районе 6 составляет 30 миллиардов томов. Некоторые другие зоологические сады и парки (включая общественные и частные пляжные парки, не пляжные парки) - это Сад птиц, Цветочный сад Исфахана, Рекреационный комплекс Нажван, Моштаг, развлечения Шахре Рояха парк и Восточный парк Исфахана.

Дома
Дом Алама
Дом Амина
Виноградник Малек
Дом Казвиниса - 19 век
Дом Шейха ол-Эслама
Дом Конституции Исфахана

Мавзолеи и гробницы
Мавзолей Ар-Рашида - 12 век
Мавзолей Баба Гассем - 14 век
Мавзолей сефевидских князей
Гробница Низама аль-Мулька - 11 век
Мавзолей Саеба
Мавзолей Шахшахан - 15 век
Мавзолей Солтан Бахт Ага - 14 век

Минареты
Менар Йонбан был построен в 14 веке. Гробница Ивана высотой 10 метров. Другие менары включают минарет Али - 11 век, минарет Баг-э-Гушхане - 14 век, минарет Чехель Дохтаран - 12 век, минареты Дардашт - 14 век, минареты Дароцциафе - 14 век и минарет Сарбан.

Мечети
Мечеть Ага Нур - 16 век
Мечеть Хакима
Мечеть Ильчи
Мечеть Джаме
Мечеть Джарчи - 1610 г.
Лонбанская мечеть
Мечеть Магсудбейк - 1601 г.
Мечеть Мохаммеда Джафара Абадея - 1878 г.
Мечеть Рахим-хана - 19 век
Рокнолмолкская мечеть
Мечеть Сейед - 19 век
Шахская мечеть - 1629 г.
Мечеть шейха Лотфа Аллаха - 1618 г.

Музеи
Музей современного искусства Исфахан
Музей центра города Исфахан
Музей декоративного искусства
Музей естественной истории Исфахана - 15 век

Школы (медресе)
Школа Чахар Баг - начало 17 века
Харати
Кассегаранская школа - 1694 г.
Madreseye Khajoo
Нимаварская школа - 1691 г.
Садрская школа - 19 век

Дворцы и караван-сараи
Али Капу (Королевский дворец) - начало 17 века.
Чехель Сотун (Дворец сорока колонн) - 1647 г.
Хашт-Бехешт (Дворец восьми раев) - 1669 г.
Шах Караван-сарай
Талар Ашраф (Дворец Ашрафа) - 1650 г.

Площади и улицы
Бульвар Чахарбаг - 1596 г.
Бульвар Чахарбах-и-Хаджу
Мейдан Коне (Старая площадь)
Площадь Накш-э-Джахан, также известная как «Площадь Шах» или «Площадь Имама» - 1602 г.
Амадегах
Улица Талегани (улица Шах)

Синагоги
Кениса-йе Бозорг (Кениса Мирахора)
Кениса-йе Молла раввин
Кениса-йе Санг-баст
Синагога муллы Иакова
Синагога Муллы Нейссана
Кениса-йе Кетер Давид

Другие сайты
Аташгях - зороастрийский храм огня.
Новая Джульфа - 1606
Голубиные башни, расположенные по всему городу, а именно 22 башни внутри Гаварта, Хасе - 17 век.
Исфаханская обсерватория
Асархане Шахи

 

Этимология

Название Исфахан происходит от среднеперсидского спахана. Спахан засвидетельствован на различных среднеперсидских печатях и надписях, в том числе на зороастрийском маге Картире, а также является армянским названием города (Սպահան). Современное название - это арабская форма Ispahan (в отличие от среднеперсидского, но похожего на испанский, новый персидский не допускает начальных групп согласных, таких как sp). В сасанидской нумизматике регион обозначен аббревиатурой GD (Южные СМИ). В «Географии» Птолемея оно появляется как Аспадана (Ἀσπαδανα), что переводится как «место сбора армии». Считается, что Spahān происходит от spādānām «армии», древнеперсидского множественного числа от spāda, от которого происходит spāh «армия» и spahi (سپاهی, «солдат», буквально «армия») на среднеперсидском языке. Некоторые из других древних имен включают Джей, Гей, Парк, Иудею.

 

История

Человеческое поселение в районе Исфахана восходит к периоду палеолита. Недавние открытия археологи обнаружили артефакты, относящиеся к палеолиту, мезолиту, неолиту, бронзовому и железному векам.

Бронзовый век
То, что должно было стать городом Исфахан в более поздние исторические периоды, вероятно, возникло как местность и поселение, которые постепенно развивались в течение эламитской цивилизации (2700–1600 гг. До н.э.).

Зороастрийская эпоха
При правлении Медианы этот коммерческий перевал начал проявлять признаки более оседлого урбанизма, постепенно превращаясь в заслуживающий внимания региональный центр, который извлекал выгоду из исключительно плодородной почвы на берегу реки Зайандехруд в регионе, называемом Аспандана или Испандана.

После того, как Кир Великий (рег. 559–529 до н. Э.) Объединил персидские и мидийские земли в империю Ахеменидов (648–330 до н. Э.), Религиозно и этнически разнообразный город Исфахан стал ранним примером легендарной религиозной терпимости царя. Именно Кир, только что взяв Вавилон, издал указ в 538 г. до н.э., провозгласивший, что евреи в Вавилоне могут вернуться в Иерусалим (см. Ездра, гл. 1). Теперь кажется, что некоторые из этих освобожденных евреев поселились в Исфахане вместо того, чтобы вернуться на родину. Персидский историк X века Ибн аль-Факих писал:
Когда евреи эмигрировали из Иерусалима, спасаясь от Навуходоносора, они взяли с собой образец воды и земли Иерусалима. Они не поселились где-нибудь и в каком-либо городе, не исследуя воду и почву каждого места. Они делали это все время, пока не достигли города Исфахан. Там они отдохнули, исследовали воду и почву и обнаружили, что оба они похожи на Иерусалим. После этого они поселились там, возделали землю, вырастили детей и внуков, и сегодня это поселение называется Яхудиа.

Парфяне в период с 247 г. до н.э. - 224 г. н.э. продолжили традицию терпимости после падения Ахеменидов, способствуя развитию эллинистического измерения в иранской культуре и политической организации, введенной вторгшимися армиями Александра Великого. При парфянах правители Аршакидов управляли провинциями страны из Исфахана, и городское развитие ускорилось, чтобы удовлетворить потребности столичного города.

Следующая империя, правившая Персией, Сасаниды (224–651 гг. Н. Э.), Руководили масштабными изменениями в своих владениях, провозглашая радикальную сельскохозяйственную реформу и возродив иранскую культуру и зороастрийскую религию. И город, и регион тогда называли именем Аспахан или Спахан. Городом управляла группа эспухранцев, происходивших из семи знатных и важных иранских королевских семей. Сохранившиеся фундаменты некоторых мостов сасанидской эпохи в Исфахане предполагают, что сасанидские короли увлекались амбициозными проектами городского планирования. В то время как политическое значение Исфахана в этот период снизилось, многие сасанидские князья изучали государственное управление в городе, и его военная роль быстро развивалась. Его стратегическое расположение на пересечении древних дорог в Сузы и Персеполь делало его идеальным кандидатом для размещения постоянной армии, готовой выступить против Константинополя в любой момент. Слова «Аспахан» и «Спахан» происходят от пехлевийского или среднеперсидского, что означает «место армии». Хотя о происхождении Исфахана упоминалось много теорий, на самом деле о нем мало что известно до правления династии Сасанидов (ок. 224 - ок. 651 г. н. э.). Исторические факты свидетельствуют о том, что в конце 4-го и начале 5-го веков царица Шушандухт, еврейская супруга Йездигерда I (годы правления 399–420 гг.), Поселила колонию евреев в Яхудийе (также пишется Яхудия), поселении в 3 км к северо-западу от зороастрийцев. город Габа (это ахемидское и парфянское название; Габай было его сасаническим названием, которое было сокращено до Гей (арабское «Джей»), который был расположен на северном берегу реки Зайандеруд. Постепенное сокращение населения Гей (Джей) и Одновременный рост населения Яхудийе и его пригородов после исламского завоевания Ирана привел к образованию ядра того, что должно было стать городом Исфахан. Слова «Аспадана», «Испадана», «Спахан» и «Сепахан», все от которого произошло слово Исфахан, относящееся к региону, в котором был расположен город.

Исфахан и Гей были круглой формы, характерной для парфянских и сасанидских городов. Однако этот сасанидский круговой город Исфахан еще не обнаружен.

Исламская эпоха

Когда арабы захватили Исфахан в 642 году, они сделали его столицей провинции Аль-Джибал («Горы»), области, которая занимала большую часть древней Мидии. Исфахан процветал при персидской династии Буйидов (Бувайхид), которая пришла к власти и управляла большей частью Ирана, когда светская власть халифов Аббасидов ослабела в 10 веке. Считается, что городские стены Исфахана были построены во время правления эмиров Буид в X веке. Турецкий завоеватель и основатель династии Сельджуков, Тогрилбек, сделал Исфахан столицей своих владений в середине 11 века; но именно при его внуке Малик-шахе I (годы правления 1073–1092) город вырос в размерах и великолепии.

После падения сельджуков (около 1200 г.) Исфахан временно пришел в упадок, и его затмили другие иранские города, такие как Тебриз и Казвин. Во время своего визита в 1327 году Ибн Баттута отметил, что «город Исфахан - один из самых больших и красивых городов, но сейчас он по большей части находится в руинах».

В 1387 г. Исфахан сдался тюрко-монгольскому полководцу Тимуру. Первоначально относящийся к относительной милости, город восстал против карательных налогов Тимура, убив сборщиков налогов и некоторых солдат Тимура. В отместку Тимур приказал устроить резню жителей города, и его солдаты убили около 70 000 жителей города. Очевидец насчитал более 28 башен, каждая из которых насчитывала около 1500 голов.

Исфахан вновь приобрел свое значение в период Сефевидов (1501–1736 гг.). Золотой век города начался в 1598 году, когда правитель Сефевидов шах Аббас I (правил в 1588–1629 годах) сделал его своей столицей и перестроил в один из крупнейших и красивейших городов мира 17 века. В 1598 году шах Аббас Великий перенес свою столицу из Казвина в более центральный Исфахан; он назвал его Испахан (новоперсидский), чтобы османы не угрожали ему. Этот новый статус положил начало золотому веку для города с расцветом архитектуры и персидской культуры. В 16-17 веках в городе поселились тысячи депортированных и переселенцев с Кавказа, которым Аббас и другие правители Сефевидов разрешили массово эмигрировать. Так что теперь в городе были анклавы грузинского, черкесского и дагистанского происхождения. Энгельберт Кемпфер, живший в Сефевидской Персии в 1684–1685 годах, оценил их число в 20 000 человек. В эпоху Сефевидов в городе также проживала очень большая армянская община. В рамках принудительного переселения Аббасом народов из своей империи, он переселил до 300000 армян вблизи нестабильной сефевидско-османской границы, в основном из очень богатого армянского города Джуга (также известного как Старая Джульфа) на материковой части Ирана. В Исфахане он приказал основать новый квартал для переселенных армян из Старой Джульфы, и поэтому армянский квартал Исфахана был назван Новой Джульфа. Сегодня район Нью-Джолфа в Исфахане остается густонаселенным армянами районом с армянскими церквями и магазинами, а собор Ванк особенно примечателен сочетанием армянских христианских и иранских исламских элементов. Это по-прежнему один из старейших и крупнейших армянских кварталов в мире. По соглашению между шахом Аббасом I и его грузинским подданным Теймуразом I из Кахетии («Тахмурас Хан»), согласно которому последний подчинился правлению Сефевидов в обмен на разрешение править вали (губернатор) региона и на то, что его сын будет исполнять обязанности dāruḡa («префект») Исфахана навечно, грузинский князь обратился в ислам и был губернатором. Его сопровождал отряд солдат, некоторые из которых были грузинскими православными христианами. При царском дворе в Исфахане было много грузинских оламов (военных рабов), а также грузинских женщин. Хотя они говорили и на персидском, и на тюркском языках, их родным языком был грузинский. Во время правления Аббаса Исфахан стал очень известным в Европе, и многие европейские путешественники, например Жан Шарден, рассказали о своем посещении города. Это процветание продолжалось до тех пор, пока оно не было разграблено афганскими захватчиками в 1722 году во время заметного падения влияния Сефевидов.

После этого Исфахан пережил упадок, кульминацией которого стал перенос столицы в Мешхед и Шираз в периоды Афшарида и Занда соответственно, пока он не был окончательно перенесен в Тегеран в 1775 году Ага Мохаммад Хан, основатель династии Каджаров.

В первые годы 19 века были предприняты усилия по сохранению некоторых археологически важных зданий Исфахана. Работу начал Мохаммад Хоссейн Хан во время правления Фатх Али Шаха.

Современный век

В 20-м веке Исфахан был переселен очень большим количеством людей из южного Ирана, сначала во время миграции населения в начале века, а затем в 1980-х годах после ирано-иракской войны.

Сегодня Исфахан производит прекрасные ковры, текстиль, сталь, изделия ручной работы и традиционные продукты питания, включая сладости. В окрестностях города есть ядерные экспериментальные реакторы, а также предприятия по производству ядерного топлива (УЯТ). Исфахан имеет одно из крупнейших предприятий по производству стали в регионе, а также предприятия по производству специальных сплавов. Mobarakeh Steel Company - крупнейший производитель стали на всем Ближнем Востоке и в Северной Африке, а также крупнейший производитель DRI в мире. Isfahan Steel Company была первым производителем металлоконструкций в Иране и сегодня остается крупнейшей такой компанией.

В городе есть международный аэропорт и линия метро.

За городом находится крупный нефтеперерабатывающий завод и большая авиабаза. HESA, самый передовой завод по производству самолетов в Иране, расположен недалеко от города. Исфахан также привлекает международные инвестиции. В 2007 году Исфахан принимал у себя Международную олимпиаду по физике. В 2020 году в городе собралась совместная ирано-катарская экономическая комиссия.

 


Транспорт

Как добраться

Самолетом
Есть ежедневные рейсы в Тегеран и Мешхед в Иране. Также есть рейсы в Дубай, Кувейт и Стамбул.

Международный аэропорт Исфахан (Исфахан Шахид Бехешти, IFN IATA) (30 км к северо-востоку от центра города), ☎ +98 31 3527 5063. До революции это была военно-воздушная база.

Как добраться: Из аэропорта такси стоит 350 000 риалов до центра города (по состоянию на 2016 год).

Кроме того, есть прямые автобусы до международного аэропорта им. Имама Хомейни в Тегеране, которые отправляются из Терминала Каве в 13:00, 18:00, 20:30 (и, возможно, в другое время). Поездка стоит 275 000 риалов и занимает менее 6 часов (по состоянию на сентябрь 2016 года).

Поездом
Существует ночной поезд в Тегеран и ежедневный поезд в Мешхед. В Шираз нет поездов.

Ночной поезд из Тегерана в Исфахан стоит 240 000 риалов за то, что он спит в комфортабельном купе с 6 кроватями.

Железнодорожный вокзал Исфахана (15 км к югу от центра города).

Как добраться: сядьте на автобус № 37 от железнодорожного вокзала до автовокзала Соффе (ترمینال صفه;), где вы можете сесть на автобус № 91 до старого города. Лучшее место для выхода - улица Чахарбак, где есть много общежитий, отелей, кафе и достопримечательностей.

На машине
Исфахан хорошо обслуживается автомагистралями. Есть хорошие маршруты в столицу Тегеран, Кашан, Шираз, Йезд и Ахваз.

На автобусе
Исфахан хорошо связан с большинством частей Ирана автобусом. В Исфахане есть несколько автобусных терминалов, и вы должны отметить, какой из них больше подходит для вас.

Из Тегерана самый загруженный и удобный автобусный терминал, чтобы добраться до Исфахана - это терминал Бейхаги (также известный как терминал Аргентины) и Южный терминал. Также есть несколько роскошных автобусов с так называемым «европейским стандартом» (очень удобные сиденья, открытый мини-бар и т. Д.)

Royal Safar Iranian - один из немногих операторов роскошных автобусов. Сиденья очень удобные, с большим пространством для ног. Вода и закуски предоставляются и фильмы показывают. Билет в Тегеран стоит 300 000 риалов и занимает около 5 часов.
Терминал Каве (7 км к северу от центра города). Автобусы в Тегеран и Кашан отправляются каждые 15 минут от этого терминала.
Автовокзал Софех (юг города). Автобусы, идущие из Шираз, останавливаются на этой автобусной станции. (В Ширазе они отправляются с автовокзала Карандиш.) Цена билета составляет около 300 000 риалов и занимает около 6 часов. Как добраться: садитесь на автобус № 91, идущий на юг.
Терминал Джей (терминал J.) (7 км к востоку от центра города) Обслуживает направления к востоку от Исфахана, в т.ч. Варзанех, На'ин и Йезд. Внутри здания терминала расположены магазины и кафе. Чтобы добраться до Наина: только один автобус покидает Исфахан в 14:30, а обратный автобус на следующий день в 12:00 (по состоянию на март 2016 года); Общее такси стоит 120 000 риалов.

 

Транспорт по городу

На метро
Метро открылось в октябре 2015 года

На автобусе
Самый простой и дешевый способ путешествовать по Исфахану - это купить карточку Исфахан, которая является бесконтактной карточкой для нескольких поездок, продаваемой в определенных автобусных остановках. Одна поездка стоит 5000 риалов при использовании карты Исфахана или 10 000 риалов при оплате непосредственно водителю автобуса (по состоянию на 2017 год). В автобусе есть отдельные секции: спереди - для мужчин, а сзади - для женщин.

На такси
Короткие поездки стоили 50 000 риалов, более длинные - до горы Соффе и автобусных терминалов - 100 000 риалов (по состоянию на 2007 год). Водители такси будут пытаться потребовать, по крайней мере, вдвое больше этих цен в начале

 

Где поесть

Кухня
Гошье-фил/ Gosh-e fil и Дуг/Doogh - известная городская закуска. Среди других традиционных завтраков, десертов и блюд - хорешт-э-маст, беряни и мясо с фасолью и тыквенный ауш.