Дворец Голестан, Тегеран

 

Описание

Дворец Голестан (персидский : کاخ گلستان, Ках-э Голестан) или Дворец Гулистан и иногда переводимый с персидского языка как Дворец розового сада, был построен в 16 веке, отремонтирован в 18 веке и окончательно перестроен в 1865 году. Это бывший официальный королевский комплекс Каджаров в Тегеране.

Один из старейших исторических памятников в городе Тегеран, имеющий статус всемирного наследия, дворец Голестан принадлежит к группе королевских зданий, которые когда-то были заключены в крытые глинобитными соломенными стенами тегеранского арга («цитадели»). Он состоит из садов, королевских зданий и коллекций иранских ремесел и европейских подарков 18 и 19 веков.

 

История

Тегеранский арг («цитадель») был построен во время правления Тахмаспа I (годы правления 1524–1576) из династии Сефевидов (1502–1736), а позже был отремонтирован Карим-ханом из династии Занд (годы правления 1750–1779). Ага Мохаммад-хан из династии Каджаров (1742–1797) выбрал Тегеран своей столицей. Арг стал резиденцией Каджаров (1794–1925). Двор и дворец Голестан стали официальной резиденцией династии Каджаров. Дворец был перестроен в его нынешнем виде в 1865 году Хаджи Аб ол Хасан Мимар Наваи.

В эпоху Пехлеви (1925–1979) дворец Голестан использовался для официальных королевских приемов, а династия Пехлеви построила свой собственный дворец (комплекс Ниаваран) в Ниаваране. Самыми важными церемониями, проходившими во дворце в эпоху Пехлеви, были коронация Реза-шаха (годы правления 1925–1941) на Мраморном троне и коронация Мохаммада Резы Пехлеви (годы правления 1941–1979) в Зале музея.

В период с 1925 по 1945 год большая часть зданий комплекса была разрушена по приказу Реза-шаха. Он считал, что многовековой дворец Каджаров не должен мешать росту современного города. На месте старых зданий возвели хозяйственные постройки в стиле модерн 1950-х и 1960-х годов.

 

Строения

Комплекс Голестанского дворца состоит из 17 сооружений, включая дворцы, музеи и залы. Почти весь этот комплекс был построен во время 131-летнего правления царей Каджаров. Эти дворцы использовались для многих случаев, таких как коронации и другие важные торжества. Он также состоит из трех основных архивов, включая фотоархив, библиотеку рукописей и архив документов.

Мраморный трон (Тахт и Мармар)
Эта впечатляющая терраса, известная как Мраморный трон, была построена в 1806 году по приказу Фатх Али Шаха из династии Каджаров (годы правления 1797–1834). Украшенный картинами, резьбой по мрамору, изразцами, лепниной, зеркалами, эмалью, резьбой по дереву и решетчатыми окнами, трон воплощает в себе лучшие образцы иранской архитектуры. Мраморный трон — одно из старейших зданий исторической арги. Он расположен посреди террасы (айван) и сделан из знаменитого желтого мрамора провинции Йезд.

Трон сделан из шестидесяти пяти кусков мрамора и был спроектирован Мирзой Бабой Накаш Баши («главный художник») двора Каджаров. Мохаммад Эбрагим, королевский масон, наблюдал за строительством, и несколько знаменитых мастеров того времени работали над исполнением этого шедевра. Архитектурные детали и другие украшения террасы были завершены во время правления Фатх Али Шаха и Насера эд Дин Шаха (годы правления 1848–1896).

На этой террасе проводились коронации королей Каджаров и официальные придворные церемонии. Последней коронацией на Мраморном троне была коронация Реза-шаха из династии Пехлеви в 1925 году.

Карим Хани Нук (Халват и Карим Хани)
Построенное в 1759 году, это здание было частью внутренней резиденции Карим-хана из династии Занд. Базовая структура Уголка Карим Хани похожа на Мраморный трон. Как и последний, это терраса. Внутри террасы есть небольшой мраморный трон. Структура намного меньше, чем Мраморный трон, и на ней гораздо меньше украшений. Когда-то посреди этой террасы был небольшой пруд с фонтаном. Вода из подземного ручья (царского каната) текла из фонтана в пруд и позже использовалась для орошения территории дворца.

Насер эд Дин Шах из династии Каджаров любил этот уголок дворца Голестан. Говорят, что он провел здесь много времени, отдыхая и отдыхая, куря кальян в тихом размышлении. На самом деле, некоторые считают, что именно Насер од-Дин назвал это сооружение Халват (укромный уголок). Это кажется невероятным, но ценное надгробие Насера эд Дин Шаха, наконец, нашло свой путь в этот тихий уголок дворца после того, как какое-то время пролежало не на своем месте. Мраморный камень с выгравированным изображением Нассера эд Дин Шаха — действительно зрелище.

Дом у пруда (Хауз Хане)
Работы европейских художников, подаренные двору Каджаров, размещены в Pond House.

Дом у пруда использовался как летняя комната в эпоху Каджаров. Специальная система охлаждения перекачивала воду из подземной системы ручьев в небольшие пруды внутри камер. Система была спроектирована таким образом, чтобы проходить через столько летних помещений, сколько было необходимо. Затем вода направлялась наружу для орошения королевских садов. Из-за вредного воздействия влажности эта система больше не используется.

Блестящий зал (Талар и Брелиан)
Блестящий зал назван так потому, что его украшает блестящая зеркальная работа иранских мастеров. Зал был построен по приказу Насера эд Дин Шаха, чтобы заменить другой зал под названием Талар э Болур («Хрустальный зал»). Построенный по приказу Фатх Али Шаха, Хрустальный Зал был опустошен сыростью. Блестящий зал славится своими зеркалами и люстрами. Картина маслом Яхья Хана (Сани ол Молк Гафари), изображающая украшения этого зала до ремонта, проведенного Мозафаром эд Дин Шахом (годы правления 1896–1907), существует во дворце Голестан.

В этнографической галерее Хоршамского музея Хоршема в Соединенном Королевстве выставлена иранская плитка. Плитка, по словам доктора Мехдиттоджата (бывшего заместителя министра культуры и высшего образования Ирана), происходит из дворца Голестан. Он исходит от входа в Блестящий зал и, вероятно, был бракованным (или, возможно, был извлечен) при перестройке дворца в период 1867–1892 гг. Он был найден разбитым под столбом ворот в Шипли мистером и миссис Эйлинг, которые любезно подарили его музею. Мемориальная доска была замурована в гипс, и, к сожалению, не все глазурованные украшения сохранились.

Контейнерный зал (Талар-э-Зоруф)
Это здание заменило здание Наренджестана на севере Зала Слоновой Кости (Talar e Adj). Вся фарфоровая посуда, посвящённая каджарским королям европейскими королями, была доставлена в эту комнату и расставлена в витринах, которые были построены для этой цели.

Среди фарфора в этом зале это самые исключительные:
Фарфоровая посуда, изображающая наполеоновские войны, посвященная Наполеону Бонапарту.
Фарфоровая посуда, посвященная Николаю I России.
Фарфоровая посуда, усыпанная драгоценными камнями и драгоценностями, посвящена королеве Виктории.
Фарфоровая посуда, посвященная Вильгельмом II иранскому наследному принцу.
Сервиз из малахита, посвященный Александру III.

 

Ivory Hall (Talar e Adj)
Ivory Hall — большой зал, используемый как столовая. Он был украшен некоторыми подарками, подаренными Насер эд Дин Шаху европейскими монархами.

Среди коллекций дворца Голестан акварель Махмуда Хана Сабы (Малек ош Шоара) показывает внешний вид этого зала в период Каджаров.

Зеркальный зал (Талар и Айне)
Зеркальный зал — самый известный из залов Голестанского дворца. Этот относительно небольшой зал славится своей необычной зеркальной работой. Зал был спроектирован Хаджем Абд ол Хоссейном Мемаром Баши (Сани ол Молк). Яхья Хан (Мовтамед ол Молк), который был министром архитектуры, был консультантом дизайнера.

Салам Холл (Талар и Салам)
Зал Салам («Прием») изначально задумывался как музей. После того, как Солнечный Трон (Тахт-э-Хоршид) был перенесен в Музей королевских драгоценностей в Центральном банке Ирана, этот зал был предназначен для проведения особых приемов в присутствии короля, отсюда и название Салам-холл.

В этом зале есть изысканные зеркальные работы. Потолок и стены украшены гипсовой лепниной, полы покрыты мозаикой.

Во время правления Насера эд Дин Шаха в этом зале выставлялись иранские и европейские картины, а также подарки, преподнесенные иранскому двору. Королевские драгоценности также были выставлены в стеклянных витринах. Эти драгоценности сейчас хранятся в Королевском музее драгоценностей Центрального банка Ирана.

Алмазный зал (Талар и Алмас)
Алмазный зал расположен в южном крыле дворца Голестан, рядом со зданием Ловцов ветра. Его называют Талар-э-Алмас («Алмазный зал») из-за исключительной зеркальной работы внутри здания.

Строительство этого зала восходит к временам Фатх Али Шаха. Насер эд Дин Шах отремонтировал этот зал, изменив его внешний вид и заменив стрельчатые арки зала римскими. Он также приказал оклеить стены обоями, привезенными из Европы. Поскольку основная структура восходит к временам Фатх Али Шаха, вполне уместно, что этот зал должен быть посвящен выставке искусства и ремесел того периода.

Здание Ловцов ветра (Эмарат и Бадгир)
Здание Ловцов ветра было построено во время правления Фатх Али Шаха. Здание претерпело капитальный ремонт, в том числе структурные изменения, во время правления Насера эд Дин Шаха.

Акварельный рисунок Махмуда Хана (Малек ош Шоара) изображает первоначальную структуру до ремонта.

Он окружен двумя комнатами, известными как Гушвар («угловой»). Есть центральная комната, которая может похвастаться лучшим витражным окном во дворце Голестан. Снаружи есть четыре ветряные башни из синей, желтой и черной глазурованной плитки и золотой купол.

Ветроуловители сконструированы таким образом, чтобы охлаждающий ветер проходил через конструкцию.

Здание Солнца (Шамс ол Эмаре)
Здание Солнца считается самым потрясающим сооружением дворца Голестан.

Идея построить высокое сооружение пришла к Нассеру эд Дин Шаху, который хотел сооружение, из которого открывался бы панорамный вид на город.

Строительство этого здания, спроектированного Моайером ол Мамалеком, началось в 1865 году и было завершено двумя годами позже. Его архитектором был Али Мохаммад Каши.

Здание имеет две одинаковые башни. Внешний вид имеет несколько арок, замысловатую плитку и богато украшенные окна. Две башни этого здания на самом деле являются уменьшенными версиями смотрового дворца Сефевидов Али Капу в Исфахане.

Музей подарков
Это здание находится под Салам-холлом. Он является частью первого иранского музея, построенного Мохаммадом Эбрагим-ханом Мемаром Баши.

Во времена правления Насера эд Дин Шаха это здание использовалось как склад для фарфора и серебра, которые были посвящены королям Каджаров.

Ко времени правления династии Пехлеви этот склад был превращен в музей, где выставлялись редкие дары, дарованные царям Каджаров.

Сегодня, помимо подарков, в этом музее хранятся некоторые редкие предметы, в том числе:
Шлем короля Исмаила I
Лук и стрелы короля Надера
Повязка Фатх Али Шаха
Коллекция печатей Каджаров
Корона Ага Мохаммад-хана
Украшенное страусиное яйцо

Абяз Палас
Османский султан Абдул Хамид отправил Насер эд Дин Шаху драгоценные подарки, и, как сообщается, эти подарки были обильными и достаточными, чтобы заполнить замок. Монарх Каджаров решил построить выставочный зал, достойный этих даров, в пределах дворца Голестан, и в конце концов был построен дворец Абьяз.

Считается, что сам Насер эд Дин Шах спроектировал строение с центральным залом, достаточно большим, чтобы вместить ковер, присланный султаном Абд ол-Хамидом.

В Абьязском («Белом») дворце, построенном в 1883 году, сейчас находится один из самых интересных этологических музеев Ирана. Он включает в себя красочную выставку традиционных иранских костюмов, а также выставку народного творчества.

Музейный зал
Насер эд Дин Шах был очень впечатлен выставкой артефактов и ценных предметов в европейских музеях во время своего второго европейского турне примерно в 1872 году. Он вернулся в Тегеран с намерением построить музейный зал для демонстрации картин, королевских драгоценностей и других королевских артефактов.

Первоначальная коллекция Музейного зала теперь разбросана по многим музеям Тегерана. Однако картины королевского двора теперь хранятся во дворце Голестан, европейские краски - в Доме у пруда, а работы иранских художников - в Доме картин.

Работы иранских художников, призванные показать эволюцию живописи в Иране в эпоху Каджаров, представлены в двух разделах:

В южной части Дома картин размещены работы ранних мастеров Каджаров, таких как Мирза Баба, Мехр Али Афшар, Али Акбар Хан (Мозайен од Дауле) и Аб ол Хассан Сани (Сани ол Молк, дядя Камала ол Молк).
Северный Картинный Дом был резиденцией Королевской гвардии во времена Мохаммада Резы Пехлеви. Северный зал подвергся существенной реконструкции в 1995 году, и теперь в нем хранятся работы более поздних мастеров эпохи Каджаров, таких как Махмуд Хан Саба (Малек ош Шоара), Мохаммад Гафари Кашани (Камал ол Молк), Мехри и Моса Момайез.

Фотоархив
В комплексе Голестан находится ранняя коллекция фотографий, в которую входят фотографии, в основном относящиеся к периоду развития фотографии в Европе в XIX веке. Он был создан по приказу Насер эд Дин Шаха из династии Каджаров. Упоминается, что «фотография была настолько распространена в королевском дворце, что жены короля и его слуги также фотографировались и игриво позировали перед камерой». Есть изображение одного слуги с цветами, украшающими его голову и плечи.

Настоящее использование
В своем нынешнем состоянии дворец Голестан является результатом примерно 400-летней реконструкции.

11 октября 2005 г. Организация культурного наследия Ирана представила дворец в ЮНЕСКО для включения в Список всемирного наследия в 2007 г. 23 июня 2013 г. он был объявлен объектом всемирного наследия во время встречи ЮНЕСКО в Пномпене.

Дворец Голестан в настоящее время находится в ведении Организации культурного наследия Ирана.