Исан или Исаан

Исаан (อีสาน; также Исан, Изарн и даже Эсарн), в основном сельскохозяйственный северо-восточный регион Таиланда, часто упускают из виду. Это мультикультурный регион, где встречаются Лаос, Камбоджа и Таиланд, с богатой историей и вкусной едой.

Исан — это замечательная часть Таиланда, которую стоит посетить, если вы устали от туристических походов, одного храма за другим или пляжей. Относительная изоляция и слаборазвитость района означает, что Исаан является хорошим местом, чтобы сойти с проторенной дороги и познакомиться с основами сельского хозяйства Таиланда и природными пейзажами.

 

Регионы

Северный Исаан
Великая долина Меконга, национальные парки Лоэй, Бан Чианг, Нонг Кхай, Ват Пхра Тхат Пханом.

Центральный Исаан
Здесь, в Кхон Каене, заканчивается шоссе из Бангкока, также известное как бассейн реки Чи.

Южный Исаан
В бассейне реки Мун, расположенном вокруг оживленного Накхонратчасима, находится национальный парк Кхауяй и красивая кхмерская архитектура Пханом Рунг и Пхимаи.

 

Города

1 Хон Каен — центр района Исаан, Дорога 2/ Mittraphap Rd (Rte 2) пересекает окраину центра города.
2 Лоэй — известен своими многочисленными высокими холмами, горами и одним из виноградников Таиланда.
3 Накхонпханом — граница с Лаосом вдоль Меконга.
4 Накхонратчасима (Корат) — хаотичный центр Исана, ворота из центрального Таиланда.
5 Нонг Кхай — ворота во Вьентьян и прекрасную долину Меконга.
6 Рой Эт — место, где находится самое высокое стоящее изображение Будды в мире, Пхра Пхутта Раттана Монгхон.
7 Сурин — известен своим ежегодным парадом слонов и кхмерскими храмами.
8 Убонратчатхани — почти всегда сокращается до просто «Убон», ворота на камбоджийско-лаосскую границу.
9 Удонтхани — также известный как «Удон», наиболее известный своими археологическими раскопками Бан Чианг.

 

Другие направления

1 Национальный парк Кхао Яй — первый национальный парк Таиланда и объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
2 Исторический парк Phanom Rung — красивые кхмерские храмы и одна из главных достопримечательностей Исана
3 Исторический парк Фимаи или Пхимай — один из самых важных памятников кхмерской архитектуры в Таиланде.

4 Национальный парк Фу Крадуенг

 

Климат

Северо-восточный Таиланд является муссонным, прохладным в сухие месяцы декабря и января, становится жарким и влажным в феврале, марте и апреле, очень влажным и тропическим в мае, июне, июле и августе. Температура во время засухи может быть от средней до высокой 20 °C днем и опускаться до 10 °C ночью. Большую часть остального года ожидайте температуру от 30 до 30 °C. и высокой влажности. Воздух в феврале, марте и апреле может быть очень мутным, когда основная часть товарного урожая сахара сжигается до резки.

 

Язык

В то время как национальный язык тайский используется в школах и поэтому хорошо понимается, преобладает местный язык исан, который является диалектом лаосского. На кхмерском языке также широко говорят в районах, расположенных вблизи камбоджийской границы. Хотя люди, которых вы встречаете на рынке, вряд ли говорят по-английски, они, вероятно, говорят на большем количестве языков, чем вы.

 

Как добраться

На машине
Один из лучших способов попасть в регион — на машине.

На самолете
До аэропортов Кхон Каен, Накхон Пханом, Рой Эт, Сакон Накхон, Убонратчатхани и Удонтхани можно добраться на самолете из Бангкока.

Автобусом
Частые автобусы ходят повсюду.

Поездом
Регулярные поезда соединяют Бангкок с Убонратчатхани (через Накхонратчасима, Бурирам, Сурин, Си Сакет и другие станции по пути) и Нонг Кхай (через Кхон Каен, Удонтхани и т. д.).

 

Транспорт по городу

В зависимости от того, откуда вы едете и куда хотите добраться, автобусы, микроавтобусы, сонгтео, мотоциклы и велосипеды — все это хорошие варианты.

Система поездов также является хорошим способом передвижения, но поскольку в регионе всего две линии, количество обслуживаемых мест ограничено.

 

Что посмотреть

В Исаане много достопримечательностей:
Сюрреалистичные статуи Сала Кео Ку, Нонг Кхай
Храм внутри горы в Чианг Хане
Храм пивных бутылок в Си Сакет
Красивые кхмерские храмы в историческом парке Phanom Rung.
Исторический парк Фимаи имеет еще больше кхмерской архитектуры
Флора, фауна и водопады национального парка Кхауяй

 

Еда

Исанская кухня имеет много общего с лаосской кухней и заметно отличается от центральной тайской кухни, хотя произошло значительное перекрестное опыление. Возможно, самое известное блюдо Исаана — это сом там (или там мак хун на лаосском/исаанском), острый салат, приготовленный из незрелой папайи. В то время как тайцы готовят его из сушеных креветок, в Исаане предпочитают консервированный краб (пуу) или иловую рыбу, вкус на любителя. Другие характерные блюда включают жареного цыпленка (kai yaang), клейкий рис (khao niaw), ферментированную свинину и рисовую колбасу (sai krok), а также разнообразные «салаты» из холодного мяса, мяты и лимонного сока, известные как larb.

Предупреждение: исанская еда известна даже среди тайцев своей обжигающе острой пищей.

 

Напитки

В дополнение к обычным закускам, популярные напитки в регионе Исаан включают лао као, крепкий чистый спирт, полученный из риса, и домашнее ферментированное рисовое вино под названием лао хай (เหล้าไห), также известное как сато или сато (สาโท). , приготовленный из клейкого риса в глиняных банках и выпитый прямо через соломинку. Еще один популярный спиртной напиток — Hong Tong, приготовленный из дистиллированной патоки (что делает его разновидностью арака) и пьется со льдом и содовой.

Имейте в виду, что дистилляция в домашних условиях является незаконной в Таиланде, и, хотя это редко применяется, это означает, что контроль качества местного самогона практически отсутствует.

 

Оставайтесь в безопасности

Насилие время от времени вспыхивает вдоль камбоджийской границы, в основном возле Преахвихеара, поскольку Камбоджа и Таиланд ссорятся из-за небольшого участка спорной территории. Однако, как и везде в Таиланде, жители Исаана исповедуют буддизм и, как правило, счастливые и дружелюбные люди. Многие жители Исаана бедны, и искушение завысить цену с туристов является обычным явлением, поскольку считается, что «фаланги» богаты. По сравнению со средним заработком в Исаане туристы богаты и, вероятно, могут позволить себе заплатить несколько дополнительных бат за поездку на тук-туке.

 

Уважать

По сравнению с большей частью Таиланда, жители Исана общаются более прямо и прямо. Помните об этом, пока вы здесь.

 

География

Исан занимает площадь около 160 000 квадратных километров и примерно совпадает с плато Корат, которое спускается с гор Пхетчабун на западе в сторону Меконга. Плато состоит из двух основных равнин: южной равнины Корат (Накхонратчасима), пересекаемой реками Мае Нам Чи и Мае Нам Мун, и северной равнины Сакон Накхон, пересекаемой реками Мае Нам Лоэй и Сонгкхрам. Два уровня разделены хребтом Фу Фан. Почва в основном песчаная с небольшими отложениями соли. Меконг образует границу между Таиландом и Лаосом к северу и востоку от Исана, а юг региона граничит с Камбоджей.

Самая важная тайская река-исток Меконга, Мае Нам Мун, берет начало в национальном парке Кхауяй в Накхонратчасиме и течет на восток, впадая в Меконг в провинции Убонратчатхани. Другая главная река региона, Мае Нам Чи, протекает через центральный Исан, затем поворачивает на юг и впадает в Мун в Си Са Кет. Меньшие реки Мае Нам Лоей и Мае Нам Сонгкхрам также впадают в Меконг, первая на севере через провинцию Лоэй, вторая на востоке через провинции Удонтхани, Сакон Накхон, Накхонпханом и Нонгкхай.

 

Климат

Климат в Исане тропический. В сухое лето с марта по май температура поднимается до 40 градусов. С июня по октябрь сезон дождей с большим количеством осадков и высокой влажностью. Зимой с ноября по февраль ночью становится прохладно, а днем ​​все еще тепло от 20 °C до более 30 °C.

Среднее количество осадков колеблется от 2000 мм в некоторых районах до 1270 мм в юго-западных провинциях Накхонратчасима, Бури Рам, Маха Саракхам, Кхон Каен и Чайяпхум.

Средняя температура составляет от 30,2 ° C до 19 ° C. Самая высокая температура, когда-либо зарегистрированная, составляла 43,8 ° C в провинции Удонтхани, а самая низкая — 0,1 ° C в Лоэй.

 

История

Ранняя история
В Исане есть ряд значительных памятников бронзового века с наскальными рисунками, артефактами и свидетельствами раннего выращивания риса. Бронзовые инструменты, подобные тем, что были найдены в Бан Чианге, могут предшествовать сопоставимым месопотамским.

Во второй половине 1-го тысячелетия нашей эры регион принадлежал к сфере влияния индийских государств, таких как Ченла и Канасапура, параллельно родственной культуре Дваравати в центральном Таиланде. С этого времени з. B. археологические памятники Муанг Сема и Муанг Фа Дает, а также исторически самые старые части Ват Пхра Тхат Пханом. С 9 по 13 век большая часть сегодняшнего Исана находилась под влиянием кхмерской империи Ангкор. Это оставило позади, среди прочего, важные храмовые комплексы в Пхумаи и Пханом Рунг.

Поселение Лаоса
После распада Кхмерской империи в 13 веке плато Корат было буферной зоной между сиамским королевством Аюттхая в современном центральном Таиланде и Лан Ксангом, сетью лаосских государств в долине реки Меконг. Если не считать территории вокруг самой Накхонратчасимы (Кората), принадлежавшей Аюттайе с 1657 г., и небольших лаосских аванпостов, она в это время практически не была заселена. После смерти короля Сулиньявонгсы в 1694 году Лансанг пришел в упадок. В результате разгоревшихся споров о престолонаследии лаосские аристократы из королевств Луангпхабанг и Вьентьян эмигрировали со своими подданными и обосновались на плато Корат, где основали новые общины (Мюанг). В 1778 году три лаосских королевства Луангпхабанг, Вьентьян и Чампасак, возникшие из распавшегося Лан Ксанга, должны были признать сиамское королевство Тонбури (предшественник сегодняшнего тайского государства со столицей Бангкок) сюзереном и присягнуть на верность его королю.

Сиам воспользовался разобщенностью лаосских княжеств, чтобы поставить Муанг на равнинах Кората под свой непосредственный контроль. Этому способствовало то, что отдельные малые государства и соответствующие им правящие семьи были в значительной степени независимы друг от друга и не имели общей структуры управления или могущественного общего лидера. После неудачного восстания лаосского короля Анувонга из Вьентьяна в 1827/28 году Вьентьян потерял свою автономию, и сиамцы депортировали более 100 000 лаосских виангов на западный берег Меконга, то есть на сегодняшний день в центральном и северо-восточном Таиланде, чтобы иметь больше контроля и предотвращения дальнейших восстаний препятствуют. Однако контроль центрального правительства над тем, что сейчас называется Исаном, оставался неоднородным до конца 19 века.

интеграция в тайское государство
В 1893 году, после инцидента в Пакнаме и короткой франко-сиамской войны, Сиам был вынужден уступить лаосские земли к востоку от Меконга Франции. Меконг, который до этого был самой важной соединительной артерией лаосского региона, теперь стал пограничной рекой между сиамской и контролируемой французами частями (последняя стала современным государством Лаос после окончания колониального правления). . Примерно в то же время сиамский король Рама V (Чулалонгкорн) начал интегрировать окраины своего правления в сиамское государство и подчинять их непосредственно центральному правительству по системе сафибанов. Чтобы скрыть отчетливую этническую идентичность и не оправдывать дальнейшие территориальные претензии французской колониальной империи и ее протектората Лаоса, сиамское правительство все чаще избегало называть своих подданных лаосцами, вместо этого вводя термин исан (пали для «северо-восток»). для лиц этнического происхождения лаосцы заселили районы на плато Корат. Во-первых, с 1900 г. Исан использовался для обозначения одной из монтон (крупных административных единиц, каждая из которых состояла из нескольких провинций), которая ранее называлась Лао Као. От названия административной единицы термин «Исан» распространился на общее, географическое значение. Примерно с 1922 года он использовался в сегодняшнем смысле для всего северо-восточного региона.

Введение центральной администрации привело к радикальным изменениям в социальной иерархии и политических и экономических отношениях в Исане. Возможно, это послужило спусковым крючком для восстаний под предводительством так называемых фуми бун («святых») в 1901/02 годах. Очень похожее восстание произошло в то же время на другом берегу Меконга, во французском протекторате Лаос. Распространяется путешествующими певцами Мо Лам, тысячелетними или мессианскими. Вера в грядущие апокалиптические перемены и появление ниспосланного Богом «праведного царя». Теперь появились десятки людей, которые утверждали, что они провозглашенные Искупители, и сплотили последователей. Восстания были подавлены правительственными войсками.

В 20 веке «тайизация» преследовала цель включения Исана в состав Таиланда, отрицая при этом лаосские корни народа. С 1939 года использование лаосского языка и соответствующего ему алфавита было официально отодвинуто назад, в школах преподавался только тайский алфавит по указаниям центрального правительства. Ультранационалистическое правительство Плек Фибунсонгкхрам осудило использование местных языков как отсталое, если не предательское. Культурные реформы были приняты в Исане неохотно, и по сей день язык, музыка, одежда и еда отличаются от остальной части страны.

современная история
Во время Второй мировой войны Исан был домом для движения Сери Тай («Свободный Таиланд»), которое де-факто сопротивлялось японской оккупации и коллаборационистскому правительству Фибунсонгхрама. В короткий период демократии после 1945 года многие округа на Северо-Востоке были представлены прогрессивными, левыми популистскими и социалистическими политиками, которые были близки к партии Сахачип («Кооперативная партия») и поддерживали премьер-министра Приди Фаномьонга. После военного переворота 1947 года важные исанские политики, в основном бывшие бойцы Сери Тай, были заключены в тюрьму или даже убиты. Предлогом было то, что они якобы хотели отделить северо-восточные провинции Таиланда и объединить их со штатами Индокитая, чтобы образовать «Союз Юго-Восточной Азии» коммунистического типа. Однако правдивость этой теории заговора весьма сомнительна.

С точки зрения экономического развития и политического участия Исан долгое время сильно отставал от центрального региона и особенно от мегаполиса Бангкок. Такое положение вещей было описано некоторыми авторами как «внутренний колониализм» Исана со стороны бангкокских элит. В период своего правления (1959-63) диктаторский премьер-министр и фельдмаршал Сарит Танарат, сам выросший в провинции Мукдахан, взялся за решение «северо-восточной проблемы», чтобы не допустить экономической отсталости региона. подпитывало бы сепаратистские или коммунистические устремления. Однако с начала 1960-х до начала 1980-х годов Северо-восточный регион был одним из основных театров повстанческих действий Коммунистической партии Таиланда и ее «Народно-освободительной армии» против тайского государства, союзника США во Вьетнамской войне. Особенно, когда Патет Лао захватил власть в 1975 году вместе с «братьями и сестрами» в Лаосе. Программа регионального развития «Зеленый исан» (Isan Khiao) под эгидой таиландской армии и ее главнокомандующего, а затем политика Чавалита Йонгчайюда в 1980-е гг. не продемонстрировала громких успехов и, скорее, имела обратный эффект. Был признан только король Пхумипон, умерший 13 октября 2016 года.

Премьер-министр Таксин Чинаватра, правивший с 2001 по 2006 год, завоевал большую популярность в этом регионе благодаря программам всеобщего доступа к медицинскому обслуживанию, облегчения бремени задолженности фермеров и предоставления небольших кредитов на местном уровне для развития инфраструктуры и открытия бизнеса (One Tambon Один продукт). С тех пор он считается оплотом его сторонников и близкого ему движения «красных рубашек» (или Национально-демократического альянса против диктатуры). С конца 2010 года тысячи деревень в Исане объявили себя «красными деревнями», и между сторонниками Таксина, особенно в Исане и на севере Таиланда, и противниками, главным образом в центральном и южном Таиланде, которые видят в нем опасного популиста.

 

Население

В 2000 году общая численность населения Исана составляла 20 825 000 человек, из которых 40% проживали в густонаселенных провинциях Накхонратчасима, Убонратчатхани, Удонтхани и Кхон Каен. Эти провинции окружают четыре самых важных города Исана, носящих одинаковые названия: в 2000 году в городе Удонтхани проживало 220 493 человека, в Накхонратчасиме - 204 391 человек, в Кхон Каене - 141 034 человека, а в Убонратчатхани - 106 552 человека. В 1996 г. в городах проживало всего 6,3% населения области. Доля была самой высокой в ​​Кхон Каене (12,4%), а самой низкой в ​​Рои Эт (2,8%). Отсюда следует, что жители Исана, живя большей частью вне городов, сосредоточены на окраинах городов.

Жителей Исана называют Кхон Исан ( тайский คนอีสาน , лаосский : ຄົນອີສານ; «Люди Северо-Востока»). В более широком смысле его можно использовать для описания любого, кто родом из одной из 20 провинций Северо-Восточного Таиланда. Однако в более узком смысле это относится только к этническим лао, которые составляют большинство населения большей части Исана. В результате отделения исана от собственно Лаоса, интеграции региона в состав тайского государства и «политики тайизации» центрального правительства сложилась собственная этнорегиональная идентичность, отличная от лаосской в Лаосская Народно-Демократическая Республика, а также Лаос также отличается от тайцев в центральном Таиланде. Альтернативные названия для этой группы населения - T(h)ai Isan, Thai-Lao, Lao-Isan или Isan-Lao.

Население северо-восточного региона Таиланда состоит почти исключительно из граждан Таиланда. Однако большинство (примерно 80%) являются этническими лаосцами и говорят дома на диалекте лаосского языка (диалекты лаосского языка, на которых говорят на северо-востоке Таиланда, объединены в группу phasa isan, «исанский язык»). Однако правительство Таиланда считает их диалектами тайского языка. Таиланд не собирает данные об этнической принадлежности своих граждан. По крайней мере, для посторонних этнические лаосцы в Исане избегают самоидентификации как лаосцы, но обычно называют себя кхон исан. Самостоятельная идентичность хон исан была научно исследована и впервые описана в 1967 г. американским антропологом Чарльзом Ф. Кизом.

Тайский, исанский и лаосский языки образуют диалектный континуум и демонстрируют высокую степень взаимной понятности. Большинство носителей исанского языка также владеют стандартным (центральным) тайским языком, особенно молодые и более образованные. Многие используют кодовое переключение в своей повседневной жизни, то есть в зависимости от ситуации они переключаются между своим местным диалектом, который они используют в семейной и неформальной обстановке, и стандартным языком, который они используют в официальных контекстах.

Жители Исана почти исключительно буддисты тхеравады. 99,1% населения исповедуют буддизм, 0,9% христианство, другие религии встречаются лишь в незначительном количестве. Ни в одном другом крупном регионе нет так мало представителей других религий. Помимо официальной религии, многие жители Исана также культивируют анимистические элементы поклонения духам, называемым Фи. Они не видят в этом никакого противоречия со своим собственно буддийским исповеданием.

Большинство населения провинции Накхонратчасима (около 10% жителей всего Исана) культурно и лингвистически ближе к центрально-тайским (или «сиамским»), чем к лаосским. Их также называют корат тай. Еще 10% населения Исана составляют этнические кхмеры. Они сосредоточены в трех южных провинциях Сурин, Бури Рам и Си Са Кет.

Интересно, что существует поразительная корреляция между районами, где этнические лаосцы составляют большинство населения, и районами, где основной культурой является клейкий рис. С другой стороны, в районах, населенных в основном «сиамцами» или этническими кхмерами, в основном выращивают нелипкие сорта риса.

 

Культура

Культура исан находится под сильным влиянием культурного наследия лаосцев и имеет много общего с культурой соседнего государства Лаос. Эта близость проявляется в региональной кухне, одежде, сакральной архитектуре, праздниках и искусстве.

Традиционная одежда — саронг. Женская версия обычно имеет вышитые края, а мужские саронги украшены клетчатыми узорами. Они не застегиваются между ног, в отличие от обычая в центральном Таиланде. Наконец, пакама — это кусок ткани, который используется как пояс, головной убор, гамак или банное полотенце.

Исан — центр тайского производства шелка. Торговля процветала в послевоенный период, когда модельер Джим Томпсон популяризировал тайский шелк на Западе. Одним из самых известных видов шелка в этом регионе является «Мут-Ми», в котором для нанесения на ткань геометрических узоров используется краска для галстуков.

Кухня исан отличается от кухни центрального Таиланда и лаоса, но также имеет с ними много общего. Наиболее очевидными характеристиками являются использование клейкого риса вместо ароматного риса и огненной приправы чили. Популярные блюда включают сом там (также: таммахунг, известный в центральном Таиланде как сом там пу плара), салат из зеленой папайи и сушеных крабов, а также курицу-гриль (гай янг). Эти блюда распространились по всему Таиланду, хотя и в привлекательных версиях, в которых отсутствует крайняя острота и кислинка, предпочитаемые в Исане. Другие популярные блюда исан включают: ган хед (грибной суп), том саэп (острый, кислый суп), ган но май (бамбуковый суп), ларб му (салат из рубленой свинины) или пла дук янг (жареный сом). Эти исанские блюда известны по всей стране, и по всему Таиланду есть рестораны, специализирующиеся на исанских блюдах.

В свою очередь, центральная тайская кухня также приобрела некоторую популярность в Исане. С точки зрения влияния лаосской кухни, в Исане полностью отсутствуют элементы вьетнамской и французской кухни, которые можно найти в Лаосе, за исключением Нонг Кхай. Жители Исана известны широким ассортиментом животных, которые составляют их меню. Сюда также входят ящерицы, лягушки, змеи и жареные насекомые, такие как кузнечики, шелкопряды и навозные жуки. То, что раньше ели по необходимости, теперь считается деликатесом.

Буддийский храм, или ват, является самым важным сооружением в большинстве деревень. Эти храмы используются не только для религиозного поклонения, но и как залы для фестивалей и собраний. В архитектурном отношении преобладает лаосский стиль, более простой, чем орнаментальный тайский стиль. То же самое относится и к изображениям Будды.

Жители Исана отмечают ряд традиционных праздников, среди которых выделяется фестиваль «Бун Бунгфай» с его ракетным фейерверком. Он восходит к добуддийскому обряду плодородия и отмечается в нескольких местах в Исане и Лаосе; но самые яростные и самые известные — празднества в провинции Ясотхон. Другие известные зрелища включают Фестиваль свечей в Убонратчатхани, который предвещает буддийский Великий пост в июле, Фестиваль шелка в Кхон Каене, своего рода ярмарку местных ремесел, Шоу слонов в Сурине и «Бангфай Паянак» или «Нага». Огненные шары» Нонгкхая.

Традиционная народная музыка Исана - Мор Лам. В дополнение к некоторым местным вариантам есть также современные сорта, которые были привезены в Бангкок с 1970-х годов рабочими из Исана. Многие певцы Mor Lam также переняли музыку Luk Thung из Центрального Таиланда и разработали на ее основе гибридное направление «Luk Thung Isan». Кантрум — еще одна традиционная форма музыки, популярная среди кхмерского меньшинства на юге.

Хотя сам исанский язык не имеет письменной литературной традиции, во второй половине 20-го века в этом регионе появилось несколько известных писателей, среди которых особенно примечательны Хамсинг Сринавк и Пира Судхам. Ни один из них не использует родной язык: первый пишет на тайском, второй — на английском.

Исан известен как родина многих боксеров тайского бокса. Многие дети из бедных семей мечтают о социальном продвижении через успехи в тайском боксе. Самый известный спортсмен из Исана – не боксер, а теннисист Парадорн Шричафан, чья семья родом из провинции Кхон Каен.

Культурный барьер в сочетании с пресловутой бедностью региона и типично более темным цветом лица жителей Исана привели к расовому оттенку резерваций среди многих этнических тайцев. Писатель Судхам пишет: «Некоторые тайцы из Бангкока (...) сказали, что я не тайец, а (...) водяной буйвол или фермер». В своих областях они в основном заняты работой с низким социальным статусом, например, чернорабочими или проститутками, и предубеждение против них сохраняется. Однако мнение об Исане не является исключительно негативным: типичная музыка и кухня региона с энтузиазмом восприняли весь Таиланд.

Процесс «тайизации» несколько размыл самобытность исанской культуры. Это особенно верно для городов и провинций, которые, такие как Накхонратчасима, расположены недалеко от центра Таиланда и были сравнительно рано завоеваны сиамцами.

 

Особенности экскурсий

Ряд руин храмовых комплексов в типичном для этой культуры архитектурном стиле относятся ко времени господства кхмеров над районом Исан.

Самый известный и самый большой из этих храмовых комплексов, вероятно, Phrasat Khao Phra Viharn, примерно в 150 км к юго-западу от Убонратчатхани. Руины находятся прямо на границе, уже на камбоджийской территории, но попасть туда можно только с тайской земли, так как гора, на которой построен храм, круто обрывается с камбоджийской стороны. Поэтому скальный замок также считался неприступной крепостью во времена красных кхмеров. Этот район долгое время был предметом споров между Таиландом и Камбоджей, но в 1965 году Международный суд передал его Камбодже. Для посещения этих храмов не требуется камбоджийская виза, но нужно быть в хорошей физической форме, чтобы подняться по нескольким сотням ступенек, некоторые из которых находятся в руинах, в изнуряющую жару, чтобы добраться до руин на вершине горы.

Примерно в 60 км к северо-востоку от столицы провинции Накхонратчасима находится Прасат Хин Пхимаи. Это хорошо реконструированное сооружение, построенное примерно в 1100 году нашей эры, является одним из лучших образцов кхмерской религиозной архитектуры за пределами Камбоджи.

Еще одним важным храмовым участком на этом маршруте является Пханом Рунг, недалеко от Пракхон Чай, провинция Бури Рам. Этот кхмерский храмовый комплекс был построен в честь индуистского бога Шивы на 1300-метровом потухшем вулканическом конусе и иногда упоминается как Ангкор-Ват в Таиланде. Храмовый комплекс, вероятно, является самым важным культурным и историческим зданием на северо-востоке Таиланда.

В 5 км к востоку от Phanom Rung находится храмовый комплекс Prasat Mueang Tham. Этот относительно небольшой комплекс — некоторые исследователи считают, что это бывший королевский дворец — находится на первом этаже, рядом с большим искусственным озером, созданным кхмерами в то время. Храм был полностью отреставрирован посреди ухоженного парка и производит хорошее впечатление о брахманском монастырском комплексе того времени. Прямоугольник комплекса размером примерно 100 м × 100 м окружен четырьмя компактными, почти полностью реконструированными стенами из латеритных блоков. Первый двор обрамляют четыре симметрично расположенных водоема, ступени и балюстрады которых заканчиваются головами наг. Из башен, расположенных в центре комплекса, обрушилась главная башня в середине, одна из башен в четырех углах площади полностью исчезла, остальные три восстановлены. Многие фронтонные камни и перемычки стали жертвами грабителей памятников и исчезли. Однако знаменитая перемычка из Пханом Рунг с изображением Вишну оказалась на художественной выставке в США в 1973 г. и была возвращена в 1988 г. по просьбе Департамента изящных искусств Таиланда.

Участок Прасат Тамеанг недалеко от Бан Круат, провинция Бури Рам, производит впечатление руин, поросших тропическим лесом.

 

Бизнес

Годовой объем производства на душу населения в Исане в 2011 году составил 48 549 бат (около 1200 евро), что составляет менее трети среднего показателя по Таиланду. Все шесть экономически слабых провинций Таиланда находятся в северо-восточном регионе. Однако даже в Исане существует разница между самой бедной провинцией Амнат Чароен (30 231 бат на душу населения) и Кхон Каеном (81 884 бата на душу населения).

Доля 46% населения Исана официально занята в сельском хозяйстве, 76% хотя бы частично заняты в сельском хозяйстве (например, на неполный рабочий день или в семье). Напротив, сельскохозяйственный сектор дает только 22% регионального дохода (для сравнения: доля сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте Таиланда в целом составляет 8,5%). Рис является основной культурой и выращивается примерно на 60% сельскохозяйственных угодий. Кроме того, все больше выращивают сахарный тростник и маниоку. Водяной буйвол по-прежнему является важным рабочим животным для многих фермеров или служит в качестве инвестиции. Свиней, кур, уток и рыб разводят для производства мяса.

Несмотря на свою доминирующую роль, сельское хозяйство Исана крайне неблагополучно. Климат часто имеет периоды засухи, в то время как, с другой стороны, низинная ситуация благоприятствует наводнениям, особенно в сезон дождей. Риск наводнения делает большую часть страны непригодной для использования в сельском хозяйстве. Кроме того, почва очень кислая, засоленная и частично неплодородная из-за чрезмерного использования. С 1970-х годов значение сельского хозяйства уменьшилось в пользу торговли и сектора услуг.

Многие местные жители ищут работу за пределами этого района, особенно в Бангкоке в качестве рабочих-мигрантов, где они часто выполняют низкооплачиваемую работу. Некоторые поселяются в мегаполисе на постоянной основе.

В период с 2007 по 2011 год в регионе наблюдался экономический бум с общим экономическим ростом в 40%, что намного выше среднего показателя по стране в 23% за тот же период и даже больше, чем до сих пор экономически доминирующий Большой Бангкок с показателем всего 17%. Рабочие, мигрировавшие из Исана в Бангкок, Паттайю и другие регионы в поисках работы, с тех пор частично вернулись, поскольку многие из них продолжают проживать с семьями в Исане.