Зеленая мечеть, Турция

Зеленая мечеть

 

Описание Зеленой мечети

Улица Yeşil Cad.

Открыто ежедневно (кроме времени молитв)

Зеленая мечеть или Мечеть Ешила - самый знаменитый памятник в Бурсе был заказан Мехметом I в 1412 году, но он остался незавершенным на момент его смерти в 1421 году. До сих пор у мечети нету портика. Она также известна как мечеть Мехмеда I и является частью более крупного комплекса (külliye), расположенного на восточной стороне Бурсы, Турции, бывшей столицы турок-османов, прежде чем они захватили Константинополь в 1453 году. Комплекс состоит из мечеть, тюрбе, медресе, кухни и бани.

 

История Зеленой мечети

Зеленая мечеть часто рассматривается как кульминация раннего османского архитектурного стиля, в основном из-за уровня эстетического и технического мастерства, продемонстрированного в мечети.

Зеленая мечеть была построена в 1412 году султаном Мехмедом Челеби, правившим с 1413 по 1421 год после битвы со своими братьями за воссоединение Османской империи. Мехмед I был похоронен в мавзолее, называемом Зеленая гробница, по заказу его сына и преемника Мурада II, который находится в комплексе. Точная дата завершения Зеленой мечети неизвестна, но она была построена между 1419 и 1424 годами. Декоративные работы продолжались в мечети после смерти Мехмеда I.

Строительством Зеленой мечети руководил архитектор и покровитель искусств визирь Хаджи Иваз-паша, который был полководцем при Мехмеде I. Каллиграфическая надпись идентифицирует Наккаса (Художника) Али бин Ильяс Али как руководителя внутреннего убранства плитки. . Считается, что Али бин Ильяс Али привел в помощь ему группу мастеров, которых называли «Мастерами Тебриза». «Мастера Тебриза» упоминаются в персидской надписи над михрабом мечети. Тебриз, выдающийся художественный и культурный центр в западном Иране, был особенно важным каналом, через который влияние Тимуридов достигло Зеленой мечети, поскольку она была захвачена Тимуридами на протяжении четырнадцатого и пятнадцатого веков. По словам историка 15 века Ашикпашазаде, Хаджи Иваз-паша «привез мастеров и людей из других стран», чтобы помочь со строительством мечети. Надпись на персидском языке внутри королевской ложи идентифицирует Мехмета эль-Мекнуна как художника, украсившего керамику мечети.

Зеленая мечеть в настоящее время является популярным туристическим направлением в Бурсе, которое недавно было внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Архитектура Зеленой мечети

Макет
Зеленая мечеть основана на перевернутом Т-образном плане и представляет собой двухэтажное здание кубической формы с пристройкой на южной стороне. В мечети есть вестибюль у входа, ведущий по короткой лестнице в центральный молельный зал. Эта лестница имеет четыре мраморных ямы (турецкий: папучлюк) с каждой стороны для тапочек. Эти архитектурные включения указывают на то, что раньше двор был вымощен, но теперь он покрыт коврами.

Центральный зал, идущий с севера на юг, с востока и запада окружен айванами (турецкий: эйваны). Оба куполообразные и двухэтажные. Есть две двери, меньшие айваны, соединяющиеся с угловыми комнатами на первом этаже, которые похожи на те, что находятся на северной стороне здания, в каждой есть камин. Центральный коридор, идущий с севера на юг, пересекается более длинным коридором, идущим с востока на запад.

В центральном коридоре в главном зале находится восьмиугольный фонтан из белого мрамора с бассейном под центральным куполом - самым высоким куполом в мечети - который освещается фонарем над головой. По обе стороны от бассейна еще два айвана ведут к комнатам для путешествующих дервишей, а более высокий айван прямо за водой (если смотреть со стороны входа в центральный зал) ведет к самому молитвенному залу. В этом айване есть ниша михраб на южной (кибла) стороне мечети, а также два комплекта из четырех окон.

Сразу за входом в Зеленую мечеть находится фойе. Отсюда в обоих направлениях тянутся широкие коридоры, обрамленные византийскими колоннами, заканчиваясь лестницами, ведущими в царские покои. Эти угловые комнаты выходят окнами на внутренний двор и соединяются с еще одной небольшой комнатой, ведущей к королевской ложе, которая фактически функционирует как еще один айван. В этих камерах есть винтовые лестницы, ведущие на чердаки. Между этими угловыми комнатами есть проход на балконы северного фасада, откуда начинаются ступени минарета. Два противоположных друг другу минарета на северном фасаде были пристроены позже. Крыльцо было спроектировано, но так и не построено.

Внешний вид
Мраморные панели, большинство из которых были заменены в девятнадцатом веке, покрывают здание мечети из тесаного песчаника. Дверь венчает полукупол с каскадом мукарнов, лицо которых покрыто арабесками и надписями Руми. Над нишами по обе стороны от входной двери есть надпись, посвященная Хаджи Ивазу Паше, проектировщику мечети. Между надписью и мукарнасом есть маленькое окошко, освещающее путь к султану.

Купола наверху здания изначально были покрыты синей и зеленой плиткой, но теперь облицованы свинцом. В куполах и на наружных стенах есть выбитые в барабаны окна. Окулус над умывальником в центральном зале при реставрации был обнесен фонарем.

Два минарета при реставрации были снабжены каменными шпилями, вырезанными в стиле барокко. Попасть в них можно только через апартаменты султана и поднявшись по винтовой лестнице на чердаки.

Украшения
Плитки
В Зеленой мечети используются совершенно разные техники облицовки плиток (в том числе плитки с черными линиями (которые часто ошибочно принимают за плитку Cuerda seca, но технически отделены от них), монохромные подглазурные плитки, мозаику и окрашенный терракотовый рельеф) и цветов (включая зеленый, синий, бирюзовый, белый, желтый, светло-фиолетовый и темно-фиолетовый). Плитки с черными линиями, которые составляют большинство плиток в мечети, отражают обширное влияние Тимуридов, которое проявилось в результате частых вторжений империи на османские территории. Это влияние также можно наблюдать в керамике и архитектуре Тимуридов в Центральной Азии, например, в мавзолее в комплексе святилищ Шахи Зинда. Более того, надпись над михрабом обозначает плитки с черными линиями как «амал-и устадхан-и табриз» (работа мастеров Тебриза). Между тем, синяя и бирюзовая глазурованные плитки в вестибюле и айваны, а также украшенные золотом зеленые шестиугольные плитки в айванах демонстрируют влияние сельджуков (которое также можно наблюдать в медресе Каратай в Конье. ).

Отделка внутренней плиткой
В коридоре, соединяющем вестибюль с молитвенным залом, стены покрыты темно-зелеными шестиугольными плитками, а в центре каждой стены - большой кругленький круг. Эти круглые украшения украшены замысловатым цветочным орнаментом арабески из плитки с черными линиями, покрытой белой, желтой, зеленой и синей глазурью.

 

Утопленные махфилы, обрамляющие вход в молитвенный зал, покрыты аналогичными темно-зелеными шестиугольными панелями из обшивки с золотым декором, с большими замысловатыми арабесками на каждом потолке.

Еще больше этих темно-зеленых шестиугольных панелей, каждая из которых украшена толстым слоем золотого покрытия, покрывают большие айваны, окружающие молитвенный зал. Эти плитки окружает узкая цветочная черная полоса, увенчанная большой черной полосой с бело-золотой надписью на синем фоне.

В самом молитвенном зале темно-зеленые шестиугольные и треугольные плитки (в том числе некоторые замены девятнадцатого и тринадцатого веков) покрывают нижние части стен.

Михраб и его формованная рама из плитки имеют широкий спектр стилей, форм и цветов плитки. Квадратная плитка с черными линиями, глазурованная синим, пурпурным, белым и желтым цветом, покрывает интерьер михраба геометрическими мотивами. Не менее красочные растительные арабески, состоящие из квадратных и прямоугольных плиток с черными линиями, украшают спандрели. Двенадцать рядов мукарнов и две ребристые колонны в нише михраб украшены столь же сложной и красочной плиткой.

В лоджии султана стены и потолок покрыты позолоченной плиткой с черными линиями, на которой изображены звезды и многоугольники. В отличие от этих геометрических мотивов, черная изразцовая кайма вокруг входа в мечеть украшена растительными мотивами.

Резьба
Резные украшения присутствуют на всех внешних элементах мечети, от входа до михрабов и оконных рам. Передний портал мечети выполнен из резного мрамора и имеет высокую углубленную нишу мукарнас с уникальной мраморной тимпаной (украшенной арабесками), обрамляющей боковые окна. Этот портал, обрамленный резьбой по цвету и священными писаниями, ссылается на аналогичные порталы, обнаруженные в сельджукских мечетях, медресе и мавзолеях.

Две табановые комнаты, соединенные с центральным коридором, предназначенные для ночлега путешественников, содержат резные гипсовые ниши и дубы (камины с высоким колпаком). Трехстрочная каллиграфическая надпись размещена в арке над одной из дверей.

Реставрации
Из-за землетрясения в Бурсе в 1855 году силой 7,5 баллов комплекс претерпел обширную реконструкцию, запланированную французским архитектором и художником Леоном Парвилле, начиная с 1863 года. Точная дата завершения неизвестна. Ахмет Вефик Паша, региональный администратор Западной Анатолии и покровитель османского культурного наследия, попросил Парвилле восстановить главные королевские памятники города четырнадцатого и пятнадцатого веков. В этот период Бурса претерпевала преобразование в современный город.

Парвилле впервые посетил столицу Османской империи Стамбул в 1851 году, а затем переехал туда в 1855 году. Он работал в империи декоратором, подрядчиком и архитектором. Парвилле хорошо разбирался в основных аспектах раннего османского стиля благодаря своему опыту жизни и работы в этом регионе, а также обширным исследованиям этого предмета. Французский консул Бурсы заявил в 1906 году, что Парвилле оставалась в Бурсе с 1862 по 1867 год, но это оспаривается. Неясно, просто ли Парвилле планировала реставрацию, а затем покинула Бурсу, или осталась контролировать выполнение своих требований. В любом случае документально подтверждено, что Парвилле вернулась в Париж к 1867 году, чтобы спроектировать и построить турецкий павильон, представленный в Выставке Universelle.

Парвилле участвовала в восстановлении интерьера и экстерьера мечети, в том числе в облицовке плиткой. Парвилле восстановила черную плитку на портале мечети. Два минарета были перестроены Парвилле на старом основании. Полихромные расписные украшения, ранее украшавшие верхнюю часть стен и потолок, не реставрировались.

Во время второй реставрации, которая проводилась с 1941 по 1943 год, керамическая облицовка плиток была снята и установлена ​​заново.

В Зеленой мечети была проведена еще одна реконструкция, которая началась в 2010 году и открылась 11 мая 2012 года, что стоило 1,8 миллиона турецких лир.