Хасанкейф, Турция

Описание

Хасанкейф (арабский: حصن كيفا, армянский: Հասանքեյֆ, греческий: Κιφας), расположенный вдоль реки Тигр Турции. В 1981 году Турция объявила его природной заповедной зоной.

Несмотря на местные и международные возражения, город и его археологические памятники были затоплены в рамках проекта строительства плотины Илису. К 1 апреля 2020 года уровень воды достиг отметки 498,2 м, охватив весь город.

В 2021 году в городе проживало 4329 человек.

Топонимика
Хасанкейф был древним поселением, которое за свою историю носило множество названий из разных культур. Разнообразие этих имен усугубляется множеством способов транслитерации нелатинских алфавитов, таких как сирийский и арабский. В основе этих многочисленных названий лежит значительная преемственность между культурами в базовой идентификации этого места.

Город Илансура, упомянутый в аккадских и северо-западных семитских текстах Марийских табличек (1800–1750 гг. До н.э.), возможно, является Хасанкейфом, хотя предлагались и другие места. К римскому периоду укрепленный город был известен на латыни как Cephe, Cepha или Ciphas, название, которое, по-видимому, происходит от сирийского слова кефа или кифо, означающего «скала». Когда восточная и западная части Римской империи разделились примерно в 330 году нашей эры, Κιφας (Кифас) стало формализованным греческим названием этого византийского епископства.

После арабского завоевания в 640 году город стал известен под арабским названием حصن كيفا (Ḥiṣn Kayfa). «Хисн» в переводе с арабского означает «крепость», поэтому общее название означает «скальная крепость». В западных сообщениях о городе до 20 века он упоминается под разными именами, которые транслитерируются с арабского или османского турецкого языка. Самыми популярными из них были Хисн Кайфа и Хисн Кайфа, хотя используется множество других, включая Хишн Кайфа, Хишн Кайфа, Хишн Кайфа, Хишн Кифа, Хишн Кифа, Хисн Кайф, Хусн Кайфа, Хассан-Кейф, Хоснкейф и Хусункейф. Два ранних армянских историка перечисляют дополнительные названия города: Арсенкев (арм. Հարսնքվ) записан Матфеем Эдесским (Месроб Эрец), а Кенци записан П. Лукасом Ингигианом.

В рамках реформ Ататюрка в 1920-х и 30-х годах многие географические названия были изменены на более турецкие формы, а официальное название города было изменено на Хасанкейф. Эта версия время от времени появляется в зарубежных отчетах в середине 20 века, но становится распространенной только после 1980 года.

 

Достопримечательности

Хасанкейф имеет богатую историю на протяжении веков. Главной археологической достопримечательностью Хасанкейфа является цитадель на самой вершине города, возвышающаяся над рекой. Учитывая, насколько обширны эти руины, можно легко провести целый день (или два), исследуя их.

Великие дни Хасанкейфа давно прошли, поэтому большинство достопримечательностей находятся в аварийном состоянии или даже частично разрушены (что усугубляется тем, что столь необходимые средства на ремонт заблокированы из-за проекта плотины), хотя все они целы — и красиво — достаточно, чтобы вы могли представить, какими они были в те дни.

Старый мост через Тигр (Eski Köprü). Построенный в 1116 году правителем Артукидов Фахреттином Караасланом в качестве замены старого моста, мост через реку Тигр считается самым большим средневековым мостом. Проход моста был сделан из дерева, чтобы его можно было снять в случае нападения, и в результате сегодня от моста сохранились только две опоры и некоторые фундаментные работы. Самое смешное в мосте то, что неповрежденная сторожевая башня моста на противоположном берегу теперь служит комнатой соседнего дома, построенного позже, вместе с небольшой деревянной дверью на бывших главных воротах, открывающейся на часть прохода, который в свою очередь служит балконом!
Цитадель (обозначена Кале на главной дороге через город). Эта структура находится на высоте 100 м над рекой Тигр, с видом на Хасанкейф, с впечатляющим видом на старый город и реку. Цитадель, вероятно, веками использовалась как жилище. При входе на территорию замка вам сообщат (как гиды, так и указатели), что для посещения замка необходим гид. Это неправда, и если вы просто пройдёте мимо, то гиды потеряют к вам интерес. Отряд мужчин, убирающих мусор, кажется, немного говорит по-английски и более чем счастлив показать вам секретные места. Вход 3 TL с человека.
Малый дворец. Этот дворец был построен Айюбидами и возвышается над Хасанкейфом, поскольку он расположен на скале.
Мечеть Улу (Ulu Camii, буквально «Великая мечеть»). Построен Айюбидами в 1325 году на развалинах церкви.
Большой дворец. Дворец был построен Артукидами и имеет связанную с ним прямоугольную башню, которая, возможно, была сторожевой башней.
Мечеть Эль Ризк. Мечеть была построена в 1409 году султаном Айюбидов Сулейманом и стоит на берегу реки Тигр. В мечети также сохранился минарет.
Мечеть Сулеймана. Эта мечеть была построена султаном Сулейманом и практически разрушена, за исключением минарета. Могила Сулеймана также отсутствует на этом месте.
Коч мечеть. Мечеть расположена к востоку от мечети Сулеймана и, вероятно, была построена Айюбидами.
Кизларская мечеть. Расположенная к востоку от мечети Коч, мечеть Кизлар также, вероятно, относится к периоду Айюбидов. Часть строения, которая сегодня используется как мечеть, в прошлом была мавзолеем с остатками могилы.
Могила имама Абдуллы. Гробница находится к западу от нового моста в Хасанкейфе и является могилой имама Абдуллы. Абдулла был внуком Джафара ат-Тайяра, дяди пророка Мухаммеда. Эпитафия на гробнице гласит, что гробница была восстановлена в период Айюбидов.
Мавзолей Зейнел бея (Zeynel Bey Türbesi). Названный в честь Зейнел-бея, этот мавзолей находится на менее застроенном противоположном (северном) берегу реки (и поэтому его легко отличить от окрестностей), снаружи он покрыт очаровательной синей мозаикой с геометрическим орнаментом и каллиграфией, хотя и несколько изношенной. Бей был сыном Узуна Хасана, правителя династии Аккоюнлу, правившей Хасанкейфом в 15 веке.

 

Влияние плотины Илису

С его историей, которая охватывает девять цивилизаций, археологическое и религиозное значение Хасанкейфа очень велико. Многие исторические сокровища города были затоплены после завершения строительства плотины Илису. К ним относятся богато украшенные мечети, исламские гробницы и пещерные церкви. До 80 000 человек в Хасанкейфе были перемещены. Некоторых из этих людей перевели в новый город выше ватерлинии.

Эта схема встретила значительное сопротивление местных жителей и призвала признать Хасанкейф и защитить его как объект всемирного наследия ЮНЕСКО.

По данным ассоциации Buğday, базирующейся в Турции, г-жа Хурие Кюпели, префект Хасанкейфа, посол Швейцарии в Турции и представители возглавляемого Швейцарией консорциума подрядчиков по проекту плотины предложили то, что они считают подходящим местом поблизости для перемещение исторического наследия Хасанкейфа, операция, на которую министерство культуры Турции обязалось выделить 30 миллионов евро, однако текущие сообщения показывают, что было перемещено только восемь исторических памятников.

Угроза проекта плотины Илису побудила Всемирный фонд памятников внести город в свой список 100 наиболее находящихся под угрозой исчезновения мест в мире в 2008 году. Хотя этот список привлек больше внимания к проекту, он не побудил Консорциум Илису разработать альтернативные планы, соответствующие этому месту, имеющему исключительное историческое и культурное значение.

В декабре 2008 года под давлением со стороны предвыборных групп страховщики экспортных кредитов в Австрии, Германии и Швейцарии объявили о приостановке своей поддержки проекта из-за опасений по поводу его воздействия на окружающую среду и культуру и дали правительству Турции 180 дней для соблюдения стандартов, установленных Всемирный банк. Эти стандарты представляли собой 153 требования по охране окружающей среды, расселению деревень, охране культурного наследия и управлению ресурсами с соседними государствами. Поскольку Турция не выполнила ни одно из них, три ЭКА указали в совместном пресс-релизе от 7 июля 2009 г., что они вышли из проекта. Вскоре после этого, в другом совместном пресс-релизе, выпущенном в тот же день, три банка (Société Générale, UniCredit и DekaBank), финансирующие проект плотины Илису, также заявили – в соответствии с решением ЭКА – что экспортный кредит, предоставленный тремя банки для строительства плотины Илису больше не будут доступны.

Это означало, что Турции пришлось финансировать предложенный проект за счет внутренних источников. Министр лесного хозяйства и окружающей среды Вейсел Эроглу на нескольких платформах заявил, что правительство построит плотину, несмотря на все препятствия и возражения. Эроглу ясно дал понять, что плотина Илису стала «проектом чести» для турецкого государства. «Нам не нужны их деньги. Мы построим эту плотину любой ценой». С 2009 года строительство ведется при финансовой поддержке турецких банков; Garanti Bankası и Акбанк. В результате программы переселения населения многие жители Хасанкейфа переехали в Йени Хасанкейф (Новый Хасанкейф) на холме, который должен был оказаться на берегу водохранилища плотины после завершения строительства плотины. К июлю 2020 года древний город был полностью затоплен водами плотины.

 

Климат

Местный климат смягчается близостью реки Тигр. Это делает зимы более мягкими, с минимумом 6 ° C (43 ° F). Летом температура может достигать 43 ° C (109 ° F), а среднегодовая температура составляет 25 ° C (77 ° F).

 

Чем заняться

Помимо впечатляющих объектов наследия, в скалах, окружающих город, существуют тысячи пещер со старыми пастушьими тропами через узкие боковые каньоны и вдоль вершин возвышающихся известняковых скал. Многие пещеры многоэтажные и снабжены водой. До 1970-х годов многие семьи все еще жили в древних жилищах в скалах (обозначенных Магаралар) вдоль реки, но теперь там осталось не более нескольких жителей. Церкви и мечети также были высечены в скалах, и в этом районе также есть многочисленные древние кладбища.

Самое замечательное в Хасанкейфе то, что отсутствие западных туристов — да и вообще кого угодно — действительно заставляет вас чувствовать, что вы находитесь в стороне от проторенных дорог. Найдите местного гида, который проведет вас по некоторым тропам, высеченным в скале, с прекрасным видом на долину.

 

История

Средний бронзовый век (Илансура?)
В эпоху средней бронзы территория вокруг Хасанкейфа, вероятно, была частью хурритских царств. Аккадские и северо-западно-семитские тексты Марийских табличек (1800–1750 гг. до н. э.) относятся к Илансуре, важному городу-крепости на большой реке. Илансура предварительно отождествляется с Хасанкейфом, хотя также были предложены несколько мест на северо-востоке Сирии.

Поздний бронзовый век
К 14 веку до нашей эры территория Хасанкейфа находилась в пределах хурритского царства Митанни. Между 9 и 7 веками до нашей эры он был частью Неоассирийской империи, а к середине 6 века - частью Мидийской империи.

Римская и Византийская империи
В римские времена Хасанкейф (известный как Кефа, Цефе, Кифа или Кифас) был базой легионеров на границе с Сасанидской империей в Персии.

На какое-то время город стал столицей римской провинции Арзанена, хотя Нисибис был штаб-квартирой Dux Mesopotamiae. Констанций II (324–361) построил форт в Кефе, но неясно, находился ли он на месте нынешней цитадели. Существование римского моста через Тигр в Хасанкейфе было расценено как «весьма вероятное» одним ученым, который предполагает, что (как и более поздний мост) он мог иметь «деревянную надстройку, основанную на опорах из каменной кладки и природного камня». Однако ни одна из оставшихся конструкций моста не относится к римским временам.

Баланс сил в регионе значительно изменился в 363 г. После смерти императора Юлиана в битве при Самарре его преемник Иовиан был вынужден сдать персидскому царю Шапуру II восточные провинции Арзанене, Моксене, Забдицене, Кордуене и Рехимена. Сюда вошли 15 замков, а также города Сингара и Нисибис, но не их жители, и крепость Кастра Маврорум. Хотя Кифас управлялся как часть Арзанены до 363 г., он находился на южном берегу Тигра и не был сдан сасанидам. До заключения договора форт Кифас находился на границе между римской территорией и вассальным армянским царством Арзанене. Теперь граница с Персией проходила по Тигру и легионеры у Кифаса стояли прямо на ней. Их роль заключалась главным образом в защите массива Тур-Абдин и подходов через него к римской провинции Софанена от нападения персов в Арзанене.

Описывая ситуацию в конце четвертого века, Notitia Dignitatum определяет Кифа как резиденцию командира Легио II Партика. Записано, что епископ Кифа присутствовал на Халкидонском соборе в октябре 451 года, что означает, что к тому времени поселение должно было стать значительным городом. Когда использование латыни в Восточной Римской империи стало сокращаться, Κιφας (Kiphas) стало формализоваться как греческое название византийского епископства.

Спасательные раскопки с 2005 по 2008 год обнаружили доказательства основания римских ворот в верхний город, ряд магазинов позднеримского периода, а также римские напольные и настенные мозаики.

К шестому веку персы совершали частые нападения на восточную границу Византийской империи. Как следствие, византийцы построили в регионе большое количество военных объектов в начале и середине шестого века. Несмотря на это, персы воспользовались возможностью византийской гражданской войны, чтобы напасть на восточные провинции, что стало византийско-сасанидской войной 602–628 годов. В начале конфликта они оккупировали Кифас вместе с Мардином, Дарой и, вероятно, остальными Тур Абдинами, и удерживали их большую часть оставшейся части войны. Договор, завершивший войну, восстановил Кифас под контролем Византии, но это достижение оказалось недолгим. В период между 600 и 610 годами византийский географ Георгий Кипрский упоминает Кефу как крепость в разделе Месопотамии своего Descriptio Orbis Romani.

Мусульманское завоевание
К 630-м годам арабские мусульманские силы завоевали большую часть Месопотамии, Сирии и Ирана. Кифас, скорее всего, был захвачен во время мусульманского завоевания Армении в 640 году, вскоре после завоевания Нисибиса. В отчете этого периода содержится самое раннее упоминание о каком-либо мосте через Тигр на этом месте.

В течение последующих пяти столетий городом правили арабские династии под названием Хисн Кайфа, сначала халифаты Омейядов и Аббасидов, а затем полуавтономные правители Хамданидов и Марванидов.

Фатима, курдская мать правителя Хамданидов Абу Таглиба, взяла под свой контроль город в ок. 900 г. н.э.

Период Артукидов (1102–1232 гг.)
В 11 веке турки-сельджуки и их туркменские и огузские союзники двинулись в Западную Армению, кульминацией чего стало поражение сельджуков византийских войск в битве при Манцикерте в 1071 году. Победа при Манцикерте быстро привела к тому, что силы сельджуков контролировали большую часть Анатолии и северной Месопотамии. Сельджукский султан Баркиярук даровал Хисн Кайфу в качестве икты Артукидам в 495 г. хиджры (1101/1102).

В 1104 году Джоселин I из Эдессы, в то время граф Турбессель, был заключен в тюрьму в Хисн-Кайфе Сокменом после того, как он был схвачен в битве при Харране вместе со своим родственником Балдуином II из Иерусалима, затем графом Эдессы. Болдуин был заключен в тюрьму в Мосуле сельджукским атабегом Джикирмишем. После смерти Джикирмиша в 1107 году и выплаты значительного выкупа Балдуин II и Джоселин I были освобождены. По совпадению, оба мужчины позже стали пленниками Белека Гази в 1122/1123 гг.

Контроль над торговлей вдоль дороги Диярбакыр-Мосул, идущей параллельно Тигру, и с севера на юг между озером Ван и Евфратом принес Артукидам процветание и обеспечил их власть в регионе. Следовательно, наличие надежной переправы через реку для товаров и людей было приоритетом, и Артукиды построили мост через Тигр где-то между 1147 и 1172 годами.

Этот период был своего рода золотым веком для Хисн Кайфы, когда Артукиды и их преемники Айюбиды построили Малый дворец и Большой дворец, а также мост через Тигр. Инфраструктура, расположение и значение города способствовали развитию торговли и сделали Хисн Кайфу перевалочным пунктом на Шелковом пути.

В 600 г. Шаабана (апрель 1204 г.) эмир Артукидов ас-Салих Махмуд, контролировавший как Амиду, так и Хисн Кайфу, присоединился к аль-Ашрафу, правителю Харрана Айюбидов, и князьям из Маяфаракина, Джизре, Синджара и Эрбиля, чтобы разгромить армию. Нур ад-Дин Арслан Шаха I, зенгидского правителя Мосула, в битве при Нусайбине. Во второй половине 601 г. хиджры (1204/1205) ас-Салих Махмуд также предоставил свои силы, чтобы помочь аль-Ашрафу атаковать Харпут, который контролировался другой ветвью Артукидов.

К 627 г. хиджры (1229/1230) преемник ас-Салиха, Рукн ад-Дин Мадуд, был в союзе с хорезмшахом Джалал ад-Дином Мингбурну против правителей Айюбидов аль-Ашрафа и аль-Камиля.

К 1232 году контроль над Амидой и Хисн Кайфой перешел к принцу Артукидов аль-Масуду. Обеспокоенные союзом с Хорезмом, аль-Ашраф и аль-Камиль решили напасть на Амиду и использовали в качестве предлога сообщения о плохом правлении аль-Масуда, включая его жестокое обращение с местными женщинами. Объединенные армии Айюбидов, пополненные за счет вкладов многих их вассалов, осадили Амиду 20 зу-ль-хиджа 629/5 октября 1232 года. К 1 муххараму 630/18 октября 1232 года аль-Масуд сдал Амиду аль-Камилю. Затем аль-Камиль отправил своего брата аль-Ашрафа вместе с аль-Музаффаром Гази из Маяфаракина в Хисн-Кайфу, чтобы добиться его сдачи. Несмотря на то, что силы Айюбидов взяли с собой аль-Масуда в плен, гарнизон в Хисн-Кайфе некоторое время сопротивлялся, и город был захвачен только в сафаре 630 г./ноябре 1232 г.

Айюбиды и монголы (1232–1462)
Как только цитадель пала перед силами Айюбидов, аль-Камиль немедленно назначил своего 27-летнего сына ас-Салиха Айюба губернатором Амиды и Хисн Кайфы, начав период правления Айюбидов над Дияр Бакром.

Правление Айюбидов в Хисн Кайфе было ненадежным почти с самого начала. В 1235 году силы ромских сельджуков Ала ад-Дина Кайкубада продвинулись в Юго-Восточную Анатолию, захватив Харпут, Урфу и Харран. В зуль-хидже 632 г./августе 1235 г. они осадили Амиду, но не смогли захватить город и, следовательно, не продвинулись до Хисн Кайфы.

Всего через пять лет после того, как Хисн Кайфа был захвачен Айюбидами, он уже стал пешкой в борьбе династии за власть. К 634 г. хиджры (1236/1237) аль-Ашраф возмутился плохо скрываемыми амбициями своего брата аль-Камиля. Аль-Ашраф завербовал правителей Алеппо и Хомса в свою фракцию и отправил послов ко двору султана Рум-Сельджук Ала ад-Дин Кайкубад, чтобы предложить союз. Когда они прибыли ко двору сельджуков, они обнаружили, что Кайкубад умер 4 шавваля 634/31 мая 1237 года, и теперь им пришлось иметь дело с его сыном Гият ад-Дином Кайхусрау II. Историк Ближнего Востока Р. Стивен Хамфрис предполагает, что Кайхусрау предложили контроль над Амидой и Хисн Кайфа в обмен на присоединение к альянсу. Хотя аль-Ашраф собрал грозный союз против своего брата, он не смог использовать его для сражения с силами аль-Камиля, так как к моменту переговоров с сельджуками он уже был болен и умер 4 мухаррама 635/28 августа. 1237 г. Его соперник аль-Камиль умер 6 марта 1238 г., и владения Айюбидов погрузились в новые беспорядки.

Аль-Камиль завещал контроль над Джазирой ас-Салиху Айюбу, который был эмиром Хисн Кайфы, и назвал своего младшего брата аль-Адиля своим наследником в Египте. В своей новой роли султана ас-Салих Айюб назначил своего маленького сына аль-Муаззама Тураншаха принцем Хисн Кайфы в 636 г. хиджры (1238/1239) с одним из своих ближайших советников Хусам ад-Дином в качестве атабега Тураншаха. Тем временем Ас-Салих Айюб собрал армию, чтобы взять Дамаск и бросить вызов правлению аль-Адиля над Египтом. К июню 1240 года солдаты ас-Салиха Айюба захватили аль-Адиль, и ас-Салих стал верховным правителем владений Айюбидов.

Похоже, что сын ас-Салиха аль-Муаззам Тураншах оставался принцем Хисн Кайфы с 1238 по 1249 год. Когда ас-Салих Айюб внезапно умер 12 ноября 1249 года, Тураншаха пришлось отозвать в спешке, чтобы взять под свой контроль империю Айюбидов. Вдова Ас-Салиха, Шаджар ад-Дурр, отправила специальное посольство, чтобы доставить своего сына в Египет. Тураншах покинул Хисн-Кайфу с этой группой к 18 декабря 1249 г., направляясь в Анах и Дамаск.

Аль-Мувахид Абдаллах сменил своего отца Тураншаха на посту правителя Хисн Кайфы. Хотя его отец правил Египтом всего год и был убит во время прихода к власти мамлюков, аль-Мувахид Абдаллах правил Хисн-Кайфой более трех десятилетий, с 647 г. хиджры (1249/1250) по 693 г. хиджры (1293/1294), и был по существу основатель местной династии Айюбидов. Хотя мало что осталось от этого процветающего периода истории города, есть подробный современный отчет из первых рук, сделанный топографом Изз ад-Дином ибн Шаддадом, последний визит которого был в 657 г. хиджры (1258/1259). Он перечисляет множество зданий в нижнем городе, в том числе Дар ас-Салтана (возле моста), мечеть, три медресе, четыре хаммама, гробницы, караван-сараи и базары. В цитадели Ибн Шаддад упоминает еще одну мечеть, открытую площадь и поля, на которых выращивается достаточно зерна, «чтобы кормить жителей из года в год». Немецкий историк исламского искусства Михаэль Мейнеке отмечает, что почти ни одно из зданий, описанных Ибн Шаддадом, не может быть идентифицировано в современном Хасанкейфе, и приписывает это пренебрежению после последующих монгольских вторжений и политической нестабильности.

В 1255 году великий хан Мункэ поручил своему брату Хулагу возглавить огромную монгольскую армию, чтобы завоевать или разрушить оставшиеся мусульманские государства в юго-западной Азии. Хулагу сначала осадил Багдад, который был захвачен 13 февраля 1258 г. и разрушен. Он завоевал Алеппо 24 января 1260 года, а монгольский генерал-несторианец-христианин Китбука Ноян взял Дамаск 1 марта. Казалось неизбежным, что все города региона, включая Хисн-Кайфу, падут перед монголами, и действительно, большинство из них пало. План Хулагу, похоже, состоял в том, чтобы отправиться в Палестину и Египет. Но когда он был в Алеппо весной 1260 года, он получил известие, что великий хан Мункэ умер прошлым летом (11 августа 1259 года). Хотя Хулагу не надеялся стать преемником своего старшего брата, между двумя другими его братьями, Хубилаем и Ариком Бёке, шла борьба за контроль над монгольской империей, и Хулагу решил, что было бы разумно уйти в Тебриз, чтобы дождаться разрешения этого конфликта. конфликт.

23 рабиа II 658/7 апреля 1260 года Маяфаракин пал перед войсками Хулагу, предположительно во время их отступления к Ахлату и Тебризу, в результате чего Мардин и Хисн Кайфа остались единственными городами, находящимися вне его контроля в Джазире. Мардин был захвачен в конце 1260 года, но Хисн Кайфа, похоже, избежал согласованного нападения, потому что он контролировал лишь второстепенный торговый путь и его можно было просто обойти. Тем не менее, похоже, что примерно в это время аль-Муваххид решил смириться с тем, что он монгольский вассал. В то время как большая часть Дияр-Бакра перешла под прямой контроль монгольского губернатора или Мосула, и Айюбиду Хисну Кайфе, и Артукиду Мардину было разрешено оставаться вассальными государствами.

К 665 г. хиджры (1266/1267) мамлюки Бейбары были у власти в Египте и представляли собой основную силу, противостоящую монголам, которую теперь возглавлял сын Хулагу Абака-хан. Бейбарс отправил двух евнухов в качестве послов к аль-Муваххиду, чтобы попытаться убедить его отказаться от монголов, и, по-видимому, эмир Хисн-Кайфы согласился. Однако посланники были пойманы местным монгольским командиром, когда они пытались передать ответ аль-Муваххида Бейбарсу. Абака приказал казнить послов, а аль-Муваххид был сослан в суд Ильханата на семь лет. К 672 году хиджры (1273/1274) аль-Мувахид вернулся в качестве номинального правителя Хисн Кайфы, где он оставался до своей смерти, которая, по разным данным, произошла в 682 году хиджры (1283/1284) или 693 году хиджры (1293/1294).

Монгольское правление в регионе продолжалось до 1335 года, что нанесло серьезный ущерб как торговле, так и сельскому хозяйству, которые были источниками процветания региона. Сильнее всего удар ощущался между 1260 и 1315 годами, и торговцы практически избегали этого региона из-за продолжающейся войны между мамлюкскими и монгольскими войсками. В 1315 году Иль-ханство и мамлюки подписали договор, и торговля возобновилась. Это оказалось благом для Хисна Кайфы. Предыдущие основные маршруты через регион — через Джизре и Нусайбин, а также через Маяфаракин и Амиду (Диярбакыр) — не смогли привлечь многих торговцев, и их место занял новый маршрут из Ирана в Алеппо через Сиирт, Хисн-Кайфу и Мардин.

По словам историка Томаса Александра Синклера, экономика региона постепенно сокращалась в течение 14 и начала 15 веков, но это, вероятно, не привело к сокращению населения в городах Мардин или Хисн Кайфа, где строительство продолжалось непрерывно. Несколько других городов региона, таких как Маяфаракин, Арзан, Нусайбин и Дара, сократились или исчезли. После распада Ильханата силы Артукидов вели войну против Айюбидов Хисн Кайфы в 1334 году, но потерпели решительное поражение, и Айюбиды получили свои владения на левом берегу реки Тигр.

В течение 14 века эмиры Хисн-Кайфы также контролировали внутреннюю часть Тур-Абдина и замок Хайтам (в Тур-Абдине). В 1334/5 г. аль-Адиль Хисн Кайфа захватил контроль над Маяфаракином, которым, вероятно, до того времени управлял монгольский вассал. Вскоре после этого Аль-Адиль назначил Зейда, курдского вождя племени Зраки (или Зирки), ранее проживавшего в замке Бошат (современная деревня Боюнлу в районе Сильван), своим правителем-клиентом в Маяфаракин. Похоже, что это было расплатой за помощь Зейда в оказании помощи Хисну Кайфе в отражении нападения артукидского султана Мардина.

Эмиры Хисн-Кайфы также напали и захватили Сиирт вскоре после ухода монголов. Они боролись за контроль над Сииртом силами из Арзана, и аль-Ашрафу из Хисн-Кайфы удалось захватить его в 1341/42 году.

В 1349/50 году Кара-Коюнлу стали доминировать в регионе Дияр-Бакр, и местные князья, такие как в Хисн-Кайфе, платили им дань. В том же 1349/50 году эмир Хисн-Кайфы аль-Адиль напал на Азран, проломив его стены и разрушив город, чтобы отомстить местному правителю. После этой победы город был заброшен, и аль-Адиль передал контроль над окрестностями курдской семье.

В начале и середине 15 века туркменские силы Ак Коюнлу несколько раз нападали на Хисн Кайфу, но правителям Айюбидов удалось сохранить контроль над городом, и город процветал до самого конца 15 века.

В 14 веке Айюбиды перестроили замок Хисн Кайфа, который служил их оплотом в качестве вассалов последовательно мамлюков и дулкадиридов, пока они не были вытеснены Османской империей в начале 16 века.

Период Ак Коюнлу (1462–1501 гг.)
Во второй половине 15 века Хисн-Кайфа все еще управлялась последней оставшейся династией Айюбидов, которая была верна туркменской конфедерации Ак-Коюнлу. Династию Ак Коюнлу возглавлял Узун Хасан с 1452 по 1478 год.

Первоначальная столица Узун Хасана находилась в Амиде (современный Диярбакыр), которую он получил от своего брата Джихангира в 1452 году. Оттуда Узун Хасан начал кампанию по расширению своей территории за счет конкурирующей династии Кара Коюнлу. Хасанкейф был одним из первых городов, признавших сюзеренитет Узуна Хасана в соглашении, подписанном эмиром Айюбидов в 1455 году. Хотя Узун Хасану удалось распространить свое влияние на большую часть Дияр-Бакра и Джазиры в 1450-х годах, эмир Айюбидов Хасанкейфа восстал. в 1460 г., пытаясь взять под контроль Сиирт. Узун Хасан ответил нападением на Хасанкейф в 1461 году; он окончательно захватил город в 1462 году после шестимесячной осады. Похоже, что Узун Хасан затем назначил своего сына Зейнеля губернатором Хасанкейфа.

Территория Ак-Коюнлу еще больше расширилась после поражения Кара-Коюнлу в Иране (1467–1469 гг.), И Узун Хасан перенес свою столицу в Тебриз. Однако Хасан продолжил эти успехи катастрофической кампанией против Османской империи. Армия легкой кавалерии Хасана была разбита османскими войсками Мехмеда II, вооруженными винтовками и пушками, в битве при Отлукбели недалеко от Эрзинджана в августе 1473 года. Хотя Узун Хасан выжил, его сын Зейнел-бей был убит в бою. В память о нем примерно в 1474 году в Хасанкейфе был возведен мавзолей Зейнел-бея по приказу либо Узуна Хасана, либо старшего брата Зейнеля, Халила. В настоящее время святыня перенесена на новое место, чтобы избежать затопления поднимающимися водами близлежащей плотины.

Империя Сефевидов (1504–1514/1517)
В 1504 году, во время правления короля (шаха) Исмаила I (годы правления 1501–1525), Сефевиды основали недолговечную провинцию Диярбакр, которая состояла из шести округов, включая Хасанкейф.

Османская империя и Турецкая Республика
В 1514/1517 году османы захватили Хасанкейф и остальную часть провинции Сефевидов Диярбакр. В своей «Истории мира» 1614 года Уолтер Рэли помещает «Город Хасан-Кефа, иначе Фортис Петра» вверх по течению от острова Эдем, который, как он считал, находился в Тигре, основываясь на своем чтении De Paradiso Commentarius Андреаса Масиуса.

 


Как добраться

Хасанкейф находится далеко от остальной части Турции, но можно легко добраться до города Батман на автобусе или поезде, а затем проехать оставшийся час или около того на микроавтобусах (долмуш), предлагаемых городским советом Хасанкейфа (Hasankeyf Belediesi). Это стоит 3 TL/чел. Также можно добраться до Хасанкейфа на маршрутках Batman-Midyat-Mardin.

 

Еда

В городе есть несколько мест, где можно поесть, предлагая типичные турецкие блюда и хорошие цены.

 

Напитки

Стакан турецкого чая стоит 0,50 турецких лир в деревенской кофейне под открытым небом у нового (шоссе) моста.

 

Отели

Что касается вариантов для сна, то вдоль реки есть два отеля, и цены здесь разумные, но не такие дешевые, как в других отелях аналогичного качества в этом регионе страны.

Мотель Hasankeyf (к востоку от современного автомобильного моста), ☏ +90 488 381-20-05. Номера чистые, а в некоторых даже есть небольшие балконы с видом на реку Тигр. Общие ванные комнаты и один турецкий туалет. Существует высокая вероятность постельных клопов, и это совсем не чисто!
Хасбахче Хасанкейф, ☏ +90 488 381-26-74. Недавно открытый гостевой дом с беспроводным доступом в Интернет. Подается вкусный турецкий завтрак из свежего хлеба, домашнего инжирного джема, сыра фета, оливок и яиц. Доступна просторная душевая, а также ванная комната с туалетом в турецком и европейском стиле. Возможно, вам придется попросить простыню, чтобы прикрыться. Он не предоставляется автоматически.

Также возможно — и законно, по данным военной полиции на блокпосту на дороге из Мардина — разбить дикий лагерь на берегу Тигра. Северный берег (тот, на котором деревня не расположена) кажется более скромным, тихим, более зеленым (как мелко подстриженный участок газона) и с него открывается лучший вид (на руины). Если это выходные, чтобы избежать некоторого (чрезмерного) внимания, просто дождитесь наступления вечера, чтобы местные туристы из Бэтмена покинули это место, чтобы установить вашу палатку. Также примите обычные меры предосторожности против скорпионов — не оставляйте свои палатки и сумки незастегнутыми, проверяйте свою обувь, прежде чем надевать ее, не убирайте камни и не выходите из травы/влажных мест ночью.

Если вы отправитесь перекусить в один из ресторанов на сваях на южном берегу, вам разрешат переночевать на удобных матрасах под успокаивающий шум реки. (Информируйте себя о ценах на еду перед заказом. Меню не всегда доступны.) Однако туалетов мало. Там, кажется, есть только один передвижной турецкий туалет, обслуживающий несколько ресторанов.

 

Вопросы безопасности

Хотя летом вы увидите, как местные жители купаются в реке, лучше перестраховаться и приберечь свое рвение к чему-то другому. Русло реки глубже, а течение сильнее, чем кажется на первый взгляд, и действительно, каждый год в этом самом месте река теряет множество жизней.