Боднатх, Непал

Описание

Будда, также известный как Боднатх, Хасти Чайтья и Хаса Чайтья, — ступа в Катманду, Непал. Расположенная примерно в 11 км (6,8 миль) от центра и северо-восточной окраины Катманду, ее массивная мандала делает ее одной из крупнейших сферических ступ в Непале и мире.

Приток большого количества беженцев из Тибета привел к строительству более 50 гомп (тибетских монастырей) вокруг Будхи. С 1979 года ступа Будха является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Наряду со Сваямбху это один из самых популярных туристических объектов в районе Катманду.

Ступа находится на древнем торговом пути из Тибета, который входит в долину Катманду через деревню Санкху в северо-восточном углу и продолжается до древней и меньшей ступы Чабахил, называемой Ступой Чарумати (часто называемой «Маленький Буднатх»). Затем он поворачивает прямо на юг, направляясь через реку Багмати в Лалитпур, минуя главный город Катманду (который был построен позже). Тибетские купцы отдыхали и возносили молитвы у Будха Ступы на протяжении многих веков. Когда беженцы прибыли в Непал из Тибета в 1950-х годах, многие решили жить вокруг Боднатха. Говорят, что в ступе погребены останки Будды Кассапы.

 

Мифология формирования

Буддийская мифология Ньюа
Согласно истории Непала, на месте нынешнего дворца Нараянхити когда-то стоял дворец короля Викрамадитьи (королевства Личчави). Король Викрамадитья приказал построить Лва Хити в южной части дворцового двора. Когда новая дхунге дхара не производила воды, царь посоветовался со своими астрологами, которые предположили, что необходимо принести в жертву человека кандидата мужского пола, обладающего батти-лакшанами, или тридцатью двумя совершенствами. Подходящими кандидатами были только сам король и два его принца, поэтому король решил пожертвовать собой, чтобы принести воду в дхунге дхару. Согласно местной мифологии, во время жертвоприношения (совершенного по приказу короля одним из его сыновей) голова царя отлетела и приземлилась в соседнем храме Санкху Баджрайогини.

Принц с сожалением в сердце решил подняться на вершину Баджрайогини и отбросить курицу, решив построить ступу там, где она приземлилась. Курица приземлилась на то место, где в настоящее время стоит ступа Боднатх. Поскольку людям в то время удавалось пережить засуху, собирая капельки росы, это место было названо Кхасти, что является комбинацией непальских слов бхаса, обозначающих росу («хас») и капли («ти»).

Позже правительство Его Величества Непала переименовало это место из Хасти в Боднатх, чтобы лучше отразить индуизм этой индуистской нации.

Тибетская буддийская мифология
Деревня, которая окружает великую ступу Кашьяпа, широко известна под названием Бауддха/Будха. ... который по-тибетски называется Ямбу Чортен Ченпо (тибетский: ཡམ་བུའི་མཆོད་རྟེན་ཆེན་པོ། Wylie: yam bu'i mchod rten chenpo). Джья Рунг Кхашор Чортен Ченпо, что дословно можно перевести как «Чортен птицы, потерявшей надежду». Ступа имеет интересную историю, которая объясняет это странное название.

В буддийской традиции Кашьяпа или Кассапа Будда был Буддой, который предшествовал Шакьямуни Будде, двадцать седьмому из двадцати девяти названных Будд, хотя он жил задолго до Шакьямуни.

После кончины Будды Кашьяпы некая старуха, птицевод, Ма-джха-зи-ма (тиб. མ་བྱ་རྫི་མ། Вайл: ма бя рзи ма мать-смотрительница птиц) со своими четырьмя сыновьями похоронила эту великую останки мудреца на том месте, где теперь стоит большой курган, который был построен самой женщиной. Прежде чем приступить к строительным работам, она обратилась к королю того времени с просьбой предоставить ей землю размером с шкуру буйвола. Думая, что это будет мало, король дал разрешение на землю и строительство ступы. Однако птичница аккуратно разрезала кожу на длинную полосу, как веревку, и использовала ее, чтобы очертить большую площадь.

К тому времени, когда в результате больших жертв со стороны женщины и ее четырех сыновей фундамент сооружения был закончен, те, кто его видел, были поражены величием масштаба, в котором оно было предпринято. Высокопоставленным чиновникам и богатым людям страны было стыдно, если бы такой бедной старухе было позволено достроить такую изумительную башню, им самим пришлось бы посвятить храм величиной с гору, и поэтому они решили просить короля запретить дальнейшее продвижение работы. Когда к королю обратились по этому поводу, его величество ответил: «Я закончил отдавать приказ женщине приступить к работе. Короли не должны есть свои слова, и я не могу отменить свои приказы сейчас», что известно как (Kha- Шор), впавший в рот, таким образом, имя пришло как Джья Рунг Кха Шор. Таким образом, ступу было разрешено закончить, отсюда и ее уникальное название «Джья Рунг Кха Шор Чортен Ченпо».

Таманг, этнически тибетская группа в Непале, живет вокруг Будхи на протяжении многих веков и до сих пор владеет землей, окружающей ступу Будха.

Позже из Китая приехал первый Чиния-лама, который помогал правителю Непала с переводом во время военных переговоров. Взамен ему предоставили землю под монастырь и резиденцию перед ступой. Он женился на дочери Юнга Бахадура Раны (через свою жену Таманг, родившуюся в Будхе) и, таким образом, стал связан как с общиной Ранас, так и с общиной Таманг. Сегодня его потомки по-прежнему играют роль в отношении ступы, хотя управление теперь передано Комитету по развитию района Шри Будханатх, который был создан в рамках требований ЮНЕСКО по защите зоны памятников, являющихся объектами всемирного наследия.

 

История

Личхави рекорды
В « Гопалараджавамшавали» говорится, что Боднатх был основан непальским королем личчави Шивадевой (ок. 590–604 гг. н. э.); хотя другие непальские хроники датируют это правлением царя Манадевы (464–505 гг. н. э.). Тибетские источники утверждают, что курган на этом месте был раскопан в конце 15 или начале 16 века, и там были обнаружены кости царя Амшувармы 605–621.

Самые ранние исторические упоминания о Кхаасти Чайтья встречаются в Хрониках Неваров. Во-первых, Кхаасти упоминается как одна из четырех ступ, найденных царем Личчави Врисадевой (ок. 400 г. н.э.) или Викрамджитом. Во-вторых, неварская легенда о происхождении ступы приписывает ее сыну царя Дхармадевы, Манадеве, в качестве искупления за его невольное отцеубийство. Манадева был великим царем Личчави, военным завоевателем и покровителем искусств, правившим ок. 464–505 гг. н. э. Манадева также связан со Сваямбху Чайтьей Гум Бахала. В-третьих, другой великий царь Личчхави Шивадева (590–604 гг. н. э.) связан с Будхой надписью; возможно, он восстановил чайтью.

Согласно истории Непала, дворец короля Викрамджита (короля Личчави) когда-то стоял там, где сейчас стоит дворец Наранхити. Король Викрамджит приказал построить Хити в южной части двора дворца, но не было никаких признаков воды из Хити, по поводу чего король посоветовался с астрологами. Астрологи предложили совершить жертвоприношение с кандидатом-мужчиной, имеющим «сви-нита лачхьян», или тридцать два совершенства. Только сам король и два его принца были подходящими кандидатами. Итак, царь решил принести себя в жертву и приказал одному из своих сыновей принести его в жертву, чтобы на Хити можно было увидеть знак воды. Царь сказал своему сыну, что человек будет спать, закрыв свое лицо и тело, и принести его в жертву, не глядя на его лицо. После того, как сын сделал это, он понял, что убил собственного отца. С сожалением и чувством вины он советовался со священниками о пути к спасению. Священники предложили ему полетать на «бво-кхаа», летающей курице с вершины Мхаасу Кхваа Маджу. Курица приземлилась на то место, где сейчас стоит чайтья. Адзимаа уже располагалась в этом месте до того, как началось строительство чайтьи. Во время его строительства в этом месте была засуха, и людям удалось уменьшить нехватку воды, собирая капельки росы. Роса называется «хасу», а капельки называются «ти».

Историки предполагают, что традиционные знания о сборе капель росы со временем были утеряны. Места, которые заканчиваются на «Ти», имеют схожую историю, например, Чалати, Кусунти и так далее. Кхаасти Адзимаа - один из важных адзима Катманду. Традиция Ньюа считает Адзиму сверхдержавой. Эти женские энергии защищают нацию. Традиция Кумари связана с местом под названием «Кумари-гаал», которое находится к югу от Хаасти.

Тибетские записи
Однако император Трисонг Децен (годы правления 755–797) Тибетской империи также традиционно связан со строительством ступы Боднатх. Йолмо Шакья Зангпо из Хеламбу воскресил Боднатха. Принцесса Непала Бхрикути вышла замуж за короля Тибета Сонгцена Гампо. Его другой жене-китаянке и Бхрикути приписывают введение и распространение буддизма в Тибете. Рядом с Сонгцен Гампо был Трисонг Децен, первый царь Дхармы под его началом. В то время как буддизм распространялся в Тибете, а торговые отношения между Тибетом и Непалом укреплялись, вдова тибетка приехала из Лхасы, чтобы посетить Кхаасти. Она привела своих четырех сыновей, и они были очарованы тем, что стали свидетелями того, как люди Ньюа построили чайтью, метасимволическую конструкцию с различными уровнями внушения, проницательности и глубины. Женщину звали Джьяджима, она много дней провела в тени в Кхаасти. Впечатленная гостеприимством неваров, она и ее сыновья вернулись в Лхасу и рассказали людям истории о своем опыте в Непале. Она примечательна тем, что в те времена из Непала в Тибет и обратно путешествовали только торговцы и особенно мужчины. Она была очарована Кхаасти, когда услышала рассказы о Бхрикути, распространяемые в Лхасе. Будучи вдовой, она должна была просить у короля разрешения посетить Хаасти.

История Джя Дзи Ма, женщины-птицы, также известна местным неварам из-за ее влечения к паломничеству. Говорят, что она провела много дней со своими четырьмя сыновьями на территории Кхаасти, прежде чем вернуться в Лхасу. Картина Джадзимы находится на задней части храма Харити/Мамала в Будхе. Виден пруд с утками и дама, ухаживающая за ними.

В C15 тибетский лама, открыватель сокровищ/тертон, обнаружил текст, который, как говорят, был спрятан Гуру Ринпоче. В этом тексте записана беседа между Гуру Ринпоче и королем Трисонгом Дэцуном, в которой Гуру Ринпоче объясняет происхождение ступы и историю Джадзимы. Терма продолжается после завершения строительства ступы, чтобы объяснить, как сыновья, осел и буйвол перерождаются в С8 Тибете как министры и ламы, а позже, в С9, как Лангдарма, антибуддийский царь.

Шакья Зангпо приехал в Непал в поисках ступы, но нашел только заброшенный холм. Он предпринял реставрацию, во время которой, как говорят, нашел останки непальского царя Амсувермы (предполагаемого отца непальской королевы Сронгстена Гампо Бхрикути). Его реставрация, вероятно, привела к тому, что ступа имеет тот размер, который мы видим сегодня. Считается, что во время работы он проживал в месте, которое сейчас называется Чабахил. Чабахил известен как Sa lhag rdo Lhag, оставшийся на земле, оставшийся на камнях, что связано с верой в то, что ступа Чабахил была построена с использованием материалов, оставшихся после реставрации Будхи, которая датирует ее 15 веком.

2015 Землетрясение
Землетрясение в Непале в апреле 2015 года сильно повредило ступу Боднатх, сильно расколов шпиль. В результате вся конструкция над куполом и содержащиеся в ней религиозные реликвии должны были быть удалены, что было завершено к концу октября 2015 года. Реконструкция началась 3 ноября 2015 года с ритуальной установки нового центрального столба или « дерево жизни» для ступы на вершине купола.

Ступа была вновь открыта 22 ноября 2016 года. Ремонт и реконструкция были организованы Комитетом по развитию района Боднатх (BADC). Ремонт полностью финансировался за счет частных пожертвований буддийских групп и волонтеров. По данным BADC, это стоило 2,1 миллиона долларов и более 30 кг золота. Отремонтированное здание официально открыл премьер-министр Пушпа Камал Дахал. Однако правительство Непала подверглось критике за его медленные темпы восстановления поврежденных землетрясением объектов наследия, таких как храмы, многие из которых остались без ремонта.