Адрес: Регио II, Инсула 6
Амфитеатр Помпеи и Большая Палестра по- соседству
Амфитеатр
Помпеи расположен к югу от улицы Аббонданза Виа Делл (Abbondanza Via
Dell) в восточной части Помпеи недалеко от входа в город, Ворот Сарно.
Этот античный стадион имел размеры 104 метров в ширину на 135 метров
в длину. Амфитеатр Помпеи был завершен около 80 г. до н. и является
самым древним постоянным каменным амфитеатром в Италии.
Строительство этого важного городского здания было поручено двум
городским магистрам М. Порцию и С. Квинту Валгусу. Место под новое
грандиозное строительство было выбрано с умом. Эта часть города была
пустырем, а значит не надо было сносить жилые кварталы и очищать
площадку под амфитеатр. Арена располагалась на 6 метров (20 футов)
ниже уровня земли и места для зрителей могли вместить в себя 20,000
зрителей. После землетрясения в 62 г. Помпейский амфитеатр пришлось
ремонтировать, используя деньги Гая Куспия Пансе и его сына. Их
статуи некогда стояли здесь.
Амфитеатр Помпеи имел огромные
лестницы для входа граждан таким образом, что люди входили через
двери в верхней части зрительного зала. Два входа в амфитеатр с
уровня земли вели прямо с улицы города Помпеи. Через них гладиаторы
выходили на арену прямо с улицы. Также существовала одна узкая дверь
в середине овальной арены. По ней видимо вывозили трупы погибших
гладиаторов или казненных преступников. У арены в отличие от других
поздних амфитеатров Рима не было подземных помещений.
Внешние стены Амфитеатра Помпеи были покрыты плакатами,
восхваляющими гладиаторов и записывающими исход боев. Так Фракийский
гладиатор Селадус описывался как «герой» и «любимец девочек». Район
вокруг амфитеатра превратился в область таверн и закусочных для
зрителей. Знаки, нарисованные на стенах арены, обозначающие
арендованные места, указывают, что временные кабинки были
установлены за пределами стен арены. В них продавались сувениры, еда
и напитки.
Места для зрителей (cavea) делились на три
уровня. Первый уровень (ima cavea) находился ближе всего к арене.
Эти первые 5 рядов предназначался для самых знатных зрителей. Сюда
попадали по тоннелю с нижнего этажа. Второй уровень рядов (media
cavea) состоял из 12 рядов. Они тоже шли по коридорам с низкого
уровня, но после лестницы они делились и шли на нужные уровни
амфитеатра. А последние ряды (summa cavea) занимали последние 18
рядов. Эта часть амфитеатра имела собственную отдельную лестницу и
со времени правления императора Августа эти ряды предназначались для
женщин. Хотя конечно звучит это довольно нечестно по меркам нашего
времени. Но народ в Помпеи был горячий и вряд ли женщины
протестовали отделение от особо буйных уровней амфитеатра. А драки и
даже восстания на почве кровавого спорта были не редкостью. Хотя
самое известное восстание произошло в 59 году нашей эры. Тогда
жители Помпеи конечно отличились.
Примерно
в это время (59 год н.э.) произошла серьезная драка между жителями
двух римских поселений, Нукерии и Помпей. Он возник в связи с
инцидентом в пустяковых гладиаторских боях .... В ходе обмена
насмешек между этих беспорядочных городов привело к бросанию камней,
а затем мечи пошли в ход. Жители Помпеи, где бои были проведены,
победили в драке. Много раненых и изуродованных нукерийцев были
доставлены в столицу. Много утрат также понесли родители и дети.
Император поручил Сенату расследовать дело. Сенат совершил
расследование. В конце концов Сенат отстранил Помпеи от проведения
любого подобного сбора в течение десяти лет (до 69 года). Незаконные
шоу в городе были прекращены, а спонсоры боев, а зачинщики
беспорядков были высланы из города.
Тацит, Анналы (XIV.17)
Однако мораторий был прекращен всего лишь через 3 года. Все таки амфитеатр и гладиаторские бои было делом прибыльным.
Интересный факт: кстати существует мнение, что палец вверх означало помилование, а палец вниз означало смерть для гладиатора. На самом деле все было наоборот. Палец вниз означает меч в песок, а палец вверх означало меч в горло проигравшего.
Помимо исторического ориентира и объекта археологического изучения, амфитеатр в Помпеи был использован для концертов и других общественных мероприятий в наше время. В октябре 1971 года в течение 4-дневного периода Пинк Флойд снял концертный фильм в амфитеатре под названием Пинк Флойд: вживую в Помпеи (Pink Floyd: Live at Pompeii). Дэвид Гилмор, гитарист Пинк Флойд, исполнил два концерта в амфитеатре в июле 2016 года в рамках своего тура Rattle That Lock. Это было его первое выступление в амфитеатре с момента записи "Вживую в Помпеи" в 1971 году. Концерты Гилмор (Gilmour) в 2016 году стали первым публичным выступлением в амфитеатре с 79 года до н.э .
Типы гладиаторов
На арене древних амфитеатров боролось несколько типов гладиаторов. Внизу мы приводим примеры некоторых типов гладиаторов.
Бестиарии | Первоначально эти бойцы были преступниками, а не профессиональными гладиаторами. Они были вооружены копьем или ножом для борьбы со зверями. Большинство погибали и тем самом искупали свою вину. По сути это было театрализованная публичная казнь. В более поздние периоды бестиарии стали хорошо обученными бойцами, специализирующихся на борьбе против различных видов экзотических, импортируемых животных со всех концов Римской Империи и за ее пределами. |
Димахер | Димахер (Dimachaeri) были вооружены двумя короткими мечами, по одному в каждой руке. |
Эквиты | Эквиты были всадниками с копьем и мечом (гладиус) и были одеты в полную тунику, с маникой (доспех защищавший руки) для защиты. Как правило, они бились с другими всадниками. |
Есседарии | Есседарии (Essedarii) были гладиаторами на кельтских колесницах, которых, вероятно, впервые привезли в Рим из Британии войска Цезаря. |
Гопломахи | Гопломахи (Hoplomachi) основывали свое оружие и доспехи на базе греческих гоплитов. Они носили шлем со стилизованным грифона на гребне шлема. Они несли копье в стиле греческого гоплита с небольшим круглым щитом и часто бились в паре с Мирмилонами (Murmillone) или фракийцами. |
Лакерии | Лакерии (Laquerii) были вооружены веревкой и петлей. |
Мирмилон | Мирмилоны (Murmillone) использовал короткий римский меч (гладиус- gladius) и продолговатый галльский щит. Они носили шлем со стилизованной рыбой на гребне шлема (mormylos на Латыне означает морская рыба), а также щиток на руки (Маника). Они часто бились в паре с Гопломахами, фракийцами или Ретиариями. |
Ретиарии | Ретиарии (Retiarii)- гладиаторы были вооружены трезубцем, кинжалом и сетью. На одной руке их защищал Маника- доспех на локте гладиатора и части груди. Иногда маника защищала и часть лица и шею. Они боролись с Секуторами и Мирмилонами. |
Самниты | Самниты- ранний тип хорошо вооруженного воина. Однако к началу имперского периода они исчезли из состязаний. Они носили прямоугольный щит, шлем и короткий меч. Их доспехи были похожи на доспехи и оружие самнитов, древнего итальянского народа с которыми римляне вели кровопролитные войны. |
Секуторий | Секуторий (Secutores) имел аналогичное оружие и доспехи как у мирмиллона - щит, шлем и гладиуса. Они были противниками Ретиариев. |
Фракийцы | Фракийцы были снаряжены широкой каймой шлема, который покрывал всю голову. Также в руках они носили маленький круглый или квадратный щит и два наколенники на бедра. Их оружием был кривой фракийский меч, или Сика. Они обычно сражались с мирмилионами или гопломахами. |