Эскулап/ Асклепий

 

Асклепий (греческий: Ἀσκληπιός; латинский: Эскулап) или Гепий - герой и бог медицины в древнегреческой религии и мифологии. Он был сыном Аполлона и Корониды, или Арсинои, или Аполлона. Асклепий олицетворяет лечебный аспект медицинского искусства; его дочери - Гигиея («Гигиена», богиня чистоты), Ясо (богиня выздоровления от болезней), Ачесо (богиня процесса исцеления), Эгле (богиня хорошего здоровья), Панацея (богиня вселенского средство). У него также есть несколько сыновей. Он был связан с римским / этрусским богом Ведиовисом и египетским Имхотепом. Он поделился с Аполлоном эпитетом Пеан («Целитель»). Жезл Асклепия, обвитый змеей жезл, сегодня остается символом медицины. Те врачи и слуги, которые служили этому богу, были известны как терапевты Асклепия.

 

Этимология

Этимология названия неизвестна. В своей исправленной версии Griechisches etymologisches Wörterbuch (Греческий этимологический словарь) Фриска R.S.P. Бикс дает следующее резюме различных попыток:

Его имя может означать «разрезать» из истории о его рождении.

 

Мифология

Рождение

Асклепий был сыном Аполлона и, согласно самым ранним источникам, смертной женщины по имени Коронида. Когда она проявила неверность, переспав со смертным по имени Ишис, Аполлон понял это своими пророческими способностями и убил Ишиса. Коронис был убит Артемидой за неверность Аполлону и был положен на погребальный костер для сожжения, но Аполлон спас ребенка, вырезав его из чрева Корониды.

Согласно дельфийской традиции, Асклепий родился в храме Аполлона, где Лахезис была повитухой, а Аполлон облегчал боли Корониды. Аполлон назвал ребенка в честь прозвища Корониды, Эгле.

Финикийская традиция утверждает, что Асклепий родился от Аполлона без участия женщины.

По римской версии, Аполлон, узнав об измене Корониды со смертным Ишисом через своего ворона Лиция, убил ее своими стрелами. Прежде чем вздохнуть в последний раз, она рассказала Аполлону, что беременна его ребенком. Он раскаялся в своих действиях и безуспешно пытался ее спасти. Наконец, он благополучно извлек их сына из ее чрева, прежде чем она сгорела в огне.

В еще одной версии Коронида, которая уже была беременна ребенком Аполлона, должна была сопровождать своего отца на Пелопоннес. Она скрывала свою беременность от отца. В Эпидавре она родила сына и выставила его на горе под названием Титтейон (от τίτθη «кормилица», τιτθεύω «сосать грудью, кормить грудью»). Ребенка кормила одна из коз, пасшихся вокруг горы, и охраняла сторожевая собака стада. Арестхан, владелец коз и сторожевых собак, нашел ребенка. Подойдя ближе, он увидел молнию, сверкнувшую от ребенка, и, думая, что это божественное знамение, оставил ребенка в покое. Позже Асклепий был захвачен Аполлоном.

 

Образование и приключения

Аполлон назвал спасенного младенца «Асклепий», некоторое время воспитывал его и многому научил его медицине. Однако, как и его сводный брат Аристей, Асклепий получил формальное образование у кентавра Хирона, который обучил его искусству медицины.

Говорят, что в обмен на какую-то доброту, оказанную Асклепием, змея вылизала уши Асклепия начисто и научила его тайным знаниям (для греков змеи были священными существами мудрости, исцеления и воскрешения). Асклепий нес жезл, обвитый змеей, который стал ассоциироваться с исцелением. Другая версия гласит, что когда Асклепию (или в другом мифе Полииду) было приказано восстановить жизнь Главка, его заключили в тайную тюрьму. Пока он размышлял о том, что ему делать, к его посоху подкралась змея. Погруженный в свои мысли, Асклепий неосознанно убил его, снова и снова ударяя его своим посохом. Позже сюда пришла другая змея с травой во рту и положила ее на голову мертвой змеи, которая вскоре ожила. Увидев это, Асклепий использовал ту же траву, которая вернула Главка. В честь бога назван вид неядовитой средиземноморской змеи, змея Эскулапа ( Zamenis longissimus ).

Первоначально его звали Гепиус, но он получил свое популярное имя Асклепий после того, как вылечил Аскла, правителя Эпидавра, который страдал неизлечимой болезнью глаз. Асклепий стал настолько искусным целителем, что превзошел и Хирона, и своего отца Аполлона. Таким образом, Асклепий смог избежать смерти и вернуть к жизни других на грани смерти и за ее пределами. Это вызвало чрезмерное изобилие людей, и Зевс прибегнул к его убийству, чтобы сохранить баланс в численности человеческого населения.

В какой-то момент Асклепий был среди тех, кто принял участие в охоте на калидонского кабана.

 

Брак и семья

Асклепий был женат на Эпионе, от которой у него было пять дочерей: Гигиея, Панацея, Акесо, Иасо и Эгле, и трое сыновей: Махаон, Подалейриос и Телесфор. Он также произвел на свет сына Арата от Аристодамы.

Смерть и воскресение как бог
Асклепий однажды начал возвращать к жизни мертвых людей, таких как Тиндарей, Капаней, Главк, Гименей, Ликург и другие. Другие говорят, что он вернул Ипполита из мертвых по просьбе Артемиды и принял за это золото. Это единственное упоминание об Асклепии, воскрешающем мертвых. Во всех других отчетах говорится, что он использует свои навыки просто как врач.

Однако Аид обвинил Асклепия в краже его подданных и пожаловался на это своему брату Зевсу. По мнению других, Зевс боялся, что Асклепий научит искусству воскрешения и других людей. Поэтому он убил Асклепия своей молнией. Это разозлило Аполлона, который, в свою очередь, убил циклопов, создававших молнии для Зевса. За этот поступок Зевс изгнал Аполлона с Олимпа и приказал ему год служить Адмету, царю Фессалии. После смерти Асклепия Зевс поместил его тело среди звезд как созвездие Змееносца («Держатель Змея»).

Однако позже, по просьбе Аполлона, Зевс воскресил Асклепия как бога и дал ему место на Олимпе.

 

Священные места и практики

Самый древний и самый выдающийся асклепион (или храм исцеления), по словам географа I века до н.э. Страбона, находился в Трикале. Бассейн Вифезды I века нашей эры, описанный в Евангелии от Иоанна, глава 5, был обнаружен археологами в 1964 году как часть асклепиона. Один из самых известных храмов Асклепия находился в Эпидавре на северо-востоке Пелопоннеса и датируется четвертым веком до нашей эры. Еще один знаменитый асклепион был построен примерно столетие спустя на острове Кос, где, возможно, начал свою карьеру Гиппократ, легендарный «отец медицины». Другие асклепии находились в Гортисе (в Аркадии) и Пергаме в Азии.

Начиная с пятого века до нашей эры, культ Асклепия стал очень популярным, и паломники стекались в его целебные храмы (Асклепия), чтобы излечиться от своих недугов. За ритуальным очищением следовали подношения или жертвоприношения богу (в зависимости от средств), после чего проситель проводил ночь в самой святой части святилища – абатоне (или адитоне). О любых сновидениях или видениях сообщалось священнику, который назначал соответствующую терапию путем толкования. В некоторых храмах исцеления также использовались священные собаки, чтобы зализывать раны больных просителей. В честь Асклепия в лечебных ритуалах часто использовался особый вид неядовитых змей, и эти змеи — змеи-эскулапы — свободно скользили по полу в спальнях, где спали больные и раненые. Эти змеи вводились при основании каждого нового храма Асклепия во всем классическом мире.

Первоначальная клятва Гиппократа начиналась с призыва: «Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей, Панацеей и всеми богами…».

Эпидаурия (τὰ Ἐπιδαύρια) — праздник в Афинах в честь Асклепия.

Некоторые более поздние религиозные движения заявляли о связи с Асклепием. Во 2 веке нашей эры неоднозначный чудотворец Александр утверждал, что его бог Гликон, змея с «льняной головой», был воплощением Асклепия. Греческий ритор и сатирик Лукиан написал произведение «Александр Лжепророк», чтобы разоблачить мошенника для будущих поколений. Он описал Александра как человека, «состоящего из лжи, обмана, лжесвидетельства и злого умысла; [он был] легкомысленным, дерзким, рискованным, усердным в исполнении своих планов, правдоподобным, убедительным, маскирующимся под добро и носящим внешний вид». абсолютно противоположно его назначению». В Риме Коллегия Эскулапа и Гигии была ассоциацией (коллегией), которая служила похоронным обществом и обеденным клубом, а также участвовала в имперском культе.

Ботанический род Asclepias (широко известный как молочай) назван в его честь и включает лекарственное растение A. tuberosa или «корень плеврита».

Асклепий был изображен на реверсе греческой банкноты номиналом 10 000 драхм 1995–2001 годов.

В городе Милет археологи обнаружили пещеру под городским театром, связанную с культом Асклепия.