Могила Эврисака Пекаря (Рим), Италия

 

Описание Могилы Эврисака Пекаря

Могила пекаря Марка Вергилия Эврисака является одним из крупнейших и наиболее хорошо сохранившихся надгробных памятников вольноотпущенника в Риме. Его скульптурный фриз - классический образец «плебейского стиля» в римской скульптуре. Эврисак построил гробницу для себя и, возможно, также для своей жены Атистии в конце республики (примерно 50–20 гг. До н.э.). Расположенная на видном месте недалеко от сегодняшних ворот Порта-Маджоре, гробница была преобразована в результате ее включения в Стену Аврелиана; Башня, впоследствии возведенная Гонорием, покрывала гробницу, остатки которой были обнаружены после ее удаления Григорием XVI в 1838 году. Что особенно важно в этой экстравагантной гробнице, так это то, что она была построена вольноотпущенником, бывшим рабом.

Три стороны слегка трапециевидной конструкции остались в основном нетронутыми. Все они имеют одинаковую форму, с простым нижним этажом, теперь в основном ниже уровня земли, но обнаженным, этаж, состоящий из пар зацепленных колонн между плоскими плитами, которые все теснятся вместе, между ними нет места. Эффект далек от классических порядков; по углам плиты переходят в пилястры, возвышающиеся на верхнем уровне до неортодоксальных капителей, сочетающих завитки по бокам с растительными формами в центре. На верхнем этаже есть необычные круглые отверстия, которые, как теперь полагают, представляют собой месильные ванны или емкости для измерения зерна. Под карнизом находится фриз со сплошными рельефными сценами, показывающими работу пекарни, где Эвристас, очевидно, нажил значительное состояние. Реконструкции представляют собой плавно поднимающуюся крышу над этой, теперь утраченной.

 

Марк Вергилий Еврисак

30 г. до н.э. человеком по имени Марк Вергилий Эврисак. Бывший раб, он открыл пекарню и разбогател. На украшении изображены все, что происходит в пекарне: замешивание и замешивание теста, формирование буханок, помещение их в духовку и, наконец, подача хлеба. Хотя на памятнике нет окончательного утверждения, что Эврисак был вольноотпущенником - в надписи нет буквы «L», обозначающей libertus, - есть ряд причин полагать, что это имело место. Его имя принимает форму римского преномена и номена, за которым следует греческий когномен, номенклатура, типичная для вольноотпущенника, сочетающая идентичность бывшей семьи-собственника с идентичностью человека, когда он был рабом. В надписи также отсутствует родство, обычное для вольнорожденных. Празднование банальных и трудоемких мероприятий, связанных с выпечкой, обычно не приветствуется вольнорожденными высшими сословиями. Необычная форма памятника и надписи на нем также использовались, чтобы определить местонахождение Эврисака как nouveau riche parvenu в манере Трималхиона, с его «наивной демонстрацией», вульгарно имитирующей элитную культуру.

Несколько более поздняя пирамида Цестия - еще одна индивидуалистическая гробница для явно богатого человека, не входящего в традиционную элиту; в данном случае это, возможно, относилось к его участию в походах в Нубию.

 

Параметр

Захоронение в померии или священных границах города было вообще запрещено. Хотя точные масштабы померия на различных этапах его истории неизвестны, считается, что позже он совпадал со стенами Аврелиана, возможно, простираясь до области Порта-Маджоре после его расширения Клавдием. Улицы гробниц на видном месте сразу за городскими воротами известны из Помпей, а также Аппиевой дороги. Гробница Эврисака, на стыке улиц Виа Пренестина и Виа Лабикана, прямо перед въездом в Рим, занимала особенно видное место, и ее трапециевидная форма, вероятно, была продиктована доступным пространством. Известны и другие близлежащие погребальные комплексы, в том числе колумбарий Статилия Тельца, консула времен Августа, с более чем семисотами мест или захоронений; и гробница первого века до нашей эры Societas Cantorum Graecorum (Ассоциация греческих певцов). Надпись, относящаяся к другому пекарю, Огульнюсу, также была найдена при местных раскопках.

 

Памятник

Гробница, затмеваемая более поздней Аква Клаудией, возвышается на высоту около тридцати трех футов. Из бетона, облицованного травертином на основе туфа, он стоит как памятник как Евризаку, так и, через фриз, более широкой профессии пекаря. Стиль, очень отличающийся от классических римских стилей гробниц, выделяет гробницу Эврисака.

Сохранившаяся часть надписи гласит: «EST HOC MONIMENTVM MARCEI VERGILEI EVRYSACIS PISTORIS REDEMPTORIS APPARET» или «Это памятник Марку Вергилию Эврисаку, пекарю, подрядчику, государственному служащему». В то время как последнее слово в этой цитате, «Apparet», часто переводится как государственный служащий, на самом деле латинское слово для государственного служащего - Apparitor. Apparet - это глагол, означающий «появляться» или «делать очевидным», однако этот перевод, похоже, не соответствует остальной части надписи. Слово Apparet еще предстоит перевести в контексте этой цитаты.

В документальном фильме BBC «Знакомство с римлянами с Мэри Берд» профессор Мэри Берд переводит слово «одежда» как «это очевидно!» Борода предполагает, что «apparet» - это шутка, как если бы она говорила «поняли ?!». Так, Бирд переводит эпитафию как «Это памятник Марку Вергилию Эврисаку, пекарю, подрядчику, это очевидно».

Вдоль вершины гробницы проходит рельеф, изображающий различные этапы производства хлеба. На рельефе с южной стороны изображены подача и помол зерна и просеивание муки; на севере замес и замес теста, формирование круглых хлебов и выпечка в купольной печи типа «пицца»; а на западе складирование хлебов в корзины и их взвешивание.

 

Связанные находки

При сносе наложенных позднеантичных укреплений Папой Григорием XVI в 1838 году был обнаружен портрет в полный рост с изображением мужчины и женщины в тоге и палле (доставленных в Palazzo dei Conservatori); вместе с надписью в честь Атистии, хорошей жены, останки которой были помещены в житницу; и урна в виде такой житницы. Кража женской головы с барельефа в 1934 году и неуверенность относительно нынешнего местонахождения урны, предположительно находящейся где-то в Национальном музее Романо, означают, что их исследование теперь проводится по чертежам раскопок и ранним фотографиям. Реконструкции обычно связывают эти предметы с гробницей на основании их стиля, предмета и места находки, при этом Атистия становится женой Эврисака, а двойной рельеф и надпись занимают верхний регистр теперь потерянного восточного фасада гробницы.

 

Могилы вольноотпущенников

Эта гробница - одна из многих роскошных гробниц, созданных вольноотпущенниками. Сначала эти люди были рабами, но с помощью своих хозяев они смогли купить свою свободу и начать свои собственные средства к существованию. Они гордились своей свободой и заработками. Из-за этого они не раз создавали такие роскошные надгробные памятники, как гробница Евризака. У этих вольноотпущенников не было родословных, которые играли важную роль в римском обществе. Следовательно, эти гробницы, возможно, были попыткой начать семейную историю для будущих поколений.