Палаццо Джусти — это гражданское здание, расположенное в районе Веронетта в Вероне, отличающееся одноименным садом Джусти, одним из самых известных итальянских садов позднего Возрождения, входящим в сеть Великих итальянских садов.
Семья Джусти, родом из Тосканы, в конце 13 века переехала в Верону,
где стала заниматься крашением шерсти. В 1406 году Проволо Джусти купил
территорию, граничащую с древней Виа Постумия, где позже будут построены
дворец и сад шестнадцатого века: это пространство первоначально
использовалось для производственной деятельности, которую расширяла
семья, в частности, в саду стояли котлы. варочная, в которой
обрабатывали шерсть и развешивали одежду для последующего этапа сушки.
Это продуктивное поселение было полностью преобразовано в 16 веке по
заказу Агостино Джусти путем строительства представительного здания и
создания формального сада, который следовал моде того времени. Здание
возникло в результате слияния и преобразования различных зданий, стоящих
вдоль дороги, изначально предназначенных для производства: они привели к
зданию с двумя боковыми телами, соединенными длинным фасадом, из
входного портала которого вы входите в портик атриума, характеризующийся
шестью арками, выходящими во двор чести, который, в свою очередь, служит
входом в сад Джусти.
Сад шестнадцатого века сильно пострадал во
время Второй мировой войны, настолько сильно, что в конце конфликта
несколько растений были полностью вырваны с корнем или срезаны, однако
особая забота о зелени, начиная со второго послевоенного периода,
позволило хотя бы частично восстановить первоначальную красоту.
Из парадного двора Палаццо Джусти можно попасть в сад, начальная
часть которого состоит из обширного партера с геометрическими клумбами,
разделенного на две части длинной центральной аллеей, которая в
окружении высоких кипарисов ведет к гроту. гения места и маски выше.
Восточная часть этого партера занята двумя четырехугольными
участками, озелененными, один из которых характеризуется фонтаном из
красного веронского мрамора, расположенным в центре четырех клумб, а
другой состоит из лабиринта живых изгородей из самшита. Последний не
является оригинальной работой Агостино Джусти шестнадцатого века, а
переосмыслением 1786 года архитектором Луиджи Тредца, который упростил
древний маршрут.
Вместо этого западная часть разделена на четыре
четырехугольных зеленых зоны, выровненных с областями восточной части,
две из которых характеризуются фонтанами, а две - наличием статуй,
расположенных в центре. Выше по течению от этих четырех площадок есть
еще две лужайки со статуей в центре, идеально выровненные с секторами
западного партера, но результат преобразования нижней части сада в
восемнадцатом веке.
Продолжая движение по центральному проспекту,
вы достигаете кирпичной лестницы, ведущей на первую террасу, где в
центре туфовой стены холма открывается пещера гения места, увенчанная
гигантской маской, приписываемой Бартоломео Ридольфи. Грот, который
снаружи имеет вид небольшого храма за счет арочного входного портала,
обрамленного между двумя колоннами и двумя полустолбами, поддерживающими
антаблемент, и сломанным тимпаном, в центре которого находится амфора,
внутри его представляет собой настоящую вырытую в туфе пещеру,
перекрытую цилиндрическим сводом и имеющую две ниши по бокам и одну
сзади. Первоначально поверхность была покрыта ракушками, кораллами,
перламутром и мозаикой и содержала водные игры, которые развлекали
посетителей.
Из пещеры тропинка ведет на вторую террасу, где
стена холма прерывается четырьмя искусственными пещерами; здесь, кроме
того, башня позволяет подняться по винтовой лестнице в самую высокую
часть сада. Таким образом, наверху находится бельведер, балкон с
балюстрадой, увенчивающей вышеупомянутую маску, а также изящная
лоджия-павильон, еще одна панорамная точка города.