Кафедральный собор Вероны, Верона

Кафедральный собор Вероны, официальное название которого собор Санта-Мария-Ассунта, но также известный как собор Санта-Мария-Матриколаре, по названию древней раннехристианской церкви, является главным местом католического богослужения в городе Верона. материнская церковь одноименной итальянской епархии и национальный памятник. Он является частью сочлененного архитектурного комплекса, в который также входят Палаццо дель Весковадо, монастырь каноников, библиотека капитула, баптистерий Сан-Джованни-ин-Фонте и церковь Сант-Элена, две последние соединены с собором портик Санта-Мария-Матриколаре.

 

История

 Раннее христианское происхождение

В начале четвертого века началась более интенсивная фаза христианизации Вероны и, следовательно, реорганизация места, где до сих пор стоит соборный комплекс. Так, в первой половине века было построено первое религиозное сооружение в городе, так называемая «церковь А», которая, возможно, заняла место храма, посвященного Минерве, и общественных бань: это церковь 16,9 х 37,5 метров с тремя нефами, с одной апсидой и пресвитерией, поднятой и изолированной от нефов с помощью барьеров, все еще частично видимых под церковью Сант-Элена; это здание было расположено в римской дорожной системе, на третьем левом цитрат-кардо. Во второй половине того же века, вероятно, во времена епископата Сан-Дзено, небольшая базилика была оборудована гипокаустным отоплением, для чего пол был поднят и украшен изящной мозаикой.

Уже в это время должен был быть баптистерий, вероятно, расположенный в соответствии с нынешним баптистерием Сан-Джованни-ин-Фонте, а также другие пристройки, включая резиденцию епископа, Схолу Сакердотум и Скрипторий, присутствие которых установлено, начиная с 517 г. но который, вероятно, мог существовать с 4 века. Кроме того, было выдвинуто предположение о существовании второй церкви-близнеца, расположенной южнее церкви А, т. е. прямо на том месте, где сегодня стоит собор: следовательно, это мог быть палеохристианский комплекс «двойного собора», существование которого было документов в Лионе и Женеве.

Однако уже во второй половине пятого века была построена вторая базилика большего размера, чем предыдущая, названная просто «церковью Б», археологические остатки которой остаются в монастыре каноников и до сих пор в церкви Сант. 'Елена; строительство этого второго здания включало частичный снос предыдущей базилики, церкви А, уцелевшая часть которой была разделена на комнаты и использовалась для других целей. Новое здание размером 29,2 × 72,8 метра по-прежнему имело три нефа с одной центральной апсидой, но было оборудовано притвором, расположенным в том месте, где сегодня стоит библиотека капитула, возможно, ему предшествовал квадрипортик. Эта церковь также имела пол, богато украшенный мозаикой, и характеризовалась приподнятой пресвитерской зоной, от которой, однако, начиналась солея, узкий оцепленный проход, спускавшийся с подиума пресвитерии вдоль центрального нефа. Две полукруглые конструкции были добавлены к солее в первой половине VI века, что, вероятно, связано с обновлением христианского ритуала.

Между концом восьмого и началом девятого века новый собор был построен прямо на том месте, где он стоит до сих пор: его перенос из церкви B в новую церковь, посвященную Санта-Мария-Матриколаре, был запланирован и начат епископом Анноном. , который был первым веронским епископом, похороненным в новом соборе, и был заключен его преемником Ратольдо. Заброшенность церкви Б, вероятно, связана с большим пожаром, упомянутым в документе 806 г., охватившим епископский комплекс в конце VIII в. и мог стать причиной обрушения раннехристианской базилики. Однако новая церковь была построена на том, что осталось от древней базилики, первоначально посвященной святым Георгию и Зенону и сегодня известной как церковь Сант-Элена, по заказу архидьякона Пацифико и освященной между 842 и 847 годами патриархом Аквилеи. Андреа.

Церковь была отремонтирована в первой половине IX века по заказу епископа Ратольдо и архидьякона Пацифико. В тот же период были реорганизованы помещения для священнослужителей, в частности, schola sacerdotum, xenodochium, также называемый «больницей Санта-Мария-аль-Домо», монастырь каноников и представительские залы.

 

Реконструкция в романских формах

От постройки (или реконструкции) IX века почти ничего не осталось, так как город Верона пострадал от катастрофического землетрясения в 1117 году, которое также нанесло серьезный ущерб соборному комплексу, за которым последовала перестройка в романских формах. различные здания, которые составляли его. Однако структура комплекса, установленного Ратольдо и Пацифико, практически не изменилась: канонический монастырь, вероятно, уже в его нынешнем виде, упоминается в документах, начиная с 1123 г.; реконструкция баптистерия Сан-Джованни-ин-Фонте по заказу епископа Бернардо также относится к 1123 году; реконструкция Сант-Элены всегда происходила в те же годы, когда она была освящена в 1140 году патриархом Аквилеи Пеллегрино.

Собор был перестроен, также в романском стиле, начиная с 1120 года. Автор работы неизвестен, однако известны некоторые мастера, в частности Никколо, создавший входной портал с двойным протиром, идентифицированным благодаря надписи, присутствующей на внешнее венчание нижнего протирума («Arteficem gnarum qui sculpserit hec Nicolaum hunc cuncurrentes laudant per secula gentes»), и некоего мастера Пелегрина, чья подпись выгравирована на арке с изображением Христа между святыми Петром и Павлом, ныне хранящейся в Кастельвеккьо музей, но чья точная роль неизвестна. Новый собор был освящен 13 сентября 1187 года папой Урбаном III.

Это романское сооружение, планиметрическая планировка которого сохранилась практически без изменений до наших дней, все еще читается даже на облицовках стен, в сохранившихся скульптурных рамах и в двух портиках, главном и боковом, несмотря на многочисленные преобразования, предпринятые место в последующие века.

Церковь имела план с тремя нефами, вероятно, разделенными двумя рядами арок, поставленных на столбах, чередующихся с колоннами, с глубокой центральной апсидой и двумя второстепенными боковыми, полученными в толще стены; здание имело меньшую высоту, чем нынешнее, а крыша должна была иметь открытую балку. Более того, первоначальную высоту нефов легко понять благодаря сохранившимся остаткам карниза как на фасаде, так и на боковых фасадах: высота фасада особенно важна, так как два фрагмента карниза с висячими арками расположенные между треугольными контрфорсами и готическими многостворчатыми окнами свидетельствуют о максимальной высоте боковых нефов, а в двух углах главного фасада другие фрагменты карнизов указывают на их минимальную высоту; для центрального нефа минимальную высоту предполагает высота треугольных контрфорсов, разделяющих фасад на три части, а конек кровли определить не представляется возможным из-за последующих преобразований. Портал бокового входа принадлежит этому первому зданию, основные работы которого велись в основном в период между 20-ми и 30-ми годами, и, хотя оно было построено во второй фазе, возможно, около 1139 года, крыльцо, защищающее главный вход, работа вышеупомянутый Никколо.

 

Готические, ренессансные трансформации и реставрации

Первый проект реконструкции мог быть датирован 14 веком и, по-видимому, предусматривал расширение здания, которое должно было увеличиться в размерах и содержать пять нефов, однако новые строительные площадки не начинались до 15 века. Среди вмешательств, проведенных в пятнадцатом веке, были: поднятие нефов, которые, таким образом, достигли своей нынешней высоты; замена колоннад на восемь прочных балочных столбов, поддерживающих стрельчатые арки; создание крестовых сводов для покрытия внутренних помещений; наконец, открытие боковых часовен, в том числе Мемо и большей часовни Мадонны дель Пополо. В частности, связанные колонны и лиственные капители, столь явно готические, кажется, следуют проекту, в некотором роде вдохновленному проектом четырнадцатого века, который никогда не начинался или, во всяком случае, не изменялся в размерах; эти весьма своеобразные элементы, среди прочего, были взяты за образец строителями Миланского собора, имевшими возможность лично побывать в здании.

Работы продолжались до конца XVI века, времени дальнейших преобразований. Епископство Джан Маттео Джиберти должно было обустроить пресвитерию, которая была перепланирована с функциональной точки зрения, с отставанием хора и алтаря, и с декоративной точки зрения: по сути, фресковое украшение собора. бассейн апсиды и свод датируются 1534 годом; триумфальная арка с циклом сюжетов Марии, работа художника эпохи Возрождения Франческо Торбидо, который использовал карикатуры Джулио Романо, заказанные самим епископом; примерно в том же году завершается начатая в 1527 году реконструкция пола церкви, что привело к устранению разницы в высоте между пресвитерией и плебейской зоной, характерной для романской церкви.

Чуть позже и завершенный в 1550 г. хор пресвитерской площади, построенный по проекту известного архитектора Микеле Санмикели; между 1575 и 1579 годами его двоюродный брат Бернардино Бруньоли, с другой стороны, спроектировал подъем колокольни, в качестве основания которой использовалась существовавшая ранее колокольня романской эпохи; наконец, в 1587 году было завершено возведение фасада, который принял свой окончательный вид во времена епископа Вероны Агостино Вальера, чей герб помещен вверху. С другой стороны, внутренний портал с часами, построенный на контрфасаде церкви, принадлежит его племяннику Альберто Вальеру.

Последние важные работы относятся к концу 19-го и началу 20-го века: в 1880 году пол был переделан по указанию епископа Луиджи ди Каносса, а между 1913 и 1931 годами было произведено дальнейшее поднятие колокола. башня, построенная по проекту архитектора Этторе Фаджуоли, которая, однако, не была завершена. После этих строительных площадок были проведены в основном консервативные реставрационные и структурные мероприятия по укреплению, наиболее значительные из которых в период с 1979 по 1987 год, с 2005 по 2009 год и снова с 2013 по 2015 год.

 

Описание

Внешний

Выступающий фасад церкви трехчастный двумя контрфорсами треугольного сечения. В центральном секторе находится растопыренный входной портал, украшенный скульптурами, изображающими святых и двух паладинов Орландо и Уливьеро, закрытый сверху люнетом, украшенным полихромными рельефами, изображающими Мадонну с младенцем на троне; портал защищен двойным протиром с витыми колоннами, опирающимися на двух грифонов, ценной работой мастера Никколо, построенной около 1139 года. Кроме того, на архитраве есть три медальона, на которых высечены аллегории богословских добродетелей. Все еще в центральном секторе, но выше, есть окно-розетка, которое освещает центральный неф и герб кардинала и епископа Агостино Вальера, который в 1587 году заказал последние работы, связанные с фасадом; однако на двух боковых секторах есть два высоких готических окна со стойками.

Боковые фасады, разделенные по высоте на два порядка, соответствующие подразделению внутренних нефов, характеризуются кладкой с чередованием рядов туфовых тесаных и кирпичей, а также наличием контрфорсов с башенками наверху. Два ордера также увенчаны лепным карнизом карниза; однако в нижнем выступают объемы боковых часовен, а в верхнем - круглые глаза, освещающие центральный неф. Восточный фасад, соответствующий площади, занимаемой внутри пресвитерием, целиком сложен из блоков туфа и известняка и характеризуется вырисовывающимся объемом полуцилиндрической апсиды, отмеченной плотным рядом пилястр, поддерживающих карниз вверху, с фризом, украшенным барельефом.

 

Колокольня

Внушительная колокольня возвышается с южной стороны церкви: основание представляет собой массивное произведение романской эпохи, возведенное между 12 и 13 веками, с размерами, не имеющими аналогов ни в одной другой веронской башне, размером 11 сторон 10 метров и толщина кладки 3,10 метра; на нем стоит такая же массивная шахта эпохи Возрождения из аммонитового мрамора Веронезе, первоначальный проект которой был разработан знаменитым архитектором Микеле Санмикели, впоследствии модифицированным его племянником Бернардино Бруньоли; наверху, закрывая башню, находится колокольня, построенная в 1925 году по проекту Этторе Фаджуоли, интерпретировавшего санмикельский язык. Он имеет восьмиугольный план и опирается на основание, увенчанное балюстрадой и угловыми обелисками, и, в свою очередь, увенчано барабаном, на котором должна была быть построена крыша, предусмотренная проектом Фаджуоли, но так и не построенная по экономическим причинам. Башня достигает 75 метров, вторая по высоте в городе после башни Ламберти, высотой 83 метра, но которая была бы превзойдена при строительстве выступа покрытия, около 15-20 метров.

На башне находятся десять колоколов, настроенных на убывающую шкалу А2, в основном отлитые семьей Веронезе Кавадини в 1931 году: за исключением большого колокола, изготовленного литейным заводом Де Поли в Витторио Венето в 2003 году для замены предыдущего, который был переделан в 1934 г. снова Кавадини из-за производственного брака, непоправимо треснувшего в 2000 г., и малый колокол, который был переплавлен на литейном заводе Грассмайр в Инсбруке в 2014 г. и добавлен к комплексу. В колокола бьет вручную команда из двадцати игроков в соответствии с техникой концерта колоколов Веронезе. В башне также находится на высоте крыши собора так называемый «колокол каноников», брошенный вручную, с убывающей нотой F # 4 и вне гармонии, отлитый магистром Якобусом Веронским в 1384 году, в то время как второй колокол под названием «Меццана», отлитый в 1358 году магистрами Вивенкусом и Виктором, часть вместе с колоколом каноников первоначального колокольного комплекса, вместо этого находится в музее Кастельвеккьо.

 

Внутренний

План здания представляет собой прямоугольный зал, разделенный на три нефа двумя рядами слегка стрельчатых арок, каждая из которых установлена ​​на четырех могучих колоннах из красного веронского мрамора; нефы разделены на пять пролетов, центральный из которых простирается к пресвитерию, создавая заметное продольное пространство. Древний пресвитерий, приподнятый тремя ступенями, защищен элегантным торнакором с полукруглой застройкой, спроектированным Микеле Санмикели и состоящим из высокого основания, на котором установлены ионические колонны, поддерживающие литые трабеции, которые в соответствии с колоннами , увенчан канделябрами; старая пресвитерия заканчивается полукруглой апсидой хора, а новая пресвитерия занимает предпоследний пролет главного нефа. Если пролеты нефов перекрыты каменными крестовыми сводами с диагональными ребрами и перемежаются стрельчатыми арками, оба красного цвета Вероны, пресвитерия вместо этого покрыта бочкообразным сводом, а хоры увенчаны полусферическим колпаком, оба украшены в начале шестнадцатого века. века Франческо Торбидо по подготовительным рисункам Джулио Романо, который создал впечатляющий живописный цикл, изображающий библейские сцены и персонажей, вставленных в обширную расписную классическую архитектуру.

По сторонам проходов расположены восемь малых алтарей, по четыре с каждой стороны, вставленных внутрь возникающих часовен. Вдоль правого прохода находятся: часовня Дионисия; часовня Кальказоли; часовня Эмилея, посвященная Преображению Христову; часовня Святого Причастия, также известная как часовня Мемо, из которой можно попасть в подземный склеп веронских епископов. Вместо этого вдоль левого прохода расположены: часовня Картолари-Никесола с алтарем Успения; часовня Аббация-Лаццари, посвященная Пресвятому Телу Иисуса Христа; часовня Картолари, посвященная Сан-Микеле-Арканджело; часовня Мадонны дель Пополо, также известная как часовня Маласпина. По обеим сторонам триумфальной арки, которая дает доступ к пресвитерию, есть две другие часовни: часовня Маццанти, посвященная святым Франциску и Агате, справа, и часовня Маффеи слева.

 

Правый проход

Первая часовня в правом проходе - это часовня Дионизи, построенная между 1481 и 1484 годами каноником Паоло Дионизи и посвященная святым Петру и Павлу. От первоначального здания сохранилась внешняя арка, на которой стоит Искупитель, а под ней два святых Петра и Павла, а также фрески эпохи Возрождения, обрамляющие часовню. Алтарь представляет собой произведение 1711 года художника веронской школы Антонио Балестры, изображающее Мадонну с младенцем со святыми Петром, Павлом и Антонием Падуанским.

После этого находится часовня Кальказоли, построенная Бернардино Кальказоли между 1503 и 1504 годами. Она характеризуется монументальной фреской Фальконетто, датированной 1503 годом, которая окружает группу картин, найденных внутри алтаря часовни, включая святых Рокко и Себастьяно, на слева, Антонио и Бартоломео справа и «Отложение» вверху, работы Николо Джолфино, а в центре — картина Либерале да Верона, изображающая «Поклонение волхвов».

Третья часовня – Эмили, построенная около 1504 года одноименной дворянской семьей из Вероны. Над алтарем находится Преображение Христа работы веронского художника Джамбеттино Чиньяроли. Есть также остатки триптиха Франческо Мороне, изображающего Сан-Джакомо с покровителем и Сан-Бартоломео.

Затем есть большая часовня, называемая Святым Таинством, но также называемая часовней Памятки. Она была построена в 1435 году епископом Гвидо Мемо, а в следующем году расписана фресками Якопо Беллини, однако на протяжении столетий она подвергалась различным вмешательствам, последнее из которых произошло в 1762 году. Арка, через которую вы входите в часовню, украшена пророками и ангелами в барельеф скульптора Диомиро Чиньяроли, в то время как алтарь, приписываемый Франческо и Паоло Мадерно, характеризуется по бокам статуями святых Зенона и Николо работы Франческо Дзоппи. Запрестольный образ, изображающий Тайную вечерю, является работой Джан Баттиста Бурато.

Последняя часовня в правом проходе — часовня Маццанти, перестроенная в 1508 году каноником Франческо Маццанти и посвященная святым Франциску и Агате. Примечателен памятник 1353 года в готическом стиле святой, за которой в ее ложе присматривают четыре ангела. Ниже, под алтарем, также находится урна с телом Санта-Мария-Консолатриче, сестры епископа Аннона, которому также посвящена церковь Санта-Мария-Консолатриче, расположенная недалеко от собора.

 

Левый проход

Первая часовня вдоль левого прохода — Картолари-Ничесола, расположенная сразу после могилы Галезио Никесолы, веронского прелата, ставшего епископом Беллуно в 16 веке. Часовня была построена каноником Бартоломео Картолари около 1468 года и отреставрирована около 1532 года семьей Никесола, которая поручила известному архитектору Якопо Сансовино переделать часовню и алтарь, где находится великолепный алтарь Успения Богородицы работы Тициана. картина, которая была возвращена в Италию после французских краж во время итальянской кампании 1797 года.

Сразу за ней находится часовня Аббация-Лаззари, посвященная Пресвятому Телу Иисуса Христа и построенная по заказу каноника Джованни Аббация в 15 веке, но позже приобретенная семьей Ладзари. Он сохраняет первоначальный полукруглый план с ракушечным покрытием апсиды. Запрестольный образ, окруженный фресками с изображениями святых, апостолов и ангелов, с течением времени претерпел несколько замен; в настоящее время существует работа Санте Прунати, изображающая Искупителя между Тобиасом и ангелом, Сан-Либорио и Сан-Франческо ди Салес.

Третья часовня слева — Картолари, построенная в 1465 году каноником Бартоломео Картолари и отреставрированная в 1880 году и посвященная Сан-Микеле Арканджело. Алтарь в стиле барокко - работа Анджело Рангьери 17 века, украшенная различными картинами: наверху - Сан-Микеле работы Джузеппе Дзаннони 1880 года; в центре триптих 1531 года с Мадонной, Сан-Джероламо и Сан-Джорджо, покровителем Капитула канонов, из школы Франческо Карото; под ценной пределлой работы Франческо Мороне, изображающей рождение Крестителя.

Затем идет большая часовня, обращенная к подобной по площади часовне Святого Причастия; особенно дорог жителям Вероны, он посвящен Мадонне дель Пополо, местный культ которой восходит к 13 веку. Строение восходит к 16 веку, однако интерьер был преобразован в 1756 году. Внутри находится внушительная статуя Мадонны с младенцем работы 1921 года скульптора Винченцо Кадорина, под которой находится урна с «шипом» Святые Фермо и Рустико, мученики, почитаемые в Вероне.

Наконец, в конце нефа находится часовня Маффеи, построенная в начале 16 века канониками Франческо и Джироламо Маффеи. Он претерпел многочисленные реконструкции, для которых нынешний запрестольный образ является работой Агостино Уголини около 1794 года, изображающей Мадонну с младенцем со святыми Андреем, Анноной, Иеронимом и Иоанном Крестителем. В люнете над аркой также находится низложение 16 века, приписываемое Фальконетто, среди прочего автору других фресок в той же часовне.

 

Трубные органы

В последнем пролете двух боковых нефов, над специальными деревянными хорами, есть два органа: орган, обычно называемый «Антегнати», справа, и орган «Фаринати» слева, оба характеризуются деревянным футляр тонкой резьбы с двойными возвышениями, состоящими из двух боковых бугорков из семи труб и центрального из пяти, перемежающихся двумя колоннами мёртвых шарманок.

Орган Antegnati был построен по приказу Агостино Вальера, епископа Вероны между 1565 и 1606 годами; в 1683 году епископ Себастьяно Пизани II поручил художнику Бьяджо Фальчиери украсить двери, изобразив Успение Марии снаружи и картины на балюстраде хора, Рождение Марии и Посещение. К сожалению, оригинальный инструмент был утерян, а нынешний был перестроен «в стиле» Бартелеми Форментелли в 1992 году, который был вдохновлен инструментом того времени и использовал старинные трубы, соответствующим образом отреставрированные.

В футляре слева, ровеснике другого, находится инструмент со смешанной механико-пневматической трансмиссией 1909 года работы веронского мастера Доменико Фаринати. В конце 16 века Феличе Брусасорци расписал двери сундука с четырьмя веронскими епископами внутри и Успением Богородицы снаружи; также им написана картина на балюстраде хора, изображающая Истории из Ветхого Завета. Инструмент был восстановлен в 1994 году компанией Formentelli.

Внутри хора, в мраморном хоре справа, находится орган Bonato opus 13, построенный в 2007 году и регулярно используемый для литургий и концертов. С электронной трансмиссией он имеет две клавиатуры по 61 нота каждая и педальный блок на 32 ноты.