Сан-Фермо-Маджоре, Верона

Церковь Санти Фермо э Рустико, более известная как церковь Сан-Фермо-Маджоре, является католическим храмом, расположенным в историческом центре Вероны; это приходская церковь, принадлежащая викариату Verona Centro в одноименной епархии.

Три церкви следуют друг за другом на протяжении веков: в фундаменте можно прочитать следы церкви, возможно, V века, эпохи, которая характеризуется культом мучеников, которым посвящена церковь; нижняя церковь, бенедиктинская, которая по-прежнему предлагает наводящую на размышления одухотворенность благодаря чередованию больших областей тени и пространств мягкого света, исходящего из небольших вертикальных щелей, создавая идеальные условия для медитации и размышлений, типичные для романской эпохи; верхняя францисканская церковь, большое помещение в виде зала, предназначенное для сбора больших толп верующих, которое должно было отличаться общей трезвостью в соответствии с образом жизни монахов, где, однако, со временем произошли многочисленные преобразования и дополнения.

 

История

Мученичество святых Фермо и Рустико

Есть несколько рассказов о жизни святых Фермо и Рустико; в одном из них говорится, что после ареста в результате гонений в начале 4 века они были доставлены в Верону, где их пытали и обезглавили на берегу Адидже 9 августа 304 года нашей эры. Говорят, что тела были оставлены непогребенными, а затем привезены и почитались в процветающих христианских общинах Северной Африки, недалеко от Карфагена, а оттуда перевезены сначала в Каподистрию, а затем в Триест. На месте мученичества, которое произошло недалеко от того места, где сегодня стоит Понте Алеарди, народное благочестие привело к строительству первой церкви в их честь (V век - VI век), хотя первые задокументированные следы этого здания относятся к 8 век. . Опять же, согласно этой истории, мощи двух мучеников вернулись в Верону в 755 или 765 году благодаря некоторым купцам, которые выкупили их после того, как епископ Аннон пророчествовал, что жестокая засуха, поразившая город в то время, прекратится, как только тела Фермо и Рустико вернут на место их убийства.

После торжественной церемонии мощи были помещены в подземный ковчег, расположенный в здании, которое наверняка уже существовало в 775 году, где сегодня стоит церковь Сан-Фермо-Маджоре. Древние документы говорят, что останки двух мучеников были перенесены «non longe extra muros civitatis, в базилику quae a priscis temporibus in eorum honorem fuerat Constructiona». В Вероне это было началом утверждения культа двух святых, что привело к основанию многочисленных посвященных им церквей, некоторые из которых исчезли на протяжении веков.

 

Противоречие между бенедиктинцами и францисканцами в позднем средневековье

Мало что известно о здании, в котором с 8 века хранились святые мощи мучеников. Первые документы, свидетельствующие о присутствии монахов-бенедиктинцев для совершения обрядов в церкви, относятся к 11 веку, хотя историк Жан Мабийон предположил, что орден Сан-Бенедетто возглавлял Сан-Фермо-Маджоре с 11 века. В любом случае именно они между 1065 и 1143 годами полностью перестроили комплекс и построили две церкви в романском стиле: первую, названную «нижней», для сохранения реликвий, которые поместил туда Аннон; другой, «высший», для более популярных и многолюдных евхаристических торжеств. Они также начали строительство колокольни, которое, однако, было завершено только примерно в XIII веке.

С первых лет тринадцатого века бенедиктинцы Сан-Фермо пережили критический период. Фактически с 1232 г. гораздо более многочисленные францисканцы, которые к тому времени обосновались далеко от города и поэтому не могли осуществлять заботу о душах с желаемой эффективностью, стали просить о возможности поселиться в монастыре. Сан-Фермо: последовавшие за этим споры продолжались более тридцати лет. Первым на сторону францисканцев встал папа Иннокентий IV, который 10 мая 1248 г. попросил епископа Вероны обменять два монастыря, однако его не послушали. В следующем году, 11 апреля, епископ Вероны официально приказал передать монастырь Сан-Фермо фра Джакомо деи фрати минор, однако и на этот раз это решение не имело силы, поскольку епископ находился в заточении в Венеции, в Патриаршей церкви. дворец Риальто после его столкновения с Эццелино III да Романо.

После дальнейшего давления со стороны Папы Александра IV, который сослался на просьбу францисканцев в напоминании, отправленном 3 августа 1259 г. епископу Тревизо, в 1260 г. несколько оставшихся в монастыре бенедиктинцев сдались и во главе со своим аббатом Валерио поселились. недалеко от Сан Фермо Миноре. В следующем году францисканцы, наконец, смогли войти в свой желанный монастырь, из которого они смогли распоряжаться не только составляющими его зданиями, но также доходами и сопутствующими товарами.

Переход к францисканцам ознаменовал собой новую главу в истории строительства здания, которая привела к реконструкции верхней церкви в ее нынешнем виде. Основой для этих работ были пожертвования верующих, в частности Гульельмо да Кастельбарко, друга Кангранде I делла Скала и настоятеля фра Даниэле Гусмерио. Вмешательство лорда Кастельбарко и фра Даниэле было настолько важным, что их изображения были нарисованы фреской на триумфальной арке верхней церкви.

 

Современная эра

Под покровительством Скалигеров церковь Сан-Фермо все больше и больше приобретала благосклонность населения, настолько, что вскоре она стала одним из самых востребованных святых мест прославленных городских семей, где можно похоронить своих родственников. В 1268 г. останки врача Авентино Фракасторо были помещены в саркофаг на фасаде церкви; впоследствии судья Барнаба да Морано, семья Никесола, юрист Бернардо Бренцони, аптекарь Франческо Кальчеолари, Торелло Сараина и семья Алигьери также нашли место внутри или снаружи. Чтобы отпраздновать участие врача Франческо Пона в связи с ужасной чумой 1630 года, был создан его бюст, который хранится внутри. Также две важные городские гильдии, гильдии плотников и кузнецов и лодочников, воздвигли свои собственные алтари внутри церкви Сан-Фермо.

В 1757 году очередной сильный разлив Адидже повредил комплекс и, в частности, нижний храм, вынудив верующих перенести мощи титулярных святых в верхний храм, где они были окончательно помещены в главный алтарь, защищенный от повторения такие события.

 

От наполеоновской оккупации до 21 века

В конце века французская оккупация вынудила монахов Сан-Фермо отчуждать или закладывать средства, от которых они получали прибыль, чтобы вырученные средства можно было использовать для поддержки городского гарнизона. Но ситуация еще больше ухудшилась несколько лет спустя, когда 30 августа 1807 года францисканцы монастыря были вынуждены покинуть церковь и удалиться в Санта-Мария-делла-Скала; Сан-Фермо-Маджоре перешел в собственность государства и был передан в ведение светского духовенства, став епархиальным приходом. Грабежи в результате оккупации также повредили Сан-Фермо, где было украдено деревянное распятие, помещенное над торнакоро, и несколько бронзовых барельефов Андреа Бриоско, известных как «Иль Риччо», которые сейчас хранятся в Лувре.

В 1879 году сильный ураган серьезно повредил крышу, а воды Адидже вернулись, чтобы нанести ущерб нижней церкви во время катастрофического наводнения 1882 года. Между 1907 и 1912 годами, благодаря интересу суперинтенданта Алессандро да Лиска, некоторые дома были снесены. который был помещен против апсиды церкви в предыдущие годы. С 1905 по 1909 год были проведены значительные реставрационные работы; апсиды были очищены от зданий, которые были построены друг против друга в предыдущие века.

На завершающем этапе Второй мировой войны бомбардировка города Вероны 2 февраля 1945 года вызвала пожар в церкви, который, однако, чудом уцелел драгоценный деревянный потолок, который получил лишь незначительные повреждения.После войны комплекс был подверглась перестройке и, начиная с Рождества 1946 года, нижний храм был вновь открыт для богослужений. Верхний храм, с другой стороны, подвергся более сложным работам, которые также включали переделку пола камнями из каменоломен Пруна и установку новых окон, которые завершатся в 1960 году. Двумя годами позже были завершены работы по реставрации монастыря. и пристроек, только в 1965 году была завершена реставрация внутренних фресок верхнего храма.

В 2018 году в монастыре церкви была найдена гробница, вероятно, великого мастера тамплиеров Арнау де Торроха, умершего в Вероне в 1184 году.

 

Описание

Внешний вид

Остроконечный фасад церкви ориентирован на запад и разделен на две полосы: нижнюю часть романской эпохи, обогащенную францисканцами пилястрами, заканчивающимися небольшими арками, остроконечными окнами и рамами, так что она гармонировала с верхней частью, который вместо этого был перестроен в эпоху готики. Разница проявляется в используемых материалах: камень для нижней части фасада и ряды кирпичей, чередующиеся с рядами туфовых тесаных камней для верхней части готического периода. В центре находится большой расширенный входной портал, к которому ведет высокая лестница, украшенная бронзовой дверью Лучано Мингуцци, для которой характерно наличие 24 панелей, изображающих истории святых Фермо и Рустико; слева от портала находится ковчег Авентино Фракасторо, врача и друга Кангранде I делла Скала, а справа я нахожу крыльцо, которое защищало ковчег Джованни да Толентино, врача 15-го века. Над входом расположен ряд из четырех высоких трехлопастных стрельчатых окон, увенчанных трехстворчатым окном и двумя глазницами, которые вместе с четырьмя другими окнами, расположенными по обе стороны от портала, освещают внутреннее убранство храма. Вверху для венчания фасада рама с трехлопастными висячими арками, а для обрамления по бокам две пилястры, оканчивающиеся двумя башенками; на вершине выступа находится еще одна вершина, которая придает возвышению больший вертикальный импульс.

Другие фасады увенчаны висячими арками и вершинами, которые придают готический вид различным объемам, на которые разделена церковь: апсиды, которые доминируют в задней части комплекса, особенно наводят на размышления, с многоугольным развитием апсиды, в которой находится пресвитерия. возвышается угловыми контрфорсами, а малые апсиды отмечены пилястрами и глухими арками. Вдоль северной стороны есть дополнительный вход, к которому можно добраться по высокой лестнице, состоящей из портала со стойками и архитравом, украшенного скульптурными листьями и цветами, заключенного в растопыренную стрельчатую арку и защищенного большим сводчатым крыльцом.

Колокольня, возвышающаяся вдоль северной стороны пресвитерия, была начата в 12 веке бенедиктинцами, возведена в следующем, а в 14 веке отреставрирована и закончена францисканцами. Квадратный в плане, он имеет массивную шахту, построенную частично из кирпича, частично из тесаных камней, увенчанную колокольней, в которой открываются четыре трехмиллионных окна. Башню венчают четыре вершины и коническая крыша.

 

Внутренний вид

Так называемый «верхний храм» имеет в плане единый прямоугольный зал, отличающийся выраженным продольным развитием. Пресвитерий, приподнятый на три ступени, отделен от зала полукруглым торнадо, а с другой стороны заканчивается большой пятигранной многоугольной апсидой. Крыша зала своеобразная, с деревянным подвесным потолком в форме перевернутого корпуса корабля, пятилепестковая, поддерживается тремя рядами консолей и соединена железными тягами с системой из шестнадцати деревянных ферм, как бы они ни были оборудованы. с металлическими, а не деревянными цепями. Эта кровельная конструкция также украшена двумя «галереями святых», состоящими из 416 рисунков на табличках 14 века, вставленных внутрь трилистниковых арок. Крыша пресвитерия иная, над которой доминирует каменный крестовый свод, украшенный фресками с изображением символов четырех евангелистов; бассейн апсид вместо этого разделен на пять сегментов, расписанных фресками четырнадцатого века.

В плебейском пространстве расположены многочисленные часовни и алтари. Справа от пресвитерия открывается часовня Страстей Иисуса, а слева часовня Сант-Антонио. По сторонам зала расположены входы в две главные часовни, каждая со своей архитектурной и пространственной автономией: часовня Сан-Бернардо (или часовня Бренцони) справа и часовня Мадонны слева. В рукавах псевдотрансепта находятся еще две часовни: часовня Алигьери справа и часовня Сан-Джузеппе с мавзолеем Делла Торре слева. Вдоль стен расположены следующие алтари: справа находятся алтарь Никесолы, алтарь Сан-Раффаэле и алтарь Сан-Франческо, а с противоположной стороны - мавзолей Бренцони, алтарь Сан-Никола и алтарь Сан-Франческо. Джузеппе (или деи Марангони).

Под пространством зала и пресвитерия развивается «нижняя церковь» с тремя нефами, перемежающимися двумя рядами опор, где квадратные столбы чередуются с крестообразными; однако центральный неф разделен рядом колонн, выровненных вдоль центральной оси. В завершение окружения находится пресвитерий, приподнятый на три ступени и заканчивающийся тремя полукруглыми апсидами, центральная из которых больше и характеризуется наличием ценного деревянного распятия 16 века. Наконец, две часовни расположены в рукавах псевдотрансепта. Окружение покрыто каменными крестовыми сводами, которые установлены на арках, украшенных шестилепестковыми цветами, бенедиктинскими символами. На стенах и колоннах есть вотивные фрески, датируемые 11-16 веками.

Алтарь Никесолы
Алтарь в стиле ренессанс был перенесен в эту церковь в 1816 году из бывшего прихода Сан-Фермо-аль-Понте.

Люнет с изображением святого епископа — фреска Доменико Брусасорци, датируемая XVI веком.

Запрестольный образ представляет Богородицу с младенцем Иисусом и святых Брандано и Грегорио и является работой Санте Креара (16 век).

Часовня Бренцони
Входная арка украшена очень изношенной фреской с изображением Дерева Сан-Бонавентура выше Благовещения, обе датируются 14 веком.

При входе справа вы увидите памятник Бернардо Бренцони и фреску романского периода XIII века.

Алтарь был возведен Веритас около 1570 года, в то время как запрестольный образ является работой Антонио Эленетти и представляет Богородицу с младенцем Иисусом наверху, а ниже Сан-Фермо и Сан-Рустико и является произведением восемнадцатого века.

Слева от часовни находится висящая урна Барнабы да Морано, умершего в 1411 году, работа Антонио да Местре. Есть также «Страшный суд», вероятно, последняя работа Мартино да Верона, фреска, снятая в 1958 году с фасада церкви, потому что она сильно обветшала и размещена здесь, как и была первоначально.

Наконец, вы можете увидеть таблицу, сделанную в 1484 году Франческо Бонсиньори, на которой изображена Богородица на троне между святым епископом и Иовом.

Ликующие ангелы
Во время реставрационных работ в 1909 году были найдены фрагменты фресок с ликующими ангелами, покрытые белилами, последний остаток великого произведения Стефано да Верона, созданного в первой половине 15 века.

Кафедра
Кафедра выполнена из белого и красного мрамора и является работой Антонио да Местре, завершенной в 1396 году. Вокруг нее можно полюбоваться фресками Мартино да Верона, также завершенными в том же году.

Алтарь Сан-Раффаэле
Слева находится мавзолей Торелло Сараина, первого историка города Вероны, умершего в 1550 году. Под алтарным столом находится низложение 15 века.

Запрестольный образ — работа Франческо Торбидо, веронского художника XVI века, изображающая Святую Троицу, Богородицу, архангела Рафаила и маленького Тобиаса.

Алтарь Сан-Франческо
Алтарь был построен в 18 веке; запрестольный образ работы Джованни Баттиста Беллотти изображает Богородицу с младенцем Иисусом и Святым Франциском.

Под столом находятся мощи отшельника Святого Гуальфардо, умершего в 1127 году.

Часовня Алигьери
Часовня расположена справа от трансепта; он был построен между 1545 и 1558 годами, и здесь похоронены последние прямые потомки Данте Алигьери. Фрески над тимпаном иллюстрируют францисканские истории. Алтарь — работа Джованни Баттиста дель Моро.

Малая апсида справа
В небольшой апсиде, расположенной полностью справа, видно деревянное Распятие, датируемое 18 веком, а сбоку - Аддолората с Сан-Джованни, датируемая 14 веком.

Часовня умирающих
Алтарь — работа Доменико Брусасорци 16 века.

Часовня Сант-Антонио
Сохранился запрестольный образ работы Либерале да Верона, на котором изображен Сант-Антонио между Сант-Агостино и Сан-Николо. В левом трансепте фрески веронской школы XIV века.

Боковой портал
Над боковой дверью находится фреска с изображением Распятия, работа, приписываемая школе Туроне ди Максио и датируемая 1363 годом.

Алтарь Святого Николая
Алтарь датируется 1535 годом, а запрестольный образ с изображением Сан-Никола, покровителя моряков, Сант-Агостино и Сант-Антонио Абате является работой Джованни Баттиста д'Анджело.

Мавзолей Бренцони
Мавзолей датируется 1426 годом и является работой флорентийского скульптора Нанни ди Бартоло, известного как Иль Россо. Памятник представляет Воскресение Христово.

Пизанелло расписал бока балдахина изображениями Благовещенской Богородицы и Архангела Гавриила, а сверху нарисовал архангелов Рафаила и Михаила.