Церковь Сан-Франческо (Пиза), Италия

 

Церковь Сан-Франческо-ди-Пиза находится на площади Сан-Франческо. По размерам это вторая по величине церковь в городе, уступая только собору.

 

История

Церковь упоминается с 1233 года. В 1261 году архиепископ Федерико Висконти, признавая значение, приобретенное францисканским орденом, издал декрет о его расширении; с 1265-70 Джованни ди Симоне руководил работами, которые восходят к единственному залу, покрытому хижиной, и смелой и типичной колокольне, покоящейся внутри с двух сторон на полках. Однако строительство замедлилось из-за финансовых трудностей, связанных с военными событиями; в начале четырнадцатого века церковь все еще была незавершенной фасада, начатого благодаря мрамору, предоставленному Гуаланди, который будет завершен только в 1603 году, в эпоху Медичи.

Со временем церковь и прилегающий монастырь подвергались различным реставрациям и перестройкам; в пятнадцатом веке были возведены два монастыря и часовня Сан-Бернардино, а между шестнадцатым и семнадцатым веками, в полном духе Контрреформации, были построены боковые алтари и открыты окна в нефе, ставя под угрозу четырнадцатый- фрески века, украшавшие стены.

Между восемнадцатым и девятнадцатым веками, после репрессий Лотарингии и Наполеона, большая часть мебели была утеряна; в частности, наполеоновские кражи лишили его важных картин, таких как «Величество Чимабуэ», «Стигматы Сан-Франческо ди Джотто» и «Сан-Томмазо д'Акино среди докторов церкви» Беноццо Гоццоли, которые сейчас выставлены в музее Лувра.

В 1863 году, следуя закону №. 384 от 22 декабря 1861 г. церковь и монастырь Сан-Франческо были деосвящены и использовались как военные казармы. Таким образом, все предметы, картины и украшения были официально изъяты семьями, которые воспользовались правом покровительства там, как следует из описи, составленной последним приором. 7 июля 1866 года церковь была преобразована в склад, принадлежащий Королевскому государству.

4 марта 1875 года муниципалитету Пизы удалось добиться «экспроприации для общественных нужд» различных владений, принадлежащих Королевскому государству, в том числе бывшей церкви Сан-Франческо, что привело к длительному и сложному юридическому спору о возмещении убытков и формы осуществления экспроприации.

22 мая 1893 года Министерство просвещения объявило бывшую церковь и близлежащий бывший монастырь национальным памятником, передав их из королевской собственности. 8 июля 1893 г. они были переданы муниципалитету Пизы только «для сохранения и использования национального памятника». 15 июня 1899 года муниципалитет Пизы передал бывшую церковь курии архиепископа «исключительно для поклонения» и «для сохранения произведений искусства», которые в конечном итоге курия архиепископа договорилась разместить. Курии удалось вновь открыть сильно обветшавшую внутри церковь для богослужений только в 1901 году благодаря заметному экономическому вмешательству городского комитета, в состав которого входили многие горожане. Городской комитет также восстановил церковные окна в соответствии с новыми проектами и украшениями Галилео Чини и Франческо Моссмейера на фабрике Квентина.

Сегодня Сан-Франческо является приходским центром вместе с близлежащей церковью Санта-Чечилия с итало-румынской общиной. Однако в настоящее время церковь закрыта; на самом деле крыша сильно повреждена, интерьер непригоден и ведутся реставрационные работы. Монастырь, женский монастырь и прилегающая к нему школа также находятся в плохом состоянии, но работы по реконструкции и реставрации должны начаться в 2019 г. По этому поводу проводятся многочисленные акции и сборы средств при содействии специального комитета, ФАИ и других учреждений.

 

Описание

Измерения и размеры
Длина 80 м
Ширина нефа 18 м
Максимальная ширина нефа 22 м
Высота колокольни 45 м.

 

Искусство и архитектура

Характеризуемый планом латинского креста, ему предшествует остроконечный фасад из мрамора Сан-Джулиано, чей нижний регистр формы четырнадцатого века гармонирует с верхней половиной, завершенной только в семнадцатом веке.

Интерьер представляет собой один из самых удачных примеров францисканской архитектуры с одним умбрийско-тосканским нефом и открытыми деревянными фермами. Неф шириной 18 метров у трансепта расширяется до 22 метров; размеры, которые делают его самым широким нефом среди тосканских церквей вместе с нефом базилики Сан-Франческо в Сиене, который происходит непосредственно от пизанской модели.

 

От богатых фресок четырнадцатого века, среди авторов которых стоит упомянуть Спинелло Аретино и Таддео Гадди, остались лишь фрагменты или синопии. Единственный запрестольный образ, спасенный от французских набегов, Сан-Франческо и шесть чудес Джунта Пизано, копируется в первой часовне слева от алтаря (которая уже носила название Санта-Мария-Маддалена) под патронажем Агостини Венерози. семьи Шелковых, а оригинал хранится в Национальном музее Сан-Маттео.

В алтарях, построенных во времена Контрреформации, размещены крупноформатные полотна и столы лучших тосканских художников того времени: «Рождество Иисуса с Поклонением пастухов» Чиголи, «Успение Богородицы» Вентуры Салимбени, «Крещение Христа». Эмполи, Сан-Франческо получает стигматы Санти ди Тито, Сан-Франческо получает индульгенцию Франческо Ванни.

Примечательны могилы, находящиеся в церкви, в том числе могила графа Уголино делла Герардеска, похороненного здесь со своими детьми и внуками после того, как останки этих несчастных были вынесены из соседней башни голода (или муда), где они были поглощены согласно Данте. «гордая трапеза». Первоначально гробница Уголино находилась в монастыре церкви, поскольку, умирая как предатель, она не могла быть помещена вместе с костями его семьи в монументальную гробницу, созданную Лупо ди Франческо, которая находилась внутри церкви. Впоследствии, как из-за того, что эта монументальная гробница была расчленена и перенесена в разные места, так и для последующей переоценки графа Уголино, в начале двадцатого века предполагаемые останки Уголино, сыновей и внуков были перенесены в нынешнюю часовню внутри церкви.

В ризнице фрески Таддео ди Бартоло (1397 г., восстановлены в девятнадцатом веке Гульельмо Ботти) с сюжетами о Марии; в зале капитула - отдельные фрески с христологическими рассказами Никколо ди Пьетро Джерини (1392 г.) и синопиями. Несмотря на неоптимальное состояние сохранности, обе картины, особенно картины в доме капитула, представляют собой произведения большой выразительной силы и замечательного исполнительского мастерства. Присутствие маленького Величества из школы Чимабуэ было засвидетельствовано в ризнице, которая сейчас находится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне.