Арка Гави, Верона

Арка Гави, расположенная вдоль древней Виа Постумия в Вероне, сразу за стенами римского города, является очень редким случаем почетной и монументальной арки для частного использования в римской архитектуре. На самом деле она была построена примерно в середине I века в честь рода Гавиа.

В эпоху Возрождения это была одна из самых ценных древностей Веронезе, в том числе благодаря наличию подписи Витрувия, которая напоминает известного римского архитектора, автора трактата «Об архитектуре». Затем памятник был описан гуманистами и антикваром, подробно воспроизведен и изучен в пропорциях и украшениях, наконец, взят в качестве модели архитекторами и художниками, такими как Палладио, Сангалло, Серлио, Фальконетто, Санмикели, а также Беллини и Мантенья. Он оказал большое влияние, в частности, на веронское искусство, поскольку была скопирована общая схема строительства порталов, алтарей и часовен в главных церквях Вероны.

Арка уже не стоит на своем первоначальном месте, так как была снесена французскими военными инженерами в 1805 г., однако ранее изготовленные многочисленные рельефы позволили перекомпоновать ее путем анастилоза и восстановить в 1932 г., когда она была перенесена в небольшая площадь Кастельвеккьо, где она находится сегодня.

 

История

Арка Гави была построена по заказу семьи Гави архитектору Витрувио Сердоне в конце правления Августа или, самое позднее, в самые первые годы правления Тиберия, то есть в первой половине I века. Первоначально истолкованный как погребальный памятник или кенотаф из-за своего расположения на via dei sepolcri, скорее всего, его функция была такой же, как и у многих других провинциальных арок, т.е. как символического памятника муниципальных свобод, который было принято воздвигать по случаю имеет большое значение для города.

Возведенный вдоль Виа Постумия как изолированный памятник, он позже был лишен декоративных элементов [6] и включен в новые городские стены, построенные, начиная с XII века, вдоль впадины Адигетто, от нынешнего Понте Алеарди до укрепления, которое когда-то стояли вместо Кастельвеккьо: поэтому арка изменила свою функцию и стала использоваться как городские ворота с именем Порта-ди-Сан-Дзено. Во время Скалигерской Синьории он был включен в оборонительную систему Кастельвеккио, построенную во второй половине четырнадцатого века, настолько, что одна сторона была частично встроена в башню с часами, а стена поддерживала стену, дорожка которой проходила над древним памятник. Во внутреннем отсеке нашлось место даже для поста охраны. Принесение в жертву некоторых частей венчания монумента, необходимых для более эффективного оборонительного обустройства пути патрулирования, связано с этим изменением целевого назначения и рядом преобразований.

Лишь в период правления Светлейшего, финансировавшего строительство венецианских стен, здание окончательно утратило свою оборонительную функцию и городские ворота, оставаясь, однако, обязательным проходом по оси, ведущей от новых ворот Палио в сердце Венеции. город . В 1550 году Венецианская республика передала территорию вокруг здания частным лицам, в том числе два магазина, возникшие внутри. Новый владелец решил освободить памятник, снеся средневековые стены и прислоненные к ним хижины, наконец, построив свои дома на почтительном расстоянии от арки.

В 1805 году, во время наполеоновской оккупации, французские военные инженеры издали указ и осуществили демонтаж памятника из соображений военной безопасности и жизнеспособности: затем арка была тщательно обследована со всеми ее каменными элементами и украшениями, чтобы можно было провести ее последующую реконструкцию. был разобран, а блоки были первоначально оставлены на площади Читтаделла, где они были повреждены и удалены, и, наконец, были благополучно помещены в арки Арены. С другой стороны, подвальная часть строения не была удалена, поскольку она была погребена на протяжении веков и, следовательно, не препятствовала циркуляции. Кроме того, веронский архитектор Джузеппе Барбьери в 1812 году заказал все отдельные каменные блоки, смоделированные из дерева в уменьшенном масштабе, после чего он с большой тщательностью снова собрал миниатюрную арку: модель, которая сейчас хранится в археологическом музее в театр Романа, был бы особенно ценен для последующих реставрационных работ.

Гипотеза о его восстановлении была впервые выдвинута в 1920 году инспектором памятников Антонио Авена, даже несмотря на то, что это предложение вызвало споры относительно места его восстановления и принятой методологии восстановления. После многих лет предложений было решено перекомпоновать его путем анастилоза, разместить на площади рядом с Кастельвеккьо и интегрировать недостающие части. Работы были разрешены в 1931 году, за ними последовали Антонио Авена и Карло Анти, а отсутствующий чердак был перепроектирован Этторе Фаджуоли, который основывался на чертежах Андреа Палладио и исследованиях, проведенных до разборки в 1805 году. арка была окончательно открыта 28 октября 1932 года в рамках празднования десятой годовщины Марша на Рим.

Во время некоторых работ у подножия памятника, которые начались в 2011 году, был наконец обнаружен так называемый дом Кастельвеккьо, наиболее хорошо сохранившийся элемент которого, полихромный мозаичный пол с геометрическим декоративным мотивом, был помещен в Зале Боггиана собора. музей Кастельвеккьо.

Клиент
Весьма вероятно, что Верона была родиной самой известной веронской семьи римской эпохи, рода Гавиа, известного в то время и в других итальянских городах. Имена некоторых членов семьи можно найти выгравированными на лоджии римского театра в Вероне и в надписи, которая напоминает о том, что член рода Гавиа по завещанию обеспечил строительство акведука; сама арка Гави получила свое название от семьи Веронезе, которая возвела ее, что подтверждается дарственной надписью CURATORES L[ARUM] V[ERONENSIUM IN HONOREM ...] GAVI CA... DECURIONUM DECREE.

На пьедесталах ниш, в которых первоначально находились статуи покровителей, были указаны имена четырех членов семьи Гавиа: до сих пор читаемые имена - это имена Гая Гавио Страбона, Марко Гавио Макроне (оба сына Гая Гавио) и Гавия, дочь Марко Гавио; вместо этого было утеряно четвертое имя. Однако почти полная утрата основной надписи на фризе антаблемента не позволяет нам узнать, кто финансировал строительство арки, будь то ратуша или, что более вероятно, кто-то из членов той же семьи.

Дизайнер
Проектировщик арки оставил свою подпись на двух надписях на внутренней стороне колонн, обстоятельство, которое позволяет нам узнать имя архитектора этого памятника, чрезвычайно редкого случая в римской архитектуре: надпись на латыни, надпись L (UCIUS) VITRUVIUS L(UCI) L(IBERTUS) CERDO ARCHITECTUS. Двойная подпись была разработана таким образом, чтобы ее можно было прочитать как при въезде, так и при выезде из города, поэтому архитектор был настолько известен, что муниципалитет разрешил или даже потребовал его двойную подпись. Новое открытие имени римского архитектора, вероятно, благодаря Андреа Мантенья, воспроизведшему эпиграф внутри капеллы Оветари в Падуе, стало важным событием для художников и архитекторов эпохи Возрождения, в том числе потому, что арка лучше отвечала вкусу и задачам. ритма, преследовавшегося в тот период по отношению к другим памятникам Веронезе, таким как, например, близлежащие ворота Иовиа.

Архитектор Лучио Витрувио Сердоне, как указывает имя Сердоне, был греческим рабом, освобожденным римским гражданином по имени Лучио Витрувио. По мнению разных ученых, благородный Витрувий мог вспомнить Витрувия, архитектора и автора трактатов, жившего во времена Юлия Цезаря и умершего в глубокой старости при правлении Августа, автора трактата в десяти книгах по архитектуре, который в эпоху Возрождения приобрел большую известность и который, следовательно, привлек многочисленных ученых к тщательному анализу ткани Веронезе. Поэтому выдвигается гипотеза, что Витрувий Сердоне мог быть рабом, освобожденным самым известным из архитекторов Древнего Рима, в том числе с учетом того, что архитектор арки Гави применяет различные фундаментальные теоретические положения витрувианского трактата: ordinatio, что было бы рациональным подчинением отдельных частей, с точным рисунком каждой каменной глыбы; dispositio, то есть взаимосвязь отдельных частей по отношению ко всей конструкции с помощью геометрических чертежей в плане и на высоте на этапе проектирования и системы маркировки для руководства на исполнительных этапах; симметрия, т. е. система пропорциональных отношений, влияющая на строение во всех масштабах, от самого широкого архитектурной формы до детального декоративного аппарата, и в основе которой лежит модуль.

 

Описание

Контекст

Арка Гави была воздвигнута за пределами городских стен, на пересечении Виа Постумия и вероятной границы Померия, внешней границы города, которая, должно быть, проходила по естественной долине, выкопанной в далекие времена рекой Адидже, разделяя аллювиальная терраса, на которой когда-то стояла римская Верона из сельской местности. Поэтому он был расположен в пригороде, недалеко от места, где Виа Галлика соединяется с Постумией, и примерно в 550 метрах от ворот Порта Борсари.

Позиция приписывала ему двойную функцию предвосхищения городских ворот, с одной стороны, и монументального входа в возникший вдоль дороги могильник, с другой. Место, в котором он был построен, сделало его живописным фоном и элементом цезуры между городом и деревней: на самом деле, выходя из сельской местности, он имел в качестве фона городские стены и монументальный холм Сан-Пьетро, ​​на котором стояли городской театр и языческий храм.

Четырехсторонний план и ширина арок могут подтвердить, что он почти наверняка находился на перекрестке двух путей. В дополнение к проходу Виа Постумия через главный фасад, который имеет ширину 12 римских футов и допускает проезд двух телег, поэтому была ось дороги, перпендикулярная первой, которая пересекала здание вдоль второстепенного фасада. В этом случае фактически ширина арок составляет всего 9 футов, типичный размер второстепенных дорог, а мостовая должна быть из утрамбованной земли или гравия, в отличие от мощения вдоль главной оси.

Этот второстепенный маршрут, вероятно, был частью пригородной дорожной сети города, которая в этом районе была главным действующим лицом расширения здания за пределы стен, о чем свидетельствует обнаружение недалеко от первоначального положения арки купола собора. Кастельвеккьо. Тот факт, что она располагалась в одном из ближайших пунктов Постумии к берегу Адидже, также позволяет предположить, что продолжение этой второстепенной дороги на северо-запад не заканчивалось рекой, а продолжалось каменным или деревянным мостом или через систему паромов прямо у нынешнего моста Кастельвеккьо. Таким образом, была бы возможна более прямая связь между двумя пригородными районами, расположенными на противоположных берегах Адидже, но, прежде всего, это позволило бы Виа Клаудиа Августа, которая шла из долины Адидже, была второстепенной дорогой по отношению к к основному, который обеспечивал переправу на мосту Лапидеус, избегая, таким образом, входа в город.

Арка была снесена наполеоновцами в 1805 году и восстановлена ​​только в 1932 году, уже не на прежнем месте, где она мешала бы движению транспорта, а на небольшой площади неподалеку, рядом с Кастельвеккьо. Место, где первоначально стояла арка, до сих пор можно определить благодаря мраморному прямоугольнику, видимому на проезжей части дороги перед замком.

 

Структура и украшения

Арка Гави, отличающаяся большой конструктивной простотой, представляет собой тетрапилон прямоугольной формы с арочным проемом с каждой стороны, построенным на двух основных фронтах. Четыре пилона имеют вытянутую прямоугольную форму и микстилинейные профили, так как спроектированы по простенкам, колоннам и облицовкам стен.

Фундамент строения состоял из четырех кирпичных столбов, обложенных толстыми слоями известкового раствора; эти пилоны расширялись в глубину за счет смещения, образуя единую фундаментную плиту. Связь между фундаментами и вышележащими пилонами осуществлялась через эвтинтерии, т. е. основания из блоков известняка, которые поэтому ни по материалу, ни по размерам не отличались от блоков, использованных в остальной части надземного сооружения. Эутинтерия выступала из земли на треть своей высоты и поэтому была видна.

Основные возвышения разделены на три вертикальные полосы четырьмя почти открытыми коринфскими колоннами, покоящимися на очень высоком постаменте. Две центральные колонны, соединенные антаблементом и фронтоном наверху, образуя своего рода эдикулу, ограничивают главную арку с двух сторон, для которой характерен архивольт с тремя лентами, покоящийся на двух коринфских колоннах, украшенный снаружи скульптурными канделябрами. с растительными мотивами. Вместо этого в двух крайних полосах главного фасада есть две высокие и узкие ниши: они высотой 2,50 м, шириной 0,98 м и глубиной 0,68 м характеризуются высоким постаментом и треугольным фронтоном. Сверху, пусть и сильно потертые, все же видны две папки с полками. Наконец, эти две внешние перегородки были закрыты сверху украшенными полосами между капителями, возможно, с двойной рельефной гирляндой, к сожалению, утерянной.

Две меньшие стороны, в свою очередь, обрамлены внешними колоннами более длинных сторон, поскольку они расположены по углам конструкции и выходят на оба возвышения. В то время как почти все римские арки имеют глухой фасад сбоку, в этом случае есть второстепенная арка, состоящая из архивольта с двумя полосами, установленными на простой опоре. Над аркой конструкцию дополнительно облегчает окно, окруженное простой лепниной.

Внутренняя часть арки имеет плоский кессонный потолок, поэтому цилиндрический свод, типичный для римских арок, отсутствует настолько, что можно предположить смешение форм эллинистического тетрапилона с классической римской аркой. Один из наиболее хорошо сохранившихся сундуков украшен в центре наличником с лицом Горгоны, окруженным четырьмя окнами-розетками, окруженными рядом небольших полок. Таким образом, римский памятник характеризуется богатым внешним видом, определяемым наличием этого каменного кессонного потолка, а также характером коринфского ордера и разнообразием фронтонов, чьи тимпаны когда-то были увенчаны низким металлическим украшением, и, наконец, наличие канделябровых столбов, богато украшенных архивольтов, кронштейнов и фестонов. В четырех нишах находились также статуи персонажей рода Гавиа, упомянутых в надписях, выгравированных под самими нишами. Пропорции, архитектурные мотивы, фигуративные и декоративные элементы, объединенные воедино, придают арке вид стройной элегантности, размеренного разнообразия и богатства.

Памятник имеет высоту 12,69 метра, длину 10,96 метра по большей стороне и 6,02 метра по меньшей. Главная арка с пролетом 8,40 х 3,48 м позволяла пройти Виа Постумия, а под меньшей аркой, пролетом 5,50 х 2,65 м, к реке ответвлялся второстепенный путь, где дорога пересекли Адидже примерно по мосту Кастельвеккьо.

 

Техника строительства

Памятник был построен из блоков белого веронского известняка, вероятно, из каменоломен близлежащей Вальпантены, тщательно выровненных и наложенных друг на друга. Поэтому он был построен с использованием строительной техники квадратной работы изодомы, где статическую функцию выполняют четыре облегченные стены четырех центральных арок, а колонны коринфского ордера выполняют скорее декоративную функцию, чем собственно статическая.

Пьедесталы состоят из четырех рядов блоков прямоугольной формы (один ряд для основания, два для основания пьедестала и один для конечной рамы), а центральная часть, соответствующая высоте колонн, состоит из одиннадцати курсов, наконец, три составляют антаблемент. Однако количество рядов, составлявших венец сооружения, неизвестно, так как первоначальные блоки были утеряны, а нынешние были добавлены в ходе перекомпоновки и реставрации памятника на основе древних рельефов. Эти ряды камней немного отличаются друг от друга по размеру, однако каждый ряд имеет одинаковую высоту по всему периметру конструкции. Лишь некоторые декоративные элементы, изготовление которых было более сложным, в частности капители колонн, капители столбов главных арок и папки кокошника, были получены из цельных блоков.

Коринфские колонны прилегают к стенам сооружения на четверть сечения. Различные барабаны попеременно изолированы или получены из одного и того же блока, из которого состоит стена, образуя, таким образом, очень прочное целое. Отдельные барабаны были связаны между собой по вертикали шпильками различного типа, а по горизонтали со стенкой — металлическими скобами квадратного сечения 2 см и длиной 18 см. Другие мелкие декоративные детали в конечном итоге были завершены после размещения блоков.

Таким образом, строительная техника, использованная при сооружении арки, обнаруживает явное соответствие между архитектурно-декоративными формами и точным техническим исполнением, поэтому каждая деталь была предопределена самим архитектором, о чем также свидетельствует наличие маркировки на большинстве блоки, из которых состоит конструкция, что позволило точное расположение отдельных блоков в теле конструкции во время строительной площадки. Эти аббревиатуры были найдены на скрытых поверхностях каменных блоков архитектором Барбьери в 1812 году после сноса арки французами. Тщательная исследовательская работа веронского архитектора приводит нас к знанию довольно ограниченного числа аббревиатур, размещенных на блоках, образующих пьедестал и антаблемент, частично утерянных, возможно, из-за различных явлений деградации, которые разрушали их на протяжении веков. большое количество акронимов, найденных на центральном корпусе, даже позволяет нам понять логику, лежащую в основе этой системы шифрования. Каждый из одиннадцати каменных рядов, составляющих возвышение, обозначался буквой алфавита, хотя и с вариациями: фактически А и В были заменены, возможно, для простоты гравировки, буквой X; буква C была выгравирована горизонтально, чтобы лучше отличить ее от G; так же и буква I, выгравированная горизонтально, чтобы отличить ее от цифры 1. Каждый отдельный ряд, в свою очередь, был зашифрован серией чисел. Отдельной от этой системы была вместо этого нумерация тесаных камней архивольтов главной и второстепенной арок. Таким образом, с помощью буквы и цифры можно было точно определить место каждого блока в здании.

 

Состояние консервации и реставрации

В 1931 году реставрационные работы были санкционированы Министерством, а в следующем году Антонио Авена и Карло Анти, художественный руководитель и археологический консультант соответственно, а руководителями работ были инженеры Зордан и Тромба. Выбранный проект заключался в том, чтобы перекомпоновать памятник на небольшой площади, где он все еще стоит сегодня, путем реставрации путем анастилоза и реинтеграции, подкрепленной многочисленными исследованиями, проведенными ранее, древней системой маркировки блоков и следы граппы. Для завершения арки элементов, которые к настоящему времени были утрачены, было решено восполнить ее каменными блоками, аналогичными предыдущим по форме и материалу, но обработав поверхности легкой чеканкой и воспроизведя декоративные элементы в упрощенном виде. формы. Для чердака выполненная техника была несколько иной, так как поверхности обрабатывались молотком большего размера, а рамы были только профилированы, чтобы верхняя часть памятника, которая была почти полностью перестроена, казалась грубой и незаконченной. чтобы было легче идентифицировать его иную природу. На самом деле не осталось достаточно оригинальных элементов, чтобы можно было указать его форму и пропорции, и Этторе Фаджуоли, который его спроектировал, должен был взять за образец рельефы, возвращенные Андреа Палладио, Джузеппе Барбьери и Карло Эдерле. Последний аспект, учитывая принятую строгую методологию, мало чем отличается от примитивного.

Реконструкция в месте, отличном от первоначального, к сожалению, повлекла за собой снос части дома Кастельвеккьо для строительства нового бетонного фундамента. Высота была укреплена за счет использования железных ключей, где было невозможно повторное использование древней граппы, а для крыши была выбрана конструкция из железобетонной плиты, водонепроницаемой благодаря асфальтовому слою. У основания памятника был окончательно реконструирован участок римской дороги из брусчатки.

Южный фасад оригинальной римской постройки, расположенный в направлении Корсо Кавур и соответствующий форумному, дошел до нас в наиболее полном виде. На самом деле сохранилась добрая часть пьедестала, где, однако, концевой каркас, особенно снаружи, сильно изношен, и срединный корпус, где, однако, колонны понесли серьезные потери: от левой только часть остатков основания; левый срединный вместо этого лишился основания, но сохранил древко, где, однако, канавки сильно размыты, и капитель, по существу лишенную украшения; правая медиана все еще сохраняет нетронутыми и основание, и ножку; наконец, правая угловая колонна сохранила несколько сильно разрушенных барабанов и только часть основания. В межколонной облицовке справа сохранились эпиграф в основании ниши, правый столб с капителью и антаблемент самой ниши, а также свиток, но без полки. Вместо этого все эти элементы сильно размыты, если не отсутствуют, в левой межколонке. В арке замковый камень с двумя смежными тесаными камнями сильно размыт, его трудно прочитать, и он является частью украшения левого пирса. В верхней части есть несколько фрагментов архитрава (расположенного над межколонным пространством двух колонн), небольшие остатки фриза с выгравированными буквами и сильно поврежденный участок карниза и фронтона.

Фасад, который сегодня смотрит на Адидже и который изначально был обращен к сельской местности, менее сохранился. В данном случае фактически пьедестал в значительной степени восстановлен, в то время как в срединном корпусе только срединная колонна справа имеет вал, почти полностью состоящий из оригинальных барабанов, даже если пазы и основание сильно повреждены. Однако от правой угловой колонны сохранилась часть основания, некоторые элементы вала и капители, всегда сильно разрушенные эрозией. В этом фасаде обе таблицы содержат надпись, причем в правой нише и левая колонна, и антаблемент, и фронтон в хорошем состоянии. Кроме того, сохранились почти все блоки, составляющие две межколонные облицовки. В арке устои сохранили оригинальные блоки, но они сильно повреждены, и большая часть украшений утрачена, как и капители, а от архивольта остались только три оригинальных тесаных камня.

На малом восточном фасаде сохранились некоторые блоки стены, часть оконной рамы и часть тесаных блоков архивольта, а на малом западном фасаде сохранились как импостные блоки архивольта, так и шесть его тесаных блоков, а также часть наличника окна. Наконец, от трех больших плит, составлявших потолок, сохранились фрагменты с соответствующими украшениями.