Латеранская базилика или Сан-Джованни-ин-Латерано (Рим), Италия

 

Описание Латеранской базилики

Латеранская базилика или Собор Пресвятой Богородицы и святых Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста на Латеране (итал. Santissimo Salvatore e Santi Giovanni Battista ed Evangelista in Laterano), также известный как Папская архебазилика Святого Иоанна [в] Латеране, Св. Иоанна Латеранского, или Латеранская базилика, является соборной церковью Римской епархии в городе Риме и служит резиденцией епископа Рима, папы.

Это старейшая и самая высокая из четырех папских базилик, имеющая уникальный титул «архибазилика». Это самая старая общественная церковь в Риме и самая старая базилика в западном мире. Здесь находится кафедральный собор римского епископа, и он носит титул экуменической материнской церкви верующих Римско-католической церкви.

Нынешний настоятель - кардинал протоиерей Анджело де Донатис, генеральный викарий Римской епархии. Президент Французской Республики, в настоящее время Эммануэль Макрон, по должности является «Первым и единственным почетным каноником» архибазилики - титула, которым главы французских государств обладают со времен короля Генриха IV.

Большая латинская надпись на фасаде гласит: Clemens XII Pont Max Anno V Christo Salvatori In Hon SS Ioan Bapt et Evang. Эта сокращенная надпись переводится как: «Папа Климент XII на пятом году [своего понтификата посвятил это здание] Христу Спасителю в честь святых Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова». Надпись вместе с полным названием указывает на то, что базилика изначально была посвящена Христу Спасителю, а столетия спустя одновременно была посвящена Иоанну Крестителю и Иоанну Евангелисту. Христос Спаситель остается его главным посвящением, и его главный праздник - 6 августа, Преображение Христово. Как собор Папы как епископа Рима, он превосходит все другие церкви Римско-католической церкви, включая базилику Святого Петра.

Базилика находится в Риме. Он находится за пределами Ватикана, который находится примерно в 4 км к северо-западу от него, хотя базилика и прилегающие к ней здания имеют экстерриториальный статус со стороны Италии как одно из владений Святого Престола в соответствии с Латеранским договором 1929 года.

 

Имя

Латинское название архибазилики - Archibasilica Sanctissimi Salvatoris ac Sancti Ioannis Baptistae et Ioannis Evangelistae ad Lateranum, что на английском языке является Archbasilica Святейшего Спасителя и Святых Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова в Латеране, а на итальянском - Arcibilica del Lateran. Сантиссимо Сальваторе и Санти Джованни Баттиста и Евангелиста в Латерано.

Латеранский дворец
Архибазилика возвышается над остатками Castra Nova equitum singularium, «Нового форта римских имперских кавалерийских телохранителей». Форт был основан Септимием Севером в 193 году нашей эры. После победы императора Константина Великого над Максентием (за которого сражались конные телохранители императора Equites singulares augusti) в битве у Мильвийского моста, охрана была упразднена и форт снесен. Существенные остатки форта лежат прямо под нефом.

Остальная часть территории была занята во времена ранней Римской империи дворцом рода Латерани. Секстий Латеран был первым плебеем, получившим звание консула, а латераны служили администраторами для нескольких императоров. Один из латеранцев, назначенный консулом Плавтий Латеранус, прославился тем, что Нерон обвинил его в заговоре против императора. Обвинение привело к конфискации и перераспределению его имущества.

Латеранский дворец попал в руки императора, когда Константин I женился на своей второй жене Фаусте, сестре Максенция. Известный к тому времени как Domus Faustae или «Дом Фаусты», Латеранский дворец в конечном итоге был передан епископу Рима Константином I. Фактическая дата дарения неизвестна, но ученые предполагают, что это было во время понтификата Папы. Мильтиад, как раз вовремя, чтобы принять синод епископов в 313 году, который был созван, чтобы бросить вызов донатистскому расколу, объявив донатизм ересью. Базилика дворца была преобразована и расширена, став резиденцией Папы Святого Сильвестра I, а в конечном итоге - Римским собором, резиденцией пап как епископов Рима.

Ранняя Церковь
Папа Сильвестр I председательствовал на официальном освящении базилики и прилегающего к ней Латеранского дворца в 324 году, изменив название с Domus Fausta на Domus Dei («Дом Бога») с посвящением Христу Спасителю (Christo Salvatori).

Когда кафедра стала символом епископальной власти, папская кафедра была помещена в ее интерьер, что сделало ее собором Папы как епископа Рима.

Когда Григорий Великий отправил григорианскую миссию в Англию под руководством Августина Кентерберийского, некоторые оригинальные церкви в Кентербери взяли за образец римский план, посвятив церковь как Христу, так и святому Павлу за стенами города. Название церкви «Церковь Христа», столь распространенное сегодня для церквей по всему миру в англоязычных англиканских контекстах, первоначально произошло от этой римской церкви, являвшейся центральным элементом до-средневековой христианской идентичности.

Средние века

На передней стене аркбазилики между главными порталами находится мемориальная доска с надписью «SACROS LATERAN ECCLES OMNIUM VRBIS ET ORBIS ECCLESIARVM MATER ET CAPUT» («Святая Латеранская церковь, мать и глава всех церквей в городе и мире» ); наглядное свидетельство декларации о том, что базилика является «материнской церковью» всего мира. В XII веке Латеранские каноны утверждали, что в главном алтаре находился Ковчег Завета и несколько святынь из Иерусалима. Таким образом, базилика была представлена как Храм Нового Завета.

 

Архибазилика и Латеранский дворец дважды переосвящались. Папа Сергий III посвятил их святому Иоанну Крестителю в X веке в честь недавно освященного баптистерия архибазилики. Папа Луций II посвятил их Иоанну Евангелисту в XII веке. Таким образом, святой Иоанн Креститель и святой Иоанн Богослов стали со-покровителями архибазилики, в то время как основным Покровителем по-прежнему является Христос Спаситель, как указывает надпись на входе и что является традиционным для патриархальных соборов. Следовательно, архибазилика остается посвященной Спасителю, и ее главный праздник - праздник Преображения Господня 6 августа. Архибазилика стала самой важной святыней двух святых Иоаннов, хотя и нечасто почиталась совместно. Позднее в Латеранском дворце был основан бенедиктинский монастырь, который служил архибазилике и двум святым.

Каждый папа, начиная с папы Мильтиада, занимал Латеранский дворец до правления французского папы Климента V, который в 1309 году перенес резиденцию папства в Авиньон, папскую вотчину, которая была анклавом во Франции. Латеранский дворец также был местом проведения пяти вселенских соборов (см. Латеранские соборы).

Латеранские пожары
В то время как папство находилось в Авиньоне, Франция, Латеранский дворец и архибазилика пришли в упадок. Два пожара опустошили их в 1307 и 1361 годах. После обоих пожаров папа послал деньги из Авиньона на их реконструкцию и обслуживание. Тем не менее аркбазилика и Латеранский дворец утратили былое великолепие.

Когда папство вернулось из Авиньона и папа снова поселился в Риме, архибазилика и Латеранский дворец были признаны неадекватными, учитывая накопленный ущерб. Папы проживали в базилике Санта-Мария-ин-Трастевере, а затем в базилике Санта-Мария-Маджоре. В конце концов, дворец Ватикана был построен рядом с базиликой Святого Петра, существовавшей со времен императора Константина I, и папы стали здесь проживать. Он остался официальной резиденцией Папы (хотя Папа Франциск неофициально проживает в другом месте Ватикана).

Реконструкция
Было несколько попыток реконструкции аркбазилики, прежде чем окончательная программа Папы Сикста V. Сикст V нанял своего любимого архитектора Доменико Фонтана для руководства большей частью проекта. Первоначальный Латеранский дворец был снесен и заменен новым зданием. На площади перед Латеранским дворцом находится больница Сан-Джованни Аддолората и самый большой стоящий обелиск в мире, известный как Латеранский обелиск. Он весит примерно 455 тонн. Он был построен по заказу египетского фараона Тутмоса III и возведен Тутмосом IV перед великим карнакским храмом в Фивах, Египет. Император Константин I планировал отправить его в Константинополь, но очень озабоченный Констанций II отправил его в Рим, где он был установлен в Большом цирке в 357 году нашей эры. Через некоторое время он сломался и был похоронен под цирком. В 16 веке он был обнаружен и раскопан, и 3 августа 1588 года Сикст V вновь установил его на новом постаменте на его нынешнем месте.

Дальнейшая реконструкция интерьера аркбазилики, проведенная под руководством Франческо Борромини по заказу Папы Иннокентия X. Двенадцать ниш, созданных по его архитектурной схеме, в конечном итоге были заполнены в 1718 году статуями апостолов, созданными самыми выдающимися римскими скульпторами в стиле рококо. .

Планирование реконструкции Папы Климента XII было амбициозным: он объявил конкурс на разработку нового фасада. В конкурсе приняли участие более 23 архитекторов, в основном работающих в стиле барокко. Предположительно беспристрастное жюри возглавил Себастьяно Конка, президент Римской академии Святого Луки. Победителем конкурса стал Алессандро Галилей.

Фасад в том виде, в каком он выглядит сегодня, был завершен в 1735 году. На латыни написано: Clemens XII Pont Max Anno V Christo Salvatori In Hon SS Ioan Bapt et Evang; эта очень сокращенная надпись расширена следующим образом: Clemens XII, Pont[ifex] Max[imus], [in] Anno V, [dedicavit hoc aedificium] Christo Salvatori, in hon[orem] [sanctorum] Ioan[is] Bapt[tistae] et Evang[elistae]. Это переводится как «Папа Климент XII, Большой Понтифик, на пятом году своего правления посвятил это здание Христу Спасителю в честь святых Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова». Фасад Галилея удалил все остатки традиционной, древней, базиличной архитектуры и придал фасаду неоклассический вид.

 

Архитектурная история

Апсида, выложенная мозаикой и открытая для воздуха, до сих пор хранит память об одном из самых известных залов древнего дворца, «Триклинии» Папы Льва III, который был государственным банкетным залом. Существующая структура не является древней, но некоторые части оригинальной мозаики, возможно, сохранились в трехчастной мозаике ее ниши. В центре Христос дает апостолам их миссию; слева Он дает Ключи Царства Небесного Папе Святому Сильвестру I и Лабарум Императору Константину I. а справа Святой Петр передает папу Льву III папу Льву III и знамя Карлу Великому.

Некоторые остатки оригинальных зданий все еще можно проследить в городских стенах за воротами Святого Иоанна, а большая стена, украшенная картинами, была обнаружена в 18 веке в аркбазилике за часовней Ланселотти. Некоторые следы более старых построек были также обнаружены во время раскопок 1880 года, когда продолжались работы по расширению апсиды, но ничего важного не было опубликовано.

Огромное количество пожертвований Папы и других благотворителей архибазилике записано в Liber Pontificalis, и ее великолепие в ранний период было таково, что она стала известна как «Базилика Ауреа» или «Золотая базилика». Это великолепие привлекло к нему нападение вандалов, которые лишили его всех его сокровищ. Папа Лев I восстановил его около 460 г. н.э., и его снова восстановил Папа Адриан.

В 897 году он был почти полностью разрушен землетрясением: ab altari usque ad portas cecidit («рухнул от алтаря до дверей»). Повреждения были настолько обширными, что было трудно проследить линии старого здания, но они в основном соблюдались, и новое здание имело такие же размеры, как и старое. Эта вторая базилика простояла 400 лет, прежде чем сгорела в 1308 году. Она была восстановлена ​​Папой Климентом V и Папой Иоанном XXII. Он снова сгорел в 1360 году и был восстановлен папой Урбаном V.

Благодаря превратностям аркбазилика сохранила свою древнюю форму, будучи разделенной рядами колонн на проходы, и имела перед собой перистиль, окруженный колоннадами с фонтаном посередине, - традиционный позднеантичный формат, которому также следовала старая базилика Святого Петра. Фасад имел три окна и был украшен мозаикой, изображающей Христа как Спасителя мира.

Портики были расписаны фресками, вероятно, не ранее XII века, в память о римском флоте при Веспасиане, взятии Иерусалима, крещении императора Константина I и его «дарении» Папской области католической церкви. Внутри аркбазилики колонны, несомненно, проходили, как и во всех других базиликах той же даты, по всей длине церкви, с востока на запад.

В одной из перестроек, вероятно той, что была проведена Папой Климентом V, был введен поперечный неф, без сомнения имитирующий тот, который был добавлен задолго до этого в Базилику Святого Павла за стенами. Вероятно, в это время аркбазилика была расширена.

Некоторые части старых зданий сохранились. Среди них мостовая, выполненная в средневековом стиле Cosmatesque, и статуи Святых Петра и Павла, которые сейчас находятся в монастыре. Изящный киборий над главным алтарем, который выглядит неуместно в своем нынешнем окружении, датируется 1369 годом. Стеркорария, трон из красного мрамора, на котором сидели Папы, сейчас находится в музеях Ватикана. Своим сомнительным названием он обязан гимну, который пел на предыдущих папских коронациях: «De stercore erigens pauperem» («поднимать бедных из навозной кучи» из Псалма 112).

С V века вокруг архибазилики было семь ораторий. Вскоре они были включены в церковь. Преданность посещения этих ораторий, которая сохранялась на протяжении средневековья, породила подобную преданность семи алтарей, все еще распространенную во многих церквях Рима и других местах.

В отношении фасада Алессандро Галилея (1735 г.) всегда считалось, что это фасад дворца, а не церкви. Фасад Галилея, который представляет собой экран через более старый фасад, образующий нартекс или вестибюль, действительно выражает неф и двойные проходы аркбазилики, для чего требовался центральный залив шире, чем остальная часть последовательности. Галилей обеспечил это, не отказавшись от ряда идентичных проемов с аркой, расширив центральное окно за счет фланговых колонн, поддерживающих арку, в знакомом серлианском мотиве.

Слегка выдвинув центральную нишу вперед и закрыв ее фронтоном, который врезается в балюстраду крыши, Галилей создал входной дверной проем более чем колоссального масштаба, обрамленный парными колоссальными коринфскими пилястрами, соединяющими фасад в той же манере. во дворце Микеланджело на Кампидольо.

 

Статуи апостолов
Двенадцать ниш, созданных в архитектуре Франческо Борромини, пустовали на десятилетия. Когда в 1702 году папа Климент XI и кардинал Бенедетто Памфили, архиереи архибазилики, объявили о своем грандиозном плане создания двенадцати сверхъестественных скульптур апостолов (заменяющих Иуду Искариота Святым Павлом), чтобы заполнить ниши, комиссия была открыта для всех. ведущие скульпторы Рима в стиле позднего барокко. Каждую статую должен был спонсировать выдающийся принц, а сам Папа спонсировал статую святого Петра, а кардинал Памфили - святого Иоанна Богослова. Большинству скульпторов был предоставлен эскиз, нарисованный любимым художником Папы Климента, Карло Мараттой, которого они должны были придерживаться, но с заметным исключением Пьера Ле Гро Младшего, который успешно отказался лепить по дизайну Маратты и, следовательно, не получил эскиз.

Скульпторы и их скульптуры следуют и датируются согласно Конфорти (даты отражают архивные находки, но модели для большинства, должно быть, существовали раньше):

Пьер-Этьен Монно
Святой Павел (1704–1708)
Святой Петр (1704–1711)

Франческо Моратти
Святой Симон (1704–1709)

Лоренцо Оттони
Святой Иуда Фаддей (1704–1709)

Джузеппе Маццуоли
Святой Филипп (1705–1711)

Пьер Ле Гро
Святой Фома (1705–1711)
Святой Варфоломей (ок. 1705–1712)

Анджело де Росси
Святой Иаков Меньший (1705–1711)

Камилло Рускони
Святой Андрей (1705–1709)
Святой Иоанн (1705–1711)
Святой Матфей (1711–1715)
Святой Иаков Великий (1715–1718)

Папские гробницы
Внутри базилики находятся шесть папских гробниц: Александра III (правые приделы), Папы Сергия IV (правые приделы), Папы Климента XII Корсини (левый проход), Папы Мартина V (перед конфессией); Папа Иннокентий III (правый трансепт); и Папа Лев XIII (левый трансепт) Дж. Тадолини (1907). Последний из них, Папа Лев XIII, был последним Папой, которого не погребали в базилике Святого Петра.

Двенадцать дополнительных папских гробниц были построены в архибазилике, начиная с 10 века, но были разрушены во время двух пожаров, опустошивших ее в 1308 и 1361 годах. Остатки этих обугленных гробниц были собраны и перезахоронены в полиандрионе. Папы, чьи гробницы были разрушены: Папа Иоанн X (914–928), Папа Агапет II (946–955), Папа Иоанн XII (955–964), Папа Пасхал II (1099–1118), Папа Калликст II (1119–119). 1124 г.), Папа Гонорий II (1124–1130), Папа Селестин II (1143–1144), Папа Луций II (1144–1145), Папа Анастасий IV (1153–1154), Папа Климент III (1187–1191), Папа Селестин III (1191–1198) и Папа Иннокентий V (1276). Папы, правившие в этот период, чьи гробницы неизвестны и которые, возможно, были похоронены в архибазилике, включают Папу Иоанна XVII (1003 г.), Папу Иоанна XVIII (1003–1009 гг.) И Папу Александра II (1061–1073 гг.). Папа Иоанн X был первым папой, похороненным в стенах Рима, и ему было предоставлено выдающееся захоронение из-за слухов о том, что он был убит Феодорой в исторический период, известный как saeculum obscurum. Кардиналы Винченцо Сантуччи и Карло Колонна также похоронены в аркбазилике.

Латеранский баптистерий
Восьмиугольный Латеранский баптистерий стоит несколько в стороне от аркбазилики. Он был основан папой Сикстом III, возможно, на более ранней постройке, так как возникла легенда, что там крестился император Константин I. Баптистерий на протяжении многих поколений был единственным баптистерием в Риме, а его восьмиугольная структура с центром в большом бассейне для полного погружения в воду послужила образцом для других по всей Италии и даже культовым мотивом иллюминированных рукописей, известным как «фонтан жизни». .

Латеранский монастырь
Между аркбазиликой и городской стеной когда-то находился большой монастырь, в котором жила община монахов, в обязанности которых входило оказание услуг в аркбазилике. Единственная его часть, которая сохранилась до наших дней, - это монастырь 13 века, окруженный изящными витыми колоннами из инкрустированного мрамора. Они принадлежат к стилю, промежуточному между собственно романским и готическим, и являются работой Васселлекта и Космати.

Святая лестница
Скала Санкта (Scala Sancta), или Святая лестница, представляет собой белые мраморные ступени, заключенные в деревянные. Они образуют лестницу, которая когда-то вела к преторию Понтия Пилата в Иерусалиме и, следовательно, была освящена стопами Иисуса Христа во время Его Страстей. Мраморная лестница просматривается через отверстия в деревянных подступенках. Их перевод из Иерусалима в Латеранский дворец в 4 веке приписывают святой императрице Елене, матери тогдашнего императора Константина I. В 1589 году папа Сикст V перенес ступени на их нынешнее место перед древней палатинской часовней под названием Sancta Sanctorum. Ферра Фензони завершил несколько фресок на стенах.

Праздник освящения архибазилики

Годовщина освящения этой церкви отмечается как праздник в католицизме только с XII века, когда в истории Церкви усиливалась централизация папской власти. В Общем римском календаре Католической церкви 9 ноября является праздником Посвящения (Арки) базилики Латеранского (Dedicatio Basilicae Lateranensis), и в более ранних текстах он упоминается как «Посвящение базилики Пресвятого Спасителя». Ввиду своей роли материнской церкви мира этот литургический день считается во всем мире праздником.

Вторая Мировая Война
Во время Второй мировой войны Латеран и связанные с ним здания использовались папой Пием XII в качестве убежища от нацистов и итальянских фашистов для множества евреев и других беженцев. Среди тех, кто нашел приют, были Меуччио Руини, Алсиде Де Гаспери, Пьетро Ненни и другие. Дочери милосердия Святого Винсента де Поля и шестидесяти сиротам-беженцам, о которых они заботились, было приказано покинуть свой монастырь на Виа Карло Эмануэле. Сестры Марии Бамбины, работавшие на кухне Большой Папской римской семинарии в Латеране, предложили крыло своего монастыря. На территории также размещались итальянские солдаты.

Винченцо Фаджиоло и Пьетро Палаццини, проректор семинарии, были отмечены Яд Вашем за их усилия по оказанию помощи евреям.