Церковь Санта-Мария-Антика — католический храм, возвышающийся в самом сердце исторического центра Вероны, на углу Пьяцца-деи-Синьори, на протяжении веков являвшейся политическим центром города, недалеко от площади Пьяцца-делле-Эрбе; это часть епархии Вероны.
Здание было построено, чтобы служить местом молитв женского
монастыря, основанного между 744 и 745 годами двумя сестрами германского
происхождения, Октондой и Натальей, и примыкавшего к Кертис Регия
Ломбардского королевства. Об этом первом здании известно немногое,
однако сохранилась часть кивория, повторно использованная в кладке, и
фрагмент черно-белого мозаичного пола. Пару столетий спустя, в 929 году,
папа Иоанн X доверил юрисдикцию над церковью аббатству
Санта-Мария-ин-Органо, уже известному под именем «Антиква»; так
случилось, что в 1024 году Ингхелперто, аббат Санта-Мария-ин-Органо,
назначил пятнадцать зависимых от него священнослужителей в
Санта-Мария-Антика, оформив конец женского монастыря.
В 12 веке
он был перестроен в романском стиле после катастрофического
землетрясения 1117 года, разрушившего Верону и непоправимо повредившего
ломбардскую церковь. Работы по реконструкции велись довольно быстро и
были завершены за два-три десятилетия до освящения, которое состоялось
11 ноября 1185 года патриархом Аквилеи Готифредо.
Со временем
вокруг церкви разрослась довольно обширная кладбищенская территория,
зародившаяся после основания церкви, но особенно активно действовавшая в
XI веке, настолько, что при современных археологических раскопках было
обнаружено около пятидесяти захоронений; это кладбище образовалось на
территории монастыря, ранее использовавшейся под огороды и посевы.
Однако с 11 века до середины 14 века это открытое пространство,
принадлежащее Санта-Мария-Антика, становилось все более ограниченным, а
территория вокруг него трансформировалась, особенно во время правления
Скалигеров, во время которого был построен соседний Палаццо ди
Кансиньорио. Таким образом, в тринадцатом и четырнадцатом веках церковь
использовалась Скалигерами как семейная часовня, за которой последовало
строительство монументальной гробницы, так называемых скалигеровских
арок: в них находились саркофаги Мастино делла Скала, Альберто I,
Бартоломео I, Кангранде II, Бартоломео II (это, возможно, Байлардо
Ногарола) и монументальные Мастино II и Кансиньорио, все прекрасно
сохранились. Вместо этого саркофаг Кангранде I делла Скала, самого
известного из веронских лордов, был увенчан боковым входом в церковь.
В первой половине семнадцатого века интерьер церкви был
отреставрирован в стиле барокко, однако реставрация, проведенная между
1887 и 1908 годами, предусматривала восстановление прежнего романского
облика за счет устранения пристроек семнадцатого века: работы находились
под наблюдением аббата Анджело Готтарди и в дополнение к сносу лепнины и
штукатурки, приписываемых 1630 году от указанной даты, включали
реконструкцию интерьера по найденным следам, даже если, однако,
некоторые их интерпретации могли быть произвольными и неверными. , да
так, что реставрация получилась очень контрастной.
Церковь заключена между различными зданиями, так что романский
остроконечный фасад с центральным порталом и одиночными стрельчатыми
окнами, растопыренными по бокам, едва виден. Северная сторона, с другой
стороны, более открытая, которая, как и фасад и колокольня, имеет
характерную кладку веронской романской архитектуры в чередующихся рядах
туфовых тесаных камней и кирпичей. Кроме того, боковой фасад разделен на
два наложенных друг на друга порядка, соответствующих внутреннему
подразделению на второстепенные боковые нефы и главный центральный неф,
оба увенчанные каменным карнизом под карнизом; вдоль нижнего яруса есть
несколько одиночных стрельчатых окон с растопыренными прорезями и
боковым входным порталом, над которым возвышается монументальный ковчег
Кангранде I делла Скала. Саркофаг веронского лорда расположен внутри
арки-трилистника, а на его крыше доминирует конная статуя принца,
работа, приписываемая Джованни ди Риджино и считающаяся шедевром
четырнадцатого века. Колокольня квадратной формы установлена на
главной апсиде и закрыта сверху колокольней со многостворчатыми окнами,
разделенными небольшими колоннами с трапециевидными капителями,
увенчанными счетами; келья, в свою очередь, увенчана конической
терракотовой крышей и четырьмя вершинами по углам.
Здание имеет
план типа базилики с тремя нефами, разделенными двумя рядами по пять
колонн, характеризующихся капителями различной формы, которые
повторяются попарно: лишенные животных или растительных украшений, они
похожи на большие кубы, сужающиеся книзу и увенчанные разновидность
пульвинуса. Три нефа заканчиваются последним пролетом, приподнятым на
две ступени и защищенным балюстрадой, каждая из которых заканчивается
полукруглой апсидой, центральная из которых больше. Центральный неф
перекрыт тремя большими ребристыми крестовыми сводами, боковые нефы —
крестовыми сводами, акцентированными опущенными арками, а три апсиды
закрыты полусферическими колпаками.
Внутреннее пространство
особенно выразительно благодаря выразительности романской фактуры стен и
слабости естественного света, проникающего через узкие щели,
открывающиеся по бокам малых нефов. Среди представленных произведений
искусства мы упоминаем запрестольный образ главного алтаря, изображающий
Представление Иисуса в храме, приписываемый Антонио Джароле.